Практически весь третий этаж галереи «Хазинэ» был отдан под академическую выставку, для 31 татарстанского художника выделили специальный зал. Принцип «Красных ворот», которые во второй раз «открываются» в Татарстане, такой: участвуют все федеральные округа, выставка проводится в каждом отдельном округе своя. Она переезжает из города в город, при этом прирастая работами местных авторов. Плюс к ним в качестве константы добавляются работы академиков. Выставка включена в организационно-финансовый план мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)».
В Казани экспозиция открывалась двумя живописными работами Зураба Церетели. Любитель масштабности и здесь отличился. В Казани можно видеть два больших портрета его кисти, выполненные отнюдь не в академическом ключе. Если обозначить очень и очень далекие ассоциации, это нечто напоминающее Нико Пиросмани вкупе с Марком Шагалом. Но справедливости ради надо отметить – картины цепляют какой-то просто бьющей ключом позитивной энергетикой. И что уже несомненно, Церетели отлично чувствует и передает цвет.
Сам Церетели хотя и собирался, в Казань не приехал. Но, очевидно, визит его произойдет в самое ближайшее время.
Кстати, академическая выставка – это вовсе не дань мертвой традиции. Работы на ней представлены в очень и очень смелом современном ключе – «академики» пошли навстречу времени. Одна деталь просто поражает, и энное количество лет назад она бы воспринималась как буйная фантазия – в экспозиции можно видеть работы одного из самых спорных авторов современности Татьяны Назаренко. Даже ради одного этого (а казанцы Назаренко в подлинниках никогда не видели) стоит сходить на эту выставку.
ТАЙНЫЙ ВИЗИТ МАРАТА ГЕЛЬМАНА
На вернисаж собралось немыслимое количество людей, стояли даже на лестнице. Разумно было решено сломать протокол и дать некоторое время публике просто посмотреть картины, что народ сделал с большим удовольствием. А посмотреть действительно есть на что – все лучшее, что есть в Самаре, Тольятти и Саратове, где традиционно сильная школа живописи, представлено в залах «Хазинэ». Естественно, традиционно сильный татарстанский блок.
Актуального искусства нет, но есть искусство современное во многих его ипостасях. А если и представлены картины, написанные в академическом ключе, то мастерство их авторов не подлежит сомнению.
Кстати, об искусстве актуальном. Татарстанские художники полушепотом обсуждали весть о том, что некоторое время назад Казань инкогнито посетил галерист и общественный деятель, с именем которого связано несколько «историй», Марат Гельман. По непроверенным сведениям, он встречался с мэром Казани Ильсуром Метшиным. Речь вроде бы шла о том, чтобы создать в Казани в помещении завода Петцольда подобие московского «Винзавода». О чем договорились – неизвестно. Вполне возможно, что Гельман после Перми рассматривает Казань как площадку для еще одного амбициозного проекта. Впрочем, нашествие «альтернативного искусства» в Пермь пока не стало громким событием в культурной жизни России.
В ДУХОТЕ, НО НЕ В ОБИДЕ
После короткой экскурсии публику попросили вернуться в зал и занять места – началась церемония открытия выставки. Несмотря на духоту, никто не ушел. Открыл презентацию Константин Худяков - председатель Поволжского отделения Российской академии художеств, действительный член и член президиума Российской академии художеств, президент творческого союза художников России, рассказавший о том, что на конкурс были представлены из округа 2500 работ, но высокое жюри пропустило только 400.
- Мы принимали для участия в выставке работы всех желающих, вне зависимости от того, к какому творческому союзу они принадлежат. Деление на творческие союзы, по сути, сохранилось лишь в регионах, в Москве на это давно уже никто не обращает внимания, - пояснил Худяков.
По его словам, проект «Красные ворота» станет ежегодным, потому цель его – объединить региональных художников, показать им, что делают их коллеги в Москве.
В рамках проекта проводится конкурс «Против течения», название его разъясняется просто: от устья к истокам, к истокам нашего академического искусства во всем многообразии его проявления.
- Хочется верить, что к награждению художников уже в будущем году подключатся главы регионов. Думаю, что свою награду мог бы учредить и президент РТ Рустам Минниханов, и представили бизнес-элиты. Ну что такое, скажем, 300 тысяч? А для художников это солидная награда, - бросил пробный камень академик.
ИМЕНИ ФЕШИНА
В каждом регионе учреждается конкурс имени кого-то из известных в этом месте художников. Естественно, в Татарстане это конкурс «За пластические достоинства» имени Николая Фешина. Увы, первая премия уехала в Москву. Вторая поехала в Пермь. Третьи премии присудили казанцам Александру Шадрину и Александру Дорофееву. Сумма награды – 50 тысяч. Что ж, и Шадрин, и Дорофеев давно уже находятся в лидерах татарстанского изобразительного искусства, и их награда выглядит закономерной.
Но вот в номинации «Лучшая педагогическая работа» первых премий были удостоены казанцы Рустем Хузин и Вера Карасева, их награда – 150 тысяч, но вручать ее будут, когда выставка переберется в Москву.
- Современное искусство не стоит на месте, цель этой выставки – сплотить художников вокруг академии, пусть они состоят в разных творческих союзах, но группироваться они должны вокруг искусства, - заметил профессор-искусствовед Андрей Золотов.
Казанским художникам, некоторая часть из которых в последнее время занята «войной» против нововведений в сфере их недвижимости, это только пойдет на пользу. Потому что писать художники должны все-таки не разного рода петиции, а картины.
- Это уже вторая выставка «Красные ворота», полагаю, что не случайно академия выезжает в регионы. Во-первых, мы видим, как растут наши мэтры из провинции, подвижки заметны во многих работах мастеров, которых мы знаем не одно десятилетие. Во-вторых, это важно для наших художников, которые не часто могут выезжать и смотреть выставки их коллег. Первая выставка, которая тогда проходила в музее изобразительных искусств РТ, проехав по регионам, завершилась в Москве. И многим художникам были выданы звания, грамоты, то есть нечто материальное. Это было их признание. Думаю, что на этой выставке будет то же самое, - полагает искусствовед, руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская.
Выставка «Красные ворота» будет работать в Казани две недели, затем переедет в Москву в галерею «МАРС».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.