Ильгизар Самакаев |
«ПОДЕЛИЛИ ВСЕ ПРЕМИИ»
- Ильгизар, член вашего творческого союза художников Рустем Хузин в интервью нашему изданию недоумевал: вместо обещанных 150 тысяч рублей премии на выставке «Красные ворота» он получил лишь 65 тысяч. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Премия 150 тысяч вначале планировалась как награда одному человеку. Так и было написано на сайте. Но позже было принято решение, чтобы поддержать художников и дать ее большему количеству людей, ее поделили. Поделили на двоих все премии, вторую и третью тоже. Когда ее разделили, сумма стала 75 тысяч рублей, минус подоходный налог – итого 65 тысяч. Вот так делились эти деньги. Эту сумму и получили Рустем Хузин и вторая художница Вера Карасева.
- Конечно, поделить премию могли, но в таких случаях людей должны были предупредить заранее. На презентации выставки «Красные ворота» в Казани, где я была, о том, что премия будет поделена, не было сказано ни слова.
- В Москве об этом говорили, было сказано, что премия в 150 тысяч дается двоим. Если были какие-то сомнения, надо было вначале узнать, а не сыр-бор разводить. Я вырос в верующей семье, и моя бабушка всегда говорила: «Сто раз грешен тот, кто потерял, и один раз грешен тот, кто украл». Почему? Да тот, который потерял, будет теперь на каждого думать, что он у него украл. У нас было собрание, и художники возмущались по этому поводу. Карасева, например, сказала, что сразу поняла: премию поделили на две. Выставка «Красные ворота» была академическая, дипломы подписывал Зураб Церетели, наш союз – активный участник этой выставки. И слава Богу, что нас заметили и пригласили. Стали выдавать премии, художникам дали медали, дипломы. Нам уделили внимание.
«В КАЗАНИ ПРИВЫКЛИ К ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ»
- А что вы скажете о качестве выставки «Красные ворота»?
- Мы привыкли в Казани видеть свою традиционную живопись, редко кто ездит в Москву и видит новые веяния. Сама выставка «Красные ворота» чем была интересна? Там были и реалисты, но там давали премии за инновации, за актуальность. Конечно, там были работы, про которые обыватель мог сказать: «Нет, это я на стенку не повешу». Но они отражают определенное направление. Это другое искусство, оно несет другие задачи.
- Вы полагаете, что реализм уже не актуален?
- Выставка была реалистического направления. У реалистического искусства могут быть разные формы. Я, например, пишу картины в реалистическом ключе, пишу пейзажи. Наверное, красивые, зрителю нравятся. Другой человек в другом состоянии этот же пейзаж напишет по-иному. Он будет у него другим. Выставку «Красные ворота» формировали академики, и нам просто повезло, что нас, казанцев, пригласили участвовать там.
- Мне довелось говорить с Татьяной Назаренко, которая на один день приезжала в Казань, у нас сейчас проходит ее выставка, и она успела посмотреть «Красные ворота». И, надо сказать правду, она была не в восторге от экспозиции. А Назаренко, которая ездит по миру, видела много «другого искусства».
- Мнения разные могут быть. Думаю, художникам просто необходимо взглянуть, что делается на другой стороне. Экспозицию «Красных ворот» делала академия художеств, премии тоже выдавали они. Все претензии к ним, а не к нашему творческому союзу.
«МЫ НЕ СОБИРАЛИСЬ СОЗДАВАТЬ ДРУГОЙ СОЮЗ»
- Ваш союз для чего создавался – как альтернатива союзу художников РТ?
- В Москве, например, два сильных, мощных союза – творческий союз художников России и союз художников России, и они живут мирно, в контакте, у них нет разладов. Эти две организации работают, творят, ищут спонсоров. И очень хорошо! У нас в Татарстане и в мыслях не было создавать еще один союз, но нас не удовлетворяло правление местного союза художников РФ. Было собрание, на нем 66 человек выступили за то, чтобы провести внеочередной съезд, 8 человек были против и столько же воздержались. Съезда не было, было собрание. Нам надо было двигаться дальше, что-то делать, чтобы художники могли зарабатывать. Вот и пришлось создать другой союз. У нас устав немного другой. В союзе художников РТ председатель выбирается на пять лет, только с разрешения Москвы можно собрать съезд. У нас такого нет, мы эти вопросы сами решаем. Если нам не нравится председатель или правление, мы без разрешения Москвы можем провести съезд.
- Сколько у вас сейчас человек?
- Мы создались недавно, осенью прошлого года, но у нас уже более 50 человек. И лежит еще десяток заявлений, которые мы будем рассматривать на ближайшем правлении.
- Были случаи, что кто-то уже выходил из вашего союза?
- Нет, не было. Но мы никого не держим, кто хочет, может уйти, пожалуйста.
- А каковы у вас условия приема?
- Профессиональное образование, активное участие в выставках, качество работ. Моральный облик – пьющих мы не берем.
- А сколько человек осталось в союзе художников РТ?
- Понимаете, у нас нет такой задачи: разъединить два союза. Просто сейчас у того союза неадекватное правление, но есть надежда, что его скоро переизберут, и все будет нормально.
- Какие выставки в ближайшее время планирует ваш союз?
- Мы недавно открыли графический зал в галерее современного искусства, скоро там откроется еще одна графическая выставка. Намереваемся проводить очень серьезную академическую выставку, на ней будут представлены художники Москвы и Петербурга, и мы присоединимся. Выставляться будет реалистическая живопись.
Справка Ильгизар Самакаев родился в Казани в 1954 году, закончил Казанское художественное училище и художественный институт им. Сурикова в Москве (мастерская Дмитрия Мочальского). Преподавал в училище, сотрудничал со многими европейскими галереями. Председатель творческого союза художников РТ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.