«КАК ЮРИСТ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ТАКОГО СЫНА?»

Напомним, 22 апреля около театра оперы и балета произошла трагедия. 20-летний Артем Точилкин, находясь за рулем автомобиля BMW в состоянии наркотического опьянения, двигался на высокой скорости по ул. Пушкина в сторону пл. Свободы. Молодой человек не справился с управлением, вылетел на встречную полосу движения, пересек ее и ударил припаркованный у обочины автомобиль Ford Mondeo. От удара обе иномарки вылетели на автобусную остановку, где в ожидании находились зрители театра, только что посмотревшие спектакль. Две женщины получили серьезные травмы, а одна из них, 26-летняя Елена Смолягина, работавшая врачом в городской поликлинике №2, на следующий день скончалась в больнице.

Родственники Смолягиной, погибшей в тот злополучный вечер 22 апреля под колесами BMW Точилкина по понятным причинам пришли сегодня в суд на взводе.

В 2011 году за Точилкиным числились 23 административных правонарушения, в 2012 - 11 нарушений. Все их он совершал во время управления своим автомобилем ВАЗ-2114. Автомобиль BMW, за рулем которого Точилкин был во время ДТП, принадлежал его матери – известному в Казани адвокату Елене Точилкиной.

- Никакого раскаяния у парня нет, хотя он столько аварий совершил! - на повышенных тонах объяснял в суде отец погибшей Владимир Смолягин. – А мать Точилкина на «Пусть говорят» сказала, что ничего страшного не произошло, дескать, он только права получил. Как может человек, имея юридическое образование, так воспитывать своего сына? Это кошмар! Он убил человека и ходит на свободе. Кто ему наркотики дал? Кто ему машину доверил?

Точилкина, мать Артема, которая приобрела известность в Татарстане, будучи защитницей Ирека Муртазина в ходе разбирательства по делу о клевете, инициированного Минтимером Шаймиевым, сегодня появилась в суде вместе с сыном.

Вместе со своим адвокатом Владимиром Кульковым они отчужденно держались в стороне. Точилкина то и дело шептала что-то сыну, тот был сосредоточен.

До начала процесса сестра погибшей Марина Смолягина пыталась успокоить отца, а водитель Ford, с которым столкнулся Точилкин, вылетев на встречку, рассказывал, что, если бы в его машине не раскрылись подушки безопасности, его бы тоже не было в живых.

Вслед за Точилкиными в суд приехала Анна Фурштатова - вдова водителя, погибшего в другом резонансном ДТП: Игорь Фурштатов погиб 3 июля во время столкновения с Porshe, за рулем которого находился предприниматель Сергей Руснак. Дело по факту ДТП уже передали на этой неделе в Вахитовский районный суд.

- Мы вместе с самого начала, и я сегодня пришла поддержать Марину, которая нашла мой телефон и позвонила после того, как в моей жизни произошла эта трагедия, давала мне советы, мы вместе проводили пикет и договорились, что будем поддерживать друг друга и в суде, - рассказала Фурштатова. - Я не знаю, насколько надо быть слепым, чтобы не увидеть здесь состава преступления. И если дать им условные сроки, то они будут чувствовать себя безнаказанными. Это ведь цена человеческой жизни, сегодня фактически будут оценивать жизнь человека. И если дадут условное, то я точно разочаруюсь в нашей судебной системе.

460.jpg
Адвокат Смолягиной – Лев Пастернак

«ВЫ ЧТО СЧИТАЕТЕ, ЧТО Я ЕМУ 7 ЛЕТ ДАМ?»

В первые же минуты судебного заседания потерпевшая Смолягина заявила отвод судье Лилии Галимовой. Выяснилось, что причиной стал скандал, произошедший на предварительном слушании. По словам Смолягиной, ее вовремя не известили о начале судебного разбирательства. О том, что участники процесса уже собрались в зале суда, потерпевшая узнала, когда ей позвонила секретарь суда, чтобы выяснить, почему не явилась сама сестра погибшей. Девушка рассказала, как она бегом кинулась в суд, ничего толком не объяснив коллегам по работе.

В итоге предварительное слушание состоялось, но потерпевшая в итоге оказалась без защитника. Можно представить, как тяжело было Смолягиной, не имеющей юридического образования вникать в тонкости уголовно-процессуального производства, когда судья Галимова начала объяснять ей разницу между рассмотрением дела в особом и общем порядке. Но девушка, созвонившись с адвокатом, получила четкую инструкцию – на особый порядок не соглашаться. То, что произошло потом фактически, по словам Смолягиной, и стало причиной отвода.

- Я сказала, что мы будем настаивать на максимальном наказании. На это мне судья Галимова ответила так: «Вы что, считаете, что я ему 7 лет дам?» - заявила потерпевшая и добавила, что судья не имела права до вынесения приговора высказывать подобные оценки, а эта реплика служит свидетельством заинтересованности судьи в исходе дела.

460-2.jpg
Сестра погибшей Елены Смолягиной Марина

ЗАПОЗДАЛЫЕ ПОВЕСТКИ

Судья отправилась в совещательную комнату, чтобы решить – брать ей отвод или нет. Тем временем в коридоре Точилкин уткнулся в игру на телефоне, а Смолягина демонстрировала повестку в суд. Действительно, повестка извещала, что предварительное слушание назначено на 18 октября, но согласно почтовому штампу, в отделение «Почта России» по месту жительства Смолягиной письмо с повесткой пришло лишь 19 октября. Как могла узнать потерпевшая о заседании – так и не понятно.

- Если бы кто-то вел запись, то пускай прилагают как доказательство, - рассуждал тем временем заместитель прокурора Вахитовского района Казани, советник юстиции Степан Спиридонов, который вместе с участниками вышел в коридор и вступил в полемику по поводу заявления потерпевшей о предвзятом отношении судьи. - Если вы наперед знаете, какое суд вынесет решение, то какой смысл вообще его проводить?

460-3.jpg
Владимир Кульков – адвокат Точилкина

Полчаса потребовалось судье на то, чтобы отказать Смолягиной в отводе. Затем девушка подала ходатайство с просьбой допустить к участию в процессе в качестве своего представителя адвоката Льва Пастернака. Он был допущен, и девушку попросили зачитать вслух другое ходатайство, в котором она просит признать гражданскими истцами своих родителей – каждый из них требует компенсации морального вреда в размере 2 млн. рублей.

Зачитывая текст ходатайства, Смолягина не смогла сдержать слез, и в какой-то момент, когда девушка стала описывать подробности произошедшего, ее голос сорвался, у потерпевшей началась истерика. Фурштатова, сидевшая рядом, с искренним сочуствием наблюдала за происходящим, представитель ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин протянул Смолягиной платок, Точилкин сидел в оцепенении, боясь пошевелиться. Судья, взглянув на девушку, заявила, что заседание продолжится, когда та «придет в чувство».

Во время перерыва Спиридонов по каким-то причинам вновь стал говорить о разнице между особым и общим порядком и предупредил, что в общем порядке суд будет заслушивать каждого свидетеля и события того дня, когда произошла трагедия, придется прокручивать снова и снова, предупреждая, что это будет тяжелым бременем. Но Смолягина была непоколебима – особый порядок ее не устраивал.

РУСНАК ПОПАЛ В РУКИ СУДЬИ «СПИСКА МАГНИТСКОГО»

Через полчаса девушка, успокоившись, со второго раза смогла прочитать текст ходатайства, которое судья удовлетворила, признав родителей погибшей девушки гражданскими истцами. Смолягину, как признанному гражданскому истцу, предоставили слово. И он… снова дал отвод судье, заявив, что его возмутила ситуация с повесткой в суд.

На этот раз судье понадобилось полтора часа, чтобы вновь решить – брать ей самоотвод или нет. В итоге, судья Галимова отказала гражданскому истцу в своем отводе и назначила допрос свидетелей на завтра.

К слову, сегодня стало известно имя судьи, который будет разбирать дело о ДТП с участием спорткара. Выяснилось, что судьбу бизнесмена Руснака доверили решить судье Руфине Газизовой, включенной в «Список Магнитского» (список, который запрещает почти 60 российским чиновникам, судьям и следователям въезд в США, а на их активы за рубежом накладывает арест), который конгресс США планирует рассмотреть уже в эту пятницу. Судебное разбирательство начнется не раньше декабря.

Рис. Анастасии Бронниковой