СОН ДЕВОЧКИ МАТРОНЫ

Как гласит предание, явить миру чудотворный образ было доверено маленькой девочке Матроне – дочке стрельца Онучина. Июль 1579 года, Казань только-только начала приходить в себя после сильного пожара. Душным днем, задремав, девочка видит сон, в котором к ней приходит Богородица, и указывает ей место, где спрятана икона. Она предупреждает девочку, что если та не расскажет содержание сна, то икона будет явлена в другом месте, а Матрона до конца дней своих будет болеть.

Девочке не верят, списывая все на детские фантазии, потом все-таки решаются пойти на указанное ею место и там под слоем золы, завернутую в обгоревшую одежду, находят икону Богоматери, поражающую глаз сиянием красок. Словно и не лежала икона под слоем пепла!

Почему местом явления иконы была выбрана Казань, тайна сия велика есть, но, похоже, что Божьим промыслом нашему городу была уготовлена какая-то особая миссия. Икона же с первых часов своего появления в Казани начала творить чудеса. И вот что любопытно: до появления образа в Казани подобных икон на Руси не было, Казанская отличается от всех образов, написанных в честь Богородицы.

Стоит вспомнить и о том, что 70-е годы XVI века были сложными в Казани. Это был период, когда мусульманское население практически насильственно христианизировалось, на это была направлена государственная политика Ивана Грозного. Но случилось парадоксальное - неожиданно часть православных начала принимать ислам. И явление в граде Казани чудотворной иконы многими было воспринято как покровительство и указание православным на истинность их веры.

Что до Матроны, то вся ее жизнь в дальнейшем была связана с иконой – девочка выбрала путь монашества и стала настоятельницей открытого монастыря, приняв монашеское имя Мавры. Приказ о создании в Казани женской монашеской обители подписал Иван Грозный.

МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ, ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ

Судьба еще одного человека оказалась напрямую вязанной с иконой – это был первый митрополит Казанский и Свияжский, патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Он и стал первым летописцем иконы, оставив для потомков бесценные свидетельства. Возможно, благодаря Гермогену, весть о чудотворной иконе обошла всю страну.

Довел он ее и до Ивана Грозного, отправив в Москву список с образа. С оригиналом казанцы так и не расстались вплоть до трагических событий 1904 года.

Гермоген был ярым проповедником православия, миссионером, он страстно выступал против католицизма и униатства. Церковная его карьера была успешной – в 1606 году он стал патриархом и чуть позже возглавил борьбу церкви против польских интервентов. За это патриарх и поплатился – он был заключен в Чудов монастырь. Здесь патриарх Гермоген, которому тогда было 82 года, умер с голоду в своей келье. Его мощи были перенесены позже в Успенский собор московского кремля, но канонизирован святой был только в 1913 году, в год трехсотлетия дома Романовых. Трудно понять, с чем была связана его поздняя канонизация.

А Казанская икона Божьей матери в трагическое смутное время помогла народу России выстоять. Из Казани в Москву был отправлен ее точнейший список, наверняка, эта идея принадлежала патриарху Гермогену, который, хотя и находился в заточении, душой был с ополченцами.

Список был доставлен в Первопрестольную, и русские войска под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского молились перед чудотворным списком с образа, умоляя даровать стране и ее народу победу над интервентами, которые разграбляли Россию.

«Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божьей Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль.

В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках», - читаем мы в книге «О православных святых и праздниках».

С этого времени в Казани и Москве чтили икону, в году было определено два дня для ее прославления – день обретения 21 (8) июля и 4 ноября, соответственно 22 октября по старому стилю, день победы над поляками, – новый этап в истории страны, когда она задумалась о единении, понимая, что в этом сила.

В 1649 году, когда у царя Алексея Михайловича родился долгожданный сын (царь так же горячо молился о послании ему наследника перед этой иконой), в ознаменование этого события самодержец приказал: образ из местночтимого должен почитаться всей Россией. И не просто почитаться, образ был избран покровительствующим дому Романовых, то есть, по сути, хранителем государственности в стране.

МЫ ЛОМИМ, ГНУТСЯ ШВЕДЫ! И ФРАНЦУЗЫ

Еще один этап русской истории, когда икона, перед которой молилось воинство и первый русский император Петр Алексеевич, сын того самого царя Алексея Михайловича, прозванного «тишайшим», бывшего одним из первых почитателей иконы на государственном уровне, принесла помощь и спасение. Речь идет о Полтавской битве в 1709 году.

У Петра Первого был список с иконы из села Каплуновки. Заступничество Казанской иконы Богородицы, как полагают верующие, помогло переломить ход Северной войны, проиграв битву под Полтавой, шведский король Карл ХII бежал в Османскую империю, а Швеция перестала быть самым грозным в смысле военных сил государством Европы. Позиции России неизмеримо укрепились.

Через некоторое время Петр Первый перенес Казанскую икону Богородицы из Москвы в Петербург, где в дальнейшем был воздвигнут величественный Казанский собор – один из главных храмов северной столицы. Кстати, через сто с лишним лет это событие с благодарностью вспомнили жители города, но об этом чуть позже.

Второе сражение, перед которым так же возносились молитвы Богородице, ее образу, обретенному в Казани, произошло во время войны с Наполеоном. Тогда, отступая из Москвы, войска неприятеля потеряли около 7 тыс. человек. Сражение проходило как раз 22 октября, в день почитания иконы по старому стилю.

Накануне войска генерала Милорадовича и атамана Платова молились перед иконой, а утром неожиданно ударил мороз, повалил снег, что посеяло панику в войсках Наполеона и принесла победу русскому воинству. И, по сути, выиграв эту войну, Россия спасла всю Европу от экспансии французов.

ВРАГ НЕ ВОЙДЕТ В ГОРОД

В Великую Отечественную войну о Казанской иконе Богородицы вспоминали не раз. До сих пор, если не учитывать вмешательство Заступницы Усердной, трудно понять, как выстоял осажденный Ленинград, почему не вошли немцы в Москву, как выдержал Сталинград.

Один из архиепископов православной церкви, архиепископ Ливанских гор (Антиохийский патриархат) Илия, горячо переживал за Россию, на которую напал враг. Как можно узнать из сборника «Россия перед вторым пришествием», владыка затворился, не ел, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божьей Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.

Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.

Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России», - сказала Богородица.

И есть свидетельства того, что Казанскую икону действительно крестным ходом обносили вокруг осажденного Ленинграда, перед этим Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия и имел с ними длительную беседу. Тут и вспомнились слова одного из русских святых, сказанные Петру Первому, что в город апостола Петра, пока в нем находится Казанская икона, враг не войдет.

Самолет с чудотворным списком по прямому указанию Иосифа Сталина облетал Москву, и то, что в нее не вошли немцы, можно считать настоящим чудом, ведь город уже готовили к сдаче и казалось, что его захват фашистскими войсками неминуем. Но неожиданно немцы начали отступление.

Перед чудотворным образом молились в Сталинграде – немцы так и не смогли перебраться на правый берег реки, сколько они не старались, а защитники Сталинграда так чудом и выстояли на крошечном пятачке.

Коммунисты, забыв про свою идеологию, обратились за помощью к церкви. Что тут сыграло роль – бывший семинарист Иосиф Джугашвили все-таки сохранил в душе крупицы веры, или положение было столь безвыходным, что главному коммунисту страны только и оставалась, что прибегнуть к помощи высших сил, - сейчас сказать уже трудно. Но в гонениях на церковь наступила временная передышка, часть храмов была открыта для верующих.

ВАТИКАНСКИЙ СПИСОК

Икона была трагически утрачена в Казани в 1904 году – ее похитил злоумышленник, некто Чайкин с сообщниками, позарившись на драгоценный оклад. С большой долей вероятности можно сказать, что сам образ святотатцами был уничтожен. О том, что произошло через несколько лет в России, лишенной покровительства Казанской чудотворной иконы, что произошло с домом Романовых, говорить, очевидно, не стоит. Все мы хорошо об этом знаем.

Но в 2005 году, за месяц с небольшим до торжеств, связанных с 1000-летием Казани, в наш город был привезен дарованный понтификом чудотворный список Казанской иконы Богоматери. Его поместили в Крестовоздвиженском соборе, буквально в нескольких метрах от того места, где когда-то девочка Матрона нашла в золе самый почитаемый русской православной церковью образ. Через несколько месяцев здесь был открыт Богородицкий монастырь, только на этот раз мужской.

Территория монастыря, где в советское время находилась табачная фабрика, представляла собой зрелище удручающее. Но - что невозможно человекам, то возможно Богу - и братия в монастыре собралась, и территорию привели в достойный вид. А к иконе ежедневно устремляются паломники, несущие сюда свою боль и уходящие с помощью и утешением. На доске объявлений на лестнице собора можно видеть такую просьбу: о всех чудесах и божественной помощи иконы просьба сообщать по такому-то адресу. Братия монастыря пишет новую летопись чудотворной иконы и, возможно, в наше «новое смутное время» мы вновь получим ее помощь по вере нашей.