1.jpg

Президент РТ Рустам Минниханов уверен, что, несмотря на задержки с запуском, татарстанский НПЗ будет самым современным и востребованным в России (фото: tatarstan.ru)

ШЛИ С ОТСТАВАНИЕМ ДО САМОГО КОНЦА

Оператор строительства комплекса НПЗ в Нижнекамске - ОАО «ТАНЕКО» - намерен взыскать с проектировщика некоторых его объектов - ГУП «Институт нефтехимпереработки республики Башкортостан» - 5,5 млн. рублей неустойки. Заявление с таким требованием он подал в Арбитражный суд РТ.

В ходе состоявшегося на днях предварительного судебного заседания по делу юрисконсульт ТАНЕКО Айрат Минахметов рассказал, что речь идет о работах по проектированию установки висбрекинга. Она используется главным образом для получения котельных топлив (топочных мазутов) из гудронов. Производственная мощность установки висбрекинга рассчитана на переработку 2,4 млн. т сырья в год. Стоимость проектных работ института из Уфы оценивалась в 227,6 млн. рублей.

Башкирский институт все предусмотренные договором работы выполнил, но с большой задержкой. В частности, последний, десятый, этап проектирования по календарному плану должен был быть закончен 31 марта 2009 года и 1 апреля сдан заказчику по акту приема-передачи. Однако по факту он был закрыт лишь 17 ноября 2010 года.

«Они (институт нефтехимпереработки ред.) как начали с первого этапа выполнять работы с задержками, так по цепной реакции до конца шли с отставанием», - отметил юрисконсульт ТАНЕКО.

Прежде чем подать заявление в арбитраж, ТАНЕКО направил проектанту претензии. Но они остались без ответа. Минахметов сообщил, что его предприятие действует в соответствии с условиями партнерского соглашения: «Штрафная неустойка за нарушение сроков была предусмотрена договором. Ставка – 7 процентов годовых». Именно в этих пределах и были начислены штрафные санкции.

Как стало известно на судебном заседании, с таким требованием ТАНЕКО обращается в суд не в первый раз. «Мы уже предъявляли штрафные санкции за срыв сроков проектирования с первого по четвертый этапы (их стоимость составляла 63 млн. рублейред.). Есть решение о взыскании неустойки», - сообщил представитель истца.

2.jpg
Общий объем вложений в проект к 2017 году может достигнуть 280 млрд. рублей


Согласно материалам Арбитражного суда РТ, с института нефтехимпереработки в пользу ТАНЕКО еще в ноябре 2011 года было взыскано 1,5 млн. рублей штрафа за несвоевременное выполнение работ.

ТАТАРСТАНСКАЯ «СТРОЙКА ВЕКА»

Напомним, проект строительства в Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов является для Татарстана одной из самых главных строек (наряду с объектами Универсиады). Он был инициирован в 2005 году в рамках программы развития нефтегазохимического комплекса республики, предусматривающей удвоение объема переработки нефти с 7 до 14 млн. т в год. Стоит ли говорить, что к этой стройке было приковано огромное внимание.

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», первая очередь НПЗ была запущена 26 октября 2010 года (с этого времени НПЗ работал в тестовом режиме). Однако в реализации столь амбициозного для Татарстана проекта не все было гладко. В июне прошлого года после 14 лет работы неожиданно был отправлен в отставку генеральный директор ТАНЕКО Хамза Багманов. В итоге предприятие возглавил Леонид Алехин, ранее руководивший «Казаньоргсинтезом».

В числе одной из причин кадровой рокировки эксперты называли затянутость стройки. Первоначально завершение строительства комплекса намечалось на 2008 - 2011 годы, но затем стало ясно, что по самым оптимистичным прогнозам НПЗ по «простой топливной схеме» (производство бензина и дизтоплива) будет запущен в промышленную эксплуатацию не раньше 2014 года.

Долгострой помимо прочего объяснялся чехардой с подрядчиками, проектантами и исполнителями работ. Например, строительство установки гидрокрекинга (рассчитана на переработку до 2,9 млн. т вакуумного газойля в год и позволит увеличить выход светлых нефтепродуктовред.) задержалось почти на год из-за несвоевременной поставки колонн. ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») должно было поставить первый реактор не позднее августа 2009 года – фактическая просрочка составила 11 месяцев, второй - не позднее октября того же года (отставание от графика - 9 месяцев). "Татнефть" выставила неустойку за срыв сроков в размере 336 млн. рублей, но в конце 2011-го, после заключения мирового соглашения с ответчиком, снизила эту сумму до 75 млн. рублей…

3.jpg

На установке гидрокрекинга сейчас ведутся активные строительно-монтажные работы

В конце прошлого года в ходе специального пресс-тура на ТАНЕКО президент РТ Рустам Минниханов (председатель совета директоров «Татнефти» - ред.) отмечал журналистам: «У строителей отставания от графика практически нет, и никаких сложностей по этой части мы не видим». По его словам, есть задержки поставок по некоторому технологическому оборудованию, есть вопросы к корейским и российским компаниям: «Поэтому пусконаладка начнется в срок, в 2013 году, но окончательно мы сможем завершить НПЗ только в 2015 году». Президент тогда заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что даже несмотря на задержки с запуском татарстанский НПЗ будет самым современным и востребованным в России. "Если кто построит такой завод за 7 лет, сниму перед ним шапку", - сказал он.

«С НАМИ РАСТОРГЛИ ДОГОВОР»

На предварительном судебном заседании представители башкирского института не присутствовали. Они не смогли добраться до Казани из-за плохой погоды.

В то же время ситуацию газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал по телефону директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» и советник президента Республики Башкортостан по вопросам нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимиии Эльшад Теляшев.

- Эльшад Гумерович, как вы расцениваете иск ТАНЕКО о взыскании с возглавляемого вами института 5,5 миллионов рублей за срыв сроков проектирования?

- Это уже не первый наш процесс с ТАНЕКО. В данном случае основная причина – это формальная претензия по поводу того, что работы были сданы не в те сроки, которые указаны в календарном плане. Объективная причина, по которой мы сдвигали сроки, – поступление с большими задержками исходной информации. Причем мы об этом заказчика уведомляли. Я понимаю, что сам он эти исходные данные не придумывает - получает их от поставщиков оборудования, после чего эта информация должна поступать проектанту для выполнения.

4.jpg

Директор института нефтехимпереработки РБ Эльшад Теляшев: «Заказчик строительства НПЗ силовым путем пытается заставить нас выполнять работы, не меняя сроков. Это снова закончится судебными исками»

- Почему же тогда наказывают рублем ваш институт?

- Возможно, с другими исполнителями и подрядчиками тоже идут какие-то судебные процессы. То есть включен юридический механизм. Ситуация очень простая. В случае, если по каким-то объективным причинам происходит сдвиг сроков выполнения работ – проектных, монтажных, строительных, каких угодно, по законодательству исполнитель должен работу приостановить, уведомить об этом заказчика и направить ему предложение о корректировке сроков по новым возникшим обстоятельствам. А затем подписать дополнительное соглашение об изменении сроков календарного плана. И только после этого приступать к работе.

- Почему вы так не делали?

- Проектируя установку висбрекинга на ТАНЕКО, мы не останавливали работы, понимая, что ситуация горящая – объект нужно срочно сдавать. И прилагали максимум усилий, чтобы выполнить эту работу быстрее. Тем не менее допсоглашения по корректировке сроков в ТАНЕКО направлялись. Но они, к сожалению, остались неоформленными. Новые сроки были согласованы со всеми инстанциями, но на уровне руководства подписать документы мы, увы, не смогли. Теперь по формальным основаниям ТАНЕКО подает на нас в суд. И наверное, будет подавать вновь по последующим этапам. Хотя установка построена - она была запущена в эксплуатацию еще в конце 2011 года и успешно работает.

- Вы проектировали на ТАНЕКО только эту установку?

- Установку висбрекинга мы не только проектировали. В целом были генподрядчиком по комплексному инжинирингу. Это лицензия, технология, базовый проект, рабочее проектирование, рабочая документация, поставка 164 единиц основного оборудования с проектированием этого оборудования и т.д. В дальнейшем мы были подключены к работе по проектированию некоторых объектов установки гидрокрекинга – на субподряде у московского института «ВНИПИнефть». И попали в точно такую же ситуацию - по самым различным обстоятельствам нам не поступала вовремя исходная информация. Она приходила с задержками на несколько месяцев – до полугода и более. Мы запрашивали у генпроектировщика – той же самой «ВНИПИнефть» – корректировку сроков. Он, в свою очередь, автоматом запрашивал ее у «Татнефти». У «ВНИПИнефть», как я понимаю, не получилось скорректировать сроки. Они не стали их корректировать и нам. Мы были вынуждены остановить работу. Уведомили об этом как генпроектировщика, так и основного заказчика «Татнефть». К сожалению, реакции не последовало. И «ВНИПИнефть» расторгла с нами договор.

«ЗАКАЗЧИК ПЫТАЕТСЯ СИЛОВЫМ ПУТЕМ ЗАСТАВИТЬ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ, НЕ МЕНЯЯ СРОКОВ»

- Сейчас эти проектные работы продолжает другая компания?

- Был заключен контракт с другой организацией, чтобы доработать эту документацию. Хотя там очень мало что осталось дорабатывать. Но, насколько мне известно, у нее сроки стоят уже фактические, сегодняшние.

- Учитывая стоимость проектных работ по установке висбрекинга, а это почти 228 миллионов рублей, штрафные санкции - 5,5 миллионов рублей - для института не столь значительны?

- Для нас это немаленькая сумма. Мы зарабатываем деньги своим трудом. Кроме того, этот судебный иск касается только одного из этапов.

5.jpg

Перед новым годом власти республики заверили, что как в части проектирования, так и строительства и поставок на ТАНЕКО «в целом все идет по плану»

Можете себе представить, когда объект построен вовремя, а внутри какие-то этапы работ сданы позже, а какие-то - раньше, более раннее выполнение работ компенсирует задержку по другим этапам. Суммарно все в порядке, а по тем этапам, где были задержки, есть юридические основания подавать в суд. Что сегодня юридические службы ТАНЕКО успешно и делают. Хотя, я считаю, здесь есть масса вопросов к заказчику. Есть эти объективные обстоятельства – неполучение исходной информации и т.д. В этой ситуации нужно находить решения в законодательном, правовом поле.

- На ТАНЕКО вы больше не работаете?

- У нас там осталась одна небольшая работа. Мы делаем проект водоблока на установке гидрокрекинга – на подряде у татарстанской компании «ТМИМ». И там ситуация абсолютно аналогичная. Опять задержка выдачи исходной информации. Опять мы уведомляем о приостановке. В финале вместо того, чтобы учесть все эти обстоятельства, заказчик, к сожалению, пытается силовым путем заставить выполнять работы, не меняя сроков, чем опять же загоняет нас в угол. То есть мы знаем, чем это снова закончится - судебными исками.

- Расторжение договора с ТАНЕКО оказалось чувствительным для вашего портфеля заказов?

- Сегодня у нас достаточно большой объем работы. От недостатка заказов не страдаем. Но все-таки хотелось, чтобы с дружественным Татарстаном и с компаниями, к которым мы относимся неравнодушно, – это и «Татнефть», и ТАНЕКО, и тот же самый бывший нижнекамский НПЗ, который сейчас входит в систему ТАИФ, все было нормально. Мы же соседи. Есть какие-то вещи, которые в Татарстане делают лучше, чем в Башкортостане. И наоборот. Мы должны сотрудничать. Но исключительно в правовом поле, чтобы это не переходило на уровень администрирования, как, к сожалению, иногда случается.

Позицию башкирских проектировщиков газета «БИЗНЕС Online» попыталась донести до первых лиц ОАО «ТАНЕКО». Однако вызвать их на разговор не удалось. Начальник отдела корпоративного имиджа и связей с общественностью ТАНЕКО Виталий Долганов сообщил, что «в интересах справедливого судебного разбирательства предприятие не будет комментировать ситуацию».

Арбитражный суд Татарстана вернется к рассмотрению дела 12 февраля.

Справка

ОАО «ТАНЕКО» (прежнее наименование — ЗАО «Нижнекамский НПЗ») создано 12 октября 2005 года с уставным капиталом 20,5 млн. рублей.

Выступает заказчиком строительства в Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Главным координатором строительства комплекса, согласно решению совета безопасности РТ, определена компания "Татнефть".

Новый комплекс будет состоять из трех взаимосвязанных между собой заводов – нефтеперерабатывающего завода (первичная переработка нефти) мощностью по сырью 7 млн. тонн/год, завода глубокой переработки нефти и нефтехимического завода.

Планируемая продукция - 20 видов продуктов глубокой переработки нефти – от моторных топлив европейского качества до компонентов сырья для производства широкой гаммы востребованной нефтехимической продукции.

Основные акционеры: ОАО «Татнефть» (91% акций) и ОАО «Связьинвестнефтехим» (9%).

Общий объем вложений в проект к 2017 году может достигнуть 280 млрд. рублей.

ГУП «Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан» (ранее БашНИИНП) создан 12 апреля 1956 года. Цель - научное обеспечение переработки нефтей месторождений Башкирии и Татарии и других восточных районов.

Организатором и первым директором был один из ведущих ученых страны в области нефтепереработки Александр Эйгенсон.

Являлся центром исследований, связанных с проблемами нефтяных остатков. Разработки института были внедрены практически на всех НПЗ бывшего СССР.

В апреле 2009 года получил статус научно-технологического парка.

Тематика работ охватывает весь спектр переработки нефти - от ее подготовки и первичной переработки до комплекса вторичных процессов. Глубина проработки – от фундаментальных исследований до строительства установок.

Этотехнологии, процессы, оборудование, реагенты для добычи, подготовки, транспорта и глубокой переработки углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат, природный и попутный нефтяной газ), малотоннажная нефтехимическая продукция, научное приборостроение и образовательная деятельность.

В их числе новые высокоэффективные энергосберегающие и экологичные технологии и оборудование вакуумной перегонки, деасфальтизации, висбрекинга, замедленного коксования, прокалки кокса, производства битумов, производства серы, очистки нефти от сероводорода, комплексы переработки природных битумов и тяжелых нефтей.

Установки института внедрены на Волгоградском НПЗ, ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» и ООО «Нарьянмарнефтегаз» (СП «Лукойл» и Conoco-Filips).

Усовершенствованная технология висбрекинга гудрона реализуется на ОАО «ТАНЕКО» (Нижнекамск).