ПЛЮС 5% С ОБОРОТА

С 1 декабря ряд компаний-перевозчиков Набережных Челнов намерены прекратить обслуживание льготников на городских маршрутах. Об этом они сообщают в письмах, направленных в республиканское министерство транспорта и исполком Набережных Челнов.

Под решением о прекращении перевозок подписались 20 компаний, входящих в некоммерческие партнерства «Союз камских перевозчиков» и «Ассоциация перевозчиков Закамья». Они обслуживают одни из самых популярных маршрутов в городе и, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Дамир Гарафов - президент НП «Союз камских перевозчиков», это большая часть перевозчиков Челнов.

Как утверждает Гарафов, на этот шаг транспортники вынуждены пойти по той причине, что не получают с сентября компенсаций от республиканского минтранса за перевозку льготной категории граждан. На предложение корреспондента «БИЗНЕС Online» назвать сумму, о которой идет речь, Гарафов ответил, что в среднем каждая компания претендует на компенсацию в 400 - 600 тыс. рублей в месяц.

Напомним, что конфликт челнинских транспортников с властями тянется с апреля этого года, когда те же 20 компаний обращались к президенту РТ и премьер-министру РТ с жалобами на внедрение системы социальных транспортных карт, утверждая, что их обязывают закупить за свой счет оборудование. Программное обеспечение для каждого предприятия обойдется в полмиллиона рублей, каждый валидатор (электронное устройство для отображения и/или проверки информации транспортных картприм. ред.) - в 15 тыс. рублей. Плюс за обслуживание этой техники необходимо отчислять 5% с оборота.

Отметим, что агентством по госзакупкам РТ летом этого года был проведен отбор оператора автоматизированной системы оплаты проезда во всех видах городского общественного транспорта Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска и Зеленодольска. Оператором проекта «Транспортная карта Республики Татарстан» стало ОАО «Социальная карта», которое взяло на себя обязательства по работе, поддержке и развитию системы.

Если государство гарантирует право на бесплатный проезд льготникам, то почему исполнять эти гарантии и нести расходы должны частные компании, спрашивают в своих письмах транспортники. «Транспортные компании – это обычные коммерческие организации, наша цель – извлечение дохода. А нам говорят: «Давайте закупайте, а потом будете «отстегивать»! Мало того, что это оборудование морально устарело, так еще и стоит баснословно дорого!» - выразил возмущение в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Гарафов.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гарафов, несколько автотранспортных предприятий все же купили у ОАО «Социальная карта» программное обеспечение и оборудование для транзакций за свой счет: это ООО «Электротранспорт», ИП Хафизова и ИП Бурганов.

«ЭТО НЕ ВЫКРУЧИВАНИЕ РУК – ЭТО КРИК О ПОМОЩИ!»

На вопрос о том, не опасаются ли транспортники, что вслед за этим демаршем они могут лишиться маршрутов, Гарафов заметил, что у города нет своего муниципального транспорта (ОАО «ПАТП» прошло процедуру банкротства в 2008 году), а планируемая поставка 150 больших автобусов на газовом топливе тоже, скорее всего, будет распределена среди коммерческих перевозчиков. На создание муниципального транспортного предприятия в бюджете города средства не заложены.

Вместе с тем, транспортники просят не считать свое решение выкручиванием рук челнинскому муниципалитету. Они утверждают, что отказ от бесплатной перевозки льготников, - это вынужденная мера.

530-1.jpg

«Мы пытались решить эту проблему в течение нескольких месяцев. Писали письма в муниципалитет Челнов, в минтранс РТ, президенту Татарстана, даже в администрацию президента России. Но наши письма игнорируются, из администрации президента России пришла отписка, что наше коллективное письмо направлено по подведомственности на рассмотрение исполкома Набережных Челнов, что противоречит действующему законодательству. И только на наш повторный запрос о недопустимости такого нарушения, запрос был направлен на рассмотрение прокуратуры Татарстана. Но там молчат...», - заявил Гарафов.

На вопрос о том, каким образом эта проблема решается в других городах, Гарафов заявил, что проблема решена только в Казани, но и там на это было сделано за счет частичного финансирования из городского бюджета. А нижнекамские перевозчики, хоть и купили современное оборудование за свой счет, но так и не смогли интегрировать его в систему, применяемую «Социальной картой», которая требует за это с них 1 млн. рублей.

530.jpg

КУДА УШЛИ ДЕНЬГИ, КОТОРЫМИ ЛЮДИ ПОПОЛНЯЛИ СВОИ ПРОЕЗДНЫЕ?

Нежелание обзаводиться валидаторами челнинские транспортники обосновывают еще одним аргументом. «Согласно 210 федеральному закону – говорит Гарафов, – с 1 января 2013 по 31 декабря 2013 года каждому гражданину Российской Федерации должна быть выдана универсальная электронная карта, которой он сможет оплачивать различные услуги, в том числе транспортные».

«Для чего нам сейчас закупать оборудование у «Социальной карты», чтобы потом нас обязали купить еще одно? С нас требуют обновление автопарка, из-за этого мы лезем в кредиты, кроме этого с нас требуют установку системы ГЛОНАСС, который должна начать действовать с января 2013 года, с нас требуют установку тахографов, страховку… Мы и так живем в кредитах, а с нас еще требуют нести новые расходы!» – возмущается президент некоммерческого партнерства.

УЛЬТИМАТУМ ПОЗВОЛИТ РАСТОРГНУТЬ ДОГОВОР

Получить комментарий от представителей исполкома города газете «БИЗНЕС Online» на момент публикации не удалось.

«Однако до настоящего времени часть перевозчиков Набережных Челнов не оснащены необходимым оборудованием, что вызывает нарекания жителей города, и поэтому не позволяет производить расчеты компенсации», - заявил Айзатуллин. Однако свою позицию выразил минтранс Татарстана. Марат Айзатуллин - заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ - в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что руководителей транспортных предприятий неоднократно информировали о механизме начисления компенсации согласно постановлению кабмина РТ.

По его словам, перевозчики Казани, Зеленодольского, Альметьевского и Нижнекамского районов приобрели необходимое оборудование за счет собственных средств.

«Ультиматум, выдвигаемый перевозчиками Набережных Челнов, является нарушением законодательства, что позволит заказчику перевозок на территории муниципального образования расторгнуть с ними договорные отношения», - заявил Айзатуллин.

ВСЕ ВИДНО

Интересно, что казанские перевозчики критически относятся к инициативе челнинских коллег. Наиль Садриев - директор МУП ПАТП-4 высказал газете «БИЗНЕС Online» следующее мнение: «В Казани перевозчики прошли это пять лет назад. Мы говорили, что перевозим определенное количество льготников, правительство нас не понимало и говорило: «Докажите». А как доказать? Перевозчики за свой счет приобрели валидаторы и начали внедрять транспортные карты. В итоге сейчас четко видно – до одного пассажира – сколько перевезено льготников на каждом маршруте, на каждой машине. По крайней мере, мы разговариваем на понятном языке с правительством, с минфином - они видят, сколько мы перевезли, сколько надо компенсировать. Получается, что в Челнах перевозчики, не желая покупать валидаторы, не хотят вкладываться в свой бизнес. Думаю, администрации города с самого начала нужно было эту ситуацию держать под контролем».

О плюсах и минусах новой системы газете «БИЗНЕС Online» рассказал Дмитрий Грузков - руководитель проекта «Гринбус» (Зеленодольск). «Мы установили в своих автобусах систему транспортной карты, пошли на все расходы просто для того, чтобы получить прозрачность учета, - говорит Грузков. - В принципе те данные, которые мы подавали до приобретения оборудования, и те, что были получены после, оказались практически одинаковыми. Но сейчас никто не может сказать, что мы завышаем пассажиропоток».

Главный недостаток этой системы - она не работает, если используется несколько тарифов. В Зеленодольске, к примеру, действует два тарифа - 12 и 15 рублей, но компенсируется только по 12-рублевому тарифу. А есть еще пригородные перевозки на Казань, Васильево, Уразлу, другие маршруты… И вот здесь у нас получается большая сумма выпадающих доходов: если тариф на Казань, допустим, 50 рублей, а компенсируется за перевозку льготника всего 12, - это просто несправедливо! И в первую очередь по отношению к самому человеку, имеющему право на льготы. Не должно быть в этом деле полумер. Вы представляете ведь, что чувствуют водители и кондукторы, зная, что в салон входит льготник, который не приносит плановых денег? Если он не говорит человеку, что он невольный, но халявщик, то думать не запретишь».

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.