СОЦСЕТЬ НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ
По словам автора татарской социальной сети, начальника отдела информационных технологий Всемирного конгресса татар (ВКТ) Раиля Гатауллина, впервые идею своего проекта он представил премьер-министру Татарстана Ильдару Халикову 20 июля 2011 года и получил одобрение. Называлось несколько дат запуска проекта «Татар иле». Напомним, что во время своего послания в ноябре 2011 года президент РТ Рустам Минниханов заявил, что социальная сеть «Татар иле» будет запущена именно в этом году. «Эффективным каналом взаимодействия и приобщения к национальной культуре татар, живущих в разных странах, станет татарская социальная сеть «Татар иле». Необходимо уже в этом году обеспечить ее запуск и эффективную работу», - заявил тогда глава республики.
Следующими датами стали первый квартал 2012 года, затем был конец апреля. К Международному дню родного языка (21 февраля 2012 года) должен был заработать курс дистанционного обучения татарскому языку. Теперь уже его запуск перенесен на декабрь. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Гатауллин, сейчас проект работает в демонстрационном режиме, единый доступ к коммуникационным возможностям сайта пока закрыт.
«Изначально говорилось о дате запуска проекта 26 апреля, к этому времени у нас была полностью готова техническая часть, однако ресурсную часть было очень тяжело заполнять. Это касается материалов даже самого конгресса, у которого материалы на русском языке. Мы сами сидели и переводили все на татарский язык, - рассказал Гатауллин. - Сейчас на сайте есть новости, разделы с энциклопедией, каталогом конгресса. Вместо существующего сейчас сайта конгресса татар вся информация будет размещена на сайте соцсети «Татар иле».
По словам Гатауллина, регистрации пользователей на сайте пока нет. Она будет сделана с открытием социальной сети. А степень ее готовности – 70%, если верить диаграмме, размещенной на сайте проекта. «Аккаунты мы пока не привязываем. Запуск соцсети планируется 7 декабря этого года. Пока работает только информационно-новостная часть, - говорит Гатауллин и делится планами. - Мы называли планы по привлечению в соцсеть в первый год работы 2 - 3 миллионов пользователей. Речь идет об этих цифрах, потому что в рамках создания соцсети мы создаем еще и сеть дистанционного обучения татарскому языку в online-режиме. Обучение будет для всех интересующихся татарским языком, культурой, новостями. Привлечение зависит от PR. Конгресс запланировал проведение PR-акции, надеюсь, что это будет сделано. Сейчас все зависит от того, какой будет PR».
Руководитель "Татар Иле" Табриз Яруллин: "Конкретную сумму проекта назвать я не могу, потому что я не распределитель, и над проектом работают очень много сторонних людей и организаций" |
БЮДЖЕТ В ПОМОЩЬ
Напомним, ВКТ неоднократно подвергался критике за свое неумение работать со СМИ. Подтвердилось это и сейчас. Спустя почти неделю после получения запроса газеты «БИЗНЕС Online» ВКТ так и не смог озвучить бюджет проекта «Татар иле». Не знают о ходе реализации проекта ни в минобразе, ни в «Татмедиа», ни в минсвязи, ни в пресс-службе президента РТ. В интернете гуляет цифра в 16 - 17 млн. рублей. Сам Гатауллин говорит, что бюджет проекта, безусловно, меньше, но точную сумму называть отказывается. «Частные инвесторы не принимают участия в проекте, он был создан при поддержке правительства республики», - подчеркнул он и добавил, что участие частных спонсоров в проекте и не планируется.
Не называет бюджет проекта и официальный руководитель проекта Табриз Яруллин. «Конкретную сумму проекта назвать я не могу, потому что я не распределитель, и над проектом работают очень много сторонних людей и организаций. Могу лишь сказать, что нужды у нас пока не возникло».
Пока на портале "Татар иле" индексируются только три раздела" |
ОБГОНИМ FACEBOOK!
По словам Гатауллина, сейчас к разработке и реализации проекта подключены около 40 человек. «Когда началась работа над проектом, было создано техническое задание, концепция. Все это было роздано многим организациям, которые работают в области поднятия татарского языка. Это разные министерства, ведомства, они вошли в рабочую группу. С каждой организации и структуры – их было около 40 – вошли по два-три человека, - рассказывает разработчик. - По разделу «Энциклопедия» мы работаем с Институтом энциклопедии, это еще порядка 5 - 6 человек. Работаем с министерством образования, Национальной библиотекой. Работа большая, и чем больше будет работать людей, тем качественнее будет контент.
Говоря о том, на что ориентировались разработчики, Гатауллин говорит, что за базу был взят открытый исходный код, который может использовать любой желающий. «Например, сайт Белого дома в США, социальная сеть для изучения языков busuu.com – используемая технология базируется на этом движке. Этот движок программисты могут взять и открыть, а на 30 - 40 процентов сайт создавали мы сами. Внутри сайта сидят наши коды, разработки».
По словам Гатауллина, новости, размещенные на сайте, команда проекта собирает из различных СМИ. «В дальнейшем, возможно, будем привлекать и своих журналистов для работы в зависимости от наличия ресурсов, - рассказывает он. - Мы не просто соцсеть, а полноценный содержательный ресурс. Facebook вышел на мировой рынок в течение трех лет, мы же планируем сделать это за один год, в том числе благодаря системе, обучающей татарскому языку».
НИШЕВЫЕ ПРОДУКТЫ
Эксперты отмечают, что тенденция последнего времени - это адаптация проектов социальных сетей к нишевым форматам. Так, например, летом этого года был запущена социальная сеть «Сфера», которую создавшая ее компания «Цифровые технологии» позиционирует в качестве «элитной» и ориентируется на пользователей iPad. К этому списку можно добавить соцсеть для игроков в пирамиду-лотерею МММ (Network-MMM, сообщество для ученых Scientbook.com). Этим летом Microsoft объявила о покупке компании Yammer - оператора корпоративных социальных сетей. Свою соцсеть запустил и разработчик казуальных игр Zynga.
Что касается «Татар иле», то его аналогом эксперты называют Kavkazland.ru. Это социальная сеть для общения людей, родившихся и живущих на Северном Кавказе. Проект запущен в 2010 году, является первым северокавказским интернет-проектом, который разработал мобильную версию. Здесь можно найти такие категории, как «Люди», «Великие Кавказцы», «Дневники», «Группы», «Фотографии», «Видео», «Афиша», «Музыка». На сайте зарегистрировано 9,7 тыс. пользователей из Ставропольского края, Дагестана, Чеченской республики, Северной Осетии-Алании и т.д. На этом фоне планы создателей татарской соцсети за год набрать 2 - 3 млн. пользователей выглядят весьма оптимистичными.
Также можно вспомнить, что в Казани была сделана оказавшаяся неудачной попытка создать мусульманскую соцсеть. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Ахмад Халиков - замгендиректора по информационной политике ООО «Медиа-группа «Ислам info», компания разрабатывала свою социальную сеть vislame.info. «За полтора года удалось привлечь на сайт 5 тысяч мусульман. Но мы неправильно зарегистрировали домен, поэтому нам пришлось с ним расстаться. Пираты сейчас просто копируют наши материалы по данному адресу, а социальной сети как таковой нет. После этого мы потеряли еще ряд проектов, например сайт знакомств. Вся эта история произошла в 2010 году, - вспоминает Халиков. - Нашу соцсеть разрабатывали наши же программисты, поэтому вложения в нее были минимальные».
Сейчас очередную попытку создать мусульманскую соцсеть предпринимает Абдул-Вахед Ниязов - экс-депутат Госдумы и достаточно неоднозначная личность. О своем проекте «мусульманского Facebook» под названием Salamworld.com он подробно рассказал в интервью Forbes. Соцсеть со штаб-квартирой в Стамбуле будет поддерживать различные языки, в том числе русский.
Степень готовности сервисов портала "Татар иле" |
«НИШЕВЫМ» БЕЗ БОЛЬШИХ СОЦСЕТЕЙ НЕ ОБОЙТИСЬ
Запуск первых сервисов портала «Татар иле» вызвал бурную дискуссию среди представителей так называемого татарского интернета. Газета «БИЗНЕС Online» опросила участников этого обсуждения, представителей российских соцсетей и экспертов в IТ-сфере.
Рустам Хайруллин - координатор перевода соцсети «ВКонтакте» на татарский язык:
- Запуск этой соцсети переносился уже несколько раз из-за технических проблем, которые создатели проекта не могли решить. Они не смогли до конца построить структуру сайта. Сама соцсеть нужна, таких информационных порталов в татнете пока нет. Сейчас пока открыт новостной раздел с энциклопедией, а социальные функции закрыты.
Пока рано говорить о том, станет ли проект коммерчески успешным. Он финансируется правительством, поэтому для создания денег хватит.
Сейчас идет много критики и обсуждений по дизайну сайта. Многим не нравится этот дизайн, его называют слишком простым. Лично мне дизайн нравится. Например, и у «ВКонтакте», и у Facebook дизайн довольно простой.
Александр Изряднов - директор по стратегическим коммуникациям проекта «Одноклассники»:
- Нишевым социальным сетям очень сложно развиваться без трафика из «больших» социальных сетей. Также не стоит забывать, что общее количество людей, знающих татарский язык, – около 6 миллионов человек, при этом, наверняка, людей, использующих татарский как основной язык, еще меньше. Таким образом, учитывая текущий уровень проникновения интернета в России, цифры в 2 - 3 миллиона пользователей в первый год работы сети выглядят слишком оптимистичным прогнозом. Но при такой узкой нише и агрегации информации, интересной этой аудитории, проект вполне может быть успешен в своем сегменте.
Ильшат Саетов - главный редактор «еТатар.ру»:
- Создать масштабную соцсеть в присутствии таких гигантов, как «ВКонтакте» и Facebook, нереально. Даже Google не так успешен, как планировал при запуске своей соцсети G+. У нас в основном люди пользуются «ВКонтакте», а если кто-то любит писать что-либо публицистическое, то он пользуется ЖЖ. Татарскую социальную сеть я не совсем понимаю. Для конкуренции с всемирными сетями нужны очень большие ресурсы, группы разработчиков. У нас такого не будет никогда, поэтому всегда будет присутствовать технологическая отсталость.
У нас уже существует соцсеть duslar.ru с достаточно сильной командой. Посещаемость составляет примерно 10 тысяч посетителей в день, и я не уверен, что «Татар иле» сумеет быстро преодолеть эту планку. Рассчитывать на миллионы пользователей неразумно.
Я предлагал делать упор на познавательную составляющую. Они правильно сделали, что договорились с Институтом энциклопедии академии наук РТ. В рамках этого проекта можно стимулировать развитие татарской Википедии. То, что есть сейчас в демоверсии – публикации из других СМИ – это совершенно гибельный вариант.
Дизайн соцсети мне не нравится, он слишком технологичен. Если это национальный портал, то он должен быть красивым. Мы живем в XXI веке, и дизайн очень важен.
«Татар иле», возможно, сможет отбить какую-то часть затрат на рекламе. Может продавать товары с каким-либо национальным колоритом. Хотя мне кажется, что такой цели не должно быть. Если делать социально-значимый проект, то нужно в первую очередь просвещать народ и давать интересную информацию о жизни татар.
Ирек Шарипов - директор Дома дружбы народов РТ:
- Я начинал работу в этом проекте, но к тому времени, когда было принято решение по его структуре, уже покинул его. Я думаю, что у данного проекта все же есть потенциал.
Олег Дронов - руководитель департамента цифрового контента J’son&Partners Consulting:
- Есть примеры успешных соцсетей, созданных в регионах или с национальным уклоном. Например, социальная Kavkazland.ru, которая собрала достаточно большую аудиторию жителей кавказских регионов. Но в России не много примеров успешных региональных социальных сетей. Эксперты J'son&Partners Consulting связывают это с сильным проникновением федеральных социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники.ru", в которых, в свою очередь, распространены объединения в группы по региональному и национальному признаку.
Фактор успеха новой социальной сети на региональном рынке – аудитория, которую данная социальная сеть сможет собрать; на базе аудитории строится заработок социальной сети. Если социальная сеть будет иметь интересный раздел региональных новостей, это будет способствовать приросту аудитории.
Стоимость разработки данного проекта может варьироваться в зависимости от компании-разработчика и функционала, который авторы проекта вкладывают в свою социальную сеть. В свою очередь, стоимость разработки составляет небольшую долю в общих тратах проекта, основные расходы идут на привлечение аудитории.
Проект «Татар иле» может быть успешным, но очень многое зависит от компании, которая будет создавать его и управлять им. Очень важно собрать большую аудиторию на этапе старта.
По данным J'son&Partners Consulting, социальные сети заработали в России в 2011 году 705,6 миллиона долларов. Большая часть доходов социальных сетей приходится на дополнительные сервисы и игры, рекламные доходы идут на третьем месте по выручке.
Денис Кусков - руководитель ИАА Telecom Daily:
- Я считаю, что есть ниша для таких национально-ориентированных сетей, причем не столько для самой республики, сколько для граждан татарской национальности по всей России, для их объединения. Успешных примеров не слышал, но надо же с чего то начинать…
Думаю, данная соцсеть сможет быть успешной, если объединит всех татар, которые живут в разных уголках страны и мира.
Первичные затраты на создание сайта могли составлять порядка 2 миллионов рублей. По коммерческой успешности проекта – вопрос в том направлении, как будет работать сеть, какие будут критерии, виды рекламы. Все это может быть, но не сразу, а в течение двух-трех лет. Существующие российские социальные сети зарабатывают сегодня большие деньги - сотни миллионов долларов, но там и охват шире, и статус повыше.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.