ФОТОЗВЕЗДА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Напомним, что 17 декабря истребители ВВС сил самообороны Японии поднялись на перехват неопознанного самолета и выяснили, что им оказался новейший российский самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р. Это первое официальное появление Ту-214Р вдали и от Казани, где он строился, и от Москвы, где он до недавнего времени испытывался. «Ту» совершил с аэродрома Хабаровска два полета вблизи Японских островов, видимо, в рамках программы испытаний комплекса бортового разведывательного оборудования, сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий.

Дополнительные штрихи - ЖЖ от prokhor-111. Среди прочего он пишет, что аэропорт Хабаровска, «как в славные советские времена», все более вовлекается в новые испытательные программы, что на фоне «успехов» нашего авиапрома не может не радовать. По данным блогера, на Дальнем Востоке Ту-214Р выполнил несколько испытательных полетов большой продолжительности (более 10 часов в воздухе). «Благо, у нас есть, за чем и за кем «присматривать», причем в изобилии», - констатирует prokhor-111. А вдогон ко всем этим сообщениям на Военно-историческом форуме появились фото, сделанные с борта Ту-214Р. На них – два эскортировавших разведчика российских истребителя - Су-27СМ и Су-30М2. А также японские перехватчики Mitsubishi F-2A и Boeing/McDonnell Douglas F-15J.

ТЕПЕРЬ РУССКИЕ БОЛЬШЕ НЕ ПУГАЮТ, А ТОЛЬКО УЛЫБАЮТСЯ

Эти снимки живо напоминают о своеобразной эстетике холодной войны, когда истребители двух мировых блоков регулярно поднимались на перехват патрульных стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков. Кадры, на которых какие-нибудь «Фантомы» сопровождают огромных советских «стратегов», стали хрестоматийными, а звездами этих фотосессий становились и выпускавшиеся в Казани самолеты. На некоторое время эта эстетика оказалась подзабытой. В 1992 году дальнее патрулирование российских ракетоносцев было прекращено и возобновилось только через 15 лет. 16 августа 2007 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия возобновляет полеты стратегической авиации в удаленных регионах на постоянной основе.

Тогда это заявление вызвало немало разговоров на Западе. Подобная демонстрация военной силы звучит эхом классического противостояния эры холодной войны. Руководство ВВС РФ даже выступило с заявлением о том, что оно удивлено шумихой, поднятой в западных СМИ вокруг полетов российской стратегической авиации в акваториях Тихого океана. Военные отметили, что полеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.

Соответственно, возобновились и перехваты бомберов истребителями США, Канады, Норвегии, Великобритании. Но, как писал в 2008 году авторитетный отраслевой журнал Air Forces monthly, если двумя десятилетиями раньше советские бомбардировщики, находясь выше, сбрасывали на истребители королевских ВВС гидроакустические буи (чтобы напугать летчиков), то теперь русские экипажи просто улыбались и махали руками.

ЯПОНСКОЕ МОРЕ - РАЙОН ОСОБЫХ ИНТЕРЕСОВ

Отметим, что на Дальнем Востоке и особенно в районе Японского моря это эскортирование всегда носило особый характер. В этом регионе произошло, пожалуй, больше всего инцидентов, связанных с советскими и иностранными разведчиками, перехватчиками, гражданскими самолетами.

И хотя апогей этого дальневосточного противостояния приходится на 50-е годы (когда к, к примеру, над Японским морем и Беринговым проливом были сбиты несколько американских разведчиков Neptune и RB-47), инцидентов хватало и в дальнейшем. Как пишет Станислав Сахончик, в 60 - 70-х годах нарушать дальневосточные границы СССР изредка могли только стратегические разведчики SR-71 с максимальной скоростью 3500 км/час, но с появлением истребителей МиГ-25 и зенитно-ракетных комплексов С-200 они «переключились» на КНР. А последнее крупное нарушение произошло в районе Сахалина, когда перехватчиком Су-15 был сбит южнокорейский Boeing-747.

Секретные полеты над Японским морем – вообще обычное дело как с российской, так и с других сторон. Еще на памяти история о том, как 17 октября 2000 года российские Су-24МР в Японском море успешно провели разведывательную операцию по вскрытию системы ПВО авианосного ударного соединения США во главе с авианосцем Kitty Hawk. Впоследствии в Пентагон по электронной почте были переданы фотографии палубы авианосца, сделанные с этих самолетов. В трактовке руководства российских ВВС это выглядело так. Российские самолеты-разведчики смогли незаметно приблизиться к авианосцу, совершить несколько полетов над ним и сфотографировать. Тогдашний главком ВВС РФ Анатолий Корнуков объяснял: «Во-первых, это тренировка экипажа, а во-вторых, мы подпитываем солидной информацией заинтересованные ведомства».