111.jpg
В экскурсии по строящемуся заводу вместе с Рустамом Миннихановым участвовали экс-генеральный директор ТАНЕКО Хамза Багманов и гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов 

"ТРАНСНЕФТЬ" ПРЕДЪЯВИЛА ПРЕТЕНЗИИ ТАНЕКО

В конце прошлой недели в ряде федеральных отраслевых СМИ появилась серия публикаций, посвященных проблеме увеличения серы в смеси российской нефти и тому, какие убытки из-за этого несет страна. Так, журнал «Нефть России» опубликовал материал под названием «Татарская нефть обрушивает российский бюджет?». Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», этот материал родился по итогам встречи топ-менеджеров «Транснефти» с журналистами.

Главным посланием в ходе той встречи было заявление заместитель вице-президента «Транснефти» Игоря Кацала о том, что под угрозой оказалось качество стратегического экспортного товара страны – нефти. «Тяжелая нефть наступает по всем направлениям», - заявил он. 

Как разъяснил топ-менеджер "Транснефти", сейчас российская нефтяная смесь марки Urals имеет высокое содержание серы - от 0,6 % до 1,8%, что значительно снижает ее стоимость.

По его словам, за два последних года количество высокосернистой нефти в системе «Транснефти» увеличилось почти на 3 млн. тонн. В итоге содержание серы в экспортном направлении по нефтепроводу «Дружба» увеличились за это время с 1,4% до 1,56%, на порт Приморск - с 1,35% до 1,45%, на порт Новороссийск - с 1,3% до 1,4%. И это при том, что содержание серы в основной российской экспортной смеси Urals не должно превышать 1,3%.

Причем крупнейшим поставщиком серы в российскую нефтяную трубу оказалась "Татнефть". Татарстанская компания ежегодно в магистральные трубопроводы направляет 23 - 24 млн. т нефти с содержанием серы до 4%. «По нашим расчетам, увеличение содержания серы в нефти на 0,1 процента уменьшает стоимость нефти на 0,124 доллара за баррель», − говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Если помножить потерю 12,4 цента с барреля на добываемую в России нефть, убытки для страны оцениваются в размере порядка $460 млн. за год, пишет агентство Рикком.

460-2.jpg
 С июня этого года пост генерального директора ТАНЕКО занимает Леонид Алехин

«ПОРТЯТ НЕФТЬ»

Далее идет обширный пассаж о том, как "Татнефть" обещала "Транснефти" решить эту проблему, запустив НПЗ «ТАНЕКО». Предполагалось, что завод будет принимать татарстанскую нефть с высоким содержанием серы (в основном ее производят малые нефтяные компании). "Татнефтью" даже была озвучена дата, что с конца 2012 года ТАНЕКО начнет переработку черного золота с 4-процентным содержанием серы, но, как сообщает «Транснефть», теперь татарстанское нефтехимическое «чудо» сможет начать перерабатывать нефть с серой 2,33% только в конце 2015 года - после запуска установки гидрокрекинга.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Демин, главная претензия в выступлении Кацала была о задержке запуска завода ТАНЕКО в Татарстане. «Проблема – в сере, которая увеличилась во всей российской системе на 0,1 процента. Проблема обсуждалась в 2008 - 2009 годах, тогда "Татнефть" выступила инициатором строительства завода под названием "ТАНЕКО". На строительство завода были ассигнованы в том числе бюджетные деньги. Завод так и не запущен, а теперь нам рассказывают о том, что в Европе обанкротился партнер ТАНЕКО и вопрос переработки нефти с серой они могут поднимать только после 2015 года. Как это назвать?! - возмущается Демин. - В ответ тишина. Почему не вводится установка? Почему глубина переработки в ТАНЕКО при объемах потребления более 600 тысяч тонн в месяц остается на величине 42 - 45 процентов?»

гидрокрекинг-осуществляется-в-двух-реакторах.jpg
Гидрокрекинг осуществляется в двух реакторах

Далее Демин не стеснялся в выражениях: «То, что делается на ТАНЕКО сейчас, по-русски называется «портить нефть». Продукт, который продается в результате пропускания через первичную переработку, фактически никакой прибавочной стоимости не имеет. Мазут стоит дешевле, чем сырая нефть. Мазута при этом выходит порядка 50 процентов. Дизель (20 процентов) тоже полностью идет за границу. Остается нафта (процентов 20), которую, скорее всего, гонят и внутреннему, и внешнему потребителю. Главный вопрос – это обойти экспортные пошлины, - говорит представитель «Транснефти». - На сырую нефть надо платить значительно большую пошлину, чем на продукты первичной переработки. Поэтому нефть портят и продают за рубеж. Продукты стоят дешевле, но за счет того, что экспортная пошлина значительно ниже, есть приварок. По-нашему это называется «самовар». От него прямой вред бюджету и окружающей среде. Общий урон российскому бюджету от всех подобных существующих «самоваров» в год составляет 2 миллиарда долларов. Например, в Кузбассе тоже построили такой «самовар».

НИКАКИХ ЗНАЧИМЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

Ответ на информационную атаку «Транснефти» не заставил себя долго ждать. Так, в начале нынешней недели газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями в ТАНЕКО и "Татнефть", чтобы узнать их позицию по отношению  к претензиям "Транснефти". В ответ на это представители "Татнефти" сообщили, что состоится пресс-тур на ТАНЕКО, где будет озвучена позиция компании.  Причем "Татнефть" подключила к этому делу «тяжелую артиллерию».

Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым (напомним, что он является председателем совета директоров «Татнефти» - ред.) обошел строящийся нефтеперерабатывающий комплекс.

Собственно на установку гидрокрекинга журналисты успели взглянуть до приезда Минниханова. Продуктом установки, мощность которой равна 2,9 млн. т в год, является вакуумный газойль (впоследствии – тяжелый газойль коксования), из которого можно производить ежегодно около 1,16 млн. т дизельного топлива марок «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. т авиационного керосина марки Jet, нафту и топливный сероводород.

Минниханов---если-кто-построит-такой-завод-Р·Р°-7-лет,-СЃРЅРёР
Минниханов: "Если кто построит такой завод за 7 лет, 
сниму перед ним шапку"

Основной процесс гидрокрекинга происходит в двух реакторах. В каждый из них загружаются четыре слоя катализаторов, в том числе для гидроочистки от сернистых и азотистых примесей. При работе реакторов на тяжелой карбоновой нефти, что и является основной задачей, содержание серы в продукте составит 4%. Завершение основных строительных работ запланировано на март-апрель, а начало пусконаладочных – на июнь следующего года. При этом 99% всего оборудования уже закуплено, то есть с поставками на установку гидрокрекинга перебоев не будет. Оборудование завезено из Италии, Голландии, США, Франции, лицензиаром всего процесса гидрокрекинга установки является американская компания Chevron.

на-эстакаде-Восток---Запад-занимается-монтажом-металло
На эстакаде Восток - Запад занимаются монтажом металлоконструкций 
471 человек 

Подрядчики строительства по очереди отчитались перед президентом о текущей обстановке (каждый у своего стенда). Как правило, проблемными вопросами для большинства обозначились нехватка металлоконструкций, задержки проектной документации, сложности с сертификацией отдельных элементов и недостаточный штат монтажников. Первым делом Минниханов осмотрел ГПП-2 (главная понижающая подстанция), которая обеспечит объекты второй очереди строительства электроэнергией. Гендиректор предприятия-генподрядчика ОАО «Татэлектромонтаж» Юрий Солуянов предложил в качестве даты сдачи объекта 12 декабря. Срок устроил президента, дата – не очень, так как в этот день в РТ приедет зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов. ГПП будет сдано в декабре, период его строительства составил один год. 1 апреля по плану начнутся испытания на эстакаде Восток - Запад, которая до конца ноября соединит комплекс гидрокрекинга с действующим производством ТАНЕКО. Сейчас здесь занимаются монтажом металлоконструкций 471 человек – в ближайшее время им предстоит работать в три смены. Всего на площадке строящегося пускового комплекса 1Б ежедневно заняты 2500 человек. Полным ходом идет монтаж оборудования и технологических трубопроводов – в общей сложности смонтированы 84 км труб.

срок-сдачи-ГПП-устроил-президента.jpg
Cрок сдачи ГПП устроил президента

Сбор всех руководителей подрядных организаций в присутствии начальства повлек за собой даже легкое выяснение отношений: кто кому чего вовремя не сдал и не обеспечил. Так, взаимными упреками обменялись гендиректор ОАО «Камгэсэнергострой», подрядчик по нескольким блокам строительства Александр Евдокимов и первый замгендиректора «Татнефти» Наиль Маганов. Минниханов с досадой пресек распри в зародыше: никаких значимых препятствий для работы по графику озвучено не было, и все подрядчики получили от президента зачеты.

«ПОВТОРЯЮ, ЭТО НЕ СВЯЗАНО С РАБОТОЙ «ТАТНЕФТИ», А СВЯЗАНО 
С ПОСТАВКАМИ ОБОРУДОВАНИЯ»
 

С затянувшегося корпоративного совещания с руководством ОАО «Татнефть» и подрядчиками президент вышел к журналистам усталый, однако об увиденном и услышанном сегодня отозвался положительно.

- Первый пусковой комплекс завершен, глубина переработки нефти составляет 73 процента, - напомнил Минниханов для начала. - Выход светлых нефтепродуктов - практически 50 процентов. ТАНЕКО перерабатывает 21 с лишним тысячу тонн нефти ежесуточно, и мы можем этот объем нарастить. Комплекс по гранулированию серы тоже работает, мы сегодня в этом убедились. Что же касается гидрокрекинга… работы идут. У строителей отставания от графика практически нет, и никаких сложностей по этой части мы не видим. Есть задержки поставок по некоторому технологическому оборудованию - есть вопросы к корейским и  российским компаниям. Поэтому пусконаладка начнется в срок, в 2013 году, но окончательно мы сможем завершить НПЗ только в 2015 году. Повторяю, это не связано с работой «Татнефти», а связано с поставками оборудования. Задачи по строительству комплекса глубокой переработки нефти мы тоже выдерживаем. Более того, вместо 7 миллионов тонн нефти в год мы можем перерабатывать по 9 миллионов на данной площадке. Была также установка на будущее - увеличить объемы переработки до 14 миллионов тонн и даже больше, и эту работу мы тоже планируем начать».

Гранулированная-сера-фасуется-в-мешки.jpg
Гранулированная сера фасуется в мешки

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, не снизится ли значимость татарстанского НПЗ к 2015 году на фоне других возможных «строек века» (совместный проект Роснефти и китайской CNPCред.), Минниханов только усмехнулся, накинув при этом еще годок:

- Вот мы всем хуралом собрались на эту стройку… Сколько времени прошло? 7 лет. Если кто-то за 7 лет такой завод построит, я шапку перед ним сниму. Не беспокойтесь, наш НПЗ самый современный и самый востребованный. И решение задачи, поставленной Владимиром Путиным (создание высокопроизводительных рабочих мест), возможно только здесь, у нас. Это у «самоваров», которые по мелочи занимаются разделением нефти, перспектив нет. А мы к 2015 - 2016 году сделаем комплекс мирового уровня.

«УВЕРЕН, ПУТИН РАССМОТРИТ ПРОБЛЕМУ КОМПЛЕКСНО…»

Далее последовал комментарий Минниханова по заявлениям "Транснефти". Приводим их полностью.

- Претензии по качеству экспорта несправедливы. Сегодня ТАНЕКО перерабатывает нефть с содержанием серы 1,8 процента. Экспортная российская нефть (смесь марки Urals) содержит 1,3 - 1,4 процента серы. То, что мы забираем 7 миллионов тонн нефти сюда, это только повышает качество экспорта. Не надо забывать, что месторождения вырабатываются. Сернистость – это не только наша проблема, она будет повышаться и на других месторождениях. Другие заводы перерабатывают легкую нефть. Я бы не стал критиковать наш ТАНЕКО. Во-первых, завод выдерживает график переработки, а во-вторых, экономическая ситуация несколько ухудшилась со времен утверждения бизнес-плана, мы начинали с другого сценария. По-моему, компания, вложившая миллиарды долларов в это производство, заслуживает только слов благодарности. И между прочим, планы на будущее очень серьезны – речь идет о появлении одного из современнейших заводов в России с глубиной переработки нефти до 97 - 98%. Кстати, мне очень понравилась новая система управления, которую выстроила компания «Татнефть» – и в части проектирования, и строительства, и поставок тоже. В общем и целом все идет по плану, есть лишь некоторые отклонения, которые мы постараемся компенсировать.

==video1005==

Тема, затронутая «Транснефтью», всегда была. Я прошу не забывать, что нефть мы добываем с 1943 года. Когда мы предлагали по 100 миллионов тонн легкой нефти – ни у кого вопросов не возникало. Так что сегодняшний вопрос должен решаться на уровне федерального правительства. Уверен, Владимир Путин рассмотрит его комплексно, а не только в разрезе интересов одного поставщика нефти. Мы ведем добычу 70 лет – ведем успешно, платим налоги, создаем рабочие места, перерабатываем сырье. Завершим весь комплекс переработки тяжелых остатков и гидрокрекинга – избавимся от лишней серы.

Минниханов---Мы-убедились,-что-комплекс-по-расфасовке-и
Минниханов: "Мы убедились, что комплекс по расфасовке и гранулированию серы работает"

DRANG NACH OSTEN

Если вернуться к «Транснефти», то она сейчас ищет выходы из ситуации. Монополия не готова пока полностью менять правила игры.

Кацал сообщил, что рассматривается вариант перенаправления высокосернистой нефти на Восток, где ее можно разбавить нефтью высокого качества. В первую очередь речь идет о трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). «Если направить на восточное направление некоторое количество высокосернистой нефти, из пределов мы не выйдем. Заявленное качество смеси, отгружаемой в Козьмино, не ухудшится, зато на Западе мы уйдем от предельных показателей», - считает Кацал. Также обсуждается идея направления потоков высокосернистой нефти на Уфимские и Самарские НПЗ.

По мнению Кацала, нужны новые подходы к повышению качества нефти, и одним из них называется система банка качества нефти (БКН). Система предполагает фиксацию объемов и качества «черного золота», сдаваемого каждой компанией в систему магистральных нефтепроводов. В итоге в выигрыше окажутся компании, сдающие нефть более высокого качества. За изменение показателей качества нефти участники получают из банка или произведут в банк платежи при приеме сырья в систему нефтепроводов и при сдаче в конечном пункте транспортировки. Среди других инноваций - "Транссибнефть" хочет открыть в Омске центр перевалки высокосернистого топлива и наладить поставки высокосернистой нефти в Казахстан по маршруту Омск - Павлодар.

подстанцию-построили-за-год.jpg
Подстанцию построили за год

«ПРИ ЗАВЫШЕННОЙ СТОИМОСТИ ТАНЕКО УПОМИНАТЬ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ СТОИТ»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать возникший конфликт интересов между "Транснефтью" и "Татнефтью", а также итоги строительства ТАНЕКО.

Егор Гончарук - аналитик отдела инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал»:

- Для "Транснефти" проблема «тяжелой» нефти стоит достаточно остро. Решение вопроса путем оптимизации ее поставок может лишь отсрочить срок поиска выхода из ситуации. Однозначно в среднесрочной перспективе компании необходимо предпринять шаги к созданию того производственного цикла, который позволит перерабатывать нефть с 4 - 6-процентным содержанием серы.

Стоит отметить, что Роснефть совместно с CNPC с 2010 года строит НПЗ в Тяньцзине (Китай). Завод будет перерабатывать 13 миллионов тонн нефти в год, стоимость проекта находится в районе 4 миллиардов долларов. Однако уровень переработки нефти в Китае будет соответствовать современному уровню, в то время как глубина переработки завода ТАНЕКО подталкивает к вопросу: насколько нужен будет этот завод через несколько лет?

строители-от-графика-не-отстают.jpg
Строители от графика не отстают

Юлия Войтович - аналитик «Инвесткафе»:

- Для России важно улучшать характеристики Urals. А именно снижать содержание серы в нефти данной марки, чтобы сделать ее более конкурентоспособной на мировом рынке. Однако доля тяжелой высокосернистой нефти в общем объеме добываемой в России нефти высока. В то время как мощностей по переработке высокосернистой нефти недостаточно.

Инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей требуют от ВИНК крупных капитальных вложений, а также соответствующих налоговых преференций от правительства. Так, например, компания "Татнефть" пока не планирует увеличивать мощности нефтеперерабатывающего комплекса "ТАНЕКО" с 7 до 14 миллионов тонн. Причина в том, что введение системы 60-66-90 повысило пошлины на темные нефтепродукты, и соответственно, рентабельность при низкой глубине переработки снизилась. Поэтому без предоставления каких-либо преференций со стороны правительства дальнейшее увеличение мощности комплекса компании осуществлять будет невыгодно.

В "Транснефти" предлагают перераспределить потоки так, чтобы направить часть высокосернистой нефти на восточное направление, тем самым сделав более легкой нефть, которая идет на экспорт в западные страны. Также часть высокосернистой нефти "Транснефть" предлагает направить в Казахстан по маршруту Омск -Павлодар.

Однако, стоит отметить, что подобное перераспределение потоков нефти требует крупных затрат на техническое перевооружение и поможет только временно решить проблему по улучшению качества российской нефти. Более действенной мерой стало бы введение налоговых льгот для нефтяных компаний, чтобы тем самым стимулировать компании инвестировать в нефтепереработку.

пуско-наладка-начнется-в-2013-году.jpg
Пусконаладка начнется в 2013 году

Сам по себе комплекс "ТАНЕКО" уникален тем, что занимается переработкой тяжелой, высокосернистой нефти. ТАНЕКО в настоящий момент имеет глубину нефтепереработки в 71 процент, а выпуск светлых нефтепродуктов у него находится на уровне 45 процентов. Когда на заводе будет запущена установка гидрокрекинга, доля выпуска светлых нефтепродуктов достигнет 60 процентов. При этом общий объем инвестиций в проект "ТАНЕКО" оценивается в 235 миллиардов рублей.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Причины таких заявлений очевидны. Во-первых, и об этом говорится в самой новости, это увеличение сернистости российской нефти, отправляемой на экспорт. А происходит это потому, что начало работы второй очереди завода "ТАНЕКО", которая, собственно, и должна была перерабатывать высокосернистую нефть, не состоится как минимум до 2015 года. И уже работающий завод компании сможет принимать на переработку нефть лишь с содержанием серы не выше 1,8 процента. А это означает, что "Транснефти" придется как-то решать проблему ухудшающего качества российской нефти. Ведь именно"Татнефть" поставляет большое количество такой нефти, и вторая очередь завода "ТАНЕКО" должна была перерабатывать именно эту нефть, но теперь все откладывается.

Естественно, что это отрицательно отражается на цене российской нефти Urals, желании клиентов покупать ее. Нет, речь не идет, пока по крайней мере, о запрете поставок тяжелой нефти в трубу, но то, что ситуация складывается непростая и ее как-то надо решать, не вызывает сомнений. Проблема лишь в том, что каких-то простых решений эта проблема не имеет, да и сложные тоже отсутствуют.

Сам проект "ТАНЕКО" вполне перспективный и нужный, проблема лишь в том, что он отстает от графика, что уже создало определенные проблемы и создаст еще больше. Не исключено, что через какое-то время могут начаться судебные разбирательства между всеми причастными к проекту сторонами и пострадавшими от его задержек нефтяными компаниями с целью выявить и наказать виновных и получить компенсацию. Ведь должен же кто-то ответить за задержку ввода его в строй и ухудшение качества российской нефти Urals. Так что в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего развития событий вокруг проекта "ТАНЕКО".