Сегодня на деловом понедельнике шеф казанской полиции Валерий Красильников выступил со своим первым программным выступлением.

Вначале он нарисовал довольно идиллическую картину: число преступлений устойчиво снижается уже несколько лет. За 9 месяцев совершено 15 тыс. преступлений, что на 14,4% меньше, чем год назад.  Отмечается снижение тяжких побоев на 16%, разбойных нападений на 8,4%, грабежей на 18,4%, краж на 15,4%, квартирных краж на 15,7%. Раскрываемость убийств составила 95,2%, причинений тяжкого вреда здоровью - 86%, разбойных нападений - 62%, грабежей - 48,4%, угонов  - 68,7%, квартирных краж - 36,5%.

На кражах Красильников остановился отдельно. Воруют, по его словам, все – от предметов роскоши и автомобилей до косметики. Каждое десятое преступление в городе – кражи из салонов автомобилей, каждое третье – из объектов хранения материальных ценностей.

В текущем году зарегистрировано 229 квартирных краж, 384 кражи и угонов автотранспорта, большинство из которых приходится на Советский, Приволжский и Ново-Савиновский районы с крупными жилыми массивами. Машины крадут с придомовых территорий по ночам, угоняют также с неохраняемых стоянок у крупных торговых центров с массовым скоплением людей. Что касается квартирных краж, то, как отметил Красильников, «невскрывающихся замков не бывает», и единственный способ обезопаситься – установка сигнализации.

«Раскрывать эти преступления - крайне непросто, - посетовал шеф казанской полиции. – Однако меры принимаются: за 9 месяцев задержано 11 профессиональных квартирных воров, совершивших 59 преступлений. Еще 3 преступных группы задержаны на прошлой неделе – на их счету более 30 квартирных краж… Одна из групп состоит из жителей Альметьевска, приезжавших в Казань на криминальные гастроли».

460-4.jpg
За 9 месяцев 2012 года совершено 15 тыс. преступлений, что на 14,4% меньше, чем год назад 

АЛКАШЕЙ УБИВАЮТ, БЬЮТ И ГРАБЯТ

Однако основную часть выступления глава полиции посвятил другой, как оказалось, крайне острой проблеме – всплеску «пьяной» преступности. Причем, вопреки стереотипам, подвыпившие все чаще выступают в роли жертв, а не преступников.

По сравнению с прошлым годом, число преступлений против пьяниц выросло на 79%. В том числе по грабежам рост составил 225%, причинениям тяжкого вреда здоровью - 60%, убийствам - 50%, кражам - 13%. Сами же «алкоголики» держались сравнительно тихо: они совершили лишь на 5% больше преступлений, чем годом ранее.

– Свежий пример: на прошлой неделе все 5 фактов причинения тяжкого вреда здоровью произошли на почве пьяных ссор. Причем потерпевшие зачастую не в состоянии сказать, где, когда и как это произошло, - посетовал Красильников.

==video949==

Первая часть проблемы – притоны. В Казани – 650 квартир, где постоянно собираются любители выпить. В базе данных полицейских – свыше 2 тыс. хронических алкоголиков, постоянных посетителей таких «блат-хат». Красильников предложил применить к их  содержателям кардинальные меры и выразил готовность предоставить любую информацию жилищникам для принудительного выселения таких товарищей за нарушение договора найма.

- Все это – не ради палочных показателей, - отметил Красильников. Зачастую, по его словам, задержание пьяно шатающихся казанцев позволяет буквально спасти их от ограбления, а то и чего похуже. Впереди холодный сезон, и пьяные на улицах просто могут замерзнуть. Специализированных центров детоксикации в Казани нет, и главный казанский полицейский предложил, изучив опыт Альметьевска, где действует подобный центр, организовать нечто подобное.

460-1.jpg
Большинство пьют отнюдь не в ресторанах, а в 62 так называемых «наливайках», а также – в неподдающихся учету сезонных кафе, торгующих пивом 

«НАЛИВАЙКАМ» - БОЙ

Серьезный вклад в уличную преступность вносят, по мнению Красильникова, и десятки рюмочных – он продемонстрировал слайды подобных заведений, которые есть в каждом районе Казани.

- После назначения на должность и изучения оперативной обстановки я задался вопросом: «А где наши жители, в том числе несовершеннолетние, приобретают спиртные напитки?» – обвел взглядом зал шеф полиции. – Большинство пьют отнюдь не в ресторанах, а в 62 так называемых «наливайках», а также в неподдающихся учету сезонных кафе, торгующих пивом.

460-2.jpg
Красильников призвал начать комплексные проверки казанских рюмочных – с привлечением всей армии контролирующих органов от пожарных и Роспотребназдора до Госалкогольинспекции и прокуратуры

В погоне за прибылью владельцы питейных заведений реализовывают свою продукцию кому угодно и когда угодно. Только в ходе рейдов полицейские составили 216 протоколов за реализацию алкоголя несовершеннолетним. Кроме того, «наливайки» вносят свою лепту и в уровень преступности. Близ этих объектов совершено 116 преступлений за 9 месяцев – в сентябре в «наливайках» зафиксировано три факта причинения тяжкого вреда здоровью и 6 грабежей с применением насилия. «Но если учесть количество преступлений, совершенных в отношении граждан после посещения таких объектов «общепита», то число таких фактов возрастает в разы», - добавил Красильников.

Он призвал в кратчайшие сроки начать комплексные проверки казанских рюмочных – с привлечением всей армии контролирующих органов от пожарных и Роспотребназдора до Госалкогольинспекции и прокуратуры. Начать он предложил с тех заведений, на которые поступает больше всего жалоб.

«МАЛЫЙ БИЗНЕС НА СЛЕЗАХ ДЕТЕЙ НАМ В ГОРОДЕ НЕ НУЖЕН»

Мэр Казани Ильсур Метшин, высоко оценив программное выступление нового главы МВД по Казани, поддержал идею перепрофилирования казанского рюмочного бизнеса.

«Меры действительно будут самые жесткие, - предупредил он владельцев «наливаек». – Рост алкогольных преступлений – крайне тревожный тренд, с которым мы обязаны бороться… Без вопроса о «наливайках» не обходится ни один мой личный прием в районах – и в Московском, и в Кировском, и в Советском, и в Ново-Савиновском – везде находились жители, которые приходили с просьбой: «Ради бога, закройте эту пьяную лавочку». Это и шум, и постоянный бардак, и драки, и несовершеннолетние подходят. Короче говоря, любая такая «наливайка» - рассадник всего негативного».

Метшин дал поручение главам районов совместно с полицией системно отработать все 62 рюмочных, для начала проверив их на предмет соответствия всевозможным лицензиям и нормативам. А затем на комиссии поговорить о перепрофилировании заведения.

- У нас рынок бытовых услуг еще не заполен – это может быть и парикмахерская, и кафе, и торговля продуктами, игрушками. Мы на это смотрели сквозь пальцы, вообще никак не смотрели, но время это прошло... Если какие-то владельцы найдутся, что выйдут с плакатами «Малый бизнес обидели», то наша позиция твердая. Малый бизнес на слезах детей, разбитых семей, спивающихся людей нам в городе не нужен. Есть масса других сфер приложения таланта бизнесменов».

«ПОБЕДИТЬ ПРОБЛЕМУ МОЖНО ТОЛЬКО СИЛОВЫМИ МЕТОДАМИ»

Опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» эксперты в целом поддержали мнение начальника МВД по Казани.

Ильдус Янышев – председатель группы компании «КОНТР»:

- Если говорить о питейных заведениях, то я считаю, что торговлю алкоголем нужно монополизировать, как в США. Я полностью запретил бы продажу алкоголя в частных организациях, убрал бы их из продажи в супермаркетах. Алкоголь нужно продавать только в специализированных магазинах. Это уменьшит контрафакт.

Рузиля Тимергалеева – группа компаний и кафе «Березка» (Зеленодольск):

- Победить эту проблему иначе, как силовыми методами, невозможно. Что вы можете предложить предпринимателям мелкой руки, если они зарабатывают на водке бешеные деньги? Там же алкоголь, по сути, продается по магазинной цене – причем круглосуточно. На закусочные не распространяется запрет о продаже водки после 10 вечера, и в результате они могут наливать круглые сутки. И если в кафе и ресторанах бутылка водки продается за 500 рублей, то они продают за 150 при ее магазинной цене 120. В результате рюмочные способны за сутки пролить огромное количество алкоголя…

Ни к чему, кроме как к алкоголизации, спаиванию населения это не приводит. Это вообще не уровень Казани – разливать таким образом, люди же последние мозги там оставляют, думать перестали! В Зеленодольске, например, опыт закрытия рюмочных был, и успешный. Когда главой стал Геннадий Емельянов, он закрыл в городе все рюмочные. 
Все такие точки надо закрывать – пусть пьют в ресторане дорогое, меньше будет алкоголизма. Вы посмотрите, как это поставлено в Европе. Ни в Чехии, ни в Австрии, ни в Норвегии, к примеру, вы не найдете водки рядом с хлебом – алкоголем торгуют только специализированные магазины, и строго с 11 до 16 часов. Все! В другое время не найдете. И любое употребление алкоголя европейцы планируют заранее – в 7 вечера, если вы заранее об этом не подумали, бутылку водки вы не купите. Да и стоит она чуть ли не 50 долларов, алкоголь там дорогой безумно. Поэтому человек сто раз подумает еще - надо ему это или нет.

Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан»:

- Я считаю, что с рюмочными во дворах нужно бороться - сейчас это действительно большая проблема, особенно не в самых благополучных районах города. Еще хуже, если питейные заведения размещаются непосредственно на первых этажах жилых домов – страдают люди из-за шума, из-за того, что спиваются знакомые, к тому же это еще способствует развитию преступности. 
Я слышала, что депутат от округа с Жилплощадки уже выступал с этой идеей. Ее нужно всячески поддержать…
Не уверена, что есть какие-то законные статьи в кодексе, под которые бы можно было подвести наличие рюмочных во дворах. Возможно, нужно сделать акцент на том, что заведения эти, как правило, работают допоздна, а значит не соблюдается режим, согласно которому нельзя шуметь после 22:00.

Владимир Павленко - директор ресторана «Мясной удар»:

- Не думаю, что сейчас каким-то законным путем можно закрыть эти заведения. Потому что это все равно, что сворачивать предпринимательство. Другой вопрос, что у таких заведений существует понятие, как «абсолютно нелегальное поле». Но с это этого нелегального поля кормятся и те, кто должен способствовать их закрыватию...
Вообще нужно бороться с такими заведениями. Если питейные заведения доступны, возникает больше соблазнов – больше люди спиваются. Исходя из того, что многие рюмочные нелегальны, возможно, нужно поднять лицензирование для таких заведений, «включить» применение других законных санкций. Если хочешь, чтобы заведение было нормальным, - сделай так, чтобы оно не было забегаловкой.