«ПРИВЕТ» ИЗ СССР И «БУЯНЫ» XXI ВЕКА
Количественно и по тоннажу итоги 2012 года в кораблестроительной отрасли Татарстана будто и не особо впечатляют. Но это, видимо, сказывается память об объемах доперестроечных времен. Хотя и обольщаться, конечно, не стоит – говорить о потоке производства и заказов пока не приходится.
Итак, как подсчитали авторы портала «Военное обозрение», в 2012 году в состав ВМФ было принято (подписаны приемные акты) пять кораблей. Из них для Татарстана «чужой» только ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий». Он спроектирован петербургским «ЦКБ морской техники «Рубин» и построен на ПО «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск).
Следующий в списке - сторожевой корабль проекта 11661К «Дагестан». ЗПКБ (напомним, сегодня входит в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» - ОСК) начало создавать его еще в далеком 1986 году. В конце 1988-го на заводе им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») заложили три корпуса: один - учебный корабль ВМФ СССР, два – фрегаты для Индии. Но стране уже было не до строительства флота. В итоге первый корабль («Татарстан») ввели в строй в 2002 году, сегодня это флагман Каспийской флотилии. Час второго «корпуса» - «Дагестана» - настал через 10 лет, 28 ноября прошлого года. Отметим, что это первый корабль ВМФ России, вооруженный ракетным комплексом «Калибр-НК».
Далее. «Махачкала» - малый артиллерийский корабль (МАК) проекта 21630 «Буян». Спроектирован ЗПКБ, построен на «Судостроительной фирме «Алмаз» (Санкт-Петербург). Корабль был заложен в апреле 2006 года. Отметим, что «Буян» - первый реализованный в XXI веке серийный проект для ВМФ России. В конкурсе на проектирование МАК Зеленододольское ПКБ обошло пять других бюро. Головной корабль («Астрахань») вступил в строй 1 сентября 2006 года. Первый серийный («Волгодонск») – 20 декабря 2011-го. Все три МАК - Каспийская флотилия.
И, наконец, два противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок» (автор – нижегородское ОАО «КБ «Вымпел»). П-191 был заложен на заводе им. Горького 7 мая 2010 года, а П-349 - 6 мая 2011 года. Оба служат на Черноморском флоте. Напомним, что первый «Грачонок» был сдан зеленодольским предприятием в мае 2010 года (служит на Балтике), сегодня на заводе строятся еще два таких катера. Сообщалось, что к 2014 году из четырех «Грачат» сформируют группировку специального назначения, которая во время Олимпийских игр будет прикрывать побережье Сочи от проникновения диверсионных групп. «Грачонок» - единственный корабль ВМФ России, оснащенный гидролокатором, способным осуществлять поиск водолазов на глубине до 100 м в условиях течений и сложного рельефа дна.
В КОРПОРАЦИЮ БОЛЬШЕ НЕ ПРИГЛАШАЮТ?
Для полноты картины следует упомянуть и о других российских кораблестроительных итогах 2012 года. «Военное обозрение» упоминает старт ходовых испытаний трех кораблей: РПКСН «Александр Невский», многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск», корвета «Бойкий»… Кроме того, в 2012 году было спущено на воду четыре корабля: РПКСН «Владимир Мономах», корвет «Стойкий», большой десантный корабль «Иван Грен», спасательное судно «Игорь Белоусов»… Были заложены 7 кораблей: РПКСН «Князь Владимир», дизель-электрическая лодка «Старый Оскол», фрегаты «Адмирал Головко» и «Адмирал Макаров», корветы «Громкий» и «Гремящий», десантный вертолетоносец-док «Владивосток».
Но авторы портала не учли, что 29 августа 2012 года на заводе им. Горького был заложен малый ракетный корабль (МРК) «Зеленый дол» (проект 21631 «Буян-М» от ЗПКБ). Напомним, что в 2013-м предприятие должно спустить на воду три таких МРК - «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг». 25 января планируется закладка очередного корабля серии – «Серпухов».
В связи с таким объемов военных проектов небезынтересно отметить прекращение разговоров о том, что завод должен нарастить изготовление гражданской продукции. На этом акцентировал внимание в июне 2010 года тогдашний президент ОСК Роман Троценко (впрочем, прекратились разговоры и о самом вхождении предприятия в корпорацию). Тем не менее гражданские работы в прошлом году тоже были солидными. Заказчику (ОАО «Лизинговая компания «АК БАРС» Банка «Финансовая Экономическая Группа») были сданы два пассажирских теплохода проекта А145 и танкер «Альметьевск» проекта RST25. Все три судна отправлены эксплуатантам - ОАО «Северречфлот» и ГК «Нафта-инвест». Известно, что сегодня на заводе доводится второй танкер («Бавлы»). И все – о других гражданских заказах речи пока нет.
ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА КОРАБЕЛЫ ХОДЯТ В КОМПАНИИ С БАНКИРАМИ
Кораблестроительную статистику для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали отраслевые эксперты.
Дмитрий Глухов - эксперт центрального военно-морского портала (Санкт-Петербург):
- Считать, конечно, можно по-разному. Например, «Долгорукого» флоту передали в начале января, хотя приемный акт подписан в прошлом году. То же самое с «Махачкалой», но в целом… Действительно, зеленодольский завод по выходу – первый за прошлый год. Он, если так можно сказать, и в струю попал, и общая тенденция такая наметилась, поскольку предприятие справляется со своими обязательствами. Детально не знаю, как у него с финансированием всего строящегося, но на предприятиях Петербурга с этим очень большие сложности - много задержек и других проблем. То есть могло сыграть и то, что в Зеленодольске лучше с финансированием - может быть, менеджмент грамотнее, контракты грамотно заключены и все деньги перечисляются министерством обороны. Конечно, есть фактор и того, что «обстоятельства так сложились», но и завод этими обстоятельствами грамотно воспользовался.
Отмечу, что в пошлом году были и интересные закладки: корабля проекта «Океан» для пограничников, плавдока для глубоководников. Продолжается строительство «Грачат», малых ракетных кораблей (скоро, кстати, будет закладка очередного - «Серпухов»). В этом году ожидается заключение контракта на два новых «Гепарда» для Вьетнама. Плюс есть разговоры о развитии проектов малых артиллерийских и ракетных кораблей проектов ЗПКБ. Словом, можно только позавидовать зеленодольскому заводу: планов - громадье. Так что, итог 2012 года - не случаен.
Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:
- Напомню, что в Советском Союзе по проектам ЗПКБ было построено около 800 кораблей – такого показателя нет ни у одного другого конструкторского бюро. И половина кораблей, которые были построены в России за реформенные годы, построены по проектам ЗПКБ, среди них - «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый», «Татарстан», «Дагестан».
Важно, что мы уберегли бюро. А ведь были планы присоединить ЗПКБ к заводу им. Горького, к питерскому ЦМКБ «Алмаз». Были разговоры, мол, да что там может напроектировать какой-то Зеленодольск. Писали письма, убеждали, Рустам Минниханов очень поддержал идею о сохранении самостоятельности ЗПКБ. В итоге оно самостоятельным бюро вошло в ОСК. А стань бюро подразделением завода, оно бы потеряло возможность участия в конкурсах: кто разрешит участвовать в тендере – тем более международном – подразделению серийного завода? В итоге ЗПКБ принесло заводу имени Горького заказы – те же самые вьетнамские фрегаты «Гепард», сегодня строятся малые ракетные корабли. Это, прежде всего, заслуга ЗПКБ как одного из самых продвинутых предприятий отрасли. А приобретение в прошлом году самой передовой технологии проектирования судов еще больше увеличивает шансы ЗПКБ на дальнейшие успехи. Глядя на бюро, и завод начал тянуться и очень хорошо продвинулся в этом деле.
Сыграла и идея Рустама Нургалеевича о подключении к проектам завода «Ак Барс Холдинга» – он хорошо поработал, много вопросов решил в министерствах обороны и промышленности. Один завод, возможно, даже и не очень бы и слушали, а вот когда заводчане приезжают вместе с республиканским банком, предмет для разговора уже есть. И сам завод молодец, что реализовал проекты А45 и А145… Словом, считаю, дело в том, что у нас работает связка «власть – ЗПКБ – завод».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.