ВТОРОЙ ЗАХОД

Громкое судебное разбирательство по факту вывода со счета Сбербанка 2,7 млрд. рублей забуксовало в Вахитовском районном суде Казани. Оно стартовало в феврале прошлого года – по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере на скамье подсудимых оказались три человека. Любовь Акаловскую и Лилию Мифтахову - бывших сотрудниц Советского отделения Сбербанка, обвиняют в том, что они в кризисный 2008 год выдали фактически невозвратные кредиты на сумму 2,7 млрд. рублей. Главным же фигурантом дела стал владелец группы компаний «Софт-трейд» Сергей Николаев.

Последнее судебное заседание по уголовному делу состоялось в июле прошлого года. После летних каникул дело возобновить так и не удалось – процесс приходилось всякий раз откладывать из-за болезни подсудимых. И вот сегодня стало известно, что дело не прошло испытание временем.

«Дело официально не возобновлено, но было передано другому судье, - объяснила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Вахитовского суда Елена Коваль. – Судье не был заявлен отвод, назначение другого судьи – чисто технический момент».

Какой именно технический момент послужил поводом для смены судьи и чем продиктовано это решение, Коваль не уточнила. Но в суде заявили о том, что процесс 29 января фактически стартует заново по второму кругу. Это значит, что суду вновь придется заслушать повторно всех свидетелей (а их около 200!), которые уже выступали ранее, а гособвинение по второму кругу будет представлять объемные доказательства – только перечисление фиктивного залогового имущества занимает десятки страниц.

До этого процесс вел судья Ридаиль Сафиуллин, в настоящее время дело передали небезызвестной Руфине Газизовой, которая известна тем, что стала одним из трех представителей Татарстана в так называемом «списке Магнитского». К слову, сейчас Газизова ведет и процесс по громкому ДТП с участием Porshe 911.

ЗЯТЯ ЗАХАРОВА ЖДУТ В СУДЕ

Фактически за те полгода, что шел судебный процесс, со слов свидетелей удалось узнать лишь, что в кредитной афере участвовали дочерние фирмы «Софт-трейда». Николаев, возглавлявший группу компаний, назначал на должность директоров этих фирм фиктивных руководителей, которые подписывали многомиллионные кредитные договоры, не догадываясь об ответственности, которая ложится на них. Никакой деятельности эти фирмы не вели.

О том, кто из людей Сбербанка был на короткой ноге с руководством «Софт-трейда», до сих пор не ясно – свидетели из команды Николаева в суде заявили, что не знакомы с двумя подсудимыми - Мифтаховой и Акаловской, которым вменяют вывод средств с баланса Советского отделения. Значит ли это, что на скамье подсудимых оказались люди абсолютно случайные, а истинные пособники остались в тени, станет известно не скоро. Сейчас в судебном разбирательстве объявлен перерыв на неопределенный срок из-за болезни главного обвиняемого.

Одним из свидетелей по делу проходит Игорь Козлов - зять патриарха банковской системы РТ Геннадия Захарова. На данный момент пока остается неясным: кто прикрывал и продвигал кредитные займы Николаева в Советском отделении Сбербанка? Очевидно, что по приказу одного из руководящих лиц подчиненные, начальники отделов закрывали глаза на очевидную взаимосвязь компаний, игнорировали видимое невооруженным глазом превышение лимита кредитования, когда сумма уже перевалила за миллиард, не замечали, как быстро и с каким пристрастием выносятся положительные заключения.

Именно Козлов, которого пока до сих пор не допросили в суде, мог бы пролить свет на все эти вопросы.

«…ИЛИ УДАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ, ЧТО СУДЬЯ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ИСХОДЕ ДЕЛА»

Адвокаты из Казани и Набережных Челнов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» отмечают, что замена судьи – не свойственное для уголовного процесса дело.

Борис Маслов - адвокат:

- Для уголовного процесса характерно, чтобы состав судей оставался неизменным. И если судья выбывает, то по какой-то действительно объективной причине. Например, по болезни или в связи с переходом на другую работу. Новый судья, принимающий дело к рассмотрению, по закону должен начать его рассмотрение заново. Например, как это было в случае с «Перваками», когда коллегия присяжных была распущена, затем сформирована новая, и дело стали рассматривать вновь.

На моей практике я довольно редко сталкивался с заменой судей в подобном деле.

Альбина Милина – адвокат:

- В данном случае замена может быть связана либо с неквалифицированностью прошлого судьи в каком-либо из рассматриваемых вопросов дела, либо с какими-то личными обстоятельствами. И то, и другое допускается законом. Судья тоже люди – они могут заболеть, или могут появиться другие обстоятельства.

Я бы не сказала, что техническая замена судей происходит часто. Но то, что суд не запрещает, он разрешает. Не думаю, что на обвиняемом это может сказаться как-то негативно. Сроки рассмотрения для него пойдут в счет отбывания наказания. Незаконного задержания под стражей, я думаю, не допустят, потому что в противном случае обвиняемый будет просить право на реабилитацию, средства на которую идут из казны государства.

Казым Зейналов - адвокат коллегии адвокатов «Камский юридический центр»:

- Замена судьи может быть связана с чем угодно: перевелся в другой район, пошел на повышение, или сегодня он был судьей по уголовным делам, а завтра - по гражданским. Бывают случаи, когда происходят замены, потому что можно будет доказать, что судья заинтересован в исходе дела или что он является родственником какой-то из сторон судебного процесса.