23.jpg
Сегодня состоялась встреча Рустама Минниханова с руководителями ведущих республиканских СМИ

ТАМ СТОЛЬКО МИЛЛИАРДЕРОВ НА КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР…

Сегодня в здании правительства Татарстана состоялась встреча президента РТ Рустама Минниханова с руководителями ведущих республиканских СМИ. Публикуем ответы главы республики на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online».

- Спасибо, что пригласили на встречу. Потому что по бизнесу масса вопросов, и хотелось бы вашу принципиальную позицию услышать. Конечно, на совещаниях вы открыты, тут надо отдать должное. Но хотелось бы в диалоге послушать вас по ряду ключевых вещей время от времени, если есть возможность вот так встречаться.

Вы вернулись из Давоса – это крупнейшая в мире площадка, экономическая и политическая. Вы не первый год участвуете, встречались с Клаусом Швабом. Есть ли какие-то договоренности, какие-то проекты? Вообще, Татарстан создаст ли когда-то свой «Давос»? Потому что попытки есть, но пока не получается. Есть ли такая мечта?

- Давос есть Давос, наверное, такой площадки в мире больше нет. Есть разного рода форумы - в Китае есть, арабские страны пытаются, мы свою форму ищем. Есть питерские форумы, есть сочинские. Вот красноярский скоро будет. Такие площадки нужны, но топовая площадка – Давос. Руководители 50 стран, министры, бизнесы. На квадратный сантиметр там миллиардеров столько, сколько больше в одном месте не собирается.

Что дает Давос? Он дает то, что в одном месте можно всех увидеть, повстречаться, услышать мнение каждого из них. Я думаю, что такая площадка, она очень нужна. И то, что я там уже 6 или 7 раз был… К сожалению, я был недолго в этот раз. Вчера было заседание комиссии (комиссия при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации – ред.), Владимир Владимирович Путин проводил, поэтому мне надо было вернуться. Но тем не менее я и с Клаусом Швабом встретился, и несколько встреч было – Dow Chemical (с исполнительным вице-президентом компании Dow Chemical в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Хайнцом Халлером), Philips (с главой компании Philips Electronics Гарри Хендриксом), ЕБРР (с управляющим директором Европейского банка реконструкции и развития Аланом Пиллу). Ряд других встреч – с американскими бизнесменами…

То есть сама аура, она такая, что… Вообще, многие вещи люди делают ощущениями – появляются некие ощущения, которые нужны при принятии тех или иных решений. И очень важно иметь прямые контакты с бизнесом. То есть это неплохой повод рассказать о России, о республике, о наших краях. На самом деле мы в последние годы стали более узнаваемы, хотя надо еще очень много работать. Поэтому, я считаю, что Давос – это такая очень уникальная площадка, куда попасть не так просто. Имеется в виду не приехать, а работать, слышать, увидеть. И надо все-таки к Давосу готовиться за полгода уже – назначать встречи, выбирать секции. Я очень сожалею, что этот визит был коротким. Но в целом я считаю, что это лучше, чем не оказаться там совсем.

26.jpg
Рустам Минниханов: «Есть деньги, и есть внимание. Иногда внимание дороже денег. Убедил я вас?»

- А вы в российской секции приняли участие?

- Нет. К сожалению, российская секция была на следующий день. Я на открытии был, и у меня были индивидуальные встречи.

- Просто там были озвучены три сценария для России – Кудрина, еще ряда людей. И в принципе все сценарии были негативные. А самый негативный связан с усилением госкапитализма, усилением роли государства…

- Вот все время говорить, что Россию ждут плохие времена, и у нас будет плохо, вот этого делать нельзя. Плохое, оно наступит само по себе, это от нас не зависит. Мы должны любить свою страну, мы должны делать все, чтобы наша страна была любима и другими. И если мы сами себя ругаем, сами себя позволяем ругать - я считаю, что это совершенно неправильная позиция.

Мы считаем, что Россия имеет огромный потенциал развития, мы являемся частью нашей страны, частью Российской Федерации, и потенциал Татарстана тоже не раскрыт, мы его должны раскрыть. У меня нет таких ощущений, что у нас должно быть плохо. У меня есть ощущение, что мы будем двигаться вперед. И вчерашнее заседание, которое провел президент, очень требовательное. Те задачи, которые он поставил в своих указах, он четко сказал: я не факультативно, а системно буду этими делами заниматься. Все зависит от нас, от президента страны, от глав субъектов, от министров федеральных, от бизнесменов... От каждого из нас. Наше счастье в наших руках. Никто нам ничего не принесет. Если вы думаете, тем более что Запад нам поможет, к сожалению, этот тезис, он совсем не подходит в этом случае. Запад надо заставить, чтобы он нам помогал. Они ищут рынки, мы им нужны, и надо делать это на взаимовыгодной основе…

Поэтому я противник того, когда о стране мы говорим плохо. У нас есть недостатки. У всех есть недостатки. И надо посмотреть нашу страну, как она за 20 лет поменялась. Вы покажите, какая страна… Да, страны БРИКС, да, Китай, да, ряд других стран… Хотя, я думаю, у России потенциал есть еще больше, не видеть это – значит, ты слепой. И люди, которые сегодня дают оценку – оценку можно давать, но кто будет работать? Надо коня кормить – если коня будешь кормить своевременно, качественно, то конь будет работать. Я думаю, мы люди, которые должны кормить коня, а не люди, которые проповеди читают. Это уже другая сфера – религия у нас отделена от государства.

НАМ НЕ ПУТЬ ВАЖЕН, А ЭФФЕКТ НУЖЕН

- Один из негативных сценариев пугает усилением роли государства, ручным управлением госкапитализмом. Парадокс, но в Татарстане именно это реализовано и дает свои плоды. Модель Татарстана можно на всю Россию распространить?

- Что такое ручное управление? Кого оно пугает? Что в Татарстане ручное управление? Если приватизация прошла, она прошла. Определенные пакеты акций наших республиканских предприятий в собственности республики. Мы что, ими управляем? Исполнительная дирекция? Мы работаем в совете директоров, мы работаем согласно федеральному закону и международным правилам. Я отвечаю за ОАО «Татнефть». Я что, что-то делаю не так? Я делаю все в интересах компании и в интересах акционеров. Мы являемся акционерами, у нас 35 процентов. Что я делаю неправильно?

- Эффект есть. На всю Россию можно модель распространить?

- Что, кому не нравится? Если это наша собственность, мы ей должны распоряжаться так, чтобы она была эффективной. Давайте посмотрим Китай. В каких-то случаях… Мы новая страна, 20 лет нашей стране. У нас много еще надо изменить в ментальности, нам многому надо учиться… Но если мы административный ресурс используем во благо нашей страны, от этого что плохого? У нас говорят: давай продадим, давай обратно купим, давай обратно продадим… То есть нам нужно один раз определиться: мы покупаем или продаем? Я еще раз говорю, что, наверное, колебания - это хуже всего. Никакой роли государства, никаких опасений, как будто что-то случилось. Я думаю, это просто нагнетают. Наоборот, надо усилить роль государства. Государство должно повысить эффективность своих активов. Каким образом – автоматическим управлением, ручным – вот для меня это без разницы. Активы страны должны работать на страну. Любой путь правильный, если он дает эффект. Нам не путь важен, а эффект нужен. Если мы больше получим результат от "Газпрома", от "Роснефти", от федеральной сетевой компании, каким образом мы получаем, кому какое дело, это наш актив.

Вот у вас есть часы на руках? Или телефон? Ты же пользуешься ими, как сам хочешь. Я же не должен тебе говорить, что ты много звонишь… То есть эти активы должны работать на страну. И если у нас пока система работает со сбоями, – тогда ручное управление. Что такое ручное управление? Давайте вот мы отдадим, пусть оно само по себе. Вы говорите, что это самое рыночное управление? Нет, ничего подобного. В рыночном управлении каждая копейка на учете, за каждое движение ты в ответе. Вот главная задача. Наоборот, чиновник, если он представляет интересы государства, он не наблюдатель, а человек, который отвечает за это. То есть каждый из нас – чиновник, бизнесмен - ты представляешь интересы государства, тебе доверилось государство… И в то же время, я считаю, что приглашать независимых директоров, уже идти на тот путь, но не хаос, на тот путь, который дает больше эффекта – это тоже хороший путь.

МНОГИЕ РЕГИОНЫ, НАВЕРНОЕ, ОТ ЗАВИСТИ КУСАЮТ ЛОКТИ

- Вот вы сказали, что счастье в своих руках, любого человека и любой структуры, и это касается Татарстана тоже. Вот крупнейшее событие прошлого года, наверное, это то, что удалось добиться реструктуризации долгов республики, набранных по Универсиаде и из-за кризиса. Конечно, такие подарки просто так не делаются, и многие регионы, наверное, от зависти кусают локти. Как удалось добиться, какие аргументы были использованы, хотелось бы понять? И дальше мы будем занимать? На чемпионат мира по футболу, по плаванию, на другие какие-то проекты?

- Все оценивается в сравнении. Конечно, Универсиада – это крупнейшее международное событие. И если кто-то хочет сказать, что Татарстан проводит Универсиаду – это совершенно неправильно. Председатель оргкомитета – первый заместитель председателя правительства Российской Федерации. Санкции на получение права проведения Универсиады и участия было получено от Владимира Владимировича Путина, было поддержано Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Комиссия состоит в основном из федералов. Мы – исполнители, мы здесь все это формируем. Но это событие – российское, и мы, часть России, исполняем это. Второе – огромная поддержка федерального правительства. Владимир Владимирович Путин тогда Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, я свидетель, на все наши спортивные объекты, которые надо было построить, были выделены достаточно немалые средства. Плюс были операционные вещи, которые тоже были учтены. Но подготовка к этому событию, она связана с большими инфраструктурными изменениями. К сожалению, возможности федерального бюджета, они тоже ограничены. У страны очень много дырок, которые надо залатать Мы вынуждены были, обратились… Конечно, мы тоже хотели бы получить субсидию на дороги и прочее. Получили часть субсидий, большое спасибо федеральному правительству, Владимиру Владимировичу Путину, Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Всегда мы находили понимание. Но так как других путей не было, мы пошли на заимствования бюджетные. И вот так получился у нас долг – никогда у Татарстана такого долга не было. Если вы помните, к восьмому году у нас долги были связаны только с прошлыми камазовскими долгами.

- Помню.

22222.jpg

- Я, будучи министром финансов, премьер-министром, я к этому относился и отношусь очень и очень отрицательно. Поэтому это была вынужденная мера, мы должны же были готовить город. И я обратился к президенту – мы сегодня набрали столько долгов, каждый объект согласован с федеральным министерством, утвержден на оргкомитете… Все наши действия, они согласованы с федеральным правительством. Мы работаем…

Наверное, Универсиада – это пример, когда федералы и республика, муниципалитет города работают, как одно целое. На этом примере можно сказать, как синхронно все это работает. И минфин нам помогал, и минэкономразвития. Понятно, что наши потребности огромны, все эти потребности закрыть… Ко мне тоже глава приходит, я же тоже все не могу, и руководство федерального правительства, оно тоже ограничено (в средствах). Тем не менее, когда мы начали смотреть, я просил субсидий. Но субсидий не получилось. Начали искать другие пути. Большое, огромное спасибо министру финансов: у нас столько не получается, но есть вариант реструктуризации. И после этого, спасибо Думе, Дума поддержала, президент поддержал, правительство поддержало. Нашли форму. Опять-таки, если бы это был какой-то проект региональный, наверное, такой поддержки не было бы. Но это соизмеримо с Олимпийскими играми, это соизмеримо с чемпионатом мира по футболу. Федеральное руководство это оценивает и понимает. Поэтому это не моя заслуга, не какие-то слова – это общее наше дело. Нам очень важно показать нашу страну так, чтобы всем было завидно. Мы же не можем сказать, что денег нет… К нам приедет такое количество гостей, это имидж нашей страны. Эти имиджевые вещи очень важны. И что мы работаем, как одно целое – огромное спасибо, конечно, Шувалову Игорю Ивановичу… Представьте, вице-премьер, у него дел как будто нет, он летит специально на Дальний Восток, чтобы огонь Универсиады стартанул. Это общефедеральный значимый проект, даже этот факел. Мы тоже летим, конечно. То есть такое значение для нашей страны, для руководства нашей страны…

444444.jpg

У нас есть понимание – понятно, что не все так гладко, что очень много проблем, связанных с операционным бюджетом, будем еще раз ставить этот вопрос. Но эти вопросы, они имеют общий характер. То есть мы же работаем, мы из бюджета, сколько можем, вкладываем. Смотрите: мы получили новый аэропорт – половину мы вложили, половину вложила Федерация… Посмотрите интермодальные перевозки, то есть за 20 минут, за 15 минут даже можно попасть из аэропорта в город. Сейчас отработаем, и в ближайшее время это будет. Ни у кого этого нет. Это федеральное правительство дало поручение РАО «РЖД», команда Якунина четко эту задачу выполнила. Это же огромный проект. Смотрите, «Восстание» - станция, которая, не знаю, лет 30 - 40 простояла разрушенной, а сегодня прекрасная станция. Там метро будет, там автобусная станция, транзитная железнодорожная станция. Такие проекты, они меняют наш город. Смотрите, сколько у нас гостиниц появилось. Мы немножко начали фасады свои приводит в порядок. Раз гость едет, дома же тоже и полы моешь, и красишь, и занавески стираешь…

Еще раз хочу сказать – это федеральный проект, это заслуга наших руководителей. Если бы поддержки, гарантии, а там были гарантии правительства Российской Федерации, если бы их не было, никто нам близко бы Универсиаду не дал. Близко даже! Мы представляем нашу страну, Татарстан и Казань, мы представляем Россию. И то, каких итоговых результатов мы добьемся, это тоже будут результаты Российской Федерации, где мы одну из важнейших шестеренок будем крутить.

- Следующие проекты тоже федеральные – чемпионат мира по плаванию в 2015 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году… Под это будут программы, финансирование, кредиты?

- Конечно, будут. Операционный бюджет. Конечно, уже не в таких количествах, как сегодня… Но, знаете, есть деньги, и есть внимание. Иногда внимание дороже денег. Убедил я вас?

Полную стенограмму читайте завтра на сайте «БИЗНЕС Online».