ВСЮ ЖИЗНЬ МОДЕЛИРОВАЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
- Алмаз Зияфович, расскажите о себе.
- Я коренной бугульминец. Но мои дети - два сына - после получения образования осели в Казани, стали неплохими специалистами. Внуки уже ходят в школу, и им нужна поддержка с нашей стороны – водить в музыкальную школу, в спортивную секцию. Поэтому мы с женой с выходом на пенсию тоже решили перебраться в Казань.
- А вы какое образование получили в свое время?
- Я закончил механико-математический факультет Казанского университета по специальности «прикладная математика». Там учили «прикладываться» к любой области деятельности – развивали логическое и алгоритмическое мышление. С самого начала я связал свою деятельность с вычислительной техникой, решил много прикладных задач на предприятиях Бугульмы. В частности, по моделированию в нефтяной промышленности, а после смены общественного строя в стране – в энергетике.
- Что конкретно вы моделировали в нефтяной отрасли?
- Я занимался математическим моделированием реальных технологических процессов, например, по движению жидкости под землей. Как, например, метеорологи – собирают данные, обрабатывают их, строят модель процесса, на основании которого делают прогноз погоды. Аналогично и в нефтяной промышленности – исследовать процесс и сделать прогноз.
Я работал в бугульминском подразделении «Татнефти». Но в постперестроечное время это направление работы стало неважно финансироваться, и пришлось искать новое - более стабильное - место работы. В то время в Бугульминском филиале ОАО «Сетевая компания» создавали подразделение по автоматизации диспетчерского управления. В 1991 году мне предложили возглавить эту работу, и я согласился. Можно сказать, что я создатель этого направления в Сетевой компании: сначала создал группу, затем – отдел, службу, управление. До выхода на пенсию я возглавлял управление по информационным технологиям бугульминского филиала ОАО «Сетевая компания».
«ЭНЕРГЕТИКИ – ЭТО ОСОБАЯ «ПОРОДА» ЛЮДЕЙ»
- Хотя вы по образованию не энергетик, но много лет в этой системе проработали. Как считаете, какие люди идут в эту отрасль, существуют ли там династии?
- 20 лет назад работа в энергосистеме была абсолютно непрестижной. У нас в Бугульме это предприятие находилось на окраине города, и люди, даже рядом с ним проживающие, считали ниже своего достоинства идти туда работать. И в то же время, очутившись внутри этой структуры, я удивился, насколько комфортно чувствуют себя работающие там сотрудники. И детей своих туда направляют! Даже можно сказать, что энергетики – это особая «порода» людей.
- А вы, не энергетик, как себя там чувствовали?
- Я себя чувствовал так комфортно, как нигде прежде! Вторая часть моей трудовой биографии оказалась гораздо интереснее, потому что, во-первых, мне вообще все новое нравится, во-вторых, именно благодаря сложившейся там среде.
- А чем же отличаются энергетики?
- Они отличаются взаимовыручкой, безотказностью и способностью постоянно учиться и переучиваться. В такой среде работать было просто замечательно!
- А ваши сыновья на кого учились?
- Один сын закончил факультет радиофизики и электроники Казанского университета, другой – Энергоуниверситет.
- Все-таки энергетический! Вы как-то повлияли на выбор?
- Есть такая поговорка: "Не нужно воспитывать своих детей – они все равно будут похожи на вас, поэтому воспитывайте себя". В конечном итоге оба сына унаследовали мою профессию – возглавляют службу информационных технологий в компаниях.
«КАКОЙ ПРОДУКТ ПОДОРОЖАЛ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ?!»
- Многие ругают Анатолия Чубайса за то, что он разрушил энергосистему страны. С точки зрения логики разделение РАО ЕЭС было оправдано, как вы как считаете?
- В этом вопросе есть и конкурентная составляющая, и монопольная составляющая. Передача энергии по проводам, ее трансформация – это монопольная составляющая, потому что параллельную систему линий передачи построить невозможно, да и не нужно. А вот что касается генерации, то есть производства электроэнергии, считаю, все сделано правильно – ее нужно было выделить как конкурентную составляющую. Ну и пусть они конкурируют на оптовом рынке, тем самым снижая стоимость электроэнергии!
- Среди обывателей бытует мнение, что все тарифы завышаются, в том числе и в энергетике. А вы как считаете?
- Наверное, обыватели все еще находятся под впечатлением советских времен, когда у нас якобы была мощная гидросистема, которая вырабатывала дешевую электроэнергию. На самом деле и тогда, и сейчас львиная доля электроэнергии вырабатывается на тепловых станциях, где элементарно жгут газ или нефть. Да и газа у нас мало – его все больше за границу отправляют. И цены растут пропорционально – повышение стоимости нефти тянет за собой и удорожание электроэнергии.
И вообще, какой продукт подорожал меньше, чем электрическая энергия?! Раньше проезд в общественном транспорте стоил 5 копеек, а один киловатт электроэнергии - 2,5 рубля. Сегодня проезд стоит 18 рублей, а киловатт электроэнергии - 4 рубля. Что подорожало больше?
«ЗВУК В ТЕАТРЕ СТАЛ КАК НА СТАРОМ ПРОИГРЫВАТЕЛЕ»
- На интернет-конференцию с участием директора театра оперы и балета вы прислали вопрос об акустике в театре, считая, что она в результате ремонта здания к 1000-летию Казани резко ухудшилась. Вы на слух определили, что акустика стала хуже?
- Конечно, на слух. Мне рассказывали, что во время последнего ремонта из-под сцены вывезли много всякого хлама – битого стекла и тому подобное. А потом оказалось, что этот хлам был там для обеспечения акустики. Потом, говорят, поставили какие-то усилители звука. Но звук в театре после ремонта стал как на старом проигрывателе – с шипением и свистом. Особенно это слышно в партере, а со второго яруса и выше звук лучше.
На Шаляпинском фестивале в 2011 году я слушал «Пиковую даму» в концертном исполнении. На авансцене стояли четыре или пять стоек с микрофонами, к которым подходили солисты для исполнения своих партий. Необходимость микрофонного пения в наполненном зале - это и есть отрицательная характеристика акустики помещения.
Насколько я осведомлен, в СССР единственным помещением, где оперные партии исполнялись с микрофонным усилением, был Кремлевский дворец съездов, но там зал на 6 тысяч мест - никакого голоса не хватит его наполнить.
«СПЕКТАКЛИ ШЛИ ЕЖЕДНЕВНО, НО ЗАЛ БЫЛ ПОЛУПУСТОЙ»
- Вы давно посещаете оперный театр? У вас есть с чем сравнивать?
- Оперный театр и консерваторский концертный зал я посещаю более 40 лет! Когда я в 1967 году поступил в университет, снял угол в комнате на улице Карла Маркса и все время учебы минимум два раза в день проходил мимо площади Свободы. И конечно, не мог не видеть афиши театра. Стал ходить на спектакли. Даже можно сказать, что «подсел на иглу» - появилась потребность постоянно и слушать музыку, и бывать в театральной атмосфере, особенно в дни фестивалей. Там совсем другая аура! А когда я начал работать в Бугульме, то практически ежеквартально по долгу службы приезжал в Казань и обязательно посещал театр или концертный зал.
- Как считаете, театр изменился за эти 40 лет?
- Раньше трупа была слабая, было только несколько хороших солистов. Театр был не выездным, поэтому спектакли шли ежедневно, и, естественно, зал был полупустой. Заполнялся он, только когда приезжали видные гастролеры.
В театре был и интересный период, когда главным режиссером работал Нияз Курамшевич Даутов, который параллельно возглавлял, кажется, факультет оперной подготовки в Казанской консерватории. И он подготовил целую плеяду хороших артистов – Эдуард Трескин, Зиля Сунгатуллина и другие. И вот в тот период в театре была замечательная труппа, которую было интересно слушать.
Сегодня исполнительский уровень солистов гораздо выше, но, понимаете, это не наши люди-то! Получается, что у театра практически нет собственной оперной труппы.
«У НАС СЕЙЧАС ДАЖЕ СОЛИСТЫ ВТОРОГО ПЛАНА – ПРИЕЗЖИЕ»
- Но есть хор, оркестр…
- Это есть, но все равно своими силами они поставить не могут, даже если захотят. Вот откажутся все ехать в Казань, и окажется, что у театра просто не найдется творческих сил, чтобы поставить спектакль. А это из-за того, что они сделали ставку на варягов. И это при том, что имеют под боком консерваторию. Мне кажется, что ее выпускники практически не имеют шансов стать солистами нашего театра, потому что конкуренцию с приезжими не выдержат. Мне кажется, что количество приезжих солистов надо резко убавить. Достаточно одну-две звезды на спектакль, чтобы обеспечивать хорошие сборы. А у нас сейчас даже солисты второго плана – приезжие.
- Разве вам, как зрителю, не все равно – свой или чужой поет? Главное – чтобы хорошо пел…
- Почему-то не все равно. Когда я впервые слушал «Аиду», приехал народный артист СССР Зураб Анджапаридзе. А партию Аиды исполняла наша Зулейха Хисматуллина. И было очень радостно оттого, что наша артистка на фоне звезды не проигрывает!
Это как в футболе – если бы в «Рубине» была бы хотя бы пара местных воспитанников, совсем другой был бы интерес, другая поддержка команды. И болельщиков ходило бы на стадион больше.
- Спектакли нынешнего оперного фестиваля посещаете?
- Был на премьере «Аиды» и пойду на гала-концерт.
- Говорят, билетов невозможно было достать, а вы как сумели?
- Две трети билетов идет через распространителей, и один билет я достал через музыкальную школу, где учится внук, другой – через компанию, где работает сын.
«НРАВИТСЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОХВАТ, И ГЛУБИНА ИЗЛОЖЕНИЯ»
- Как давно читаете газету «БИЗНЕС Online»? Какие есть предложения по ее улучшению?
- Я начал читать, когда вышел на пенсию, а до этого у меня просто физически не было времени. А сейчас день начинаю с того, что в интернете просматриваю все футбольные новости и сплетни. Вот через футбол на вашу газету я и вышел. Потом увидел другие рубрики, и мне стало очень интересно. А когда я сравнил вашу газету с другими изданиями, понял, что «БИЗНЕС Online», наверное, лучшее издание. Мне нравится и ваш тематический охват, и глубина изложения. Но главное – у вас совсем нет «желтизны», как во многих других изданиях. Может быть, я не во всем с вами согласен, но вы публикуете разные мнения, и это тоже интересно.
- Спасибо вам за интерес к нашей газете. Удачи вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.