- Анастасия, эксперт-классы «Расширяй Горизонты» проходят в Казани уже в четвертый раз, сам проект MadeinKazan существует уже третий год, к каким итогам, на ваш взгляд, вы пришли за это время?

- Рано подводить глобальный смысловой итог, мы его увидим позже. Сейчас еще слишком много планов в рамках этого проекта, проектов, которые стоят в очереди на реализацию. Но есть очевидные промежуточные результаты, которыми наша команда очень гордится. За время существования бренда под наше имя приехали более 50 лекторов со всего мира. Тут, конечно, вопрос не в количестве, а в качестве. Тем не менее самые громкие имена соглашаются приезжать, потому что доверяют нашему бренду, и их ценности коррелируют с нашими. Это большой результат для небольшого по ресурсам регионального бренда. Зная кухню подобных мероприятий, я могу сказать, что некоторые из лекторов приезжают в Казань буквально на три часа, потому что их график настолько забит. Значит участие в подобных проектах важно всем: и тем, кто ищет знания, и тем, кто ими делится. Казанские слушатели – это отдельный большой результат. Понимаете, тут вопрос подготовленности среды и прямого ответа ее желаниям. В Казани уровень вот этого «голода» на условные знания, на открытия, на какой-то пульс - он очень высокий. К нам приходят сотни эссе, всегда высокий конкурсный отбор, огромное количество писем с личными проектами и инициативами – все это говорит о том, что у аудитории большой спрос на развитие. Меня как организатора, конечно, это очень радует, но как жителя города огорчает. Нужно создавать еще больше выбора, но, думаю, наша команда будет работать над этим.

- То есть секрет успеха в высоком спросе и отсутствии выбора?

- С технической точки зрения, да, но, если бы было все так просто. Знаете, одни из самых широко обсуждаемых лекторов на нашем проекте – это бизнесмены-практики. Они буквально рассказывают: была идея, денег не было, искали, бегали, падали, и вот он - результат. И каждый раз успешные бизнесмены, так или иначе, говорят: «Я очень любил то, что делал». Вот, если бы секрет успеха MIK был только в рынке, это идея бы провалилась, ведь коллективный разум очень остро чувствует обман и подмену. А мы MIK делаем всегда, как в последний раз, мы его искренне любим, даже слишком, вот поэтому такой результат. В этом смысле никакой оригинальности.

- Расскажите, есть ли какой-то feedback, отклик от участников после проекта? Может, совместная работа?

- Мы стараемся поддерживать общение с участниками на любом этапе, поэтому сделан очень большой упор на работу с социальными сетями. В принципе, если есть, что сказать, можно любому человеку из нашей команды написать. Обычно сразу после проекта происходит первая волна писем с обидой, что не пустили, или с благодарностью. Вторая волна обычно – это те, у кого есть какие-то конкретные идеи, и они готовы над ними работать совместно с нами. Третьи - это уже те, у кого остаются силы и время эти идеи реализовать. К слову, на нынешнем четвертом цикле мы хотим попробовать презентовать очень интересные бизнесы, которые возникли в результате эксперт-классов. Мы предварительно отобрали три – посмотрим, что из этого получится. Там очень резкий переход из одной сферы деятельности в другую. Например, вузовский преподаватель пошел в производство, стал успешным предпринимателем. Есть ребята, которых мы поддержали еще на уровне идеи, а сейчас у них заказы со всей России.

- И все-таки, что, на ваш взгляд, полезного эксперт-классы принесли в целом Казани и Татарстану?

- Вы хотите конкретики, которой у такого средового проекта не может быть по определению. Мы, простите за пафос, создатели смыслов, импульсов и среды. Но эта та важная неизмеримая часть жизни, которая всегда приносит свои плоды в будущем. Нам важно показать молодым ребятам, что все зависит от них, что в их город могут и будут приезжать чудесные люди, что он сам может таким вот профессионалом стать в будущем. Важно показать, что Казань – это не «регионы», в плохом смысле этого слова. Очевидно, что если молодежь будет все время этим подпитываться, то ей это будет казаться ее гармоничной средой. Никто не захочет быть посредственным архитектором, когда он слышал выступление Вячеслава Глазычева. Но тут важно прокомментировать, это все-таки процесс, никто через 10 ступеней сразу прыгнуть не сможет, надо шаг за шагом прийти к успеху. Вот мы начинаем, создаем среду, чтобы потом в будущем Казань стала городом молодых, уверенных профессионалов и талантливых самородков. Посмотрите на биографии почти всех успешных и гениальных людей: иногда одна вовремя высказанная мысль дает заряд на создание шедевра. Нужно уметь мыслить стратегиями, так что в этом смысле мы чернозем для будущих свершений.

«ОДИН КЛАСС - ЗА ОДИН ДЕНЬ»

- Кто приезжает на «Расширяй Горизонты» в этот раз, какие интересные лекторы?

- Думаю, можно не представлять Алексея Семина - председателя совета директоров инвестиционной группы компаний ASG, который не раз светился в «золотой сотне» Forbes. Будет также Петр Талантов - один из самых успешных казанских IT-бизнесменов, который создал IT-фирму, имея всего 300 долларов! Он основатель и генеральный директор международной службы доставки цветов. Приедет Дмитрий Медовой - гендиректор одной из самых известных сетей ресторанов быстрого питания – гиганта BURGER KING. Сеть очень быстро завоевывает рынок, и будет интересно послушать, как это удается, как стать таким успешным бизнесменом, как захватить рынок…

Приедет по нашему приглашению Михаил Литвак, чему мы очень рады. Это один из самых известных в России психологов, член-корреспондент Российской академии естественных наук, член Европейской ассоциации психотерапевтов, сертифицированный специалист Европейской ассоциации психотерапии.

Еще мы пригласили Николая Старикова - известного писателя, историка, публициста. Он недавно побывал в Казани, так в книжном магазине просто очередь выстроилась за его автографами… Приедет Борис Акимов- это удивительный человек, художник, музыкант, журналист, разбег его деятельности от журнала «Сноб» до фермерского магазина LavkaLavka. Выступит в нашем проекте и преподаватель бизнес-школы Сколково Гэри Фаулер - директор компании Fowler International, LLC, общепризнанный эксперт по ведению бизнеса в России. Он едет к нам с очень, считаю, актуальной темой – выведения бизнеса с нуля на международный рынок.

- В нашем Татарстане, где ставка во многом сделана на IT, это тем более интересно…

- Приедет Сергей Бехтерев – автор весьма популярной книги «Майнд-менеджмент», первой такой на русском языке. А еще он первый в нашей стране сертифицированный MindJet специалист по визуализации информации.

Учитывая безумные скорости нашего времени, мы очень рады, что в проекте согласилась поучаствовать Ирина Ландо - директор уникальной школы быстрого запоминания. Это она написала серию книг «Один класс - за один день».

Уверена, что многих порадует выступление Константина Хабенского, который не нуждается в представлении. То есть мы хотим не ограничиваться экономикой и политикой.

Приедет к нам Анастасия Сартан. Ее имя теперь известно многим, она всего за год раскрутила проект Trends Brands For Friends, превратив его в популярный интернет-магазин. И стала в 25 лет долларовым миллионером. Можно сказать, что она только что оторвалась от плуга и – к нам… Когда мы ее приглашали, она сказала: знаете, мне уже надоели вопросы о том, как сделать бизнес, который принесет тебе миллион, и я хочу рассказать у вас в Казани, сколько было трудностей и как их преодолевать…

Считаю, что несомненно заинтересует участников проекта выступление молодого предпринимателя Ивана Митина. Это ресторатор, который создал неожиданный и очень остроумный проект, организовал пространство «Циферблат» - такое место, где люди платят лишь за время. Сегодня «Циферблат» работает уже не только в России – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, но и в Киеве, в Одессе…

Артем Когданин – это наш местный предприниматель, выпускник КАИ, изобретатель, один из основателей компании Ledel. Представляете, он не мог сдать экзамен по физике, ходил сдавать 19 раз! А к 23 годам собранный им фонарик принес огромную прибыль, Артем запустил бизнес с многомилионным оборотом. Сегодня фирма входит в тройку ведущих предприятий страны по разработке и производству инновационных светодиодных светильников.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ГОТОВ СОВЕРШАТЬ ПОДВИГИ

- Где будут проходить на этот раз эксперт-классы?

- Мы возвращаемся на базу энергоуниверситета. Попробовали проводить в «Корстоне», но убедились, что это, хотя и люксово смотрится со стороны, но все-таки не наш формат. Нужны настоящие лекционные аудитории, там атмосфера соответствующая. Правда, они не могут вместить слишком много народу, поэтому на сей раз участников будет меньше – не тысяча, а только 600 человек.

- Когда начался прием заявок на участие в проекте «Расширяй Горизонты»?

- Он начался 20 января и заканчивается 10 февраля. Посетую на наш менталитет – люди по привычке все откладывают «на потом». По опыту знаю, что за два-три дня до окончания приема, у нас будет шквал заявок. Сегодня их уже больше 900.

- Отбор, как и раньше, будет проходить по эссе?

- Да, тут ничего не изменилось. Все личные данные от нас закрыты, и отбор идет только по эссе. Тем, кто хочет участвовать в проекте, надо зарегистрироваться на официальном сайте и написать одно или два эссе на заданные темы. К сожалению, не все понимают смысла эссе, что это кратко выраженная, законченная мысль-предложение, или мысль-критика, или мысль-рассуждение… Не всегда приходят качественные заявки. Я удивляюсь, зачем садиться и тратить время на неуважительный ответ в две строчки, самому время не жалко? Пользуясь случаем, хочу сказать всем заинтересованным - на «Расширяй Горизонты» действительно очень серьезная система конкурсного отбора, поэтому необходимо постараться, чтобы попасть на лекции.

- Кому бы в первую очередь вы порекомендовали поучаствовать в эксперт-классах «Расширяй Горизонты» и почему?

- Тем, кто готов совершать подвиги и когда-нибудь заслуженно стоять на месте одного из лекторов MIK.

«ИЗМЕНЯЙСЯ САМ - ИЗМЕНЯЙ ВСЕ»

- Какие перспективы у проекта MadeinKazan?

- Перспектива у проекта одна – работать, генерировать идеи, реализовывать. Сейчас мы выходим с двумя-тремя проектами в год, а надо чаще, больше, лучше. Вот, прошлым летом мы попробовали себя в наружном пространстве, провели в Казани фестиваль Like It! Art, привезли сюда современное искусство, знаменитых художников. И у нас в городе появилась всем доступная, бесплатная галерея под открытым небом. А недавно мы обнаружили, что Казани создали новый экскурсионный тур по этим объектам. Это отличный пример дальнейший жизни проекта после реализации.

Есть у нас и другие идеи, задумки, не только образовательные. Мы очень внимательно слушаем тех, кто вокруг. А к нам идут и идут со своими проектами – создания культурных центров, арт-пространств, молодежных инициатив. Правда, все это на уровне идеи, и очень трудно перейти к конкретному проектированию, к реализации. Но все еще впереди, смелости нам не занимать.

Справка

Проект MadeInKazan стартовал в 2010 году. Миссия: преодоление сложившихся стереотипов и формирование неповторимого образа Казани, доведение его восприятия до уровня «безусловной любви» в сознании жителей города, страны и мировой общественности.

Задачи: создание нового интеллектуального ресурса города, PR города как наиболее привлекательной площадки для инвестиций, активизация процесса эффективного взаимодействия правительства с представителями экономически и социально активного населения, воспитание молодого поколения - будущих лидеров города в самых разных отраслях.

Методы реализации: постоянное инициирование проектов и программ, с особым вниманием к дополнительным формам образования и вовлечению в них жителей города, что будет способствовать достижению поставленной цели.

Организаторы: группа инициативных лиц, заинтересованных в процветании Казани, при содействии мэрии г. Казани.