IMG_0791.jpg
Вчера в «Корстоне» обсуждали рецепты борьбы с коррупцией

«КУДРЯВЫЙ» ЗАКОН УДОБЕН ДЛЯ ЛИЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

«Подавая в палату жалобы, люди, которых обидели, любят говорить – это рейдерский захват», - открывая конференцию, отметила первый докладчик - зампредседателя Общественной палаты РТ Татьяна Забегина. Но, по ее мнению, это было актуально 5 - 7, даже три года назад, и проходило очень ярко «для тех, кто страдал от рейдерского захвата», но не сейчас».   

Зампредседателя общественной палаты считает, что самая большая проблема – коррупция: «Это предательство по отношению к самому государственному устройству». И эти вещи, судя по всему, совсем не спешат уходить в небытие.

«Общественная палата, чем бы она ни занималась - вопросами национальности, культуры или поддержки сирот, в любом случае проникает в эту самую деятельность государственного управления. И там занимается духовной чисткой», - отметила она.   

Но если вернуться к более земным вещам, то важная работа, в которой участвует палата – это экспертиза законодательства. Правда, ее смысл доходит не до всех. По словам Забегиной, ей приходится время от времени слышать вопрос-мнение: зачем закон должен быть понятен простым людям? «Никак не могу согласиться. Написать непонятный, весь такой кудрявый, закон, значит, заранее его сделать удобным для того, чтобы применять в своих личных целях», - убеждена она.  

БРАТКИ И ЧОПЫ – ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ

Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры РТ Айрат Зарипов, напротив, утверждал, что случаи недружественного поглощения хозяйствующих субъектов не исключены до сих пор. Он привел статистику следственного комитета России: если в 2010 году было всего 69 сообщений о рейдерских захватах, то в 2011 году таких проявлений было 400. Количество уголовных дел также увеличилось в три раза – до 251 (в прошлом году).

Рост «рейдерских» дел, по его словам, объясняется тем, что вступили в силу поправки в уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за подобные преступления. В то же время они дали возможность оперативно отражать посягательство на имущество.  

Правда, Зарипов отметил, что и рейдеры ныне не лыком шиты, их атаки на предприятия становятся все более высокотехнологичными, масштабными и продуманными: «если раньше сообщниками захватчиков были «братки» и ЧОПы, то сейчас их прикрывает армия высококлассных юристов, коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов».      

Он отметил, что захват имущества становится возможен, если для этого создается благоприятная среда. Например, не ведется должный учет и контроль. В качестве примера Зарипов привел Ульяновскую область, где, как выяснилось, не было оформлено право собственности на 2 тыс. земельных участков муниципалитета. Зачастую по тем же причинам в зоне риска оказываются активы ГУПов.

IMG_0799.jpg
 

Упомянул он и про посягательство на имущество банкротящихся предприятий. В этом случае рейдерам могут способствовать недобросовестные арбитражные управляющие, за которыми не ведется никакой контроль со стороны их саморегулируемых организаций (СРО). В частности, в Татарстане, по словам Зарипова, одна из таких СРО не проверяла профессиональную деятельности членов своей организации больше года - с сентября 2010 года по декабрь 2011.

Выступавший пообещал, что в республике в ближайшее время будут сделаны необходимые указания по поводу проверок в отношении недружественного поглощения предприятий. В других регионах, по его словам, к таким мерам прибегли уже давно. По мнению прокурора, оснований для этого  достаточно: «У нас только фирм-«однодневок» насчитывается сотни. А это очевидные факты рейдерских проявлений».   

ТРИ ФАКТА

Председатель правления РОО «Антикоррупционный комитет» Марат Хафизов отметил, что с проявлениями рейдерства может столкнуться каждый. Но противостоять им, не зная юриспруденции, довольно трудно. Тем более что зачастую захват имущества происходит при содействии коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных структур. Он добавил конкретики, назвав три факта из практики комитета.

IMG_0779.jpg
Рейдерские атаки становятся все более высокотехнологичными, масштабными и продуманными

Камиль Валиуллин, который с 1998 года был правообладателем земельного участка недалеко от Казани, уехал на учебу в другой город. А по возращении обнаружил, что на его участке хозяйничает «сосед через три улицы». Не будучи юристом, Валиуллин обратился в суд, чтобы доказать свои права. Но добиться правды не смог. Валиуллин был восстановлен в правах только после того, как к его делу подключились опытные юристы.

По его словам, в антикоррупционный комитет в конце концов обратилась и вдова экс-президента компании «Сувар-Казань» Бориса Чуба Татьяна Александровна по поводу восстановления своих прав на унаследованную долю в компании. Долгое время все ее жалобы вызывали непонимание в правоохранительных органах. Теперь она добилась судебного решения в свою пользу. И не исключено, что будет повторно обращаться в МВД, чтобы провести проверку по этим фактам и привлечь к ответственности виновных лиц.

IMG_0771.jpg
Гостями конференции стали иеромонах Вячеслав и имам Рустем хазрат Бакиров

Третий случай – захват коттеджного поселка, где много потерпевших, по мнению Хафизова, содержит еще и коррупционную составляющую. Дело в том, что у подозреваемого в этих неправомерных действиях, как отметил выступавший, есть высокопоставленные родственники в одной из бюджетообразующих компаний республики – ОАО «Татнефть». Конкретных фамилий он, впрочем, не назвал.

При таких обстоятельствах защитить свои права практически невозможно, - считает председатель правления антикоррупционного комитета. «Суды на обращения потерпевших не среагировали, а правоохранительные органы отнеслись прохладно. Уголовное дело возбуждено, но в нем всего лишь один фигурант, который является мелким исполнителем», - рассказал он.     

В завершение конференции Хафизов предложил обратиться к руководству республики с предложением создать постоянно действующую рабочую группу из представителей правоохранительных органов и общественных организаций. Задачей этой группы должен стать не только прием граждан, столкнувшихся с проявлениями рейдерства и коррупции, но и мониторинг: почему эти события могли произойти, кто им способствовал из должностных лиц. 

IMG_0795.jpg

Марат Хафизов: "Захват имущества может происходить при содействии коррумпированных чиновников и представителей правоохранительных структур"

НЕУЕМНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖАДНОСТЬ

Председатель комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества Общественной палаты РТ Владимир Шевчук назвал себя «рецидивистом» - в рядах организации он уже 7 лет. «На фоне того, что мы с вами каждый день узнаем из телевизора, происходящее можно списать только на следующую формулу: коррупция -  это неуемная человеческая жадность, многократно помноженная на столь же неуемную человеческую непорядочность», - сказал он собравшимся.

«Недавно отвечая на вопрос моего коллеги-журналиста: "Боремся-боремся, когда победим?" - я сказал, что коррупцию невозможно победить. Давайте оставим это фантастам», - то ли в шутку, то ли всерьез обрисовал председатель комиссии тщетность борьбы с этим злом.  

IMG_0790.jpg
Рейдерским захватам нужно уметь противостоять

Тем не менее он привел данные официальной статистики, которые свидетельствуют: большинство людей уже не готовы мириться с коррупцией и понимают, что без участия общественности все усилия обречены на провал. Хотя, по его словам, много и сомневающихся: «А что могут общественники?»

Шевчук поздравил собравшихся с тем, что «уже есть, хотя и до не до конца принятый, закон об общественном контроле». Если еще год назад родитель мог прийти в школу, поскандалить, и ему запросто бы отказали в пропуске на территорию, сославшись на устав, то теперь будет огромный щит для того, чтобы отбиться от всех этих препон, - на доступном примере проиллюстрировал последствия принятия этого закона он.

Шевчук отметил, что только в последний год общественная палата получила право контроля на законодательном уровне. «Никто ни за кем подглядывать в замочную скважину не собирается», - пояснил он, сказав, что общественный контроль состоит из трех важнейших вещей. Это экспертиза принимаемых законодательных актов (поэтому в общественной палате так много сейчас экспертов – 60 человек), общественный контроль за принимаемыми властью решениями и, наконец, сами общественные организации.

«Где возникает конфликт интересов? Только там, где возникает коррупциогенная ситуация. Там, где действия руководства противоречат интересам коллектива. Там, где начальник приводит с собой кучу родственников, у нас даже редакции такие были, где по 7 родственников работали из 15 человек», - был откровенен предкомиссии.  

«Общество пронизано арматурой коррупции очень сильно. Надо все это здание разрушить до пыли, выжечь автогеном и построить по новой. И, возможно, что так и придется делать», - не исключил в завершение Шевчук.