460.jpg

ПОПРОСИМ ДЕНЕГ, КОГДА ПОСЧИТАЮТ УНИВЕРСИАДУ

Вчера в исполкоме Набережных Челнов генеральный директор ЗАО УК «Камдорстрой» (считается, что компания близка к бывшему министру транспорта Владимиру Швецовуред.) Сайдаш Якупов подвел итоги деятельности своего предприятия за 2012 год и рассказал о планах на 2013 год. Для Набережных Челнов работа ЗАО «Трест Камдорстрой» уже с лета 2008 года остается в самом центре внимания – именно его работу оценивает со стаканом воды на раме велосипеда мэр города Василь Шайхразиев.

За два последних года в Челнах были реконструированы дороги на сумму 1,7 млрд. рублей, в 2012 году главными объектами ремонта стали «первая автодорога» – окружная для города – и Автозаводский проспект. В этом году предприятие должно продолжить серию апгрейдов ремонтом проспекта Сююмбике: до лета еще далеко, деньги под реконструкцию не найдены, а сумма грядущего ремонта уже у горожан на устах. Возможно, поэтому из всей серии отчетных встреч руководителей крупных и близких к муниципалитету предприятий города с представителями исполкома именно директор «Камдорстроя» был приглашен на встречу публичную, с присутствием журналистов. Помогал Якупову преподнести информацию для СМИ начальник управления архитектуры, градостроительства и инвестиций Рафар Шакиров.

Проектное управление «Камдорстроя» уже завершило разработку своей части проектно-сметной документации для ремонта проспекта Сююмбике. Вместе с ним отремонтируют и сливающийся проспект Дружбы Народов, от точки слияния до конца – до упора в улицу Машиностроительную. Цена ремонта 6,3 км дороги с 3 - 5 полосами движения составит порядка 975 млн. рублей. Источник финансирования пока не определен, даже 16 млн. рублей за ПСД «Камдорстрою» еще не заплатили. Муниципалитет планирует просить средства у республики – после того, как окончательно утрясется смета Универсиады.

– Мэр обратился к президенту Татарстана, и сегодня готовится информационная справка по ремонту проспекта, – рассказал Шакиров. – Поэтому для получения средств самое главное – наличие готовой документации. Сегодня, однако, финансирование муниципалитетов скромное, поскольку и руководство республики, и финансовые структуры ориентированы на объекты универсиады. Думаю, что к середине апреля – к маю с полной сметой Универсиады все будет абсолютно ясно, и тогда республика начнет выделять средства в муниципалитеты. Тогда Василь Гаязович снова обратится к президенту, и у нас есть очень большая надежда на получение этих средств. Надо сказать, что для города сегодня и стоимость ПСД, 16 миллионов – огромные деньги. При этом, как нетрудно посчитать, цена проекта от всей сметы ремонта составляет всего 1,6 процента. Не уверен, что такие цены бывают в природе.

По словам Шакирова, исполком договорился с «Камдорстроем» на очень низкие проектные цены, поскольку «есть большая доля вероятности, что именно «Камдорстрой» получит этот заказ» в результате конкурса.

МОЖНО СТРОИТЬ НА 30 ЛЕТ, НО МЫ СТРОИМ НА 50

На вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», от чего зависит цена метра дороги и дорог ли в сравнениях метр проспекта Сююмбике Якупов перечислил некоторые ценообразующие факторы. Он отметил выбор покрытия, его толщину, глубину фрезеровки, охват местных проездов, тротуаров, светофоров, коммуникаций и так далее. Миссию по раскрытию информации с интересующей горожан стороны принял на себя Шакиров.

– Я понимаю ваш вопрос, – подтвердил он, – но нельзя так запросто сравнивать, мол, тут построили дешево, а там дорого, и почему в Америке и Оренбурге по-разному. Ведь где-то надо и асфальт снять, и бетон, и коммуникации переложить, и подземные переходы переделать. Когда мы говорим, что необходимо положить 15 сантиметров асфальта, сразу возникает вопрос: "Зачем?" Наш ответ прост: "На 50 лет вперед!" Таков наш подход, хотя можно сработать на порядок дешевле, но на 30 лет. Если на пять миллиметров изменить толщину асфальта, то это ведь, как говорил Райкин, сумасшедшие деньги получатся. Но я смею вас уверить, что в Набережных Челнах действует тройной контроль качества дорог. У нас есть генеральный заказчик – это «Главдортранс», но технический надзор ведет и местная «Дирекция инжиниринга и аудита строительства». Я абсолютно убежден, что каждая смета проверяется, и каждая выполненная работа принимается скрупулезно. Подняв документацию, могу любому доказать, что наши цены весьма конкурентны – челнинские дороги вовсе не становятся золотыми после ремонта, как многие думают.

Действительно, метр проспекта Сююмбике, вероятно, выйдет подороже метра проспекта Мира. Разница обусловлена исключительно наличием подземных коммуникаций, которых под Мира нет. Под проспектом Сююмбике проходит магистральный коллектор, что серьезно удорожает проект. «Лечение» подземных коммуникаций неизбежно. Именно поэтому «Камдорстрой», который проектирует дороги «под ключ», выполнил ПСД только на 80 процентов. Остальная часть документации будет отдана субподрядчикам, которые специализируются на проектах переноса и усиления коммуникаций.

По словам Шакирова, критики за дороговизну реконструкции проспектов исполком уже получил изрядную дозу. Однако, как было сказано, по всем расчетам занятых в ремонте и контроле специалистов, город обошелся скромными деньгами.

– Немножко дороговато покрытие «Тонфриз», – отметил Шакиров, говоря о том самом материале, которым в экспериментальном порядке был уложен асфальт на мосту "Миллениум" в Казани. Технология «Тонфриз» (расшифровывается как «тонкий фрикционный износостойкий защитный слой»), впервые примененной в Татарстане в 2011 году при ремонте пр. Мира именно в Набережных Челнах. Ее суть в том, что на старый асфальт после устранения всех неровностей разбрызгивают тонкий связующий слой эмульсии, а сверху сразу же укладывают горячую асфальтобетонную смесь. Водная составляющая эмульсии быстро испаряется, образуя надежную связь между основанием и слоем нового покрытия. Эмульсия проникает в слой асфальта и пропитывает его примерно на 2/3. Застывая, она начинает работать как клей между новым покрытием и существующим, одновременно образуя армирующую составляющую нового слоя. За счет большого содержания щебня - до 70% - образуется очень жесткая структура, которая отлично противостоит разрушающему воздействию транспорта. Правда, стоимость 4 километров казанского моста почему-то обошлась многократно дешевле, чем насчитали челнинцы, - всего в 67 млн. рублей.

– Мы считаем, что не ошиблись с этой смесью, - продолжил Шакиров. - Хочу также отметить, что в рабочем режиме смета ПСД может меняться – с проспектом Мира так и было. Оперативные решения упростили задачу, и в итоге участок проспекта обошелся вместо 900 млн. в 700. Должен сразу сказать, что планируемое продолжение Московского проспекта до улицы Низаметдинова вместе со светофорами обойдется в 1,5 млрд. рублей.

По словам Якупова, щебеночно-мастичный асфальтобетон «Тонфриз», используемый в Челнах, придает дороге повышенное сцепление, снижает уровень шума от машин и дольше не изнашивается.

ЗА ГОД ОТРАБОТАЛИ ПЯТЬ ОБЪЕКТОВ УНИВЕРСИАДЫ

Что касается итогов прошлого года, то в общей сложности ЗАО «Трест Камдорстрой» отработало заказов на 6,3 млрд. рублей. В Набережных Челнах объем работ сложился из следующих объектов: на ремонте 1,8 км проспекта Автозаводский было освоено 231,6 млн. рублей, ремонт улицы Машиностроительная стоил 103,5 млн. рублей за 2,7 км, строительство дороги в микрорайоне Замелекесье – 154,1 млн. рублей. Также 68,2 млн. рублей предприятие освоило на строительстве моста через реку Мелекеска.

Еще одним итогом года стало для предприятия выраженное Шакировым от лица исполкома доверие «Камдорстрою». Впрочем, доверяют предприятию, видимо, и в Казани, в том числе объекты Универсиады. В столице предприятие выполнило основной объем своих годовых работ. По отчету Якупова, именно челнинское предприятие отремонтировало проблемные участки улиц Тукая и Ершова на 165,8 и 75,1 млн. рублей соответственно, оба куска по 1,8 километра. В число объектов «Камдорстроя» вошла часть Большого казанского кольца от Сахарова до Оренбургского тракта, стоимостью 293,5 млн. рублей. Еще 2,7 млрд. рублей освоено предприятием на реконструкции международного аэропорта Казань. На 1,6 млрд. рублей отремонтировали аэродромную базу КАПО им. Горбунова. Таким образом, 47% годового объема работ дал казанский аэропорт и 24% – заказ КАПО. Среди других заказчиков значатся ГУ «Главтатдортранс» (10 %), ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» (7%), «Стройхимсервис» (4%). Исполком Набережных Челнов обеспечил предприятие двумя процентами объема работ, была работа от ОЭЗ «Алабуга» и других заказчиков.

Объем заказов «Камдорстроя» на 2013 год Якупов назвал сравнительно малым – всего 2,6 млрд. рублей. Год, однако, только начался и гендиректор выразил надежду на появление дополнительных заказов. В завершение он добавил, что в Челнах качество покрытия улиц выгодно отличается, в том числе и от Казани. Шакиров поддержал его в этой оценке: «Когда приезжал президент, в частности, на открытие челнинского IT-парка, то он удивился качеству наших дорог и даже потребовал справку о сравнительной цене реконструкции дорог в Челнах и Казани. Разве это не говорит об эффективности вложения средств?»

Справка

ЗАО «Трест Камдорстрой» занимается строительством и ремонтом аэродромных взлетно-посадочных полос, площадей аэропортов, автомобильных дорог, путепроводов и пешеходных переходов.

По состоянию на 1 января 2013 года штат предприятия составляет 2 287 человек: 1 665 рабочих и 622 ИТР.

За 2012 год выработка на одного работника составила 1,4 млн. рублей. По сравнению с 2011 годом выработка выросла на 20%.