Вчерашний отказ 20 челнинских перевозчиков от перевозки льготников с 1 декабря в случае, если им не будут возмещены их расходы за сентябрь и октябрь, заставил исполком автограда созвать сегодня экстренную пресс-конференцию. Начав встречу с журналистами, замруководителя исполкома - начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Айрат Зайнуллин сразу дал понять, что «включать заднюю передачу» и идти на поводу у перевозчиков, предъявивших вчера, по сути, ультиматум, руководство города не намерено. Как выяснилось чуть позже, на пресс-конференцию Зайнуллин пришел сразу после совещания у мэра Василя Шайхразиева, на котором, судя по всему, и вырабатывалась линия исполкома. Зайнуллин даже опоздал из-за этого к назначенному времени.
Заявление перевозчиков заставило прийти на пресс-конференцию и гендиректора контролируемого КАМАЗом ООО «Электротранспорт» Рашида Шамсудинова, который возмутился тем, что его коллеги, призывая челнинцев не пополнять свои электронные проездные, как он выразился, залезают в карман к тем, кто уже внедрил у себя систему электронных проездных. «Так делать нельзя, мы несколько месяцев всеми доступными каналами информации доносим до людей, что нужно пополнять свои электронные проездные, а наши коллеги раз и заявляют, что этого не нужно делать. Так не делается бизнес!» - заявил гендиректор «Электротранспорта».
Зайннуллин рассказал, что он неоднократно в течение всего года встречался с перевозчиками, доказывая им необходимость перехода на электронную форму учета пассажиропотока. Этот переход, по его словам, неизбежен и выгоден, прежде всего, самим перевозчикам. А они этого почему-то не понимают. «По формулам подсчета количества перевезенных льготников, которую разработали в республиканском минтрансе, у нас с частными перевозчиками очень часто возникали споры. Если они обзаведутся валидаторами, такой проблемы не будет». И с четырьмя перевозчиками - ООО «Электротранспорт», ИП Хафизова, ИП Бурганов, и МУП «ПАД», таких проблем уже нет. Они уже поставили у себя это оборудование.
Айрат Зайнуллин: «Думаем, что у перевозчиков хватит ума не переступить закон» |
ДОХОДЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ, НО ПОЯВИЛАСЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ
Чиновник отмел все аргументы перевозчиков по поводу высоких затрат. «Это детский лепет! – заявил Зайнуллин. - Значит, есть более глубокие причины отказа от внедрения системы. Мы рассматриваем это просто как нежелание выходить из тени. Не Зайнуллин ведь теперь будет решать вопрос распределения компенсаций, не Шайхразиев, не министр. Провез, зафиксировал, получил компенсацию, что еще нужно? Полная прозрачность», - убеждал журналистов чиновник.
Шамсудинов также рассказал, что внедренная на его предприятии система «Социальной карты» позволила на 200 тыс. рублей увеличить фонд оплаты труда кондукторам, так как за каждую транзакцию, а их было проведено с начала работы системы почти 400 тыс., кондуктор получает доплату в 50 копеек. Кроме этого, по словам Шамсутдинова, анализ показывает, что снижения доходов из-за дороговизны оборудования не происходит. «Порядка 350 тысяч мы платим за аренду оборудования, но если сравнивать какие доходы мы получали до внедрения системы и после, они не изменились, но появилась прозрачность. Более того, оказывается, что суммы компенсаций, которые перевозчики получали, когда имели хождение бумажные проездные, были в полтора раза меньше того, что тот же «Электротранспорт» получает сейчас!»
В республиканском бюджете, по словам Зайнуллина на компенсации транспортным компаниям за перевозку льготников заложено 600 млн. рублей. «Если вы доказываете, сколько вы перевезли льготников, мы возмещаем вам стоимость проезда в полном объеме», - добавил он. А в качестве доказательства того, что электронная транспортная карта у горожан набирает популярность, привел следующие цифры: если в сентябре свои «электронные кошельки» пополнил 12496 челнинец, в октябре их стало 15571, то есть за две недели ноября электронные проездные пополнили уже 16249 человек. Естественно, что с количеством электронных проездных растет и количество транзакций по ним. В сентябре было проведено более 346 тыс. транзакций, в октябре уже более 466 тысяч. То есть люди, по словам Зайнуллина, уже поверили в электронные проездные.
«ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ, ЧТОБЫ ВЫПЛАЧИВАТЬ ИМ ЭТИ КОМПЕНСАЦИИ, СЕГОДНЯ НЕТ»
Следует заметить, что одной из претензий, которая высказывалась перевозчиками в адрес «Социальной карты», было то, что оператором проекта «Транспортная карта республики Татарстан» последняя стала без проведения тендера. «Да, сначала это действительно было так, но летом был проведен тендер, на котором эта организация стала победителем», – заявил Зайнуллин, добавив, что теперь упрекнуть в этом некого.
То, что оборудование стоит баснословно дорого, по словам Зайнуллина, тоже лишь предлог для того, чтобы «оставаться в тени». «Те четыре перевозчика, кто уже внедрил у себя систему «Социальной карты», убытков сегодня не имеют, более того они получили в полном объеме оплату за произведенные услуги по линии «Социальной карты» в размере 4,2 миллиона рублей и еще 3,2 миллиона рублей им компенсировал бюджет за перевозку льготников. А перевозчики, отказавшиеся внедрять у себя систему «Социальной карты» теряют эти суммы», - заявил Зайнуллин.
Кроме этого, заявлению транспортников о нежелании возить льготников будет дана и правовая оценка. Зайнуллин заявил, что это нарушение закона, и с этим еще придется разбираться прокуратуре. «Обращение в прокуратуру мы уже написали, чтобы была дана соответствующая оценка этому заявлению», - сказал Зайнуллин.
Вместе с тем, пока транспортники «бодаются» за то, кто должен оплачивать внедрение системы, они теряют деньги. Причем немалые. За сентябрь и октябрь, упомянутые двадцать компаний, по оценке исполкома, могли за перевозку льготников получить 15 млн. рублей компенсаций, но не получат. Возмещать эти расходы, как выяснилось, исполком автограда не намерен.
- По нашей оценке, они за сентябрь-октябрь потеряли более 10 миллионов рублей. Ноябрь месяц уже на исходе, и я полагаю, что они не успеют внедрить у себя валидаторы, и потери составят еще не менее пяти миллионов рублей. По нашим скромным подсчетам, перевозчики потеряли уже более 15 миллионов рублей, пока идут вот такие споры. И главное, что перевозчики этих денег не получат. Юридических оснований для этого сегодня нет», – заявил Зайнуллин. «15 миллионов – это пять больших НефАЗов», - многозначительно добавил он.
То, что оборудование стоит баснословно дорого, по словам Зайнуллина, тоже лишь предлог для того, чтобы «оставаться в тени» |
«ЕСЛИ КТО-ТО ИЗ ВОДИТЕЛЕЙ ОТКАЖЕТ В ПЕРЕВОЗКЕ ЛЬГОТНИКОВ, МЫ БУДЕМ ХОДАТАЙСТВАТЬ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРОВ»
Кроме того начальник управления поделился и самой свежей информацией. Он заявил, что по его информации, «опальные» перевозчики уже сейчас в спешном порядке встречаются с представителями «Социальной карты» и обговаривают условия сотрудничества. И, по его мнению, до того, что с первого декабря они перестанут возить льготников, дело все-таки не дойдет. «Я думаю, что у перевозчиков хватит ума, чтобы не переступать закон», - сказал Зайнулин.
Но кроме этого предупредил, «что первого декабря мы своих работников выведем на линии, приглашаем и журналистов, для контроля ситуации. «Если кто-то из водителей автобусов откажет в перевозке льготников, мы будем направлять ходатайство о расторжении договоров с такими перевозчиками. И потом определяться, кто будет этим заниматься дальше. Возможности для этого у города есть. Есть крупные автотранспортные предприятия, коллапса я не вижу. Перевозчики уже созрели, что они пошли не тем путем», – завершил Зайнуллин.
Он попросил журналистов объективно освещать подобные темы. «Когда вы лошадиными буквами пишете, что с первого декабря льготников не будут перевозить, то пишите, чье это мнение – исполкома или кого? Напишите - Гарафов. Это его позиция».
Затем стало известно самое интересное. На вопрос о том, не собирается ли исполком создавать муниципальное транспортное предприятие, Зайнуллин рассказал, что планы такие есть и именно из-за этого оттягивались тендеры по новым маршрутам в новые микрорайоны города. «Город рассчитывает на то, что по федеральной программе будут получены большие автобусы на газовом топливе, более 50 процентов стоимости которых компенсирует государство. Муниципальный транспортное предприятие для перевозки пассажиров в Набережных Челнах может быть создано на базе ООО «Электротранспорт», передачу которого в ведение города готовит ОАО «КАМАЗ».
Кстати, как заявил газете «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, принципиальное решение о передаче городу этой компании между руководством КАМАЗа и городом достигнуто. «В настоящий момент идет обсуждение деталей передачи, но этот этап находится в начальной стадии. Согласие КАМАЗ на передачу «Электротранспорта», во всяком случае, дал», - заявил Афанасьев.- В настоящее время обговариваются рабочие моменты – правовые, организационные. Все время зависеть от настроения частных перевозчиков Набережных Челнов мы не можем. Новые большие автобусы будут курсировать до новых микрорайонов автограда – в 35, 36, 37 микрорайоны, в жилые районы Яшълек и Замелекесье, - заявил Зайнуллин. - Порядка 80 - 90 крупных автобусов в городе должны появиться.
- И мы готовы их взять, - добавил генеральный директор ООО «Электротранспорт» Шамсудинов.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», будет ли в случае покупки перевозчиками оборудования за свой счет проведен пересмотр тарифов на проезд в республиканском тарифном комитете, Зайнуллин ответил утвердительно. И добавил, что при этом перевозчикам придется полностью выйти из тени, а не показывать зарплаты водителей по четыре тысячи рублей.
- Мы просили их, покажите свои затраты – они не смогли показать. Здесь же должна быть белая заработная плата, налоги, пенсионные, страховые выплаты, запчасти, приобретение машин… Если сейчас вновь зайдет речь о поднятии тарифа на перевозку, я сомневаюсь, что они смогут обосновать свои затраты. «ПАК» покажет, «Электротранспорт» покажет - вопросов нет. Четыре перевозчика, внедривших эту систему, тоже покажут, а остальные - вряд ли, - заключил представитель челнинского исполкома.
В мэрии Челнов не отказываются от мысли создать муниципальное транспортное предприятие из 80 - 90 автобусов. Оно может разместиться на площадях ООО «Электротранспорт». Рашид Шамсудинов (справа) подтвердил: «Мы готовы их взять» |
«ЭТО ЖЕ НЕИЗВЕСТНО КОГДА ВСЕ ОКУПИТСЯ!»
Перспективы создания муниципального перевозчика в Челнах газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать участников рынка.
Юрий Иванов – гендиректор нижнекамского ПАТП:
- Я хотя и нижнекамский перевозчик, но о том, что творится в Челнах, я, конечно, в курсе. Но создавать МУП с 90 автобусами… В Набережных Челнах же было ПАТП, лучшее автобусное предприятие было в свое время. Мы туда учиться ездили! Но обратно создать такое же предприятие, теперь уже на базе «Электротранспорта» - я не представляю, как это можно сделать. Это большие автобусы. Должны быть подъемники. Должно быть техобслуживание, сервисные центры, водители, персонал. Учитывая реалии сегодняшнего времени, я сомневаюсь в реальности этой идеи.
Мы в систему «Социальной карты» все-таки вошли. Оборудование свое закупили. Но я-то в Нижнекамске нахожусь в выгодном положении, потому что здесь я один перевозчик в городе. И база у меня большая, и автобусы есть. Но одно автоматизированное рабочее место для меня обошлось в 170 тысяч рублей. А вот в Набережных Челнах ситуация с частными предпринимателями, где они вынуждены покупать такое место за немаленькие деньги… Это же неизвестно когда все окупится!
Николай Тятюшкин – владелец маршрута №305 (Набережные Челны):
- Это все понятно. Но есть же федеральный закон. В правовом государстве живем! Если будет МУП, ну, получим мы завтра лицензии на такси в таком случае, и будем таксовать. Как в других регионах. Сегодня я разговаривал с Чебоксарами (с апреля 2009 года в Чебоксарах начала работать система «Удобный маршрут» - ред.). Да, у них есть муниципальный транспорт. Но и коммерческий транспорт работает. Коммерческий транспорт перевозкой льготников не занимается! Глава региона хотел «одно место выделить» под льготников, но частные перевозчики сказали: нет, нам не нужно. Нам чебоксарцы так и сказали – «Ак Барс» (учредитель программы «Социальная карта», - ред.) их, со своей программой «Удобный маршрут», просто не пустит на наш рынок. И «Ак Барс» просто раздавит и нас, частных перевозчиков.
Я пока ни с какой «Социальной картой» не соглашался, и никаких договоров не подписывал. Я имею полное право не соглашаться. Но вроде бы авторы проекта «Социальная карта» на нас выходят 19 - 20 ноября, и должны вести с нами, со всеми перевозчиками, переговоры. Если многие сдадутся, будут возить по «Социальной карте». Весь вопрос в том, за чей счет мы поставим ее, и какие? Покупать «валидаторы» для «Социальной карты» по 15 тысяч рублей, которые устарели? Фактически нас загоняют в эту программу. Но ведь машины за 1,5 миллиона рублей в кредит я беру, не они! А те же чебоксарские частные перевозчики сказали: если вы договоры заключите, это навсегда. Случится тоже, что сейчас в Самаре творится с «Золотой короной»: не хотите с нами работать – конец вашему бизнесу.
Что касается МУП с его возможными 90 автобусами... Челнинское предприятие с 8 большими новыми НЕФАЗами, которые им дал Айрат Зайнуллин, за полгода принес убытков 7,8 миллионов рублей. Будет 90 автобусов – будет 90 миллионов рублей убытков. Но еще нужно их, эти 90 автобусов, где-то взять! Вот буквально 30 - 40 минут назад на меня вышли с предложениями продать два автобуса «МАЗ». Я говорю, зачем нам мои «МАЗы»? Выйдите на «НефАЗ», и купите их автобусы. А их нет, этих «НефАЗов». У дилеров – их нет! И если мы с 1 числа откажемся возить пассажиров, и 90 автобусов не будет у ПАКа (ЗАО «ПАК-Инвест» — набережночелнинское предприятие в сфере пассажирских автобусных перевозок, - ред.), то что будет? Вот Айрат Зайнуллин говорит, что нижнекамских перевозчиков попросит выйти на наш рынок… Но нижнекамцы сами просят нас выйти на их рынок.
Алексей Варин - генеральный директор ООО КПАТП №9:
- Создавать МУП все-таки стоит. Наверное, в больших городах должны работать в основном муниципальные предприятия, поскольку городские перевозки заведомо убыточны – с каждым годом машин становится все больше, каждый ушедший с автобуса пассажир хотя бы еще одного человека с собой везет, к тому же развиваются другие виды транспорта – метро, трамвай.
Челнинские перевозчики, на мой взгляд, сделали ошибку, поставив ультиматум власти. Надо договариваться. Напрягутся сейчас городские власти в Челнах – закупят штук 100 - 200 автобусов, создадут муниципальное предприятие и будут его дотировать. В целом, мне кажется, в будущем пассажирские перевозки все равно вновь будут дотационными.
P.S. В ОАО «Социальная карта» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали и упреки, высказанные в адрес аппаратно-программного комплекса социальных проездных. Как отметила менеджер проекта Мария Родионова, они необоснованны.
- Во-первых, нигде – ни в Казани, ни в Зеленодольске, ни в Альметьевске, ни в Нижнекамске – бюджет не компенсировал перевозчикам затраты на установку системы, - пояснила Родионова. – Поэтому версия господина Гафарова, что в Казани транспортникам якобы вернули 50 процентов стоимости, не выдерживает проверки. Более того, есть разные варианты приобретения оборудования: от аренды с правом выкупа до рассрочки на несколько лет. Ни в одном регионе не компенсируются расходы перевозчиков на установку системы.
Во-вторых, неверно утверждение, что только за обслуживание техники надо отчислять 5 процентов с оборота. Агентское вознаграждение действительно равно 5 процентам. Здесь заложена комиссия агентов за пополнение транспортных карт (отделения почты, банков) – 1 процент. Кроме того, выплачивается 1,5 процента вознаграждения банку, который ведет процессинг карт. И 2,5 процента - это расходы на содержание call-центра, пунктов работы с населением, технической службы, аренда помещений и так далее. На схожих условиях внедряются подобные системы в других регионах России.
В-третьих, в Набережных Челнах договоры заключены не с 3, а с 8 компаниями-перевозчиками. Кроме того, 100 процентов транспортников Казани, Зеленодольска, Нижнекамска и Альметьевска работают с транспортной картой. В Нижнекамске, кроме того, налажена работа системы и с оборудованием стороннего производителя.
В-четвертых, оборудование ОАО «Социальная карта» полностью совместимо с системой универсальных карт, внедрение которых в России планируется с 2013 года.
В ОАО «Социальная карта» не согласились также с высокой стоимостью оборудования. Согласно анализу рынка, проведенному компанией, стоимость терминалов кондуктора в России – от 15 до 25 тысяч рублей. Так что 15,4 тысячи рублей – по такой цене компания предлагает это оборудование перевозчикам – является ниже среднего на рынке соответствующего сегмента. И более того, в эту сумму включены и расходы на программное обеспечение. Система поддерживает оплату по технологии NFC, ведется работа по внедрению возможностей оплаты проезда с помощью технологий Pay Pass.
Реализуется учет не только городских, но и пригородных поездок.
- Неверно и утверждение, что система не работает при использовании нескольких тарифов, - продолжает Мария Родионова. – Валидаторы поддерживают до 250 вариантов различных тарифов. Так, например, в Казани используются разные тарифы в автобусах, метро/троллейбусах и трамваях. При этом перевозчики по автобусным маршрутам получают возмещение 15 рублей, троллейбусным, метро - 12 рублей, трамвайным – 10 рублей.
Вопрос определения размера компенсаций, возмещения перевозчикам денежных средств до тарифа за перевозку льготников находится в компетенции государственных и муниципальных органов РТ (исполком Зеленодольска, минтранс РТ, минфин РТ). Причины, по которым перевозчикам Зеленодольска компенсировали до 12 рублей, могут быть адресованы именно им. Технически и практически система позволяет учитывать разные тарифные ставки и подавать соответствующие данные в минтранс.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.