3.jpg
Ильсур Метшин: "Все там будем, и дай Бог, чтобы это было в глубокой старости, в здравии… Не хотелось бы это обсуждать, но вопрос захоронения наших граждан – это вопрос уважения к самим себе, к нашему старшему поколению"

ВОПРОС С КРЕМАТОРИЕМ «ГОРИТ»: ВСКОРЕ ХОРОНИТЬ БУДЕТ НЕГДЕ

Сегодня на внеочередной сессии Казгордумы депутаты рассматривали не самый оптимистичный, но жизненно важный вопрос о том, как и где хоронить усопших казанцев. Выступая перед депутатами, начальник управления по организации ритуальных услуг исполкома Казани Марат Ишкин рассказал о предлагаемых решениях.

Для начала он напомнил текущую ситуацию. Вопрос с кладбищами власти столицы республики пытаются решить на протяжении последних 7 лет. В Казани в среднем, несмотря на снижение смертности в последние годы, в мир иной уходят около 14 тыс. человек в год, то есть примерно по 40 человек в день. Около 9 тыс. из них хоронят в Казани, остальных родственники везут в другие районы РТ или за пределы республики. В столице Татарстана – 29 кладбищ общей площадью свыше 280 га, однако для регулярных захоронений открыты только два – в Юдино и Киндери. Еще на двух разрешены родственные захоронения. Свободные площади стремительно уменьшаются – сейчас свободно лишь около 1% земель, и через три года найти последнее пристанище для почивших родственников будет просто невозможно.

Мало того, на текущее содержание кладбищ, к примеру, в прошлом году было выделено всего лишь 15,9 млн. рублей. Ишкин отметил, что некрополи удается поддерживать в удовлетворительном состоянии, однако признал, что они нуждаются в капитальном ремонте. Заваленные старыми деревьями кладбища, мусор, дыры в заборе, а то и полное отсутствие ограждения – современный вид кладбищ третьей столицы России.

ishkin-marat-kazan.jpg
Марат Ишкин отметил, что некрополи удается поддерживать в удовлетворительном состоянии, однако они нуждаются в капитальном ремонте

Поэтому сегодня на сессии Казгордума в первую очередь приняла программу благоустройства уже существующих кладбищ на 2013 - 2017 годы. Согласно документу, на капремонт, благоустройство дорожек, обустройство мусорных площадок, строительство объектов инфраструктуры, организацию ограждения, обновление воинских монументов (а в Казани захоронено свыше почти 6 тыс. военнослужащих, умерших в госпиталях во время Великой Отечественной войны) будет направлено около 308 млн. рублей. Почти 200 млн. будет выделено из бюджета РТ, еще 108 млн. рублей найдет казанская казна.

ПУТИН КАЗАНИ НЕ ПОМОГ: ЗЕМЛИ ВЫДЕЛИЛ «ТАТСПИРТПРОМ»

Впрочем, самый острый вопрос – отсутствие новых кладбищенских участков. Как пояснил депутатам член постоянной комиссии по градостроительству Казгордумы Сергей Кондратьев, к землям для организации новых некрополей предъявляются серьезнейшие санитарные требования. Мало того, что однажды выделенный под кладбище участок больше никогда не может быть использован под что-то иное, кладбище площадью от 20 до 40 га - а меньше Казани, увы, не надо - должно иметь санитарно-защитную зону в 500 метров. Жесткие ограничения по отдаленности территории приводят к необходимости отводить их за пределами крупных городов.

Проблема кладбищ в столице республики обсуждается с 2006 года, однако до сих пор с места она не двигалась. Владельцы подходящих земельных участков по понятным причинам не горели желанием расстаться с ними. Были надежды на добрую волю КМПО, а также на земли минобороны – и соответствующее обращение даже направили президенту РФ Владимиру Путину.

Но в итоге, благодаря поддержке президента РТ Рустама Минниханова, земли нашли у «Татспиртпрома» - компания отказалась от участка в 86 га близ деревни Званка Кощаковского сельского поселения в Пестречинском районе. Эта земля находится рядом с трассой М7, что обеспечивает хорошую транспортную доступность не только для казанцев, но и для всех желающих из ближайших к Казани регионов. Что ж, похоже, путь обкатанный на Алексее Семине при поиске земель для многодетных семей, постепенно становится универсальным. Что получил «Татспиртпром» взамен, помимо благодарности, осталось за кадром обсуждения.

kondratjev.jpg
Сергей Кондратьев объяснил, что к землям для организации новых некрополей предъявляются серьезнейшие санитарные требования

Заказчиком строительства выступит минстрой РТ. Как пояснил замминистра Алексей Фролов, сейчас уже завершено межевание участка, исполком Пестречинского района согласовал место размещения некрополя, а Татгражданпроект приступил к проектированию. На эти цели выделено 9,5 млн. рублей.

Но самое главное, что кроме двух кладбищ - православного и мусульманского - здесь разместится крематорий, а это давняя мечта городских властей. Ближайший к республике крематорий находится в Москве, еще один – в Екатеринбурге.

- Как бы нам всем ни хотелось это отсрочить и отменить, но это наш с вами будущий общий дом, поэтому прошу с вниманием отнестись к этому вопросу, - несколько мрачновато, но верно призвал депутатов Кондратьев.

- Председатель постоянной комиссии мог бы добавить, что торопиться в этот дом не стоит, нам бы вместе поработать еще! – отшутился мэр Казани Ильсур Метшин под поднявшийся в зале гул. – Трудно не согласиться с Сергеем Витальевичем, все там будем, и дай Бог, чтобы это было в глубокой старости, в здравии, и так далее… Не хотелось бы это обсуждать сегодня. Но вопрос захоронения наших граждан – это вопрос уважения к самим себе, к нашему старшему поколению…

НА НОВЫЙ НЕКРОПОЛЬ С КРЕМАТОРИЕМ ПОНАДОБИТСЯ ОТ 350 ДО 550 МЛН. РУБЛЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА РТ

После заседания Ишкин пояснил журналистам, что новый некрополь планируется построить до конца 2014 года, на то есть воля и президента республики Рустама Минниханова, и соответствующие документы подписал премьер-министр Ильдар Халиков. Напомним, что Халиков является также председателем совета директоров ОАО «Татспиртпром».

По словам Ишкина, на строительство некрополя с крематорием, со всей необходимой инфраструктурой – подъездными путями, дорогами, административно-бытовыми корпусами, стоянкой, туалетами и двумя общественными кладбищами – может понадобиться от 350 до 550 млн. рублей, в зависимости от проекта.

==video1224==

Две печи, как рассказал Ишкин корреспонденту «БИЗНЕС Online», могут быть поставлены чешской компанией TABO в течение полугода. 60% печей российских крематориев поставлены чехами. Сами печи стоят около 30 млн. рублей, они способны поддерживать необходимую температуру горения – кремация осуществляется при температуре до 900 градусов в течение от одного до двух часов, на это уходит в среднем около 30 кубометров газа. После чего прах усопшего можно будет захоронить в колумбарии некрополя либо на любом существующем кладбище – много места для этого не понадобится… Стоимость крематория вместе с прощальными залами Ишкин оценивает в 55 - 60 млн. рублей. Стоимость же услуг вряд ли будет как-то отличаться от стоимости ритуальных услуг при обычном захоронении. А спрос на них есть.

- В Казани есть один человек, который кремировал всех родственников и устроил колумбарий на участке у своего дома – по понятным причинам называть его не буду, - привел пример Ишкин. – Спрос на подобные услуги в других регионах, например, в Екатеринбурге, доходит до 64 процентов, в Москве – до 60 процентов. В последнее время в приемную мэра Казани идет поток обращений и от наших граждан, мы анализировали, проводили опрос – до 40 процентов говорят, что они не против крематория, хотя пока не уверены, что воспользовались бы его услугами. Мы ни в коем случае не рекламируем эти услуги – просто они необходимы многим и наконец появятся в Казани.

Помимо собственно граждан Татарстана, воспользоваться услугами крематория смогут и все желающие из близлежащих регионов. Кроме того, довольно много усопших приходится везти и за границу, хотя родственники постоянно заявляют о своем желании их кремировать. Стоимость доставки «груза-200», скажем, во Вьетнам или Камбоджу доходит до 200 - 300 тысяч рублей.

«В РОССИИ СТОЛЬКО ЗЕМЛИ! ЭТО ЖЕ НЕ ЯПОНИЯ…»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты полагают, что спрос на услуги крематория в Татарстане все-таки будет невелик. Сказываются религиозные традиции – и православие, и ислам однозначно предписывают предавать тела усопших земле.

Сергей Морозов - руководитель ритуальных услуг «ИП Морозов»:

- Во-первых, кремация близка католикам, а у нас в республике - православие и ислам. Истинные православные и мусульмане точно не будут кремировать. Бабушки и дедушки будут говорить, что «это нехорошо» и «так нельзя»…

Во-вторых, мы много лет работаем по всему Татарстану, отвозим и привозим покойников на родину. И крематорий заказывают очень редко. В Москве кремация стоит около 10 тысяч рублей. Транспортировка тела в столицу обойдется в 30 тысяч рублей, причем землю на кладбище покупать не нужно. В принципе для тех, кто заказывает кремацию, эта услуга доступна.

Места на кладбищах есть всегда, это я говорю как человек с этим близко столкнувшийся. К тому же, если есть семейное захоронение, то спустя 15 или 20 лет на этом месте можно хоронить родственника. Коренные горожане могут хоронить родных в городе. Кто-то уже купил место. На Сухой реке и на других кладбищах есть VIP-места, которые также покупают заранее. Стоят они 45 тысяч рублей за место на двоих. Много есть различных вариантов.

Есть действующее кладбище в Киндери, о нем позитивные отзывы. Сейчас у многих есть автомобиль и проехать 20 минут по трассе М7 – не проблема. Не обязательно класть всех в кремлевскую стену. Юдинское кладбище расширили, в поселке Мирном есть места, открыли частное мусульманское кладбище.

Отец Диогенес Уркиза - настоятель казанского храма Воздвижения Святого Креста:

- В каноническом законе католической церкви нет конкретных запретов на кремацию. Но, безусловно, что повсеместно стараются к ней не прибегать. Я бы сказал, что люди предпочитают традиционные способы захоронения, потому что даже в молитвенниках нет текстов для обряда в крематориях. Отпевание в крематории не предусмотрено.

Казанские кладбища переполнены? Неужели в России нет места для достойного захоронения человека? Здесь столько земли, это же не Япония!

Марат Харисов - руководитель «АльфаМед»:

- Крематорий – это современный подход, но в этих вопросах я очень консервативен. Есть дни в году, когда люди приходят на кладбище и ухаживают за могилами умерших. Крематорий полностью стирает с лица земли воспоминание о человеке. Животных еще можно кремировать, но людей - нет.

Денис Осокин - российский прозаик и сценарист:

- Я лично давний сторонник кремации - это видно по всей моей литературе. Каждый большой уважающий себя и своих граждан город должен иметь крематорий. У меня, например, есть рассказ "Столицы". Мы видим единственный повод проживать в больших городах, в столицах - наличие в них крематория. В Уржуме и в Летней Золотице крематориев нет. Точно так же традиция хоронить в гробах – единственный повод для эмиграции из России. Это, конечно, художественная литература, а не жизненная позиция и не инструкция к действию! Но смысл послания в том, что у человека всегда должна быть возможность исчезнуть через огонь, а не пугать собой землю и тех, кто остался на земле.