15.jpg

«КОЛИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНО»

- Эдвард Юнусович, поступило немало вопросов о качестве обучения, один из них такой: «Более 10 тысяч студентов КГЭУ - это оправдано и востребовано? Может быть, меньше, но качественно готовить? Когда оканчивали в 1981 году Казанский филиал МЭИ, было две специальности - инженер-электрик и инженер-теплотехник...» (Шамиль Валеев)

- Если вспомнить историю, в 1968 году, когда был создан Казанский филиал Московского энергетического института, было набрано две группы по 150 человек - всего обучались 300 студентов. Но за прошедшие 45 лет многое изменилось, в первую очередь – сама энергосистема, предъявляемые требования, появились новые направления, по которым надо готовить специалистов. Приведу такой пример: когда я в 1988 году начал работать в электрических сетях Высокогорского района, из 68 сотрудников только два человека были с высшим образованием.

- Тогда этого было достаточно?

- Тогда было достаточно, и никто вопрос о высшем образовании не ставил – хватало среднего профессионального. Да и со средним мы не могли людей найти. Честно говоря, престижа у этой профессии тогда не было – ни по оплате, ни по условиям работы. Но со временем условия меняются к лучшему, а требования ужесточаются.

Что касается соотношения количества студентов и качества образования, то, считаю, у нас сегодня оптимальный вариант - порядка 10 тысяч студентов. И не надо забывать, что в Казани открывался филиал МЭИ для обеспечения специалистами только нашей республики, а сегодня мы их готовим и для других регионов России, прежде всего для Поволжья и Урала, а также для стран СНГ и дальнего зарубежья. Сегодня в России сохранилось всего лишь три специализированных энергетических вуза – Московский, Ивановский и Казанский энергоуниверситеты. А если человек уезжает учиться в Москву, то оттуда уже не возвращается…

Обучение у нас осуществляется по 17 направлениям подготовки и 34 профилям в рамках данных направлений. И год от года потребность в высококвалифицированных кадрах для энергетической отрасли только возрастает. Так что расширение спектра направлений подготовки и количества студентов связано с объективными причинами и с потребностью отрасли в кадрах с различной квалификацией.

- А в мире есть чисто энергетические вузы?

- Нет, там есть только энергетические факультеты в политехнических вузах.

«ЛИКВИДИРОВАЛИ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

- Выходит, вы являетесь ректором одного из трех энергетических вузов мира! Какой из трех энергетических вузов самый крупный по величине?

- Самый крупный, конечно, московский, а казанский – второй. Хочу привести факт истории, ведь немногие, думаю, знают, что энергетический институт был создан в Татарии в 1930 году, как в Москве и Иваново. Но через три года институт в Казани закрыли, ректоров репрессировали – первого расстреляли, второго сослали. А студентов отослали доучиваться в Ивановский энергоинститут. Если бы наш институт сохранился с 1930 года, то, бесспорно, сегодня он был бы крупнейшим.

И началась новая история вуза: в 1968 году – филиал МЭИ, 1999 – самостоятельный институт, с 2000 года – университет. Меня, как и многих практиков отрасли, смущал тот факт, что наш вуз в постперестроечное время начал готовить специалистов по непрофильным профессиям. И в этом году мы ликвидировали непрофильное подразделение - институт социальных отношений.

3.jpg

- Наверное, технические вузы создавали непрофильные гуманитарные направления обучения не от хорошей жизни?

- Конечно, этот шаг сыграл свою роль для выживания вузов в трудные времена. Думаю, что только за счет привлечения внебюджетных средств многие вузы выжили. Но сейчас ситуация изменилась – и экономика стала более устойчивой, и динамика развития энергетики идет опережающими темпами. И недаром президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что энергетика - это локомотив нашей экономики. Без опережающего развития энергетики нет будущего.

- Сколько студентов обучалось в вашем институте социальных отношений?

- Последние два года прием студентов в этот институт уже не осуществлялся, а раньше там учились порядка 15 процентов от общего количества студентов.

- Кого готовили в этом институте?

- Специалистов по документоведению, архивариусов, историков. В 1990-е годы эти специальности были востребованы. Но, конечно, это была и дань моде. Сейчас мы считаем, что специалистов по гуманитарным специальностям должны готовить профильные вузы.

- А куда преподаватели делись после ликвидации института?

- Во-первых, в последнее время никто не принимался на место уволившихся. Во-вторых, некоторые кафедры мы объединили. Считаю, к этому вопросу мы подошли по-человечески, потому что это социальный фактор. Любая единица штата - это живой человек, который нельзя уничтожить как какой-то станок.

- Преподавателей жалеете, а кто пожалеет студентов, которые плохо обучались по непрофильной для вуза специальности? Ведь речь идет о человеческих судьбах…

- Обучение студентов проводилось в соответствии с государственными образовательными стандартами, и все образовательные программы аккредитованы Рособрнадзором. Однако уровень восприятия информации индивидуален. Поэтому, как и в любом другом вузе, у нас были и есть как сильные студенты – победители и призеры различных грантов, конкурсов, олимпиад, так и слабые, усваивающие только необходимый минимум знаний.

«ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ УСТРАИВАЮТСЯ ДО 87 ПРОЦЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ»

- Вы анализируете, насколько востребованы ваши выпускники, все ли они работают по энергетическим специальностям?

- По вопросам трудоустройства выпускников мы создали специальный центр. Можно сказать, что в этом плане у нас сегодня проблем нет - по специальности устраиваются до 87 процентов выпускников КГЭУ. Но есть вопросы по выходу за пределы нашего региона - в Поволжский и Уральский федеральные округи для того, чтобы повысить конкурс в нашем вузе.

11.jpg

- Какой конкурс в ваш вуз? Довольны ли вы качеством подготовки абитуриентов? (Ирина Антонова)

- В 2012 году конкурс при поступлении в университет по очной форме обучения составил 4,29 человека на место, по очно-заочной форме – 4,02, по заочной - 1,73. А с учетом того, что абитуриенты подают свои документы сразу в несколько вузов, реальный конкурс был, думаю, три человека на место. И нам хотелось бы, конечно, чтобы к нам приходили абитуриенты с более высоким уровнем подготовки по физике и математике.

Надо отметить, в других регионах очень много желающих поступить в наш вуз, особенно в Башкирии. В 2009 - 2010 годах Башкирэнерго выделило 45 миллионов рублей на долевое строительство общежития, за что мы им благодарны. Сегодня полтора этажа общежития отведено для башкирских студентов, а всего в КГЭУ учится порядка 1 тысячи человек из Башкирии.

- Сколько всего учится из других регионов?

- Из других регионов учится около 30 процентов всех обучающихся.

- А сколько учится казанцев?

- В основном у нас учатся из районов и других городов республики, а казанцев – порядка 30 процентов от числа обучающихся у нас татарстанцев.

17 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В КГЭУ

- Какой был средний проходной балл в разрезе факультетов в 2012 году? Будет ли прием абитуриентов в 2013 году? (Наиля)

- Средний балл считается по направлениям подготовки в вузе. По основным реализуемым направлениям в КГЭУ средний балл был такой: электроэнергетика и электротехника – 191, теплоэнергетика и теплотехника – 178, управление в технических системах – 173, информатика и вычислительная техника – 171, электроника и наноэлектроника – 171. Средний балл ЕГЭ зачисленных в 2012 году увеличился в среднем на 0,5 процента по сравнению с 2011 годом и равен 179,3 балла.

В 2013 году прием абитуриентов, конечно, состоится. Перечень вступительных экзаменов и правила приема будут выставлены на официальном сайте КГЭУ с 1 февраля. Кроме этого мы приглашаем всех желающих принять участие в Дне открытых дверей 17 февраля 2013 года. Хочу обратить внимание, что для поступления в наш вуз на технические специальности необходимо предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам: физика, математика, русский язык.

5.jpg

- Если вам звонят и просят «устроить» человека в вуз, как вы реагируете?

- Я к этому отношусь отрицательно, поэтому сразу договорился с энергетическими предприятиями, чтобы таких просьб не поступало. При приеме играют роль только результаты ЕГЭ. К тому же, можно учиться и на платном отделении.

- Как считаете, люди осознанно идут в ваш вуз?

- Мотивы разные, но в энергетике династии – очень распространенное явление. Сегодня, например, работавшие со мной в энергетике люди по телефону проверяют, как учатся у нас их дети и внуки.

«ПО ЗАКАЗУ ПРЕДПРИЯТИЯ МОЖЕМ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОГРАММУ»

- Промышленники часто жалуются, что вузы плохо готовят специалистов - не тех и не так. У КГЭУ есть партнеры среди промпредприятий, с которыми вы ведете планомерную совместную работу по подготовке кадров для них? В чем заключается эта работа? (Оксана Дьяченко)

- С предприятиями мы работаем по целевой подготовке, и таких студентов у нас 15 процентов. По окончании вуза они должны прийти работать на конкретное предприятие.

- За этих студентов предприятие платит?

- Нет, они учатся на бюджете. Помимо этого есть целевая контрактная подготовка, когда предприятие платит за обучение студента и определяет, какой специалист ему нужен, по какой программе его обучать. По заказу и за счет предприятия мы даже можем программу обучения скорректировать. И такой выпускник обязательно возвращается на предприятие.

В прошлом году мы заключили договор на целевую контрактную подготовку специалистов с ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Они, проведя тестирование и собеседование, отобрали для себя студентов. Диспетчер в энергетике, как и в авиации, – это «штучный товар», здесь важны не только знания, но и психология человека, его умение быстро принимать верное решение в критических ситуациях, при этом не поддаваться давлению со стороны начальства. В этом году такую же работу планируем провести и с другими энергетическими компаниями Татарстана, Поволжья и Урала.

В нашей республике на разных уровнях поднимается вопрос об обязательной отработке выпускников на предприятии, если они учились на бюджетные деньги. Сегодня в сельской местности не хватает не только работников сельского хозяйства, но и энергетиков. Очень проблематично направить специалиста с высшим образованием работать в деревню! Приведу такой пример: отец, начальник РЭС, попросил оставить в Казани сына – выпускника КГЭУ. Остался, 7 лет проработал простым электромонтером. Только на 8-й год мастером стал…

«КГЭУ ИНТЕГРИРОВАН В ЭНЕРГОСИСТЕМУ»

- Сколько у вас обучается на бюджетной и платной основе?

- Примерно 50 на 50 процентов.

- А какая при этом средняя зарплата преподавателей?

- В 2012 году нам увеличили бюджет на 15 процентов, что позволило увеличить зарплату профессорско-преподавательскому составу, и она сегодня в среднем составляет 28,4 тысячи рублей. Конечно, это все равно слишком мало. Но, во-первых, должна быть позитивная динамика, цель, и она у нас есть: по словам замминистра образования России Александра Алексеевича Климова, к 2018 году зарплата вузовских преподавателей должна достичь уровня 200 процентов от средней по региону. Конечно, регион региону – рознь, средняя зарплата везде разная, но в Татарстане ставят задачу к этому сроку достичь среднего показателя заработной платы в 46 тысяч рублей. Во-вторых, составляющей частью зарплаты преподавателей должна стать научная и прикладная деятельность – НИОКР, хоздоговорная работа.

- В вашей отрасли наука довольно тесно связана с практикой…

- Мы не только связаны, мы интегрированы в энергосистему! Но, конечно, без соответствующей работы само собой ничего не произойдет.

10.jpg

- А преподаватели настроены на научную работу? Какой средний возраст ППС?

- Средний возраст – 44 года. За последние годы много молодежи осталось в университете. У молодых ученых, в принципе, желание работать есть. И есть возможность заработать – через НИОКР, хоздоговоры. Мало того, есть малые инновационные предприятия, которым сегодня дают налоговые льготы. На сегодняшний день у нас создано пять таких предприятий. Хочется отметить, что по итогам декабрьского конкурса «Старт-1» наше малое инновационное предприятие ООО «Новаст» признано победителем и получило государственную поддержку от фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере РФ.

Доля объема НИОКР прикладного характера в 2012 году по сравнению с 2011 выросла на 24 процента. Доля бюджетного финансирования НИОКР составила 23 процента, из которых 11 процентов получено в рамках российских грантов и 1 процент - в рамках региональных программ.

«СОЗДАЛИ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

- Современный вуз не мыслим без обучения студентов в области современных информационных технологий, требует наличия в вузах высококлассных IT-специалистов. Однако, в КГЭУ, на мой взгляд, обучение в этой области на сегодняшний день весьма удручающее - большинство из преподавателей не имеют специального образования в IT-областях. Будут ли какие-то подвижки в этой области? (Артур Абдулхакимов)

- Проблема такая у нас есть, и мы над ней работаем. Неоднократно вопрос качества обучения по IT-технологиям обсуждался на ректорате, принят ряд решений. Мы создали институт информационных технологий, пригласили специалистов, проводим аттестацию ППС, заведующих кафедр с тем, чтобы повысить профессиональный уровень кадрового потенциала и качество подготовки студентов в области информационных технологий. Перспективы развития экономики и энергетики неразрывно связаны с IT-технологиями, уже сегодня работают цифровые подстанции, «умные» сети и прочее. Актуальной темой на сегодняшний день является и защита энергетических объектов по IT-технологиям.

- Какое направление в КГЭУ вы считаете ведущим? Назовите точки роста университета и приоритеты развития. (Алина Н.)

- Основными направлениями подготовки студентов являются «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Энергетическое машиностроение». В научной деятельности – выполнение исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий: энергоэффективность и энергосбережение, электроэнергетика, тепловая энергетика, электроэнергетические системы и сети, экология и безопасность энергетики, нетрадиционные и возобновляемые источники электроэнергии.

Точкой роста мы видим вхождение в международные образовательные и научные процессы. Например, в образовании – это реализация программы двойных дипломов совместно с Дрезденским техническим университетом, участие студентов КГЭУ в программах академического обмена в рамках договоров, подписанных с вузами Германии, Франции, США; работы по совместному гранту Access с госдепартаментом США по проведению круглогодичной школы английского языка для детей из малообеспеченных семей республики.

В науке – это расширение участия в международных грантах. На сегодняшний день КГЭУ участвует в ряде проектов. Это и участие в сотрудничестве Татарстана и Земли Саксония в области биоэнергетики, и освоение биоэнергетического потенциала в России, Украине и Белоруссии совместно с немецким центром DBFC. Проект «Пульсационная техника в промышленности» реализуется совместно с немецкой фирмой БМА. Проект «Высокочувствительная ЯМР аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ», который поддерживается программой НАТО «Наука во имя мира и безопасности» и осуществляется при сотрудничестве с Институтом технологии Гебзе (Турция). Также организуются совместные научно-практические семинары и конференции, академические обмены специалистами и студентами.

«ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВЫПУСКНИКАМ НЕЛЬЗЯ СУДИТЬ О КАЧЕСТВЕ В ЦЕЛОМ»

- Один из читателей оставил такой комментарий: «Когда я пришел после вуза на энергопредприятие, понял, что у меня нет даже азов. Всему учился на рабочем месте...» Много ли приходится отсеивать студентов?

- Приведу такие цифры: в энергосистеме республики половина всех работающих – это выпускники нашего вуза, а среди топ-менеджеров – все 60 - 70 процентов. И на сегодня энергосистема Татарстана – одна из самых передовых в стране. Как это может быть с плохим качеством обучения?! Считаю, по отдельным выпускникам нельзя судить о качестве в целом.

5.jpg

- А по каким критериям наша энергосистема лучше?

- По безопасности, по объему инвестиций, по качеству предоставляемых услуг, по мощности.

- Анатолий Чубайс реформировал (некоторые говорят, что разрушил) всю энергосистему страны, в том числе и в Татарстане….

- В Татарстане энергосистема как была единой, так и осталась. «Развалилась» она только юридически, а на практике единый контроль сохранился. Хотя, конечно, проблемы есть.

Когда я пришел на должность ректора, одним из основных направлений моей деятельности стало повышение качества образования. Мы сегодня отчисляем и за неуспеваемость, и за непосещение занятий – очень жестко ведем мониторинг посещаемости и успеваемости.

«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ БУДЕТ ЖЕСТКОЙ»

- Бытует мнение, что КГЭУ является самым коррумпированным учебным заведением Казани. Как вы считаете, соответствует ли это действительности? Можно ли вообще искоренить систему сдачи зачетов и экзаменов за деньги? (Расим Хазиев)

- Чтобы исключить всякие вопросы на эту тему, мы уже два года ведем прием экзаменов только в присутствии двух преподавателей, в специально отведенных аудиториях согласно расписанию. Ректорат очень пристально следит за этим процессом, и положительные результаты уже есть.

- А видеонаблюдения в аудиториях еще нет?

- Идея такая есть, но все упирается в финансирование. Коррупция – это ведь проблема не только нашего вуза, не только системы образования.

- Если бы была выше зарплата, коррупции, наверное, и не было бы? Боялись бы потерять место.

- Не думаю, что все зависит только от уровня зарплаты. Мы сегодня пригласили на работу бывшего сотрудника собственной безопасности МВД. У нас есть план действий, и, думаю, его реализация поможет прервать хотя бы поток этой коррупционной практики, чтобы сдача экзаменов за деньги стала не правилом, а редким исключением. Я так и сказал при вступлении в должность ректора – борьба с коррупцией будет жесткой, пусть даже по началу это будет PR-кампания против имиджа вуза, но потом пользу мы все ощутим.

9.jpg

Второе – это борьба против выполнения курсовых и дипломных работ за деньги. Посмотрите – по всему городу пестрят подобные объявления! В прошлом году поймали одного молодого человека, который в университете предлагал подобные услуги, взяли с него объяснительную, передали в органы полиции. А там говорят, что нет оснований для задержания… Но мы начали искоренять это явление и не остановимся.

КГЭУ - ПОБЕДИТЕЛЬ В НОМИНАЦИИ «ВУЗ ГОДА»

- Прочитал новость о том, что Казанский государственный энергетический университет назван «Вузом 2012 года», КГЭУ стал лауреатом в 10 номинациях из 17. Расскажите, о чем идет речь? В каких номинациях вы победили? На что можно направить 100 тысяч рублей? (Илья Аксенов)

- Что касается призовых денег, то они будут направлены на развитие студенческого самоуправления. Премия «Студент года» учреждена Лигой студентов РТ, правительством Республики Татарстан и Советом ректоров вузов республики. В этом году наш университет стал лауреатом в 10 номинациях, а в четырех стал первым – «Лучший студенческий трудовой отряд», «Лучший студенческий клуб», «Лучший творческий коллектив», «Творческая личность года». Но главное то, что мы стали победителями в номинации «Вуз года»!

- Можно коротко рассказать о ваших достижениях, отмеченных этим конкурсом?

- У нас 17 студенческих строительных отрядов, общее количество бойцов - 1 028. Причем 12 отрядов – это профильные энергетические, в которых работают 700 студентов. Все плановые ремонтные работы в энергетике носят сезонный характер – выполняются в летние месяцы, и помощь студентов очень востребована. Кроме того, это дополнительная практика для наших ребят, а предприятия в это время могут «присмотреться» к ним и пригласить на работу по окончании вуза.

- А сколько они заработали?

- По-разному. Например, кто ездил в Сургут, заработал до 60 тысяч рублей за полтора месяца. Но главное, я считаю, это не деньги, а связь с производством. Я так и сказал бойцам стройотряда: деньги рано или поздно придут, но для этого надо созреть, надо стать профессионалом, научиться адаптироваться в трудовом коллективе. Мы провожаем своих бойцов как в прежние времена – торжественно, с оркестром.

- В каких еще направлениях работы ваш вуз достоин подражания?

- Наш волонтерский центр - авангард социального волонтерства и волонтеров Универсиады. У нас работает первый вузовский рекрутинговый центр, а это свыше 1,4 тысячи волонтеров, из которых 900 прошли рекрутинг по специализации транспортного обеспечения, 100 - преподавателей волонтеров, технические волонтеры, есть и «серебряные волонтеры» - старше 60 лет.

6.jpg

Студенческий клуб – это 13 творческих коллективов, две студии, одна творческая мастерская. Мы заняли первое место в республиканском фестивале «Студенческая весна-2012»! Мы являемся победителями всероссийского конкурса «Студенческий актив» в Москве. Наш хореографический коллектив «Кристалл» победил на фестивале «Всероссийская студенческая весна» в Челябинске, является обладателем специального приза мэра Казани, вошел в состав Юни – элиты Татарстана. А летом президент республики наградил «Кристалл» почетным знаком «за активную работу в сфере молодежной политики Татарстана».

Команда КВН «Короткое замыкание» впервые выиграла студенческую лигу, прошла все отборочные туры и вышла в финал лиги «Республика». Главным «прорывом» года профкома студентов энергоуниверситета стала инициатива по реализации республиканского проекта «Контрольная закупка», направленная на улучшение качества питания студентов. Инициатива поддержана президентом РТ на конгрессе студентов республики. Студенческий лагерь «Шеланга» стал победителем конкурса «Лучший студенческий лагерь Казани».

В конкурсе на лучшее студенческое общежитие мы стали победителями и завоевали Гран-при 2012 года. Ежегодный фестиваль «День иностранного студента» в этом году собрал большинство вузов города и представителей из разных уголков земного шара. Фан-клуб Хайт Волтидж - это 300 студентов в совершенстве обладающих культурой боления, это признание лучшим и первое место среди вузов Казани. Достижением прошлого года является и открытие инновационного молодежного бизнес-инкубатора на базе университета. У нас активно работает студенческая служба безопасности - свыше 200 оперативных мероприятий за год, три месяца охраны лагеря «Шеланга». Отряд удостоен премии Айдинова, завоевал право на участие бойцов в обеспечении безопасности и порядка Универсиады 2013.

Есть и спортивные успехи – у нас учатся чемпион Европы по акватлону, бронзовый призер Чемпионата Европы по фехтованию среди юниоров, серебряный чемпион мира по армспорту, чемпионы России по регби.

Окончание следует.