ОТ МИЛЛИАРДНЫХ УБЫТКОВ К КОНТРАКТАМ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Правительство РФ постановило выделить из бюджета 8,85 млрд. рублей на проектирование и строительство трех самолетов Ту-214СР. Машины должны быть сданы в 2015 году. Они предназначены для обслуживающего Кремль специального летного отряда «Россия» управления делами президента РФ (УДП). 787,6 млн. рублей будут выделены в 2012 году, 1,77 млрд. – в 2013-м, 1,9 млрд. - в 2014-м и 4,3 млрд. рублей - в 2015 году.

Впервые о том, что управделами намерено заказать ОАО «КАПО» еще три самолета-ретранслятора, стало известно в январе этого года. Весной на завод приезжали представители УДП. Было объявлено, что контракт подпишут 14 августа на традиционной казанской авиакосмической выставке. Но в итоге этот пункт без всяких объяснений выпал из повестки дня форума, что оставило весьма неприятный осадок, ведь на этот контракт возлагаются особые надежды. Почему?

Более чем миллиардные убытки преследуют КАПО четвертый год подряд. Но вот в 2014-м предприятие должно выйти на безубыточность. Чудо? Отнюдь нет. Этому должны способствовать новые контракты с положительной рентабельностью.

«ПРИВЕТ» ПРЕЖНЕМУ РУКОВОДСТВУ КАПО

Руководство КАПО уклонилось от комментариев нашему изданию, но выводы можно сделать из его прежних высказываний. Так, в апреле генеральный директор КАПО Васил Каюмов рассказывал газете «БИЗНЕС Online»: «Из чего образуются наши убытки? Мы реализуем самолеты, контракты на которые были заключены еще в 2004 - 2007 годах. Тогда еще, видимо, почти не понимали, во что обойдется их производство в наших условиях, со всеми падающими на эти несколько бортов накладными расходами».

Безимени-1.jpg
В 2002 году, встречаясь с премьером Михаилом Касьяновым, Минтимер Шаймиев подчеркивал, что в стране есть структуры, не заинтересованные в развитии отечественного авиастрения и лоббирующие закупки
зарубежных самолетов

Слова Каюмова можно проиллюстрировать цифрами. В 2011 году предприятие получило рост чистого убытка на 34% - с 1,3 млрд. рублей в 2010 году до 1,75 млрд. рублей в 2011-м.

111.jpg

За крайние три года задолженность КАПО по кредитам выросла в 9 раз. В 2012-м убыток от продаж ожидается в размере 1 млрд. 402 млн. рублей.

А вот - причины, как их объясняют на КАПО. Во-первых, это рост цен на материалы, комплектующие, двигатели, энергоресурсы и услуги при фиксированных ценах на продажу самолетов по контрактам. Во-вторых, недостаточное количество заказов на Ту-214, ремонт и модернизацию ракетоносцев, несвоевременное получение технической документации на самолеты, большие объемы доработок в процессе производства, дефицит высококвалифицированных специалистов.

222.jpg

А САМОЛЕТЫ ВСЕ ДОРОЖЕ…

Пока будут идти старые проекты, убытки неизбежны, говорит Каюмов: «Но 2014 год будет безубыточным, потому что уйдут эти старые контракты, а нынешние мы заключаем на совсем новой основе… То есть убытки, которые сегодня у завода имеются, были заложены еще в те годы. Больше мы по этому пути идти не хотим». Отметим, что имеется и противоположная точка зрения. Возглавлявший КАПО до Каюмова Наиль Хайруллин уверен, что нынешнее печальное состояние КАПО - результат вхождения (ноябрь 2009 года) в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». И существует предприятие только благодаря договорам, заключенным еще в период самостоятельности, считает Хайруллин.

Основываясь на открытых источниках, можно предположить, что под «старыми контрактами» Каюмов имеет в виду 6 бортов, которые должны быть сданы в 2012 - 2014 годах:

- Ту-214СУС (самолет-узел связи) – УДП;
- Ту-214-салон – УДП;
- два Ту-214ОН («Открытое небо») – минобороны;
- два Ту-214Р (разведчик) – министерства обороны РФ.

Что касается контрактов «на новой основе», то пока известно только об одном - с ФСБ, которой до декабря 2013 года должен быть сдан Ту-214 (предположительно это узел связи). На «новое мышление» может указывать и цена контракта – 2,7 млрд. рублей. До нынешнего заказа УДП машина для ФСБ получалась самым дорогим (по озвученным цифрам) спецбортом КАПО. Для сравнения: стоимость уже сданных УДП шести бортов:

- два Ту-214СР (2009 год) - 2,356 млрд. рублей (хотя, по некоторым данным, УДП компенсировало КАПО издержки – примерно 1,5 млрд.);
- два Ту-214ПУ (пункт управления; 2010 - 2011) - 4,485 млрд.;
- два Ту-214СУС (2011-2012) - 5,288 млрд.

А новые борта выходят почти по 3 млрд. рублей. Но при этом понятно, что только лишь увеличения стоимости заказа для КАПО явно недостаточно.

АН-70 В КАЗАНИ? ЭТОТ КАК ПОВЕЗЕТ

О других обнадеживающих факторах.

Первый. В 2012 году на техперевооружение КАПО должны были направить 1 млрд. 269 млн. рублей, а на модернизацию инфраструктуры (отопление и т.д.) - 2 млрд. 187 миллионов. Программа инвестиций на 2013 год - 1 млрд. 982 млн., на 2014-й - 3 млрд. 662 млн. рублей.

Второй. 4 октября на совещании в Ульяновске, где обсуждался вопрос формирования консолидированного госзаказа (для минобороны, МЧС, МВД, ФСБ) на отечественные воздушные суда (Ту-204СМ, Ту-214, Ан-148, Sukhoi SuperJet), президент РФ Владимир Путин заявил, что такой заказ - «путевка в будущее» для авиазаводов, без него они не смогут развернуть серийное производство самолетов. Глава РФ надеется, что «громадные средства», направляемые на это перевооружение, принесут «кумулятивный системный эффект».

Вместе с тем остается открытым вопрос о производстве на базе КАПО российско-украинского транспортника Ан-70, с которым предприятие связывает большие надежды. Никаких государственного уровня документов по этому поводу до сих пор не подписано. А ведь прошло уже пять месяцев с момента объявления Казани местом сборки «Ана». Беспокойства добавляет и смена руководства минобороны – опальный Анатолий Сердюков, судя по его заявлениям, был сторонником этого неоднозначного проекта.

Генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» (проектирует завод для Ан-70) Борис Тихомиров сообщил газете «БИЗНЕС Online», что никаких постановлений о том, что Ан-70 будет производиться в Казани, до сих пор нет. Не решено, кто будет заниматься переводом документации на транспортник в «цифру». Проекты новых цехов пока не готовы, уточнил Тихомирнов: «Мы пока определились с габаритами, сделали «геологию», определяемся с «металлом». По его словам, поверить в то, что Ан-70 будет производиться в Казани, можно только после появления соответствующего постановления правительства РФ. «И сейчас такой момент – как повезет», - заключил Тихомирнов.