«И ЭТОТ ПОРОЧНЫЙ КРУГ НАМ НЕ ПРОБИТЬ»

Сегодня на заседании президиума Госсовета Татарстана председатель парламента Фарид Мухаметшин заявил, что распределение студентов после вузов все-таки будет внедрено в Татарстане, несмотря на то что на федеральном уровне данная инициатива не получила поддержку.

Напомним, в октябре спикер республиканского парламента выступил с предложением вернуть старое доброе советское перераспределение после вузов. Касаться оно будет только студентов бюджетных, которые должны три года по окончанию учебы проработать по специальности там, где ощущается нехватка специалистов. Или же вернуть потраченные на студента государством деньги. В качестве аргументов приводилась, например, такая статистика: из 123 выпускников казанского медуниверситета в прошлом году 23 человека поступили на работу по специальности, из них только 7 (да и те контрактники) уехали работать туда, откуда приехали учиться в Казань.

Однако, как оказалось, инициатива из Татарстана не нашла поддержки в Госдуме, где рассматривались поправки к законопроекту «Об образовании». Мухаметшин отметил, что часть поправок из РТ провести удалось - в части соцзащиты, повышения зарплаты учителям, определения их детей в детские сады...

«Но меня волнует то, что мы не смогли объяснить и добиться защиты депутатами нашего основного предложения. Нам сказали, что эту поправку рассмотрят во время второго чтения. Нашу инициативу на словах все поддерживают, но как доходит до Госдумы, включаются другие механизмы… И этот порочный круг нам не пробить», - заявил Мухаметшин, отметив, что никто так и не смог объяснить, что же не устраивает в предложениях от Татарстана.

«Я настроен на то, чтобы мы приняли свой закон в Татарстане. Проинформировал об этом Госдуму и Совет федерации, что мы принимаем республиканский закон вопреки тому, что в российском законе вы это не учтете. Нашел хороший аргумент – наше законодательство опережающее. Думаю, благое дело сделаем для страны, поджимая федеральное законодательство», - сказал председатель парламента.

В Татарстане поправки в региональный закон «Об образовании» уже приняты в первом чтении, в следующем году они пройдут оставшиеся два чтения.

"НЕУЖЕЛИ НАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ СМОЖЕТ СОГЛАСОВАТЬ ЭТО С ВУЗАМИ?"

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что распределение после вузов можно будет внедрить в отдельной республике, хотя с поддержкой на федеральном уровне это было бы сделать проще.

Геннадий Дегтярев – советник ректора КНИТУ (КАИ):

- С учетом того, что Госдума не поддержала этот закон, Татарстану будет непросто его реализовать. Но возможно. Кто платит, тот и музыку заказывает. Однозначно нельзя сказать как именно, но думаю, что республика сможет пролоббировать свои интересы. Мы не можем направить студентов сейчас работать на авиационный завод, потому что там нет финансового обеспечения. Если закон примут, то специалисты будут обязаны там работать, нарабатывать навыки. Я считаю, что все властные структуры и сами предприятия за эту инициативу.

Римма Гильмеева – эксперт по вопросам образования Общественной палаты РТ:

- Думаю, реализовать данную инициативу в Татарстане можно будет даже с учетом того, что она отклонена Госдумой. Неужели наше правительство не сможет согласовать это с вузами? Ректоры должны иметь в виду, что отрабатывать будут порядка 15 процентов студентов. Пусть федералы не одобрили, но это уже региональный рынок труда, и на основах паритетности, взаимосогласованности реализация этой инициативы будет выгодна и рынку труда, и вузам, и студентам.

Юрий Алаев – член Общественной палаты РТ:

- Я думаю, что это закон нельзя будет реализовать в Татарстане. Да, конечно, у нас могут все что угодно – даже принять его, несмотря на то что у нас многие вузы федерального назначения. Но мы много раз обсуждали это в Общественной палате и поняли, что не сможет он работать. Должны тогда быть приняты какие-то документы на уровне закона, которые обязывали бы работодателей соблюдать условия в части зарплаты. Как мы можем кого-то обязать отрабатывать за 7 тысяч рублей? Это смешно. Если примут, будет еще один «мертвый» закон в республике, и при каждом удобном случае его будут опротестовывать. Закон не отвечает реалиям.

Алексей Мухин – генеральный директор центра политической информации:

- Система распределения предполагает, с одной стороны, не административное распределение, у нас нет плановой экономики, поэтому усилиями государства сделать это будет крайне затруднительно. Но с другой - такая система должна стимулировать смычку вуза и любых компаний, производств, которые заинтересованы в специалистах. В идеале эти компании должны будут оплачивать обучение необходимых специалистов и готовить их заранее к работе на своем производстве или в сфере услуг.

Данная практика при нужном уровне доработки весьма полезна, так как позволит более разумно распределять специалистов. С точки зрения национальной безопасности эта практика предполагает выставить некоторую защиту от людей, которые получают бюджетное образование и тут же уезжают за рубеж, для того чтобы там найти свое счастье. Никто не против такого способа получения образования, только мне кажется социально справедливым, чтобы такого рода студенты компенсировали государству потраченные на них средства.

Исак Фрумин - научный руководитель института образования НИУ ВШЭ:

- Я не вижу смысла подробно комментировать это предложение. И наукой, и историческим опытом доказано, что такого рода регулирование рынка труда выпускников вредно и для экономики, и для социального развития.
Не хотел бы обижать уважаемых депутатов, но вынужден сказать, что сам факт такого предложения и его обсуждения говорит о том, что ни собственная история, ни опыт других стран нас ничему не учат. Для людей, знающих исследования по этому вопросу, он столь же ясен как вопрос о форме Земли или о вечном двигателе.
Тем не менее, не могу не обратить внимание уважаемых коллег на несколько простых фактов.

У нас есть система целевых бюджетных мест в вузах. Она не работает. Люди не приезжают к заказчикам. А нам предлагают ее расширить.

Кроме этого, система обязательного распределения будет негативно влиять и на качество образования, прикрывая низкое качество гарантированным трудоустройством.

Мы видим сейчас, что в нормальной экономике могут работать нормальные механизмы: повышение зарплат в секторе образования и в технологических областях привело и к притоку хороших студентов в соответствующие вузы, и сделало рабочие места в соответствующих секторах дефицитными.