РИТЕЙЛ - ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Крупнейший по количеству торговых точек российский ритейлер - краснодарский «Магнит» (более 6 тыс. торговых точек в России, около 30 в РТ) - в настоящее время регистрирует в «Роспатенте» собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго». При этом она уже действует на рынке электроэнергии.

Создание собственной сбытовой компании предполагает выход на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), статус его субъекта позволяет не только приобретать электроэнергию непосредственно на самом рынке, но и продавать ее другим потребителям с собственными сбытовыми надбавками. А это означает, что на рынке сбыта в Татарстане может появиться еще один (наряду с независимыми сбытовыми компаниями, которых не так уж и много) конкурент ОАО «Татэнергосбыт».

Согласно отчетности ОАО «Магнит» за 2011 год, средний годовой счет по электроэнергии в одном магазине составил 700 - 800 тыс. рублей. Таким образом, по сети стоимость купленной у сторонних поставщиков электроэнергии за 2011 год составила 3,3 - 3,7 млрд. рублей или около 1% товарооборота. Довольно ощутимая относительная величина. Понятно, что своя энергосбытовая компания позволит ежегодно экономить не менее 200 млн. рублей. Но перекроет ли эта экономия содержание самого аппарата энергосбыта и других побочных затрат – вопрос.

УЧЕЛ ЛИ «МАГНИТ» ВСЕ РИСКИ?

В структуре клиентов «Татэнергосбыта» сеть «Магнит» занимает лишь 0,03% к месячному потреблению Татарстана – 420 тыс. киловатт-часов. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил заместитель директора по развитию ОАО «Татэнергосбыт» Марат Минибаев. В компании не озвучили рублевый эквивалент потребления электроэнергии ритейлера. Однако это, хотя и приблизительно, можно вычислить. По данным сбытовой компании, средняя цена электроэнергии для коммерческих потребителей в 2012 году составила 2,21 рубль/кВт·ч. Таким образом, месячное потребление в 420 тыс. кВт·ч ориентировочно обходится «Магниту» в 900 тыс. - 1 млн. рублей или приблизительно в 12 млн. рублей в год. Согласно годовому отчету «Татэнергосбыта» за 2011 год, стоимостное выражение проданной электроэнергии соответствует более 50 млрд. рублей с учетом потерь. На фоне этих цифр затраты сети «Магнит» выглядят смехотворно.

По мнению Минибаева, создание собственного сбыта ритейлера – это часть корпоративной политики компании: «У них много магазинов по всей России, они выбирают свою политику закупок, в том числе и электроэнергии. Мы полагаем, что внутренняя цель «Магнита» – управлять своими ценовыми параметрами по закупке электроэнергии. Потому что регионов много, условия у всех разные. В принципе, это такое событие, укладывающееся в рамки централизации управления бизнесом. Это крупная федеральная сеть, у них серьезные расходы – кондиционеры, холодильники и прочее. Так что понятно, что они хотят управлять своими расходами. Я думаю, что там пока нет какой-то конкретной стратегии по ценовым параметрам, а просто стоит задача: посмотреть, посчитать, насколько они могут сэкономить. В настоящее время «МагнитЭнерго» покупает у нас электроэнергию на розничном рынке». Минибаев полагает, что со временем «МагнитЭнерго» все же планирует выйти на оптовый рынок, иначе зачем было создавать свою сбытовую компанию? С другой стороны, чтобы выйти на ОРЭМ, необходимо решить множество задач, требующих больших вложений.

Однако, судя по настойчивому желанию уйти в самостоятельное плавание по энергетическому морю, «Магнит» просчитал все предполагаемые расходы. Но учел ли он такой существенный риск, как возможная смена правил игры? «Для компании риск заключается лишь в одном, что государство кардинально поменяет правила игры в отрасли. И иметь собственные сбыты потребителям запретят, или же государство целиком и полностью вновь возьмет отрасль под свой контроль и само будет устанавливать цены, - предполагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Что касается других игроков, то вряд ли они станут создавать подобные структуры, скорее всего, они будут искать другие способы сэкономить на электроэнергии». Это косвенно подтвердил еще один крупнейший игрок ритейла X5 Retail Group. В пресс-службе компании отказались комментировать действия конкурентов, но в то же время сообщили, что в планы группы не входит отвлечение ресурсов на организацию непрофильного актива.

ЖАЛКО ТЕРЯТЬ ТАКОГО ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО КЛИЕНТА

Да, уход «Магнита» на собственный сбыт не повлияет на баланс сил внутри энергетического поля республики, но репутационные риски для гарантирующего поставщика в данном случае исключить нельзя. «Дело в том, что на фоне общего полезного отпуска электроэнергии - а это более 20 миллиардов киловатт-часов - присутствие сбытовой компании «МагнитЭнерго» никакого влияния не окажет, - высказал свою точку зрения газете «БИЗНЕС Online» директор татарстанского филиала компании «РусЭнергоСбыт» Олег Зверев. – Второй момент: магазины шаговой доступности не подлежат выводу на оптовый рынок. То есть эта сбытовая компания будет приобретать электроэнергию на рознице у гарантирующего поставщика. Единственное, большой гипермаркет в Елабуге попадает под критерий субъекта оптового рынка, это наш потребитель».

По мнению Зверева, в такой ситуации определить механизм экономии сложно. Вероятно, что создание собственного сбыта предполагает упрощение корпоративного взаимоотношения с энергетиками: «Что можно ожидать от создания сбытовой компании – это введения единого договора для всех магазинов «Магнит» в республике, чтобы каждый магазин не занимался самостоятельным заключением договоров».

По словам заместителя генерального директора ОАО «Генерирующая компания» - директора по работе на ОРЭ Владимира Прыткова, в части генерации с уходом «Магнита» ничего не нарушится, поскольку фактическое потребление магазинов сети небольшое. Однако, как полагает Прытков, «Татэнергосбыт» уже потерял некоторых своих крупных клиентов, и факт создания сбытовой компании у ритейлера должен коллег насторожить: «Жалко терять такого платежеспособного клиента, как «Магнит».

С другой стороны, эксперт считает, что у непрофильного бизнеса, каким и будет для «Магнита» сбытовая компания, имеются существенные риски. Во-первых, это жесткие требования для входа на оптовый рынок электроэнергии, в том числе по обеспеченности современными системами технического учета потребляемого ресурса, что требует серьезных вложений. Естественно, необходимы профессиональные кадры, способные четко регулировать всю схему, что также потянет отвлечение средств. «Они могут выиграть на сбытовой надбавке в том случае, если выйдут на оптовый рынок. Сетевая составляющая у них останется неизменной. Но экономия получится при условии, что «Магнит» сможет правильно спрогнозировать свое потребление, чтобы не уйти на балансирующий рынок», - пояснил Прытков.

И второй риск – это своевременная оплата на оптовом рынке: если компания пропустит два расчетных платежа, то может лишиться статуса гарантирующего поставщика. Прытков привел пример банкротства крупного холдинга (в его состав входит 6 сбытов) «Энергострим», который в январе из-за долгов был лишен статуса гарантирующего поставщика. Если «МагнитЭнерго» не сможет выполнять свои обязательства на оптовом рынке, ему придется вернуться в лоно гарантирующего поставщика. Впрочем, пока рассуждать на эту тему рано, поскольку в Татарстане «МагнитЭнерго» покупает энергоресурс на розничном рынке у гарантирующего поставщика – «Татэнергосбыта».

ПРАВИЛА ИГРЫ ИЗМЕНИЛИСЬ В ПОЛЬЗУ КРУПНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Отметим, что тенденция ухода предприятий на оптовый рынок, в обход поставщиков электроэнергии, наметилась давно. «Распаковка» оптового рынка стартовала летом прошлого года: с 1 июля 2012 года выйти на ОРЭМ получили право потребители, имеющие прогнозно-балансовое решения. В результате на оптовый рынок ушли такие крупные потребители, как «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «ПОЗиС», задумываются о смене сбытовой организации на КМПО. Отметим, что существовавший до 2013 года расчет сбытовой надбавки (а она одна из составляющих цены электроэнергии), который базировался на объемах потребления, более всего не устраивал крупных потребителей.

«Такое движение есть, - подтвердил наличие тренда Минибаев. – Что касается нашей компании, мы гарантирующий поставщик, то есть мы рассчитываем всех потребителей по одному и тому же принципу. Отмечу, что у нас сбытовая надбавка одна из самых низких в регионе». По словам замдиректора «Татэнергосбыта», правила игры уже изменились в пользу крупных потребителей – потенциальных субъектов оптового рынка: «В этом году мы начали рассчитывать потребителей по норме доходности. И, соответственно, сейчас на каждого потребителя приходится часть наших расходов пропорционально его мощности, что предполагает нам предлагать более приемлемые условия для крупных потребителей. А это те потребители, которые могут стать субъектами ОРЭМ». Эффективность новой схемы предприятия смогут определить уже в ближайшее время, когда начнутся расчеты с гарантирующим поставщиком.

Однако нарастание конкурентного преимущества гарантирующего поставщика может пойти не так быстро, как хотелось бы. И в ближайшее время «Татэнергосбыту», по всей видимости, предстоит срочно принять кардинальные меры и найти собственную новую модель взаимодействия с крупными потребителями.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает такое решение «Магнита» вполне логичным и ожидаемым: «После реформы энергетики уже прошло несколько лет, и весь рынок, отрасль менялись все эти годы. Наряду с изменениями в отрасли кардинально менялось и отношение потребителей к самой энергетике, менялись взаимоотношения с поставщиками электроэнергии. Почти сразу после реформы многие крупные потребители стали оптимизировать свою деятельность с целью существенно сэкономить на оплате электричества и тепла. Задолго до объявления государством курса на энергоэффективность и повышение энергосбережения крупные потребители стали менять устаревшее энергоемкое оборудование, внедряли различные меры экономии электричества и тепла». Именно эти изменения стали катализатором появления собственных сбытовых структур у крупных потребителей, создания ими собственных генерирующих мощностей, которые не только обеспечивали их собственные потребности, но и позволяли зарабатывать на этом, продавая электричество и тепло сторонним потребителям, полагает эксперт. По мнению Баранова, с учетом количества магазинов у «Магнита» создание собственной сбытовой структуры поможет компании серьезно сэкономить, «так как теперь электроэнергия будет закупаться у производителей напрямую в больших объемах и напрямую доставляться в торговые точки сети. При условии, что средняя российская сбытовая наценка составляет в среднем 3 - 5 процентов, экономия у компании может получиться весьма внушительной и составить несколько десятков миллионов рублей».

Эксперт также отметил, что создание собственной сбытовой компании у ритейла – уникальное событие: «Действительно, если раньше собственные сбытовые компании создавали, как правило, промышленные предприятия, процесс создания которых ускорился с либерализацией рынка и прекращением регулирования цен для юридических лиц, то в ритейле это пионер, первопроходец».