В выставочном центре «Казанская ярмарка» в минувшую среду собрались ведущие эксперты строительной сферы со всей России. Причиной сбора строителей на масштабное мероприятие стало первое открытое выездное заседание некоммерческого партнерства "Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве" (НОЭКС). Координатором заседания в столице Татарстана выступил президент объединения - Шота Гордезиани.

Начальник управления Госэкспертизы РТ Вадим Маркелов в начале заседания сообщил, что в отрасли есть проблемы, и эксперты постараются "убрать всю шелуху и все недомолвки в стороны". Говоря о развитии строительной отрасли республики в целом, он пригласил участников посетить остров-град Свияжск, чтобы лично увидеть, какая работа была проделана за два года.

460-2.jpg
Вадим Маркелов сообщил, что в отрасли есть проблемы, и эксперты постараются «убрать всю шелуху и все недомолвки в стороны»

От Татарстана на выездном совещании присутствовал Максим Маркелов - директор ООО «Институт независимых экспертиз», который выступил и соорганизатором мероприятия. На сегодня институт – единственная в республике организация, которая имеет право проводить негосударственную экспертизу. По словам Маркелова, было очень приятно принимать первое выездное заседание партнерства НОЭКС в Казани. «Раньше совещание всегда проходило в Москве, а сейчас совет выбрался к нам, в регион. Приятно, что приехало очень много гостей-экспертов. В Татарстане сейчас - строительный бум, и наличие негосударственной экспертизы, появившейся согласно закону, - это очень хорошо», - рассказал Маркелов газете «БИЗНЕС Online».

По словам собеседника издания, проблем в отрасли достаточно, и все они требуют решений. «Проблем достаточно, и все представители негосударственной экспертизы признают их наличие независимо от региона. Например, необходимы аттестация физических лиц и аккредитация юридических лиц. Контроль за экспертами будет достигнут благодаря двухуровневой системе. Ситуация улучшится, если к экспертизе присоединятся функции государственного контроля.

По аттестации – острая нехватка специалистов. Так, в России дефицит неаттестованных экспертов исчисляется несколькими тысячами человек. Если система останется прежней, то для покрытия дефицита может понадобиться несколько лет. По аккредитации также есть проблемы: например, ее по стране продлевают менее чем 10 процентам организациям – 50 из 500. При этом получается, что все остальные не имеют права выпускать заключения», - рассказал Маркелов.

460-4.jpg
Сергей Чернов (слева): «Необязательность привела к тому, что мы уходим на обочину строительной отрасли»

АТТЕСТАЦИЯ - ЗА ЭКСПЕРТАМИ, А КОНТРОЛЬ - ЗА ВЛАСТЯМИ

В повестке дня выездного совещания оказались давно назревшие вопросы. Это концепция перехода экспортной деятельности в строительстве на принципы саморегулирования и изменения в Градостроительный кодекс РФ. Как сообщил Гордезиани, правительство сегодня пытается усовершенствовать систему: передать полномочия в строительной сфере профессиональным сообществам. Отметил он принятое в этом году распоряжение правительства по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Сергей Чернов - директор департамента Российского союза строителей (РСС) и вице-президент НОЭКС, отметил, что сегодня в отрасли есть очень много бед. "Это неподготовленность экспертов, незнание законодательной базы, проблема повышения квалификации", - перечислил он. Участники заседания в дискуссии отметили, что экспертиза будет всегда существовать в том или ином виде, а люди будут всегда востребованы. Кроме этого, без них не обойдутся и инвесторы. "Либо мы будем развиваться и существовать, либо мы никому не нужны", - отметил спикер. Одной из проблем было названа необходимость для специалистов присутствия и участия в экспертном объединении: "Необязательность привела к тому, что мы уходим на обочину строительной отрасли".

Одной из тем обсуждения стала квалификация экспертов. "Приходит специалист с 25-летним опытом работы в отрасли, но никто у него не спрашивает, что конкретно он сделал. Надо ужесточить требования к экспертам через подготовку рекомендаций. Надо отсекать непрофессионалов", - сетовал один из участников дискуссии. К реплике подключился Михаил Селянцев - директор Государственной экспертизы Псковской области. Он рассказал, что у него есть эксперты, которые проработали в отрасли более 15 лет, однако не смогли набрать баллы при аттестации. "А молодежь легко сдает тесты без всякого опыта. Надо будет учесть все перекосы", - уточнил он.

460-3.jpg
Анатолий Воронин (справа) поднял вопрос о сокращении реестра особо опасных объектов

УБРАТЬ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МУСОР ИЗ ГЛАВЫ ГРАДКОДЕКСА

В рамках другой повестки дня эксперты обсудили улучшение предпринимательского климата и "дорожную карту"- план мероприятий. Чернов отметил, что "дорожная карта" появилась для создания стимула строительной отрасли, в первую очередь жилищного строительства. "Административные барьеры - основной камень преткновения. Получить разрешение на строительство тяжело, вопросы согласования также идут тяжело. Нет единой нормативной базы и подхода к ее принятию, нет методологии", - перечислил он. По его словам, необходимо признать страховое и банковское сообщество.

Говоря о страховщиках, члены совета отметили, что предприниматели умеют считать свои деньги. "Себестоимость квадратного метра в среднем по стране - 30 тысяч рублей. Будем страдать мы и потребители. Страховщики будут перекладывать все на покупателей недвижимости. Что будет с введением института страхования рисков конструкционной безопасности? Мы разорим те институты, которых сегодня нет, - малый и средний бизнес. Нужно смотреть, как это влияет на весь строительный комплекс", - поделился мнением Михаил Козлов, начальник ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» (Екатеринбург).

Одной из самых существенных повесток дня стал пункт по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, шестую статью второй главы. Напомним, в ней говорится о полномочиях органов госвласти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления в градостроительной области. Речь шла о сокращении реестра особо опасных объектов. Анатолий Воронин - генеральный директор ООО «Московская негосударственная экспертиза строительных проектов», сообщил, что речь идет об отходах. Авторы изменений предлагают заменить в законе слова "отходов I - V классов опасности" словами "отходов I - III классов опасности". Воронин объяснил, что отходы IV - V классов - это в основном строительный мусор: остатки конструкций, арматура, доски и стекло и т.д. "Мы предлагаем перевести эти классы на уровень экспертизы проектов документации", - объяснил спикер.

460.jpg
Предложения, которые рассматривались на совете, касались не только аттестации, но и вопросов по изменению структуры НОЭКСа и превращения его в саморегулируемую организацию

МОНОПОЛИЯ ВЕДЕТ К ЗАСТОЮ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила членов совета НОЭКС, участников заседания рассказать об основных проблемах отрасли экспертизы и о том, поможет ли решить их обсуждение экспертов.

Шота Гордезиани - президент НОЭКС:

- У экспертизы есть свой престиж, который наработан десятилетиями. Однако речь идет совершенно о другом – совершенствовании системы экспертизы. Совершенствование с точки зрения создания более благоприятного климата для строительной отрасли, для инвесторов.

Сегодня в России у государства – монополия в области строительной экспертизы. Я повторюсь, что любая монополия, хотите вы или нет, ведет к застою, диктату. Когда же мы говорим о рынке, это конкуренция, которую необходимо совершенствовать. Каждый раз надо менять формы работы с заказчиком, чтобы ваша организация была привлекательна, надо завоевывать авторитет на рынке и повышать свой авторитет. Есть необходимость в переходе на негосударственную экспертизу, так как государство взяло четкое направление передачи части своих функций в строительной отрасли на плечи строительного сообщества. Один из элементов этой передачи – совершенствование системы экспертизы. Введение страхования снимает с государства материальную ответственность, а ответственность за безопасность зданий, сооружений обеспечивает все-таки экспертиза.

У нас не стоит задача преодолеть монополию, потому что это предложение государства. Наша задача – трансфомировать сигнал от государства в такие документы, которые позволили бы грамотно и понятно для всех применить этот посыл, создать целую систему.

Михаил Козлов - начальник ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» (Екатеринбург):

- Все предложения и документы хороши, но лично меня беспокоят установленные сроки. Должны быть реальные сроки. Для страховщиков также должна быть схема, как оценивать объекты, как оценивать стоимость проектов документации. Кто будет страховать?.. Вопросов много. Указано, что должны быть разработаны какие-то региональные нормативы, должна быть работа. Например, инвесторы построили жилье и продали нам с вами. Как мы будем оценивать? Никак, потому что у нас нет такой возможности. Тут мы сразу попадаем к страховщикам. Если строительный надзор теперь будет частным, то именно он будет отстаивать наши интересы. Помимо собственников бремя теперь ляжет и на страховщиков. Мы платим с вами за капитальный ремонт, а теперь еще будем и за страхование, но для чего оно нужно? Строители итак несут ответственность, если что-то упадет или есть недоделки. Для чего нужно звать дополнительно еще и страховщиков? Мне этот механизм пока не совсем понятен. В документах указано, что уже с 1 января должны принимать объект с участием аттестованных фирм.

Например, человек живет в ТСЖ. Кто в таком случае будет заключать договор со страховщиками? Мы сами. Страховщик будет указывать такую сумму, какую захочет взимать с жильцов. Получается, что еще до ввода объекта в эксплуатацию должно быть создано ТСЖ или управляющая компания. Однако есть такой нюанс, что еще не все может быть распродано в данном объекте. Считается, что сегодня приняли документ, а завтра он заработает. Это не так, нужно еще прорабатывать механизмы по реализации, установке реальных сроков. Меня беспокоят именно сроки.

Сергей Лохтин - Байкальский центр строительной экспертизы (Иркутск):

- Те предложения, которые поднимались на совещании совета, просто жизненно необходимы. Если предложения не состоятся или пойдут не в том виде, в котором формулировались, это угрожает потере института негосударственной экспертизы. Сегодня состояние негосударственной экспертизы очень сложное. Многим организациям не продлевают аккредитацию, в результате чего они не имеют права на работу. Например, у нас в Иркутске из пяти негосударственных организаций только две получили продление аккредитаций. Во многом из-за того, что сегодняшняя система аттестации не дает возможности качественно и своевременно провести ее, то, что делается сегодня минрегионом. Спрос на порядок превышает предложение. Несколько тысяч человек - дефицит неаттестованных экспертов. Если оставить прежней эту систему, в таких же темпах, то нужно несколько лет.

Предложения, которые рассматривались на совете, касались не только аттестации, но и вопросов по изменению структуры НОЭКСа и превращения его в саморегулируемую организацию, которая имеет значительно больше возможностей влиять на ситуацию. Надеемся, что это приведет к какому-то серьезному сдвигу, потому что в последние полгода ничего позитивного для экспертизы в строительстве не происходило.