УБЫТОЧНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Сегодня торги акциями челнинского автогиганта открылись на отметке 35,5 рублей за бумагу, что соответствует уровню начала текущего года и уровню ноября 2008 года. Таким образом, КАМАЗ за четыре года так не принес своим акционерам прибыли от положительной курсовой разницы своих акций.

Отметим, что с учетом влияния инфляции это убыточные инвестиции. Если произвести простой арифметический подсчет на основе данных Росстата, то суммарно инфляция с начала 2009 года по ноябрь 2012 года составила 29,3%. То есть инвесторы, сохранившие акции КАМАЗа за 3 года и 10 месяцев, потеряли данный процент от своей суммы вложений. Получаем, что гораздо выгоднее было бы просто положить деньги на депозит в банк. Причем речь идет об удачливых инвесторах, рискнувших вложиться в КАМАЗ в разгар кризиса, они хотя бы остались при своих. Гораздо хуже пришлось тем, кто купил акции до кризиса на пике их стоимости в 150 рублей, за все эти годы им так и не удалось восстановить потерянное. Кстати, интересно, что акции других предприятий РТ, также сильно упавшие осенью, давно восстановились. Например, акции "Нижнекамскнефтехима" с тех пор выросли в цене с 2,5 до почти 30 рублей, КВЗ – с 7,5 рублей до 110 и выше, "Татнефть" – с 37 - 40 рублей до более чем 200 рублей.   Справедливости ради скажем, что в январе 2009-го акции КАМАЗа были на еще более низких уровнях – 14,5 рублей. И, видимо, тогда их покупали совсем отчаянные (или дальновидные) инвесторы, которые могли за это время удвоить вложения. Но это был уже период, когда паника на биржах подошла к концу, поскольку было распродано все что только возможно.

Отметим, что дивиденды по итогам 2011 года руководство КАМАЗа решило не выплачивать. Как, впрочем, и в предыдущие годы. Соответственно, у акционеров не было и такой возможности хотя бы частично компенсировать потери за счет дивидендов.

12.jpg
Инфляция в РФ за январь 2009 - октябрь 2012, %

ИНТРИГИ С DAIMLER И МАЗОМ 

В последние месяцы по акциям КАМАЗа было несколько моментов, на которых могли заработать спекулянты.

В начале февраля 2012 года в СМИ просочилась информация о намерениях Daimler довести долю в КАМАЗе с текущих 11% до блокирующей и контрольной. Тогда акции челнинского предприятия стремительно выросли в цене на 28,6% - с 39,10 рублей на 27 января 2012 года до 50,28 рублей за обыкновенную бумагу на 14 февраля 2012 года. Такому скачку цен способствовали заявления гендиректора компании «Ростехнологии» (владеет 49,9% акций КАМАЗа) Сергея Чемезова о том, что корпорация может предложить часть своего пакета немецкому концерну Daimler.

kamaz.jpg
 Динамика котировок акций КАМАЗа 

После выяснилось, что немцы спешить с покупкой не намерены и ажиотаж вокруг данной сделки прошел.

Второй спекулятивной идеей стала перспектива слияния с МАЗом. Но в процессе ведения переговоров о слиянии оценки КАМАЗа и МАЗа для создания совместного предприятия чудесным образом выросли вдвое до $2 млрд. и $1,6 млрд. соответственно. Тогда же Чемезов отметил, что переговоры идут туго. 

Как пояснил газете «БИЗНЕС Online» Антон Сороко - аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», сектор автомобилестроения, а в особенности грузовых машин, выглядит слабо на фоне остальных отраслей экономики не только в России, но и по всему миру. Основной проблемой здесь становятся риски, связанные с нестабильностью спроса на продукцию со стороны различных промышленных компаний.

«Для роста капитализации КАМАЗа нужен качественный сдвиг в темпах роста промышленности как мировой экономики, так и России в частности, - говорит он. - Если смотреть на фундаментальные показатели, то обращает на себя внимание низкий показатель ROIC, равный 12,14 (коэффициент рентабельности инвестиционного капитала), который заметно ниже, если сравнивать КАМАЗ с российскими компаниями, занятыми в машиностроении. Перспективы акций компании на данный момент выглядят не очень радужно, так как в фундаментальных показателях компании не видно каких-либо существенных конкурентных преимуществ».

ПРИБЫЛЬ ВЧЕРА, ДОЛГИ СЕГОДНЯ

Вкратце о том, какова в целом финансовая ситуация на КАМАЗе. Согласно ежеквартальному отчету за 9 месяцев текущего года, компания получила 3,3 млрд. рублей чистой прибыли по РСБУ по сравнению с убытком годом ранее. Что стало рекордом с 2007 года.

Выручка автогиганта за январь-сентябрь 2012 года выросла на 13% - до 82,09 млрд. рублей по сравнению с 72,68 млрд. рублей за аналогичный период 2011 года. При этом прирост продаж в физическом выражении составил 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам января-сентября 2012 года дилерская сеть ОАО «КАМАЗ» реализовала 18,6 тыс. грузовиков. 

Стоит отметить, что на фоне таких прибылей за 9 месяцев КАМАЗ занял уже на 1 октября 2012 года еще 2 млрд. рублей по ставке 10,5%. При этом ФБ ММВБ в ноябре 2011 года допустила к торгам в процессе размещения 6 выпусков биржевых облигаций КАМАЗа общим объемом 15 млрд. рублей, сообщает finmarket.ru

Подчеркнем, что после кризиса 2008 года одним из наиболее важных показателей для оценки перспектив компании стала ее долговая нагрузка. Так как при обострении ситуации с ликвидностью ставки по займам растут, то компания-заемщик с легкостью может оказаться погребена под бременем дорогих кредитов.

Интересно, что депутат Госдумы РФ Альфия Когогина внесла на рассмотрение законопроект в виде поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам, необходимым для введения в России утилизационного сбора на автомобили. Законопроект в итоге приняли, и с 1 сентября 2012 года он вступил в действие. Но в Европе на сегодня порядка 90 млн. грузовых автомобилей старше 10 лет, этот навес окажет существенное давление на продажи новых авто российского производства. Уже с 12 ноября КАМАЗ перешел на четырехдневную рабочую неделю. 

"Акции КАМАЗа снижаются с конца апреля 2012 года, когда они установили годовой максимум (55,80 руб.). От данного уровня акции потеряли уже более 35%, - говорит Наталья Лесина - начальника аналитического отдела ГК «АЛОР». - Во-первых, на акциях сказалась общая ситуация на рынке:долговые проблемы Европы, в первую очередь Греции, не способствовали росту спроса на рисковые активы. Ликвидности на российском рынке в целом не хватает, в связи с чем она просто «не доходит» до менее ликвидных бумаг. Сейчас на привлекательных уровнях инвестирования торгуются более ликвидные бумаги и именно с них начнет расти российский рынок, и лишь после реализации значительной части их потенциала подтягиваться начнут менее ликвидные бумаги.

Во-вторых, на акции негативно повлияли и корпоративные истории. Существенно затянулась сделка по увеличению доли немецкого концерна Daimler в компании (летом 2012 года было наложено ограничение на продажу доли Ростехнологий), а слияние с МАЗом либо затягивается, либо его и вовсе не будет (в частности, стороны никак не могут договориться в отношении справедливых оценок данных компаний и, соответственно, условий сделки).

Таким образом, заложенные в котировки позитивные ожидания инвесторов не оправдались, что и сформировало коррекционную волну в 2012 году. Акции Камаза остались без двух ключевых драйверов роста. Конечно, финансовые результаты компании позитивны и они в моменте поддержали акции, но в целом интерес инвесторов к производителю грузовиков из-за корпоративных событий существенно упал, что и вызвало значительные распродажи.

Говорить о том, что акции Камаза вернулись в 2008 год не совсем корректно, поскольку аналогичные ценовые уровни наблюдались в конце 2011 года и весной-летом 2009 года.

Район отметки 35 руб. для акций компании является стратегически важным, поскольку в конце 2011 года распродажи приостановились именно в районе 34-35 руб. Так, если акции уверенно преодолеют данный уровень, то следующей целью станет 30 руб. Сопротивлением является 38,3 руб. В целом сейчас давление на акции оказывает еще и сезонный фактор – рост спроса на продукцию компании приостановился.

Инвесторам я бы порекомендовала дождаться формирования отскока в бумагах и, соответственно, позже к нему присоединиться, поскольку несмотря на корпоративные события акции во-первых сильно перепроданы, а во-вторых определенные драйверы роста все же существуют (в частности, ожидание новостей по программе утилизации автомобилей, по слиянию с МАЗом)".