460-2.jpg

«ИЗ-ЗА 10 ЧЕЛОВЕК МЫ СПЕКТАКЛЬ ИГРАТЬ НЕ БУДЕМ»

Разговор начался с группы комментариев, которые появились сегодня на сайте газеты «БИЗНЕС Online» после публикации материала о том, что возле оперного театра действуют перекупщики билетов. Читатели спрашивали: "Если есть такой ажиотаж, возможно, стоит играть большее количество спектаклей?"

- Мы изучаем спрос, и, поверьте, любой театр заинтересован в увеличении количества спектаклей. При нынешней ситуации в театре практически на каждый спектакль не попадают по 10 - 15 человек. Но из-за них мы не будем играть лишний спектакль! Мы не будем работать даже на треть заполненного зала, - пояснил Рауфаль Мухаметзянов.

И дал любопытную справку: в сезон наш оперный театр обслуживает 100 тыс. зрителей, зарабатывая 54 млн. рублей. По статистике, в мире оперу посещают 3% населения, драматические театры – 6%. Тем временем в Казани в течение сезона в опере бывает каждый десятый зритель.

«ВЫСТУПАТЬ НА ШАЛЯПИНСКОМ ПРЕСТИЖНО»

Естественно, большая группа вопросов касалась начинающегося 1 февраля фестиваля им. Шаляпина. Как пояснил Мухаметзянов, его бюджет в этом году составляет 25 млн. рублей. Из них 15 млн. стоит весь фестиваль, 10 млн. – приезд Мариинского театра.

Зрители увидят лучшие спектакли последних лет, премьеры этого сезона «Турандот» Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе и «Аиду» Верди в постановке Юрия Александрова, а так же гала-концерт академии при Мариинском театре и спектакль Мариинки «Дон Кихот» Массне.

460-9.jpg

- Из Мариинского театра высадится целый десант – 200 человек. В концерте, который даст академия этого театра, только 12 лауреатов международных конкурсов, - проанонсировал директор начинающийся фестиваль.

Откуда берутся певцы, выступающие на фестивале, как проходит кастинг, нет ли таких, что спрашивают: «Что, Казань? А где это?» - эти вопросы интересовали читателей.

Как пояснил директор, сейчас не так уже сложно находить информацию о новых оперных звездах – есть «сарафанное радио», есть СМИ, интернет. Казань все знают, и выступать на фестивале им. Шаляпина престижно.

Кстати, Шаляпинский в феврале и Нуриевский фестиваль (он пройдет в мае) окажутся в этом сезоне далеко не единственными. В июле в Казани на сцене оперного театра пройдет «Фестиваль фестивалей» – это вклад оперного театра в культурную программу Универсиады.

В это время состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, приедет балет Бориса Эйфмана, а наш театр представит свои лучшие спектакли в оперном и балетном жанре. Попасть в театр смогут все, кто купит билеты, фестиваль проходит не только для гостей и участников Универсиады, но и для всех казанцев.

«ПРЕЗИДЕНТ ДАЛ НАМ УДОЧКУ, А НЕ РЫБУ»

Читателей нашего издания интересовал бюджет оперного театра. По словам Рауфаля Сабировича, государственные дотации и грант президента РТ Рустама Минниханова, который становится ежегодным, дают в общей сложности 300 млн. рублей. Плюс заработанные в прошлом году театром 54 млн. рублей.

- Оперный жанр – самый дорогой в мире, оперные спектакли убыточны, оперные театры живут только на субсидии государства и помощь спонсоров. Президент РТ, дав нам грант в 124 миллиона рублей, дал нам не рыбу, а удочку. Он предоставил нам возможность дальше развиваться, - пояснил Мухаметзянов.

Для сравнения привел некоторые цифры. Например, в Екатеринбурге, Перми и Новосибирске гранты театрам дают в два раза больше – от 300 до 400 млн. рублей на сезон. Но в том же Екатеринбурге, например, зал заполняется на 60 - 70%.

460-4.jpg

- Президент – это не мешок с деньгами, есть же бюджет республики. Мы просили у него минимальную сумму, чтобы была возможность развития, нам дали деньги на перспективу. У нас, например, второй год на Шаляпинском фестивале выступает Мариинский театр, раньше у нас денег на него не было. Мы можем даже замахнуться и на La Scala – почему нет? Если есть деньги, это все реально, - рассказал Рауфаль Сабирович.

Грант дает возможность приглашать солистов самого высокого уровня. По словам Мухаметзянова, солисты, которые получают в своих театрах 20 - 30 тысяч рублей в месяц, у нас выступать не могут. Не тот класс. В Казань приглашаются артисты, годовой доход которых не менее 100 тыс. евро. В основном, это солисты Большого и Мариинского театров, музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Киевской и Минской опер.

«У ШОУ-БИЗНЕСА СВОИ ЗАКОНЫ»

«Могут ли победительницы проекта «Голос» петь в оперном театре?» - поинтересовался один из читателей, переведя, таким образом, разговор в другую сферу.

- Когда человек прослушивается в оперный театр, он поет без микрофона. Этих девушек, поющих без микрофонов, я не слышал, - пояснил Мухаметзянов.

В шоу-бизнесе, по его словам, последние 10 - 20 лет мы видим одни и те же лица. Появление новых людей – это стало событием, и это правильно, шоу-бизнес, он для молодых. Пока наши девушки еще не артистки, они только выиграли проект. Их настоящая артистическая жизнь только-только начинается, и у них есть отличный старт – такая мощная реклама. У них есть трудолюбие, индивидуальность, дарование. Но мир шоу-бизнеса жесток, там свои неумолимые законы.

- Хочу пожелать, чтобы у них все сложилось, - напутствовал девушек Мухаметязнов.

Разговор с директором казанского оперного театра шел так же о постановке нового балета «Золотая орда», который покажут в Казани в конце 2013 года, о том, почему в театре так мало выпускников наших хореографического училища и консерватории, о предстоящем ремонте машинерии сцены грядущим летом и многом другом. Полную стенограмму интернет-конференции с директором казанского оперного театра вы сможете прочесть в ближайшее время в нашем издании.