midhat-kurmanov-minjust-rt.jpg
Мидхат Курманов сообщил, что в 2012 году наложено штрафов на 138 млн. рублей, по факту взыскано 85 млн.

«ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА» ДЛЯ ДЕФИЦИТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Как сообщил представивший проект министр юстиции РТ Мидхат Курманов, изначально правом составления протоколов об административных правонарушениях обладали сотрудники экологической милиции, но после ликвидации «экологов в погонах» эти полномочия повисли в воздухе. Исключение в республике было сделано только для Казани – в столице с 2010 года работает административная техническая инспекция.

Вторым шагом, напомним, стало скачкообразное повышение штрафов. Сейчас физлиц можно наказать штрафом в 2 - 5 тыс. рублей, руководство предприятий-нарушителей - на 15 - 30 тыс. рублей, юрлиц - на 200 - 500 тыс. рублей. Это в случае, если в течение года было лишь одно нарушение. При повторном нарушении штраф на организации может дорасти до 1 млн. рублей. На третьем этапе в Казани была принята новая, предельно детализированная, редакция правил благоустройства – теперь это довольно толстая книжечка, за нарушение любого пункта которой могут последовать жесткие санкции.

Всего за прошлый год в Казани было наложено штрафов на 138 млн. рублей, по факту взыскано 85 млн. рублей. В этом году процесс должен пойти по нарастающей: раньше средства зачислялись в федеральный бюджет, и муниципалитеты работали фактически «за идею». Однако с мая 2012 года решением президента России все сборы переданы в муниципальный бюджет. Трудно представить, что насквозь дефицитные местные бюджеты не воспользуются новой «палочкой-выручалочкой» на полную катушку.

Это обстоятельство и встревожило депутатов:

- Хотел бы предостеречь от того, чтобы с такой легкостью передавать полномочия. В 1984 году в Лениногорске был случай, когда перегнули административную практику, и возникли массовые беспорядки. Надо быть крайне осторожными, - предупредил депутат-единоросс Василий Логинов. Выглядело несколько странным, что он вспомнил события почти 30-летней давности, связанные с восстанием против действий местной милиции.

Депутат из фракции КПРФ Леонид Иванов также увидел в принимаемом законопроекте излишнюю «заинтересованность чиновников администраций» в получении дополнительных доходов и предложил отложить его рассмотрение. Его коллега Валентин Кострин попытался выяснить, кто конкретно будет отвечать за составление списков тех, кто вправе составлять протоколы, «чтобы не было момента коррупции».

farid-muhametshin-gossovet-rt.jpg
Фарид Мухаметшин рекомендовал составить перечень должностных лиц, которым будет доверено составлять протоколы правонарушений

За советом спикер Госсовета Фарид Мухаметшин обратился к людям опытным – вице-мэру Казани Людмиле Андреевой. Она успокоила, что речь идет всего лишь о составлении протоколов, наказание же назначают административные комиссии, которые и так давно существуют при администрациях, к тому же их решения можно оспорить в суде. Иванов тут же парировал аргументами о том, что в 90, если не в 100% случаев адмкомиссия утверждает составленные протоколы. В общем, работают в тесной связке.

460.jpg
Хафиз Миргалимов: «И так полно всяких инспекций и полиций»

«ШТРАФ НЕ ПАНАЦЕЯ»

Лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов вышел с целым выступлением, дескать, в городе и так полно всяких инспекций и полиций, вот пусть в рамках своих полномочий и работают. Мухаметшину пришлось призвать на помощь министра внутренних дел РТ Артема Хохорина, который констатировал: «В составе МВД нет ни экологической милиции, ни полиции, нет и полномочий по составлению протоколов о правонарушениях в области экологической безопасности».

За проект вступился депутат Николай Рыбушкин, который совсем недавно был депутатом Казгордумы, так что знает, о чем говорит.

- Экономика развивается, муниципальные образования развиваются, появляются новые виды бизнеса, развитие экономики будет влечь за собой нарушения, особенно в экологической сфере. Тех, кто раньше составлял протоколы, сократили, поэтому мы муниципальным образованиям должны предоставить полномочия, в Казани практика себя оправдывает, - сказал он.

460-1.jpg
За проект вступился депутат Николай Рыбушкин (справа), который совсем недавно был депутатом Казгордумы, так что знает, о чем говорит

Комментируя новшества газете «БИЗНЕС Online», начальник УАТИ Казани Рамиль Муллин выразил надежду, что собранные в виде штрафов средства пойдут на дальнейшее благоустройство территории. Что касается опасений депутатов, то роль наказания, с его точки зрения, скорее, воспитательная:

- Для города это не инструмент получения прибыли, это инструмент соблюдения законности. Пока у нас многие не спешат обеспечить чистоту и красоту в городе – не готов ни бизнес, ни население. Штраф не панацея, но один из инструментов системного подхода наряду с образовательными, обучающими проектами, - подчеркнул он.

Положительно он оценил и распространение опыта Казани на всю республику:

- Это только положительный момент. Конечно, не все с этим согласятся, но время расставит точки над i. Каждый муниципалитет сможет оценить, нужен ли им подобный орган или нет. Главное, чтобы их создание не стало препонами для развития бизнеса, это очень важный момент, - еще раз осторожно сказал Муллин.

В ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

В итоге Мухаметшин предложил принять проект в первом чтении с условием, что ко второму в нем будет учтена полная унификации перечня сотрудников, которые будут наделены такими полномочиями, и был поддержан 77 процентами депутатов.

Этим дело, однако, не закончилось. После обеда депутаты вновь вернулись к обсуждению вопроса. Председатель комитета Госсовета по законности и правопорядку РТ Шакир Ягудин сообщил, к какому решению парламентарии пришли, посовещавшись в перерыве. Чтобы снять все вопросы депутатов, министерство юстиции, министерство финансов и совет муниципальных образований РТ должны будут составить перечень должностных муниципальных лиц, которые наделялись бы правом составлять протоколы об административных правонарушениях. В итоге депутаты приняли законопроект в окончательном чтении. Баланс между необходимостью наводить порядок и возможными «перегибами на местах» будут находить уже, видимо, в процессе его исполнения.