ПРОКУРАТУРА ДАЛА ЗАДНИЙ ХОД

Сегодня прокуратура Татарстана приняла решение подать кассационное представление на решение Вахитовского районного суда Казани, который постановил освободить условно-досрочно бывшего спортивного директора ФК «Рубин» Рустама Сайманова. Его осудили на 8,5 лет колонии общего режима как одного из лидеров группировки «Севастопольские» - приговор вступил в законную силу 23 октября, а уже 30 (на следующий день после юбилея Сайманова, который в СИЗО встретил свое 50-летие) ноября Вахитовский суд принял решение о досрочном освобождении.  

По словам руководителя пресс-службы прокуратуры РТ Равиля Вахитова, ведомство требует отменить решение суда об условно-досрочном освобождении бывшего спортивного директора футбольного клуба «Рубин», виновного в ряде убийств, считая данное постановление необоснованным.

Прокуратура отмечает, что Сайманов был осужден по пунктам «д», «з», «н» ст. 102 УК РСФСР. Он признан виновным в убийствах семерых людей. Суд, по мнению прокуратуры, неверно истолковал уголовный закон, посчитав, что условно-досрочное освобождение может быть применено после отбытия осужденным не менее половины срока наказания, назначенного за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, т.е. за преступление, предусмотренное ст. 102 УК РСФСР.

В прокуратуре подчеркивают, что, в соответствии с определением Конституционного суда РФ, умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах (ст. 102 УК РСФСР) относятся к числу наиболее опасных преступлений против жизни. По закону, такого рода умышленные убийства, выделяясь из общей массы перечисленных в ст. 7.1 УК РСФСР тяжких преступлений, расцениваются как особо тяжкие. Исходя из позиции Конституционного суда РФ и президиума Верховного суда РФ по данному вопросу, следует, что Сайманов осужден за совершение особо тяжкого преступления.

- Следовательно, при решении вопроса о возможности применения Сайманову условно-досрочного освобождения от отбывания наказания суд должен был руководствоваться правилами, предусмотренными п. «в» ч. 3 ст. 79 УК РФ, в соответствии с которыми условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания, - говорит Вахитов.

Таким образом, фактически отбытый Саймановым срок наказания, по оценке республиканской прокуратуры, не позволяет применить к нему условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Следует отметить, что Уголовный кодекс РСФСР вообще не предусматривал возможности условно-досрочного освобождения от наказания лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 102 УК РСФСР (ст.53-1 ч.3 УК РСФСР).

- Исходя из совокупности всех обстоятельств, характеризующих личность осужденного Сайманова, высокой степени общественной опасности совершенного им преступления, прокуратура считает, что нельзя сделать вывод о том, что окончательное исправление осужденного возможно без полного отбытия наказания, - пояснил газете «БИЗНЕС Online» Вахитов.

К слову, с решением прокуратура тянула, что называется, до последнего. Сегодня вечером истекал последний срок, до которого можно было опротестовать решение суда. Информация о досрочном освобождении Сайманова, напомним, вызвала большой резонанс.

«Теперь кассационное представление прокуратура направит в Вахитовский районный суд, который, собственно, и вынес решение, затем из канцелярии районного суда представление должно быть направлено в Верховный суд Татарстана, который будет разбираться, насколько было обоснованно решение районного суда», - объяснила газете «БИЗНЕС Online» дальнейшую последовательность событий пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева. Сколько по времени займет процесс поступления представления в канцелярию Верховного суда Татарстана, Лосева сказать затруднилась. Но можно предположить, что как минимум до Нового года Сайманов будет находиться в следственном изоляторе, ожидая, пока его освобождение обжалуют.

ДОВОДОВ НЕ ХВАТИЛО

Если Верховный суд РТ удовлетворит представление прокуратуры и отменит решение суда первой инстанции об условно-досрочном освобождении, дорога Сайманову на свободу в ближайшие годы фактически будет заказана.

О том, что освобождение ее подзащитного было обжаловано, Наталья Жажнева - адвокат Сайманова узнала от корреспондентов «БИЗНЕС Online».

- Мне необходимо получить на руки это определение, иметь на руках представление, чтобы не рассуждать голословно, - пояснила Жажнева. – В любом случае дальнейшие действия будут согласованы с моим подзащитным. Что делать дальше, решим, когда увидим кассационное представление и ознакомимся с этими документами.

Напомним, что Жажнева при подаче ходатайства о досрочном освобождении Сайманова руководствовалась его положительными характеристиками, тем, что он полностью признал свою вину и активно сотрудничал со следствием и уже провел в неволе 4 года и 6 месяцев. Однако, по всей видимости, прокуратуре доводов адвоката оказалось недостаточно.   

«Подобная ситуация может разрешиться по-разному, никакой закономерности выявить невозможно, - высказал мнение газете «БИЗНЕС Online» адвокат Константин Габелев. - Бывают случаи, когда Верховный суд оставляет без изменения решение районного суда, бывает, что меняет. Конкретно по этому судебному разбирательству нельзя оценить вероятность, как поступит суд», - считает он.