- Марина, скажите, а разве можно по внешнему виду предпринимателя определить, будет ли он надежным партнером по бизнесу?

- Знаете, образ человека определяется мгновенно: вы только вошли, дверь за собой закрыть не успели, «здравствуйте» не сказали, а ваша «визуальная картинка» уже считана… Имидж очень многое может рассказать о человеке.

- Например?

- Все, что человек надевает, - это результат его выбора. И если предприниматель одет небрежно, то подсознательно партнеры оценивают его как человека, с которым не стоит вести дела. Потому что своим внешним видом он отнюдь не позиционирует свои деловые качества: надежность и собранность. Выдает «негатив» несогласованность в образе, смешанные сигналы. Помните фразу из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Карп, ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач...» Шарапов чуть операцию не провалил из-за этой реплики подруги Горбатого!

Вообще, на Западе люди начинают учиться тому, как следует одеваться, с самого детства. А у нас в стране, к сожалению, история делового костюма прервалась с 1917 года, с октябрьской революции. Конечно же, все понимают, что такое элементарный деловой костюм - сорочка, брюки, пиджак, галстук… Но вот как соединить все это воедино, как сделать ансамблем, что в какое время следует носить - для этого требуются знания.

- Вы хотите сказать, что наши российские предприниматели продолжают одеваться так, как одевались, ну скажем, чиновники, партийные функционеры в СССР? Костюм, скромный галстук, ботинки потемнее - и уже все в порядке?

- Обычно так и есть. О чем тут говорить, если еще в начале 2000-х в России мало кто вообще знал, что такое dress code (DC) - «одежный код». Те же бизнесмены получали пригласительный на какое-нибудь важное мероприятие и с удивлением смотрели на непонятную аббревиатуру - скажем, DC:Bb. Гадали: это еще что за штука такая? А расшифровывается это как «код одежды - Business best». Ну а что это значит, вообще никто не знал. Впрочем, о дресс-кодах информация будет в сопроводительных материалах на семинаре «Имидж как инвестиции». Очень много нюансов, о которых мы будем рассказывать.

- Но, Марина, к чему все эти тонкости? Есть раскованные, демократичные люди, которые терпеть не могут условности. Разве недостаточно, если человек одет красиво и модно?

- А если - слишком модно?

- То есть как?!

- Слишком модный или чересчур правильный образ - тоже нехорошо, о таком человеке создается впечатление, что он больше о своем внешнем виде заботится, чем о деле. Настоящий деловой костюм не может быть ультрамодным, он, собственно, для того и служит, чтобы показать, насколько вы надежны и успешны как возможный партнер. Скажем, однобортный пиджак на двух пуговицах показывает мобильность бизнесмена, его скорость реакции, динамичность. Двубортный пиджак говорит о способности удержать достижения, о разумном распределении средств или вложений, надежности и стойкости… Но и здесь есть тонкости, есть случаи, когда нельзя надевать двубортный костюм ни в коем случае. Участники практического занятия на семинаре узнают, попадают ли они в эту категорию…

Я совершенно уверена, что чиновники высокого уровня, политики, банкиры, бизнесмены не должны пренебрегать своим имиджем, в том числе одеждой. Не раз бывали случаи, когда те же российские политики и бизнесмены допускали досадные ошибки. И это, увы, тут же замечали и не без удовольствия распространяли информагентства.

"НИКТО УЖЕ НЕ ХОЧЕТ СМОТРЕТЬСЯ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ"

- Интересно, а насколько внимательно российские предприниматели относятся к формированию своего имиджа? Так сказать, перевоспитались они с советских времен или все-таки нет?

- Мы живем в очень быстро меняющемся мире, и сейчас ситуация с внешним видом у бизнесменов стала значительно лучше, чем, скажем, даже пять лет назад. Путешествия, ведение дел с иностранными партнерами, доступность информации да и просто наличие нормальных товаров на рынке сделали свое дело. Никто уже не хочет смотреться белой вороной в международном сообществе. Но, конечно, всегда найдутся люди, которые не будут уделять должного внимания своей внешности. Эйнштейн, скажем, мог выйти из дома вообще в одном ботинке…

- Ну Эйнштейн - гений, гениям все дозволено… А в целом отличается отношение к своему имиджу российских (в нашем случае - татарстанских) предпринимателей и зарубежных?

- Да, отличается. Мы только в самом начале пути. Долгое время у нас не было тех возможностей, которые есть сейчас. Российские бизнесмены - это бизнесмены в первом поколении ну или во втором. Есть такое понятие «старые» и «новые» деньги. «Новые» деньги кричат, есть желание продемонстрировать, сколько ты заработал. И поэтому самые дорогие машины, часы, яркая брендированная одежда… «Старые» деньги подают более изящные и тихие сигналы. Это значит, что их имидж более личный и продуманный.

- Вы можете сказать, в каких странах бизнесмены особенно внимательны к своему внешнему облику? Может, есть такие страны, где его игнорируют совсем?

- Но мы живем в цивилизованном государстве, игнорируют ли где-то внешний облик - это нам мало пользы принесет. Большое внимание внешности уделяют бизнесмены Италии, Франции, Британии. Старый свет известен своими традициями, но каждая страна имеет свой колорит. Итальянцы всегда более роскошны и сексуальны даже в деловых костюмах, французы добавят модный штрих, британцы будут сочетать консервативный, сдержанный образ с юмором и оригинальными, не всегда заметными с первого взгляда фишками. Главное - найти свой образ, привести его в соответствие с международными требованиями, знать правила, закономерности… Этому поможет семинар.

"ДЕЛО НЕ В ТОМ, В СМОКИНГЕ ВЫ ИЛИ В РЕЗИНОВЫХ САПОГАХ, А В ТОМ, УМЕСТНО ЛИ ВЫ ОДЕТЫ"

- В Татарстане работают не только крупные бизнесмены, но и десятки тысяч малых и средних предпринимателей, фермеров, многим из которых совсем не до имиджа. Резиновые сапоги, рабочие брюки, простая куртка - вот их обыденная одежда. Да на ту же ферму и не пойдешь в смокинге. И зачем этим предпринимателям беспокоиться о своем имидже?

- А об имидже можно и не беспокоиться. Он есть всегда, когда на вас смотрит хотя бы один человек. Другое дело - эффективен он, этот имидж, или нет? Приводит к нужным результатам или мешает? Говорит о вас именно то, что вы хотели рассказать? Задумывались ли вы, насколько информативной бывает одежда? Дело не в том, в смокинге вы или в резиновых сапогах, а в том, уместно ли вы одеты.

- Известно, что один из самых молодых миллиардеров мира - 28-летний американец Марк Цукерберг, принципиально ходит в шлепанцах на босу ногу. И вообще, мужской журнал GQ назвал его самым безвкусно одетым жителем Кремниевой долины. Но ведь это не мешает Марку зарабатывать бешеные деньги! Как же быть с эффективным имиджем в данном случае?

- Имидж Марка Цукерберга отражает его взгляды на жизнь, как и имидж Стива Джобса, который не менял свой образ больше 10 лет. Черная водолазка и джинсы Levi's 501. Это не просто одежда - это философия жизни. Бунтаря, криэйтера, буддиста. И это не про деньги, затраченные на покупку одежды, это про деньги, которые к ним приходят и с помощью этих имиджей тоже.

И между прочим, свой имидж Цукерберг очень тщательно планирует. Наверное, немногие знают, что, вступив в студенческий клуб, где можно заводить знакомства в своей профессиональной среде, Марк принял чужие правила игры. Он снимал свои футболки и шлепанцы и надевал рубашку и галстук!

Кстати, Марк никогда не пользовался популярностью у женщин, а эффективный имидж привлекает не только деньги, но и гармонию в личной жизни. На эту тему я тоже дам некоторые рекомендации на семинаре.

ВЛОЖЕНИЯ ОТ 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В КОСТЮМ МОГУТ ПРИНЕСТИ ВАМ МИЛЛИОНЫ

- В Казани планируется провести съезд предпринимателей. Вы можете дать несколько советов: как лучше одеться делегатам съезда?

- Лучше одеться в соответствие с коэффициентом консервативности. В первый день семинара мы будем разбирать вопросы костюмной грамотности. Общие же рекомендации - серая и темно-синяя гамма. Проверить посадку костюма по фигуре, он не должен нигде сборить. Хороший крой и посадка выдают качество костюма. И конечно, надо избегать блеска ткани на пиджаке и слишком длинных брюк.

- Семинар, который пройдет в Казани, называется «Имидж как инвестиция». Насколько серьезными могут оказаться вот такие необычные инвестиции в свой бизнес? Это как-то вычисляется в рублях, долларах: затраты, скажем, тысяча долларов, а возможный доход - 10 тысяч?..

- В далеком XIX веке будущий миллиардер Рокфеллер начал свой путь к успеху с вложений не в бизнес, а в самого себя: он истратил буквально последние деньги на два важных приобретения: первым приобретением был дорогой деловой костюм, вторым – членская карточка в престижном гольф-клубе. Костюм создавал имидж, карточка давала знакомства и личные связи. Мудрый он был и дальновидный человек, этот Рокфеллер!

Вообще же, создание имиджа - это не просто поход по магазинам. Это процесс, на который влияют многие факторы. И вложения в собственный имидж станут не тратами, а инвестициями, когда у вашего образа появится цель, и он станет осознанным. Когда вы будете покупать вещи не только потому, что они вам нравятся и удобны, но и еще потому, что они соответствуют вашему статусу и социальной роли. Хороший костюм Ermenegildo Zegna стоит от 30 тысяч рублей, а то правильное впечатление, которое вы в нем производите, оценить можно сотнями тысяч и миллионами рублей. Костюм Brioni стоит от 200 тысяч рублей. Костюмы и смокинги Brioni заказывают президенты и влиятельные политики, звезды Голливуда и дети турецких миллиардеров. Если вы вращаетесь именно в этой среде, значит вложения от 200 тысяч рублей в костюм принесут вам миллионы и миллиарды.

На семинаре мы как раз и будем оптимизировать гардероб и приводить его в соответствие с целями, чтобы вложения в себя приносили максимальный доход.

"ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТАТАРСТАНА БЫЛИ ЗНАКОМЫ
С НЮАНСАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДРЕСС-КОДА"

- Пожалуйста, назовите три причины, по которым татарстанским предпринимателям надо непременно посетить семинар «Имидж как инвестиции». Что им дадут такие занятия?

- Казань называют третьей столицей России. В вашем городе постоянно проходят события международного масштаба. Сейчас планируется съезд предпринимателей. Меньше года осталось до Всемирной летней Универсиады. И очень хочется, чтобы татарстанские предприниматели были знакомы со всеми нюансами международного дресс-кода. Это во-первых.

Во-вторых, по опросу 70 процентов казанцев поручают формирование своего имиджа близким и консультантам в магазинах. Не хочу никого обидеть, но технике ведения переговоров и бизнеса обучаются много, а искусству производить верное впечатление – практически единицы. Получается, что исход сделки зачастую зависит от консультанта. Цель семинара - дать ориентир, как осознанно формировать свой имидж, взглянуть на себя по-новому и открыть потенциальные ресурсы своего образа, научиться управлять впечатлением, которое вы производите на других людей.

Ну и, наконец, в-третьих, можно будет разобраться со своим гардеробом, исключить ненужные траты, узнать правильные места и правильных людей. Привести в гармонию свое внутреннее и внешнее состояния.

Знаете, как-то после семинара один из его участников изумленно заявил мне: «Вот уж никогда бы не подумал, что это так работает!» Еще как работает - в этом убедятся и те, кто придут на семинар в Казани.

120.jpg

«В Казани провели опрос - нужен ли имиджмейкер бизнесмену? Большинство мужчин ответили – нет. Формирование имиджа поручают женам, подругам, консультантам магазинов - говорит гендиректор центра красоты «Весенние Грезы», выпускница программы МВА Власта Маямсина – однако, при организации этого семинара мы увидели наглядный пример, когда российский известный предприниматель имел возможность за 1,5 часа заработать миллион, не прилагая особых усилий. Созданием его образа тоже занималась жена, но она не учла всех особенностей казанского менталитета, и... сделка не состоялась. К счастью, наши бизнесмены активно записываются на семинар - еще раз убеждаюсь, что Казань - прогрессивный город».

Справка

26 октября в IТ-парке Казани (ул. Петербургская, 52) - бизнес-семинар «Имидж как инвестиции».
Организаторы семинара – ассоциация выпускников МВА* КФУ.

Ведущие семинара:

Марина Корнилова (Санкт-Петербург) - корпоративный имиджмейкер, официальный член международной ассоциации имиджмейкеров FIPI** (Лондон, Великобритания). Проведет детальный анализ существующего имиджа и конкретные рекомендации по его коррекции в мужской и женской группах участников семинара.

  • 26 октября - мастер-класс "Определение эффективности имиджа"

Практическая группа. Детальный анализ существующего имиджа и конкретные рекомендации по его коррекции.

Персональный подход. Психологическая подгонка имиджа. План отработки личных навыков для повышения эффективности имиджа. Технология разработки и анализа имиджа. Костюмная грамотность. Краткий перечень самых распространенных ошибок, которые допускают современные мужчины и женщины в оформлении своей внешности.

  • 27 октября. Мужская группа
  • 28 октября. Женская группа

Регистрация, программа семинара и дополнительная информация: на сайте mbakazan.com, по телефонам в Казани 226 39 38, 264 28 81, электронная почта mbakazan@gmail.com. Для выпускников, слушателей программы МВА и корпоративных клиентов действует льготная цена.

* МВА – мастер делового администрирования
** FIPI (Federation of Image Professionals International) - международная ассоциация имиджмейкеров