460.jpg
Рустем Нигматуллин

 «ЯВЛЯЮСЬ СТОРОННИКОМ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

- Рустем, расскажите о себе.

- Я родился в Казани, мне 37 лет. Окончил инженерный факультет Казанского химико-технологического института, а потом получил второе высшее образование в КАИ. Кандидат экономических наук. В настоящее время работаю заместителем генерального директора по производству Казанского химического научно-исследовательского института. У меня растет дочка Аделя, которую я очень люблю.

- Чем занимается ваш НИИ?

- Институт разрабатывает, изготавливает и поставляет заказчику защитные костюмы практически от любых токсичных и агрессивных веществ, радиоактивной пыли и аэрозолей, теплового, ионизирующего, электромагнитного излучений и открытого пламени.

- Институт процветает?

- Наш институт выживает. Государство выделяет нам средства, но не в тех размерах, чтобы процветать. К сожалению, не всегда управленческие решения в самом институте последовательны и планируемы, расход денежных средств часто носит хаотичный и нецелевой характер. Мне кажется, что менеджмент, работающий по госзаказам, расслаблен тем, что деньги, выделяемые государством, приходится «осваивать», а не зарабатывать.

Я являюсь сторонником рыночных отношений и считаю, что менеджмент должен быть заинтересован в прибыли через систему опционов, когда владельцы компании стимулируют наемных директоров акциями своего предприятия, прибыль и величина стоимости которых напрямую зависят от эффективности работы руководителей. Наемный директор в этом случае понимает, что цена его пакета акций во многом зависит от правильности принятых им решений. Также считаю, что многим НИИ требуется постоянный приток молодых специалистов - выпускников институтов, иначе научное направление умрет.

 «ВЫХОД ВИЖУ В РАСШИРЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА»

- Бизнесом институт занимается?

- Бизнеса у нас практически нет. Сдача помещений в аренду – скорее средство выживания, чем бизнес. В долгосрочной перспективе аренда малоприбыльна – коммунальные услуги растут, производственные корпуса ветшают, оборудование изнашивается, компенсировать это за счет арендной платы невозможно. Научное направление института не приносит прорывных и инновационных разработок, позволяющих выйти на новые рынки. Во многом это связано с отсутствием молодых амбициозных специалистов, во многом - с отсутствием менеджера, занимающегося коммерциализацией научных разработок.

Необходимо ясно представлять область применения и коммерческую выгоду от изобретения. Прикладная составляющая - это то, что всегда отличало западных ученых от отечественных. Как говорил Эрнест Резерфорд: «Если ученый не может объяснить уборщице, которая убирается у него в лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает». Те производственные мощности, которые имеются в институте, на мой взгляд, сильно изношены и выработали свой ресурс. Выход я вижу в расширении производства, покупке нового оборудования в лизинг (чтобы оно не находилось на балансе предприятия), выпуске крупных серий продукции.

- А лично вы собираетесь заниматься бизнесом? Спрашиваю об этом, потому что вы у Вячеслава Зубарева спросили, цитирую: «Что необходимо предпринимателю для начала своего бизнеса в России?» 

- Многие мои друзья занимаются бизнесом и собираются развивать производство. А мне интересно именно это направление. И друзья приглашают меня в свой бизнес. К сожалению, государство давит налогами на бизнес, заставляя его уходить в тень. Со страниц вашего издания и по телевидению часто слышу о проблемах при получении кредитов и бюрократии чиновников.

460-2.jpg
 

 «МНЕ ИНТЕРЕСЕН ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

- А о своем личном бизнесе не думали?

- Пока это на стадии задумок… Возможно, необходимо проявить волю, чтобы открыть свое дело. Возможно, нужно начать с поиска команды единомышленников…

А задал я Зубареву именно такой вопрос, потому что мне была интересна позиция человека, который начинал свое дело еще в 90-е годы и сегодня уверенно стоит на ногах, делает бизнес в Татарстане и не собирается никуда уезжать. Это человек, который в кризис не ушел с рынка, а только нарастил свою долю на нем. К тому же я сам автовладелец со стажем, и последняя моя машина была куплена именно в ТТС. Могу констатировать, что уровень сервиса и обслуживание в компании на хорошем уровне.

Мне интересен опыт Вячеслава Зубарева с того момента, когда маленькое ООО превратилось в крупный холдинг с большим числом филиалов, большим штатом сотрудников. Мне интересны процесс принятия управленческих решений и четкое видение путей развития ТТС.

 «ЭТО РЕДКОЕ КАЧЕСТВО, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЖЕРТВУЕТ»

- Ответ Вячеслава Зубарева на ваш вопрос опубликован. Можно сказать, что вы получили «руководство к действию»?

- Да, ответом я полностью удовлетворен. И для меня было большой новостью, что Зубарев не только успешный бизнесмен, но и благотворитель.

- По-моему, все бизнесмены, так или иначе, занимаются благотворительностью…

- Не скажите! Сейчас, наоборот, многие из них в раздумьях: что дополнительно купить - яхту, самолет или виллу где-нибудь… Это редкое качество, когда человек жертвует. Тем более Зубарев сказал, что автомобильный бизнес низкомаржинальный. И если при этом человек за два года почти 50 миллионов рублей направил на благотворительность, это у меня вызывает уважение. К тому же Зубарев платит все налоги и «белую» зарплату. Мне кажется, что он мыслит конструктивно и позитивно.

А самое главное, как мне показалось, он имеет самомотивацию, куда расти дальше. Нашей стране не хватает бизнесменов с человеческим лицом, которые умеют зарабатывать и какую-то часть тратить на поддержку детских домов, хосписов, центров реабилитации. То, что есть на Западе, постепенно приходит в нашу страну, и пример Зубарева это демонстрирует.

- Задавая этот вопрос, вы действительно хотели получить некое «ценное указание», которое помогло бы вам начать бизнес?

- Нет, конечно! Есть такая популярная передача на Первом канале – «Пока все дома», где известные люди в домашней обстановке рассказывают о себе. Если бы я задал Зубареву вопрос о каком-то автосалоне ТТС, то, считаю, это было бы банально и неинтересно. Интересней человека увидеть с другой стороны, с глубинной, а не задавать ему вопросы, на которые ему приходится отвечать каждый день на работе.

Что касается работы ТТС, то все познается в сравнении. Я покупал машины и в других автосалонах Казани и имею отрицательный опыт общения с ними. Приведу маленький пример. В одном из автосалонов я купил новый автомобиль, и у меня случился гарантийный случай в пределах гарантийного срока. Но в этом автосалоне ремонтировать по гарантии мне отказались, несмотря на то что именно у них я проходил техосмотр. Предложили ремонт за свои деньги. И я поехал ко второму официальному дилеру в Казани – в ТТС, где мне бесплатно отремонтировали машину, без лишних слов признав случай гарантийным. С тех пор я обслуживаюсь только в ТТС. Можно сказать, я свой салон нашел. Покупатель голосует рублем. Всегда приятно знать, что твой контрагент тебя не бросит в трудную минуту.

 «ЧТО КАСАЕТСЯ ЗАПЧАСТЕЙ, ТО У МЕНЯ СВОЙ ОТВЕТ»

- Но Зубареву поступили и неприятные вопросы – о запчастях, навязывании дополнительных услуг…

- Что касается запчастей, то у меня свой ответ. Все дело в том, что закупать полный склад запчастей – это значит выводить средства из оборота. А деньги у автосалона заемные, на них начисляются проценты, и их надо как можно быстрее оборачивать…  Ждать, когда что-то со склада кому-то понадобится, - это пассивная форма управления деньгами. А приедет ли человек с битым бампером или капотом - это еще не известно… Основной вектор официального дилера - это продажа машин и сервис, а оригинальные комплектующие все фирмы привозят приблизительно за одинаковое время.

Что касается навязывания услуг, то это происходит во всех салонах и не только в автомобильной сфере. Для примера приведу маркетинговые уловки продавцов жвачек и сигарет, располагающих свой товар рядом с кассой для лучшей реализации. Второй пример - выкладка товара с истекающим сроком годности на уровне лица покупателя - для быстрейшей их продажи. Это манипулирование продавцов действует на людей, которые не знают, зачем пришли в магазин, на тех, кто не выделяет под покупку четкую денежную сумму. Если человек не может противостоять легким манипуляциям продавца, совет один – не носить с собой больших денег наличными, совершать покупки обдуманно. Думаю, что ТТС тут мало чем отличается от других. Это общемировая практика, пришедшая к нам с Запада.

 «ВЫ ПОМОГАЕТЕ ДУМАЮЩИМ ЛЮДЯМ ЧИТАТЬ МЕЖДУ СТРОК»

- Как давно читаете газету «БИЗНЕС Online»?

- Вашу газету я читаю с 2009 года. У вас очень интересные аналитические обзоры экономики предприятий Альберта Бикбова. Нравятся мне и спецпроекты о крупных ЧП. Мне нравится, как ваша газета преподносит многие события. Вы помогаете думающим людям видеть не только официальную часть происходящего, но и читать между строк. Многие вещи у вас рассматриваются в неожиданном ракурсе. И я заметил, что у вас значительно увеличилось количество статей в день, поэтому теперь можно не только с утра читать, но и в обед.

- Вы активный читатель? Комментарии к статьям пишите?

- Да, иногда пишу по интересным темам. Но в последнее время комментарии больше похожи на пререкания друг с другом.

- Спасибо вам за интерес и добрые слова в адрес нашей газеты. Успехов вам!