- Рауфаль Сабирович, начнем с самых актуальных на сегодня вопросов – о проходящем в эти дни фестивале имени Федора Шаляпина. И, в первую очередь, о дефиците билетов. Наши читатели спрашивают и сами предлагают выход из этой ситуации: «Может быть, что-то неправильно в политике театра, что невозможно попасть на спектакль? Может быть, если будет больше спектаклей вообще, не только фестивальных, то купить билеты можно будет легче?»
- Я очень рад, что такой вопрос по поводу билетов возникает! Думаю, каждый театр стремится к тому, чтобы были проданы все билеты. Таких театров в России практически нет. Недавно слушал передачу о классическом искусстве по каналу «Культура» - все поднимали проблему: как заполнить залы? У нас в театре такой проблемы не существует. Мы добились того, к чему стремится каждый театр. Основная наша задача – удовлетворить духовный запрос населения.
- Может быть, действительно надо давать больше спектаклей, если народу билетов не хватает?
- Когда я слышу слово «народ», то всегда вспоминается советско-коммунистическое время и слова заведующего отделом обкома партии, который при слове «народ» сказал замечательную фразу: «Кто этот народ? Сколько их? И по фамилии…» Приведу такой пример: идет спектакль, проданы все билеты. На входе человека 2 - 3-10 человек спрашивают, нет ли лишнего билетика. Но из-за 10-ти человек спектакль играть не будешь.
Мы изучаем спрос, и, поверьте, любой театр заинтересован в увеличении количества спектаклей. При нынешней ситуации в театре практически на каждый спектакль не попадают по десять-пятнадцать желающих. Но из-за них мы не будем играть лишний спектакль! Мы не будем работать даже на треть заполненный зал. Зал должен заполняться полностью!
В сезон наш театр обслуживает 100 тысяч населения, это каждый 10 - 12-й житель города. Это очень большой показатель! А по статистике, в мире оперу посещают 3 процента населения, драматические театры – 6 процентов. Бывают и «пиковые» моменты, например, во время фестивалей. Но то количество спектаклей, которое мы даем в год, выверено временем, это самый оптимальный вариант. Всегда бывает так, что спрос на какой-то товар или услугу превышает предложение. И очень хорошо, что наши услуги пользуются таким спросом! Было бы гораздо хуже, если бы они были никому не нужны.
Есть общепринятые нормы заполняемости зала. У нас она сегодня почти 100 процентов. Такого не было в истории нашего театра, такого практически не было в истории провинциальных театров. Исключение составляет только Большой театр, но это особое поле – и финансовое, и возможностей.
- Есть и такой комментарий: «Сейчас высокими ценами отпугнули профессионалов. Точно знаю, что из консерватории, училища и десятилетки практически никто из студентов и преподавателей на Шаляпинский не ходит. Театр проголосовал за кошелек. Отток профессионалов колоссальный. Это очень недальновидно». Для студентов творческих вузов есть льготы?
- В любом случае театр находит компромисс для посещения спектаклей профессионалами. Такая потребность всегда удовлетворяется. Конечно, попасть на фестиваль Шаляпина – это гораздо сложнее, но эти люди могут попасть на эти спектакли вне фестиваля. Поймите, по составу солистов наши спектакли всегда выгодно отличаются от других театров. Каждый спектакль – событие! И в этом наша особенность.
«БЕСКОНЕЧНО УВЕЛИЧИВАТЬ СТОИМОСТЬ БИЛЕТА НЕЛЬЗЯ»
- Оперный и балетный фестивали театр с годами «раскрутил», поэтому такой ажиотаж вокруг них…
- Дело не в «раскрученности» фестивалей, а в качестве художественного продукта! Когда у меня спрашивают, по каким статьям распределяется бюджет театра, я сразу вижу, что человек просто не понимает театральной экономики. Театральная экономика служит только одному результату – заполняемости зрительного зала. Ну, если я скажу, что требуется 5 млн. рублей на оплату проживания работающих у нас в штате артистов из других городов, что это вам даст?! Наша основная задача – давать художественное образование людям. Чтобы они понимали, кто такие Верди и Чайковский, что такое «Травиата» и «Аида». А что может дать знание про 5 миллионов рублей?..
Поэтому тот, кто хочет узнать работу театра, должен прийти в театр и посмотреть спектакль. Как говорит Жванецкий, мы порой обсуждаем то, что ни разу не видели и не слышали... Или еще спрашивают, сколько спектаклей в год дает театр? Это тоже некомпетентный вопрос, потому что он не дает ответа о качестве работы театра. Потому что можно сыграть 200 - 300 спектаклей, но какая при этом была заполняемость зала? Правильный вопрос – сколько обслужено населения за год? Мы обслужили 100 тысяч, и эта цифра действительно характеризует работу театра. Ведь мы могли сыграть 200 спектаклей, на которых было бы по 20 человек зрителей… Основной ущерб театру – это когда потратил деньги, а спектакль не получился, зрителя нет… Вот в этом и заключается экономика театра, а не в бухгалтерском балансе.
… Я знаю, что такое пустой зал, я прошел через это. А сейчас некоторые чудаки принимают нынешнее состояние нашего театра – полный зал – за нулевую отметку и предлагают способы повышения его доходности: повысить цены на билеты, увеличить количество спектаклей… Но это аксиома: оперный театр убыточен во всем мире. Когда я пришел работать в оперный театр, пришлось окунуться в экономику – я пытался понять, почему люди не ходят в театр? В конце 70-х годов в Мюнхене в Баварской опере провели эксперимент: поднимали цену билета до такой высоты, при которой публика уже переставала ходить на спектакли, и с этой планки подсчитывали бюджет театра – он все равно оказался убыточным. Опера – самый дорогой вид искусства, и она может существовать только на дотации и субсидии. И бесконечно увеличивать стоимость билета нельзя – публика перестанет ходить! Есть такое понятие, как платежеспособность людей.
«СТАТЬ УЧАСТНИКОМ НАШЕГО ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ПРЕСТИЖНО»
- В прошлом году оперный фестиваль был юбилейным, 30-м, в этом - не менее «юбилейный» - посвящен 140-летию Шаляпина. Нынешний фестиваль чем-то будет отличаться от предыдущих? Может быть, чем-то вне сцены? (Ирина Алексеевна Антонова).
- Наши фестивали построены таким образом, что всё основное мы выносим на сцену. На нынешнем фестивале традиционно будут представлены лучшие спектакли последних лет. Из Мариинского театра высадится целый десант – 200 человек. В концерте, который даст академия этого театра, 12 лауреатов международных конкурсов!
Опера «Аида» прозвучала в постановке Юрия Александрова- одного из самых известных российских режиссеров. Он поставил более 200 спектаклей в России и за рубежом, в том числе в Большом театре, Метрополитен-опера, Ла Скала.
В опере «Евгений Онегин» участвуют народная артистка СССР Лариса Шевченко, покорившая в свое время ведущие оперные сцены мира, и молодые, востребованные сегодня во всем мире солисты – Владимир Мороз (выступает в Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Ла Скала и т.п.), Виктория Ястребова (Ковент-Гарден, Венская опера, Париж, Женева и др.), Сергей Семишкур (Зальцбург, Мюнхен, Эдинбург и прочее).
В «Риголетто» выступят один из лучших баритонов Европы Борис Стаценко (Германия) и восходящая звезда Анна Симинска (Польша). В «Борисе Годунове» выступит один из лучших в мире исполнителей партии Бориса Владимир Огновенко.
В «Дон Кихоте» примут участие ведущие солисты Мариинского театра, в главной партии - лауреат международного конкурса оперных певцов имени Шаляпина в Казани Аскар Абдразаков.
Я могу назвать десятки имен артистов, которые начинали свою карьеру в нашем театре, а сегодня имеют мировое признание. Но об этом знают только истинные любители театра… У нас сейчас идет формирование государства и, к сожалению, наблюдается какое-то несоответствие во многом, в том числе и в искусстве. Во всём мире лучшими считаются те, кто востребован зрителем, а у нас может быть совершенно иначе. К примеру, Новосибирский театр получил «Золотую маску» за «Аиду», а на следующий день выбрасывает этот спектакль в корзину, потому что зрителем он не востребован…
- Как проходит отбор будущих участников фестиваля?
- Как только появляется новая звезда в оперном искусстве, сразу получаешь об этом информацию – через коллег, через интернет, через СМИ. Сегодня нет проблем получать подобную информацию.
- Как реагируют на ваше приглашение?
- Молодые артисты реагируют блестяще! (смеется). Мы за сезон прослушиваем огромное количество молодежи, и они являются тем резервом, который затем используется.
- Нет ли таких, которые спрашивают: «Казань? А где это?»
- Таких нет! Казань давно все знают. И стать участником нашего оперного фестиваля – это очень престижно.
«БЮДЖЕТ ФЕСТИВАЛЯ В ЭТОМ ГОДУ СОСТАВЛЯЕТ 25 МЛН. РУБЛЕЙ»
- Сколько стоит фестиваль, из каких источников он финансируется? (Альберт)
- Бюджет фестиваля в этом году составляет 25 млн. рублей, из которых 15 млн. стоит весь фестиваль, порядка 10 млн. – участие артистов Мариинского театра. Все деньги – из бюджета республики. Кроме того, у нас есть генеральный партнер - компания «Ак Барс Девелопмент», а также информационные спонсоры, в том числе и газета «БИЗНЕС Online».
- Как изменяется бюджет фестиваля с течением времени?
- Бюджет увеличился на 5 млн. рублей.
- А сколько стоит постановка «Аиды»?
- В Европе постановка спектакля стоит 150-200 тыс. евро. И мы работаем в этих пределах.
«ПРЕЗИДЕНТ РТ ДАЛ НАМ УДОЧКУ, А НЕ РЫБУ»
- Президент РТ выделил театру грант на 2012 год в размере 124 миллиона рублей. Год назад вы говорили, что эти деньги пойдут на создание спектаклей: спектаклей будет больше, а зарплаты сотрудников возрастут. Хотелось бы узнать, как получилось на практике? (Юрий Антонович).
- Президент РТ дал нам удочку, а не рыбу. Он дал нам стимул для работы. И поэтому доход театра в 2012 году по сравнению с предыдущим вырос на 16 млн. рублей: в 2011 году мы заработали 38 млн. рублей, а в 2012-ом – 54 млн. рублей. Вот это – отражение финансового спроса на театр.
- За счет чего произошел такой рост доходов театра?
- В основном за счет качества продукта. Всё взаимосвязано и всё надо учитывать при подсчете экономики театра: заполняемость - спектакль – цена билета. И цена билета напрямую зависит, прежде всего, от качества спектакля. Но, повторю, цена не беспредельна, потому что есть определенный уровень платежеспособности населения. Цена находится в прямой зависимости от уровня зарплаты. И 100 тысяч населения, которые обслужил театр, - это не только элита, но и учителя, врачи, вся бюджетная сфера.
Но единственный показатель эффективности театра и качества продукта – это проданные билеты. Бесплатный зритель не поддается учету. …Иногда бывает так: духовой оркестр играет на площади, мимо него 9 Мая проходит демонстрация, а дирижер потом говорит – мы обслужили миллион населения… Но экономика театра – это только проданные билеты! У нас цена – одна из самых высоких в России, не считая Москву и Санкт-Петербург.
«ОБЩАЯ СУММА БЮДЖЕТА ТЕАТРА – ПОРЯДКА 300 МЛН. РУБЛЕЙ»
- На 2012 год президент дал 124 млн. рублей, а еще что-то добавлял в течение года?
- Нет, сумма не увеличилась – она такая же осталась и на 2013 год. Это ежегодный грант. Я – скромный человек… Ведь мог же я попросить 500 млн. рублей, потому что у нас в театре не 100 человек работает, как в симфоническом оркестре Татарстана, а 600. Но я понимаю, что президент – это не мешок с деньгами. Есть же бюджет республики, есть средства, которыми президент может распорядиться. Я, как руководитель, не должен просить лишнего, иначе получится сказка «О рыбаке и рыбке»…
Поэтому мы просим ту минимальную сумму, при которой можем конкурировать с другими ведущими театрами России. Еще раз повторю - президент дал нам удочку, а не рыбу. Я и не просил рыбу. Президент дает те средства, которые позволяют работать и всегда видеть какую-то перспективу. У нас, например, второй год на Шаляпинском фестивале выступает Мариинский театр, а раньше у нас денег на него не было. Мы можем даже замахнуться и на Ла Скала – почему нет? Если есть деньги, это все реально. Да что там говорить – эти солисты и сейчас поют в Ла Скала! Та же Альбина Шагимуратова получила контракт на 2014 год в Ла Скала.
Да, может быть, здесь пока не будет уровня Метрополитен-опера, но если мы хотим быть европейским центром, динамика обязательно должна быть.
- Кроме президентского гранта ведь еще есть бюджетные дотации?
- Общая сумма бюджета театра, включая гранты, – порядка 300 млн. рублей. И плюс 54 млн. рублей заработанных театром в 2012 году.
«Я - САМЫЙ СТРОГИЙ ЗРИТЕЛЬ»
- Вы сказали, что увеличить количество спектаклей не позволяет показатель посещаемости. А как вы изучаете спрос населения по отношению к театру – заказываете исследования или оцениваете «на глазок»? Телевизионщики, например, измеряют рейтинги.
- А в театре всё проще – пришли или не пришли. Более того – когда готовится спектакль к прокату, уже знаешь, пойдут на него зрители или не пойдут…
- По каким приметам?
- На то и надо быть руководителем театра! (смеется). Я - самый строгий зритель.
- Но если вы заранее знаете, на какие спектакли будет повышенный спрос, может быть, надо увеличить их количество? И тогда все смогут попасть на них?
- Мы возвращаемся к началу нашего разговора – а кто это говорит, что не может попасть в театр? Вы можете сказать, сколько их? Кто не может в течение года попасть на спектакли, пожалуйста, пусть обращается ко мне лично.
Многое зависит от репертуара. При его формировании надо учитывать много факторов: и само произведение, и кто будет его ставить, и кто в этих спектаклях должен петь. И надо учитывать, сколько спектаклей должно быть, чтобы «пупок не развязался». Ведь всё это надо репетировать, надо играть, декорации и костюмы – все должно быть в надлежащем виде. Уверяю вас, все цифры выстраданы жизненным опытом! Я видел и 300 спектаклей в год, и 50 названий, но при этом – как в анекдоте: «Включите свет в зрительном зале, - закричал зритель, - мне страшно одному!..» Всё это мы проходили! Когда я в 1981 году заступил на должность директора театра, играли «Князя Игоря» в постановке 1956 года! Разве можно ходить на такие спектакли?! И при этом – 300 спектаклей и 50 названий в год. А на сцене людей больше, чем в зале…
«ЭТО ТОЛЬКО ЛЕГКО ГОВОРИТЬ – ПРИГЛАШЕННЫЕ СОЛИСТЫ….»
- Как оцениваете 2012 год для театра? По качеству спектаклей, посещаемости театра, гастролям, объему финансирования, выполнению собственных планов? (Эльмира).
- Если взять наши цифры итогов 2012 года и сравнить их с итогами близлежащих театров – Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, то увидим, что все они получают дотаций больше нас - в пределах 300 - 400 миллионов рублей. Но при этом наша эффективность выше: чтобы, например, Екатеринбургу заработать 54 миллиона рублей в год, им надо сыграть вдвое больше спектаклей, чем играем мы. То есть они понесут расходов в два раза больше. Там нет такой заполняемости зала, как у нас, – в Екатеринбурге она всего 60 – 70 процентов.
А зачем тратить средства, если нет зрителя?! Казалось бы - сделайте поменьше спектаклей, и расходов станет меньше!.. Но в каждом театре – свой руководитель, свой менталитет… И невозможно перенести свой стиль работы на другую площадку – может ничего не получиться. Я, например, никогда не провожу совещаний. А зачем, если я могу решить все вопросы с каждым в отдельности?! Зачем 50 человек должны сидеть и тратить свое время, когда я что-то говорю только одному?
…Увеличение финансирования нашего театра благодаря гранту президента помогло нам повысить качество продукта. И в данном случае речь идет о качестве исполнителей – появилась возможность пригласить еще более известных. У нас в театре уже сложилась своя художественная система: базисные коллективы – это кордебалет, хор, оркестр, и приглашенные солисты, которые существуют на основе художественной конкуренции. Но надо отметить разницу: если в опере все солисты – приглашенные, то в балете они находятся в составе труппы.
Работать с людьми, которые не в труппе театра – это очень рисковая схема. Это только легко говорить – приглашенные солисты. А ты пригласи! Это же надо всё ему обеспечить, чтобы его никто не задержал, чтобы он ответственно подошел к делу… Но мы уже включились в такой стиль работы и по-другому работать не будем. Но зато мы приглашаем лучших солистов. Мы, например, не пригласим солистов из названных мной театров – они не соответствуют нам по классу. Солистов, которые получают в своих театрах 20 - 30 тысяч рублей в месяц, никто слушать не будет. Должны приезжать и петь солисты, годовой бюджет которых составляет, как минимум, 80 - 100 тысяч евро. В основном, это известные солисты Большого и Мариинского театров, музыкального театра им. Станиславского иНемировича-Данченко, Киевской и Минской опер, зарубежные певцы.
- То есть артисты столичных театров…
- Да, можно так сказать. Классификация театров определяется условиями их финансирования. Это как в спорте – театры могут занимать 1, 2, 3 место, но все они будут играть в одной лиге. Другой вопрос – как распорядиться деньгами. И в этом плане мы, конечно, опережаем все другие провинциальные театры. Мы просто работаем по другой системе.
«ЗАДАЧА – ЧТОБЫ ЗРИТЕЛИ ХОДИЛИ В ТЕАТР»
- Если уж мы начали сравнивать театр со спортом, то напрашивается и такой возникающий у многих вопрос: да, можно купить «игроков» на стороне, но почему бы не вырастить своих? Влияет ли размер гранта или других субсидий на то, чтобы найти своих самородков и выучить их до высокого класса?
- Давайте сначала определимся, кто такие «свои»? Это те, кто окончил Казанскую консерваторию? Или это россиянин? Или европеец? Или просто «в доску свой» сосед? Такой вопрос был бы правомочен, но в мировом пространстве его не существует. Да, мы пока еще не привыкли к тому, что можно перемещаться – жить и работать – по всему миру. И для сведения: хор, оркестр, кордебалет сформированы, в основном, из выпускников Казанской консерватории и Казанского хореографического училища. Солисты – это штучный товар. Их нужно найти.
Более того – передо мной не ставят задачу привлекать «своих», у меня задача – чтобы зрители ходили в театр. А зрителю всё равно – свой солист или приезжий, главное – чтобы пел хорошо. Как я уже сказал, мы тратим 5 миллионов рублей на проживание артистов из других городов, которые работают у нас в штате. И у нас таких 40 – 50 человек.
«И В ПРЕЖНИЕ ГОДЫ АКУСТИКА НЕ БЫЛА ЛУЧШЕ»
- После или в результате ремонта здания театра, приуроченного к 1000-летия города, резко ухудшилась акустика зала. Это сильно мешает в полной мере насладиться пением даже самых звездных солистов. Предполагается ли что-то предпринять для улучшения акустики? Например, в Светлановском зале международного дома музыки в 2012 году смонтирована система электронной коррекции звука (Садреев А.З.).
- И в прежние годы акустика не была лучше. Всегда была рабочая акустика, поверьте мне. Нюансы «лучше-хуже» – это всегда очень субъективно. Сегодня даже в Метрополитен-опера поют с микрофонами. И всё это делается, конечно, не для ухудшения. Опера – это довольно условный жанр, поэтому зритель должен слышать всё, что поётся. Есть современные средства озвучивания, но они должны быть такими, чтобы этого микрофона не было слышно, чтобы звук оставался живым. Выстроить этот баланс - большое искусство. Бывали случаи, когда певица, поющая в Ла Скала, заходит к нам в театр и говорит – какая прекрасная у вас акустика…
Перед театром всегда стоит проблема что-то приобрести, но приходится выбирать - что важней на данный момент. Что касается системы электронной коррекции звука, то она нам знакома. Она стоит миллионы долларов. И то, что мы имеем сегодня, считаю, пока удовлетворяет наши требования. Конечно, в театре есть люди, которые занимаются вопросами акустики. Но сегодня нельзя рассчитывать только на живой звук. Электроника уже проникла в оперу, главное – соблюсти меру, чтобы не испортить.
- В январе 2012 года вы сказали, что механика сцены требует ремонта, замены. Удалось справиться с задачей или работа еще предстоит?
- Президент выделил деньги, и часть оборудования мы отремонтировали, часть работ перенесли на лето этого года, потому что ремонт требует остановки театра хотя бы на 1-1,5 месяца. Всё сложное оборудование, которое связано с компьютерной системой, просто должно постоянно обслуживаться специалистами.
«ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «ЗОЛОТАЯ ОРДА» СОСТОИТСЯ В КОНЦЕ 2013 ГОДА»
- В прошлом году вы говорили, что вамхотелось бы в театре поставить классическую оперетту или мюзикл, что от Мариинского театра было предложение совместно поставить мюзикл «Моя прекрасная леди». Удалось ли за год продвинуться в достижении этих планов? (Хусаинова Резеда).
- Пока для этого не хватает времени. Мы перешли к определенной точке переговоров с Мариинским театром, но остановились по техническим возможностям – декорации этого мюзикла несут очень большую нагрузку на штанкетное хозяйство. На такую нагрузку наш театр не рассчитан. Но лучшим решением вопроса было бы приглашение в театр родоначальников жанра - англичан.
- Знаю, что вы планировали в 2013 году выпустить балет «Золотая орда». Как идет работа, когда состоится премьера? (Эдуард К.).
- Два года назад авторы обратились письмом к президенту республики с таким предложением – поставить в нашем театре балет «Золотая орда». Сегодня эта работа почти закончена – буквально через неделю последние такты партитуры поступят в театр. Можно сказать, что уже наступила та часть работы, когда театр сказал – теперь мы ответственны за результат. Уже привлечены хореографы и художник, уже есть макеты оформления декораций. Машина идет полным ходом! Премьера балета «Золотая орда» состоится, думаю, в конце 2013 года.
- Кто будет солировать?
- У нашего театра состав солистов балета такой, что позволяет гордиться. Все наши солисты – лауреаты различных конкурсов: Нурлат Канетов, Михаил Тимаев, Артем Белов, Кристина Андреева, Олег Ивенко. Это солисты такой категории, которых мог бы забрать любой театр. И пытаются забрать! Но пока финансовые условия позволяют держать их в нашем театре.
- В репертуаре театра оперы и балета так мало национальных постановок! Сегодня в репертуаре театра есть уникальная постановка – «Мәхәббәт шагыйре» («Любовь поэта»), но попасть туда крайне трудно. Нельзя ли изыскать возможность транслировать или в записи показывать национальные постановки на канале «ТНВ»? На канале «Культура» это обычное дело… (Римма Бикмухаметова).
- Наверное, можно. Но это вопрос не к нам, а к телевидению. Просто пусть телевидение на коммерческой основе заказывает нам этот спектакль. По-другому мы не можем - иначе нарушатся авторские права. Здесь все основано на законе.
Что касается увеличения количества национальных спектаклей, то это тоже риторический вопрос: насколько их должно быть больше? Если есть художественное произведение, отвечающее основным принципам и требованиям театра, то оно может ставиться. У нас принцип отбора – не по национальному признаку, а именно по соответствию художественным требованиям театра. И если посмотреть, сколько написано опер, то увидим – крайне мало. И в этом нет ничего катастрофического. Почему оказалось, что основу оперных театров во всем мире составляет классика? Потому что основные произведения созданы в XVIII - XIX веках. За 400 лет написано огромное количество произведений, а исполняется всего два – три десятка. По заданию политбюро написать хорошую музыку нельзя…
УНИВЕРСИАДЕ ТЕАТР ПОДАРИТ «ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ»
- Что будет представлено театром в дни Универсиады этим летом?
- В июле в Казани на нашей сцене пройдет «Фестиваль фестивалей». Это вклад оперного театра в культурную программу Универсиады. В это время состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, будет представлена и современная хореография - приедет балет Бориса Эйфмана. А наш театр покажет свои лучшие спектакли в оперном и балетном жанрах – «Аида», «Турандот», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Анюта», «Шурале», «Спартак», концертное исполнение американской оперы «Порги и Бесс».
- Спектакли будут даны только для участников и гостей Универсиады, или и обычным зрителям можно будет на них попасть?
- Попасть в театр смогут все, кто купит билеты, поскольку фестиваль проходит не только для гостей и участников Универсиады, но и для всех казанцев.
«ПРОЕКТ «ГОЛОС» СТАЛ СОБЫТИЕМ»
- Вы смотрели проект «Голос» на «Первом канале»? Как оцениваете вокальные данные участников и победительниц из Татарстана – Дины Гариповой и Эльмиры Калимуллиной? В оперном театре им можно петь? (Альбина Ибрагимова).
- Я не знаю, можно ли им петь в оперном театре. Но понять это очень просто: надо, чтобы человек спел без микрофона. Как это делается на прослушивании. И сразу становится ясно, что это за голос. Почему Николай Басков не стал петь в Большом театре? Потому что даже этот уровень недостаточен для оперы.
Что касается шоу-бизнеса, то последние два – три десятка лет мы видим 15 - 20 одних и тех же артистов. Конечно, на их фоне проект «Голос» стал событием, потому что показал новых людей. Шоу-бизнес – это искусство молодых.
То, что сделали наши девочки, - это прекрасно. Но они пока еще не артисты, они только выиграли проект. Их настоящая артистическая жизнь только-только начинается, и у них есть отличный старт – такая мощная реклама. У них есть трудолюбие, индивидуальность, дарование. Но мир шоу-бизнеса жесток, там свои неумолимые законы. Я хочу пожелать им, чтобы у них все сложилось.
- Рауфаль Сабирович, спасибо вам за то, что нашли время и ответили на вопросы наших читателей. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.