Евгений Крылов – генеральный директор «ТАТИНКОМ Компьютерс»:

- Наша деятельность направлена, прежде всего, на мелкий и средний бизнес. Универсиада не совсем попадает в поле деятельности нас и наших клиентов. Все-таки, для меня не совсем понятно и прозрачно, что происходит в этой сфере, мы и не стремились попасть в поставщики Универсиады. Больше всего, выиграла сфера строительства, на мой взгляд.

В целом, я вижу по городу глобальные стройки, потому что живу около них, но для меня ничего, кроме этого, не изменилось с приближением Универсиады.

Лилия Лысенко – заместитель генерального директора компании «ФОН» по связям с общественностью:

-Мы не работаем непосредственно на объектах Универсиады. Однако наши материалы, кирпичи, например, использовали при строительстве дирекции Универсиады. Подразделения «ФОНа», которые занимаются железобетоном, применяли свои материалы при строительстве Дворца водных видов спорта. То есть косвенно все-таки мы работаем с Универсиадой.

На самом деле, несмотря на все неудобства, которые были и есть во время подготовки Игр, в какой-то мере выиграли многие сферы бизнеса. Многие люди обеспечены работой, и это уже хорошо. Досталось всем по немногу - все в экономике связано.

Рустем Юнусов - директор ООО «Фарус»:

- Как житель Казани вижу влияние денежного потока Универсиады на экономику города. Положительные изменения - спортивные объекты, развязки и так далее - и с закрытыми глазами можно увидеть. Но сами мы на стройках Универсиады не работаем, и, честно говоря, работать не стремимся. Госконтракты - это своеобразная штука, надо уметь обращаться с бюджетом. А для нас лучше - строить жилье.

Ольга Романова - директор сувенирной компании «ОАЗИС»:

- Конечно, нам удалось получить прибыль от Универсиады. Мы непосредственно зарабатываем и от организаций, которые занимаются подготовкой мероприятия, и от корпоративных клиентов, которые встречают каких-то гостей. На протяжении последних двух лет нам дает это дополнительный заработок.

Думаю, во время проведения Универсиады прибыль будут получать точки продаж сувениров с символикой Игр.

Мария Горшунова - генеральный директор ООО «Майдан», сеть кафе «Сытый папа»:

- Нашей компании на данный момент удалось разве что много потратить для подготовки к Универсиаде, и у меня возникают большие сомнения, отобьются ли эти затраты.
Финансирование из бюджетов всех уровней не затрагивает частный бизнес, если только он не участвует непосредственно в строительстве объектов Универсиады. Но, несмотря на это, к рестораторам предъявлены большие требования, требующие серьезных материальных затрат как на интерьер, экстерьер, так и на персонал и качество производимой продукции. Также введена добровольная сертификация услуг, которая в итоге становится принудительной и довольно разорительной процедурой в части выполнения всех ее требований. Так что пока надежды на заработок во время Универсиады весьма туманны...

А вот в экономику города, конечно, вложено очень много. Это заметно. Работы не останавливались даже зимой. Но иногда становится страшно от того, что такие большие объемы работ не будут закончены к Универсиаде...

Ильшат Аминов - генеральный директор телерадиокомпании ТНВ, депутат Госсовета РТ:

- Мы на Универсиаде не заработали. Но для Казани это событие сыграло огромную роль, она изменилась до неузнаваемости. В развитии город сделал мощный скачок с точки зрения инфраструктуры. Роль сыграли два огромных события: 1000-летие города и как раз Универсиада.

Ольга Жукова – директор ресторана Kremlin:

- Сейчас туристов, в том числе и тех, кто бывает в нашем ресторане, становится больше. Не знаю, связано это с Универсиадой или нет. Мы ожидаем наплыва гостей в наш ресторан во время Игр, потому что располагаемся в центре города, рядом с Кремлем и метро. Сейчас наш персонал изучает английский язык, чтобы свободно общаться с гостями.

Наиль Садриев – директор «ПАТП-4»:

- Пока подготовка к Универсиаде только идет. Конечно, очень много строится развязок, ремонтируются дороги. Вложены большие суммы в реконструкцию города в отношении дорожного хозяйства. Пока, во время подготовки к Играм, у нас затрат больше. Но во время проведения Универсиады наоборот, затрат будет меньше, а доход планируется выше.

Максим Семенов – гендиректор ООО «Нико» (Набережные Челны):

- Напрямую мы с объектами Универсиады не работаем, но косвенно – да, поставщики и строители из Казани покупают у нас КАМАЗы. Клиентов из столицы довольно много, но конкретно объемы оценить сложно – не все ведь говорят, для каких целей покупают машины, куда погонят. На закупках и сочинская Олимпиада сказывается, и оттуда клиенты есть. Наша задача - обеспечить поставки в срок, потому что строители Универсиады и Олимпиады торопятся, а запчасти часто найти не могут. Потому и обращаются к нам.

Михаил Бобошко - директор МАУ «Центр информационных технологий»:

- По-моему, косвенно весь Татарстан заработал на Универсиаде, и наше предприятие, соответственно, тоже. Строительные компании получили госконтракты, по цепочке деньги упали в РТ и распылились тут по всем. У клиентов стало больше денег, соответственно и у нас объемы заказов увеличились.

Если говорить об участии во втором-третьем звене от непосредственных подрядчиков на объектах Универсиады, то и тут у нас есть клиенты – архитекторы, проектировщики, которые заняты либо напрямую, либо как субподрядчики, как дочерние компании. Я как раз неделю назад разговаривал с контрагентами, и все в один голос говорят, что да, мол, чувствуется – благодаря мощному строительству бизнесу стало легче дышать. В государственных тендерах участвуют крупные компании - их, может быть, десяток, чуть больше, но у них на субподряде сидит половина Татарстана, если не весь.

Эльмира Ахтямова - директор «Статус», магазин элитного фарфора и подарков:

- Мы очень рассчитываем на то, что в период проведения Игр у нас в городе будет больше туристов, соответственно и тех, кто заинтересован в покупке сувениров. Надеемся получить на этом неплохую прибыль. Туристов, прежде всего, интересуют сувениры с национальным колоритом – монограммами и символами Татарстана.

Но сейчас, до начала Игр, мы, честно говоря, не чувствуем, что выигрываем на Универсиаде.

Ильсур Шайхутдинов - генеральный директор транспортной компании «Автоальянс»:

- Нам абсолютно ничего не удалось заработать. Хотя не знаю, куда мы кирпич возим - на строительство жилого дома или же на какой-то объект Универсиады. Может, все-таки и есть наш вклад. Насчет влияния денежного потока на экономику города ничего не могу сказать - я его не замечал. Может, потому что я далек от спорта.

Алексей Быстров - руководитель такси «Казань»:

- Заработать не удалось и не удастся. Мы, таксисты, не относимся к Универсиаде. Да и работают у нас на Всемирных играх в основном приезжие…

Влияние денежного потока Универсиады на экономику Казани ощущаю. Город возрождается! Однако жизненный уровень населения не поднялся и даже стал ниже прежнего. После нового года у всех упало 80 процентов заказов.

Светлана Иванова – заместитель гендиректора центра переводов «Глобус-М»:

- Нет, нашей компании не удалось заработать на Универсиаде, и не удастся. Как показывает опыт, услуги переводчика очень дорого обходятся, поэтому на таких мероприятиях, как Олимпиада и Универсиада, пользуются услугами волонтеров.
Положительных изменений в городе я не ощущаю - только пробки и вечная стройка, которая уже порядком надоела. Может, летом все изменится в лучшую сторону…

Алсу Зубкова - директор магазина сувениров «Презент»:

- Нет, нам не удалось заработать на Универсиаде, и не удастся. Дирекция всемирных игр - очень закрытая организация. Они закупили много китайских сувениров и продают их по очень крутой цене.

Разговаривала с представителями одного магазина сувениров, который сотрудничает с Олимпиадой и Универсиадой, они ответили, что Олимпиада и Универсиада в плане сотрудничества - небо и земля. С Олимпиадой в плане поставки сувениров не возникает проблем, с Универсиадой сотрудничество проходит с трудом.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор ИК «Капитал Менеджмент»:

- Конечно, влияние денежного потока Универсиады на экономику города ощущается! Естественно, если в городе идет стройка, средства поступают в бюджет.
Сколько спортивных объектов построено, сколько миллиардов на это потрачено. Появилось много рабочих мест. Все это, однозначно, улучшает позицию Казани.

Владимир Иванов - гендиректор ООО «Бизнес-Центр» (Набережные Челны):

- Нет, работая в Набережных Челнах, мы не получили с Универсиады ни копейки. Она от нас далеко – на страницах газет, на столичных совещаниях. Провинциальных городов деньги реконструируемой столицы никак не касаются, более того – подобные мегакрупные мероприятия, требующие больших бюджетных вливаний, приносят районам только ущерб. Провинции, и Челны в том числе, пролетают мимо всех бюджетных отчислений, как республиканских, так и федеральных.

Андрей Мазур - гендиректор ООО «Татпак» (Набережные Челны):

- Нет, мы ничего пока не заработали, но, полагаю, наши возможности еще впереди. Для нас экономически активный период связан с приездом гостей. Думаю, общепит Казани откажется от использования полиэтиленовых пакетов, стремясь к европейской культуре обслуживания. Я хочу предложить наши бумажные пакеты с символикой – в принципе, не только общепиту.

В Челнах никаких отголосков Универсиады не заметно – сюда, конечно, никто деньги вкладывать не будет, хотя, наверное, будут организованы какие-то экскурсии и в автоград.

Владимир Павленко - директор ресторана «Мясной удар»:

- Пока не чувствуем наплыва гостей в наш ресторан. Я думаю, тот факт, что в республике сейчас идет столько денежных вливаний, и Татарстан становится более инвестиционно привлекательным. Это общий тренд для всего бизнеса. Так что и в нашем бизнесе возрастет конкуренция, появятся новые игроки. И это хорошо.

Азат Хаким - директор авиакомпании «Тулпар»:

- На нашей авиакомпании Универсиада никак не отразилась. А вот город преобразился из-за денежного потока Универсиады - дороги улучшаются, транспортная схема меняется, сооружения поднимаются…

Татьяна Федорова - председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

- В экономике города, конечно, чувствуется прилив средств. Огромное количество строек, дорожных развязок, спортивных сооружений. Конечно, город меняется, но когда будет оценимый результат, сказать сложно – главное, чтобы не было Ппотемкинских деревень. Когда начало есть, а конца нет. Выиграли, прежде всего, предприниматели, которые занимаются строительством и дорожным хозяйством.

Игорь Николаев - директор департамента стратегического анализа ФБК (Москва):

- Когда разница в разы (я от ответственных чиновников Казани два дня назад слышал о сумме 100 - 150 миллиардов), возникает вопрос – как считается? Это важно с точки зрения анализа, кто заработал. Потому что становится понятно, какие это были деньги. Если у нас сумма из федерального бюджета миллиардов 80 с небольшим рублей осталось, получается что 100- 120 миллиардов рублей - это средства не федерального, и не регионального бюджетов, или спонсорские, а по отчету счетной палаты эти средства гораздо меньше. В общем, эта путаница в цифрах препятствует четкому ответу на вопрос о том, кто заработал.

Однозначно заработали те, кто строил и строит эти объекты. Тем не менее окончательно об этом можно будет говорить, после того как это все будет введено в строй, и даже после того, как Универсиада будет проведена. Сейчас понятно, что строители, безусловно заработали, все кто вокруг этих проектов – тоже. Но так как основной объем средств – это строительство инфраструктурных сооружений, я бы все-таки на первом месте выделил строителей.