444.jpg
 

ПУТЬ ОТ ПЕТРА I ДО ЕКАТЕРИНЫ II

Участники секции собрались в белом зале Казанской ратуши, и было их, увы, немного. В основном пришли сотрудники музеев. Небольшое количество участников секции вызывало сожаление потому, что разговор был полезным прежде всего именно для музейщиков, ведь им в первую очередь надо учиться выстаивать отношения с коллекционерами и крупными бизнесменами, которые могут оказать реальную помощь нашим не очень богатым музеям.

Модератор секции искусствовед Михаил Яо - директор международного института антиквариата, представил главного докладчика - одного из самых известных российских искусствоведов, профессора, доктора искусствоведения, ведущего специалиста в области старых мастеров Пушкинского музея Вадима Садкова.

Прежде чем рассказать о нынешнем рынке антиквариата, Садков напомнил, что первым собирателем на Руси стал император Петр I, именно он привез в Россию полотна Рембрандта. Традиция эта была подхвачена российскими императорами и прерывалась только при советской власти.

После 1991 года в стране снова проснулся интерес к собирательству, да и возможности появились. За 20 лет, по словам Садкова, Россия в деле коллекционирования проделала тот путь, что прошла в свое время страна за период от правления Петра Первого до царствования Екатерины II. И если Петр Великий собирал предметы изящного искусства ради украшения интерьера, что само по себе в те времена уже было прорывом, то Екатерина Вторая уже коллекционировала именно шедевры. И это поднимало статус России. Примерами для императрицы были Фридрих Прусский и Август Саксонский с их страстью к коллекционированию шедевров. Еще бы: одна «Сикстинская Мадонна» всегда была предметом зависти и примером того, что монархи могут не только воевать, но и оставлять после себя выдающиеся коллекции с великими полотнами, которыми потом будет гордиться нация. Впрочем, так же случилось и с Лувром.

ПОБОЛЬШЕ И ПОДЕШЕВЛЕ

Когда мода на коллекционирование вернулась в современную Россию, расцвел рынок антиквариата, и главным стало - не попасться на удочку к мошенникам. Ловкие дельцы покупали на третьестепенных европейских аукционах предметы изящного искусства за $3 - 7 тыс., а перепродавали в России за $12 - 15 тыс., пользуясь неосведомленностью многих коллекционеров.

- Антиквариат везли так, как везли к нам в свое время подержанные машины: побольше и подешевле, - нашел сравнение Садков.

Но время прошло, и коллекционеры, насытившись, стали разбираться в подлинности покупаемых предметов, их стала волновать сохранность предмета искусства, количество наличия на рынке произведений того или иного художника. Взоры обратились к таким аукционам, как «Сотбис» и «Кристи». В свою очередь сотрудники этих аукционов, которые проводятся раз в полгода, стали работать с потенциальными российскими клиентами еще задолго до торгов, проводя в России, в одной из немногих стран, превью. Москва вошла в список топовых городов, к которым со стороны сотрудников аукционных домов проявляется особое внимание.

2222.jpg
 

На аукционах, по словам профессора Садкова, иногда происходят вещи, на первый взгляд, парадоксальные, но в действительности характеризующие сейчас возросший уровень требовательности покупателей. Например, не так давно картина Боттичелли ушла на торгах гораздо дешевле, чем работа не очень известного художника. В чем же дело? Работа Боттичелли была безнадежно загублена реставраторами, тогда как второе полотно, во-первых, было в хорошей сохранности, во-вторых, произведений этого автора, хоть он и не входит в топ, не так уж много на рынке.

В результате Боттичелли был оценен в $10 млн., а его нетитулованный коллега – в $16 млн. «Рынок перестал покупаться на имена, ему нужно качество», - подвел итог этой истории Садков. Он привел еще несколько аналогичных примеров, отметив, что все картины, о которых рассказал, были куплены коллекционерами из России.

- Возможно, висят где-то на Рублевке или в Эрмитаже, - пошутил профессор. 

Вообще же, специалист предостерег, что появляться на крупных аукционах новичкам небезопасно: или вообще ничего не купите, или обработают так, что выложите круглую сумму за работу, которая столько не стоит. Аукцион – для дилеров и профессионалов. По мнению Садкова, конечно, можно гнаться за именами и платить за полотно сумму с шестью нулями, но можно и коллекционировать работы тех авторов, которых нет в России. Кстати, при коллекционировании «имен» выше риски нарваться на подделку, и об этом тоже стоит помнить коллекционерам.

Садков высоко оценил ту коллекцию, которую собрал Международный институт антиквариата инвестиционной группы ASG. По его словам, похвально, что Алексей Семин начал коллекционировать не иконы, не авангард, а качественное западноевропейское искусство, старых мастеров. В этом видны и определенные эстетические критерии, и трезвый расчет, ведь такое искусство никогда не выходит из моды.

- В составлении коллекции есть небольшие просчеты, но это не главное. Коллекция в основном формируется на небольших аукционах во Франции, и в этом есть свой плюс: в Казань привезено очень много редко попадающих к нам мастеров, - отметил Садков.

А Яо уточнил: сейчас в коллекции Международного института антиквариата 500 живописных полотен, 1500 предметов мебели и 400 часов. И эта коллекция – одно из украшений Казани, ведь посмотреть ее могут все желающие, надо только предварительно записаться.

33.jpg
 

Кстати, Семин вовсе не противопоставляет свою коллекцию музею ИЗО РТ и хотел бы сотрудничать с главным художественным музеем республики. Эти коллекции дополняют друг друга.

- Часто государственные музеи и частые галереи находятся в непосредственной близости друг от друга и вовсе не конкурируют. Я видел в мире много таких примеров, - заметил  Садков.

ПО СТОПАМ АНДРЕЯ ЛИХАЧЕВА

Именно о сотрудничестве коллекционеров и государственных музеев говорила во время работы секции кандидат искусствоведения Ольга Улемнова. Она напомнила, что основа государственного музея ИЗО – коллекция нашего земляка Андрея Лихачева, подаренная городу его братом. Она сейчас доступна всем. Коллекция Семина также доступна зрителям, и в этом их общность.

Улемнова рассказала, что музей ИЗО с 2004 года сотрудничает с частными галереями. Например, с московской галереей «Арт-диваж» и ее владельцем Ильдаром Галеевым - в прошлом крупным бизнесменом, ушедшим в арт-бизнес. И сотрудничество это полезно обеим сторонам.

Так, при содействии галереи «Арт-диваж» в 2004 году в Москве была проведена выставка полотен Николая Фешина из казанской коллекции, до этого Фешин выставлялся в Москве в 1976 году. На выставку в Первопрестольной были очереди. Затем Фешин выставлялся в Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотое кольцо». Интерес к этому художнику в мире начал возрастать, что сказалось на аукционной стоимости его работ. Одно из полотен в 2011 году было продано за $11 млн. До этой новой волны интереса к творчеству Фешина продаж подобного уровня не наблюдалось. 

Еще один проект, который был осуществлен совместно с Галеевым, - это выставка казанского авангарда 20-х годов прошлого века «Архумас» в Москве. В ее ходе галерея Галеева помогла отреставрировать многие работы казанских авангардистов, те, что с 30-х годов прошлого века лежали в хранилище без подрамников.

Есть еще положительный  опыт сотрудничества с коммерческой структурой. У музея - хорошие партнерские отношения с Альфа-банком. В помещении этого банка проводились несколько однодневных выставок графики Фешина, в результате банкиры помогли выпустить каталог. Они же помогли отреставрировать в институте им. Грабаря полотна Ивана Шишкина. К зрителям вернулись картины «В лесу» и «Вечер в сосновом лесу».

attach.jpg
 

Успешным оказалось сотрудничество музея и фонда поддержки культурных и научных инициатив им. Марджани. К 125-летию Габдуллы Тукая фонд помог осуществить любопытный  проект: 125 художников из Казани, Москвы и Уфы представили свое видение стихов Тукая.

- Может быть, учитывая ваше хорошее сотрудничество с представителями коммерческих структур, нам попробовать сделать совместную выставку голландских мастеров? Ведь подобные работы есть и в нашей, и в вашей коллекциях, – предложил Яо.

И предложение это, судя по реакции присутствующих, не выглядело фантастичным.

«МЫ ОТКРОЕМСЯ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА»

У Международного института антиквариата один минус – он находится далеко от центра. Есть ли надежды у зрителей, что замечательная коллекция переедет в центр Казани? С этим вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к Яо.

лоло.jpg
 

- Мы планируем переезд на улицу Карла Маркса, 17. Это здание XVIII века, там располагалось  адмиралтейство. Последнее время там находился кардиологический центр. Думаю, что на реставрацию помещения, выстраивание экспозиции уйдет года два, - рассказал Михаил Константинович.

- Не могли бы вы хотя бы приблизительно оценить стоимость коллекции, которой владеет Алексей Семин?

- В таких случаях искусствоведы обычно встают в позу и говорят: она бесценна!

- Но всему есть цена. 

- Есть. Я могу сказать так: в год на приобретение экспонатов тратится несколько миллионов евро. В течение года к нам проходят несколько фур, груженных антиквариатом. Это мебель, это часы, это живопись и много чего другого. 

Читайте также:

Рустам Минниханов: «Долг каждого – исправить  свои ошибки…»

«Рояль в  кустах» от Алексея Семина