Тему-челнинского-потребителя-Елена-Машкова-открыла-сл
Тему челнинского потребителя Елена Машкова открыла слайдовой презентацией

БИЗНЕС ЧЕЛНОВ – ЭТО ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ

Вчера в Набережных Челнах директор Камского центра бизнес-технологий «Развитие» Елена Машкова провела для предпринимателей города семинар по маркетинговым технологиям.

Мероприятие прошло в рамках традиционного «делового обеда». Машкова - известный в городе социолог, начала с недлинной презентации, рассказав о роли и структуре социсследований в маркетинге, о методах изучения аудитории и эффективности различных каналов рекламы. Тема ее презентации была сформулирована как «Потребитель под микроскопом: кто он?». Постепенно разговор перешел к формированию образа местного потребителя – челнинского и татарстанского. На этот счет у социологов выявилось особое мнение, отличное от официальной статистики.

На примере диаграмм Машкова показала сначала уровни покупательской способности населения некоторых городов Приволжского федерального округа. В Набережных Челнах, по данным исследований, проживают самые обеспеченные жители ПФО после Казани, и, вместе с ними, самые бедные, что указывает на сильное социальное расслоение.

– Если мы хотим активно развиваться на рынке торгово-развлекательных центров, прежде стоит хорошенько подумать, – оценила Машкова положение автограда, упомянув при этом новый ТРК «Сити Молл» и появившиеся в последние годы в Челнах торговые комплексы в принципе. – Предприниматели в нашем городе сосредоточены в сфере торговли. 40,1 процента челнинских бизнесменов торгуют, и еще 29,1 процента занимаются услугами. В сравнении со среднероссийскими показателями сфера услуг перенасыщена, и в обоих видах деятельности конкурентная борьба весьма высока.

Далее Машкова предложила вниманию свежую пирамиду доходности населения, обобщающую результаты исследований 2011 и 2012 годов.

– Ежегодно мы проводим четыре очень масштабных замера, каждый из которых охватывает тысячу респондентов. Если прибавить к этим госзаказам коммерческие, получится почти 8 тысяч респондентов в год. Это суперрепрезентативные исследования, на основе которых и выстраивается пирамида доходности.

Пирамида-доходности.jpg
Пирамида доходности

Ко мне часто подходят бизнесмены и говорят: "Что-то происходит с потребителями, они перестали покупать мой товар". А у людей просто нет денег. В прошлом году в городе проживали 12,1 процента населения с общим семейным доходом до 10 тысяч рублей. Эти люди в принципе ничего не могут покупать. В этом году их немного меньше – 9,9 процента. Следующая группа имеет семейный доход от 10 до 20 тысяч рублей. Такие семьи составляли 26 процентов населения Челнов, сейчас их доля уменьшилась до 23 процентов. Хорошая новость заключается в том, что беднейшие группы населения за год несколько сократились. Они поднялись в группу с доходом 20 - 30 тысяч рублей. Эта группа выросла с 32 процентов до 35. Группа с доходами 30 - 40 тысяч рублей составляла 18 процентов, сейчас уменьшилась до 17,7. Высокодоходные группы, это 40 – 50 тысяч рублей, подросли с 6,1 процента до 6,6. Очевидно, в целом население города постепенно перемещается в более высокооплачиваемые социальные слои, но этот процесс идет слишком медленно.

КАМАЗОВЦЫ ПОЛУЧАЮТ ВДВОЕ МЕНЬШЕ РАБОТНИКОВ "АВТОВАЗА"

Затронула Машкова и тему «креативного голода» местных рекламистов. В Татарстане, по мнению социолога, не принято уделять достаточно времени и внимания созданию собственных торговых марок, брендингу, нэймингу и маркетингу как таковому. Машкова привела в слайдах примеры неадекватной наружной рекламы сферы торговли и услуг в Татарстане, изрядно повеселив аудиторию: «Салон красоты «Носорог», «Свадебные букеты – постоянным клиентам скидки», и так далее в том же духе. Говоря об эффективности современной рекламы и выборе канала, Машкова сообщила, что сейчас развиваются новые способы размещения рекламы – «партизанский маркетинг» и «амбиент-медиа»: вписывание своей рекламы в окружающую среду, которое стабильно вызывает бурную реакцию СМИ.

– Мы делаем замеры эффективности всех каналов, – сказала она. – Среди известных каналов, судя по исследованиям ассоциации коммуникационных агентств России, своих позиций не теряет только телевидение. Другие каналы и носители очень быстро теряют доли рынка рекламы в пользу сети интернет.

Гендиректор ООО «LEDGO» Игорь Карасев поинтересовался тенденциями развития небольших производств.

– Несмотря на большие доли торговли и услуг на челнинских рынках, именно эти отрасли преодолевают наиболее жесткие коррупционные и административные барьеры, - сообщила Машкова. - Процент производителей в нашей предпринимательской среде невелик – всего 12,1 процента. Тенденция развития зависит слишком от многих факторов, но сегодня она положительна – производство движется к увеличению своей доли.

Доходы-населения-РЅРµ-внушили-оптимизма-предпринимателС
Доходы населения не внушили оптимизма предпринимателям

Председатель общественной организации «Союз отцов» Юрий Соленов поинтересовался, почему Набережные Челны и Тольятти – города двух автогигантов разбросаны по разным концам диаграммы покупательской способности населения.

– Тольятти на самом деле не моногород, – ответила Машкова. – В столице «АвтоВАЗа» серьезно развита химическая промышленность, рядом, в 40 минутах езды расположена Самара с ее перерабатывающими производствами. Кластер Тольятти достаточно многогранный. И там совсем другая пирамида доходов населения. Как бы не ругали «АвтоВАЗ», и как бы КАМАЗ не говорил «халва» и не рассказывал про 25 тысяч средней зарплаты, халвы нет. Когда мы градуируем зарплаты камазовцев, мы получаем для рабочих примерно половину заявленной суммы. Камазовцы получают вдвое меньше, чем работники «АвтоВАЗа».

Между тем, КАМАЗ – не единственный наш основной работодатель, есть еще и государство. Нищая бюджетная сфера внушает не меньшую озабоченность. Нужно повышать зарплату, делиться доходами. Вчера только Василь Гаязович сказал мне, что пора делать четвертую волну замеров этого года после ноябрьских счетов за ЖКХ. С одной стороны население имеет удавку ЖКХ, крайне непрозрачного института, с другой – низкие доходы. Скажу по секрету, расчетки ЖКХ – основной фактор влияния на рейтинг мэра.

ТАТАРСТАНСКИЙ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ ЖИВЕТ В МОСКВЕ

Почему элитные товары, услуги и недвижимость плохо продаются в республике, Машкова проиллюстрировала на примере престижного, но маловостребованного коттеджного поселка в Челнах.

– У нас на берегу Камы строится поселок Чаллы Яр. У застройщика была такая иллюзия, будто из городов с развивающимся бизнесом – это Елабуга с ОЭЗ, Нурлат с компанией «РИТЭК», Альметьевск с «Татнефтью», Менделеевск с будущей компанией «Аммоний» – к нам приедет жить их топ-менеджмент. Ничего подобного. Когда-то Челны были ступенькой для альметьевцев к более комфортной жизни. Но сейчас этой ступени просто нет – таковой является Казань, Москва, а еще лучше, сразу Лондон. Весь топ-менеджмент и все средства этих компаний сосредоточены в Москве. В Татарстане сидит исполнительный менеджмент, зарплаты которого не позволяют расходов на подобное жилье.

Наблюдаем ли мы развитие? Допустим, сейчас растет новое активное поколение. Но и оно подвержено негативным тенденциям. Например, в прошлом и в текущем году в Челны вернулись очень много студентов, поступивших перед этим в вузы Казани и Москвы. Реформа образования удвоила стоимость коммерческих мест, и родители не могут содержать студентов. Хорошая ли это тенденция?

Между тем, Татарстан в России на очень хорошем счету и в хорошем положении. Есть разные индексы, замеряющие экономический потенциал, человеческий и другие. По их совокупности на первом месте традиционно меняются Тюмень с Москвой – несколько лет подряд. А Татарстан стабильно на третьем месте. По выделенным на одного человека средствам, например, мы иногда опережаем даже Чечню, хотя каждый житель Чечни получает в 8 раз больше дотационных выплат, чем средний россиянин.

Стала ли статистика, представленная Машковой, неожиданностью для первых лиц предприятий, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у присутствующих на обеде.

Игорь Карасев – гендиректор ООО «LEDGO»:

– Все эти цифры, касающиеся уровня жизни населения города, конечно, интересны и новы для меня. Но не скажу, что они удивляют – видеть их прискорбно, но не неожиданно. Хотя к пирамиде доходности, по-моему, можно было бы добавить еще пару слоев, с доходами выше 60 тысяч рублей – есть ведь и такой, довольно выраженный круг лиц.

Станислав Кузнецов – директор ООО «РЕСО – лизинг»:

– По вопросам методологии маркетинговых исследований я для себя ничего особо нового не услышал, а вот социологическая оценка покупательской способности челнинцев – это интересно, тут есть из чего делать выводы.