IMG_0884.jpg
Представители ведущих республиканских СМИ побывали на предприятиях-резидентах ОЭЗ «Алабуга» - Air Liquid, «Белая Дача», «П-Д Татнефть Стекловолокно» и Ford-Sollers

ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Вчера для главных редакторов и журналистов ведущих республиканских СМИ ОАО «Татмедиа» провело пресс-тур по предприятиям-резидентам особой экономической зоны «Алабуга». Свои двери журналистам открыли четыре из пяти работающих сегодня в ОЭЗ резидентов - это компании Air Liquid, «Белая Дача», «П-Д Татнефть Стекловолокно» и Ford-Sollers. Впрочем, последний ограничился лишь показом журналистам моделей автомобилей, сборка которых налажена на заводе по технологии DKD.

В своем вступительном слове гендиректор «Алабуги» Тимур Шагивалеев отметил, что сегодня особой зоне приходится конкурировать не только с аналогичными площадками в других регионах страны (а это площадки в Калуге, Ульяновске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Московской области и других регионах), но и на глобальном уровне. Инвесторы, по словам Шагивалеева, когда принимают решения о размещении тех или иных производств на развивающихся рынках, рассматривают и Польшу, и Китай, и Турцию. И в этом смысле приходится учитывать и целый комплекс вопросов, связанных с общим инвестиционным климатом в РФ, и попытки определенных сил, как выразился Шагивалеев, представить Россию в качестве не очень привлекательного объекта для инвестиций. «Вы, наверное, слышали, что кандидат на должность президента США Митт Ромни критиковал Россию, а сам тем временем скупал акции российских компаний. Кроме это, есть попытки разыграть и национальную карту и выставить, таким образом, Татарстан в невыгодном свете», – заявил Шагивалеев.

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ

Перед тем как передать слово Ринату Халимову – заместителю гендиректора ОЭЗ по взаимодействию с резидентами, который и выступил основным гидом по ОЭЗ, журналистам презентовали ролик, в котором топ-менеджеры компаний-резидентов рассказывали о том, какие факторы повлияли на их решения вложиться в производство именно в особой зоне. Президент Ford-Sollers Тед Каннис заявил о том, что в «Алабуге» создана инфраструктура мирового уровня. Гендиректор Rockwool Russia Ник Винс отметил, что только за счет таможенных льгот, которые предоставляются резидентам, его компания сэкономила порядка 10 млн. евро. Гендиректор «Preiss-Daimler Татнефть-Алабуга Стекловолокно» Ильвир Саттаров назвал елабужский таможенный пост одним из лучших в стране. Халимов также в подтверждение слов топ-менеджера заявил, что «алабужские» таможенники, одними из первых в стране перешедшие на систему электронного декларирования, работают очень эффективно. «Любой резидент зоны на оформление любого груза тратит не более трех часов. А таможенный инспектор в состоянии в течение часа оформить груз, находящийся в эшелоне из 15 вагонов». На границе оформление документов, по словам зама Шагивалеева, могло бы занять несколько суток.

Мехмет Али Тирьяки - гендиректор совместного предприятия, организованного турецкой компанией Sisecam и французской Saint-Gobain, которое строит в ОЭЗ два завода – по производству листового (ЗАО «Тракья Гласс Рус») и автомобильного (ЗАО «Аутоматив Глас Альянс Рус») стекла, отметил, что одним из основных факторов, повлиявших на выбор места для строительства заводов, стали весьма существенные налоговые льготы. Халимов рассказал, что резиденты в течение первых 10 лет работы освобождаются от уплаты местных налогов на имущество, на землю и транспорт, а в течение первых пяти лет после запуска производства не платят региональную часть налога на прибыль. «Компании также существенно экономят на налоге на имущество - у кого-то это триста тысяч, у кого-то миллион долларов в год», – отметил Халимов.

Онур Гювен – директор по развитию еще одного крупного турецкого холдинга Hayat Group, который инвестирует сразу в три производства в ОЭЗ около 500 млн. евро (завод МДФ и ДСП-плит, завод по производству бумажной продукции и завод по производству бытовой химии), заявил, что в Татарстане прекрасная бизнес-среда. В подтверждение этих слов Халимов привел исследования аудиторской компании Ernst&Young, которая назвала Татарстан наиболее благоприятным регионом для ведения бизнеса, а также вспомнил о рейтинге журнала Forbes, который в апреле прошлого года составил список 10 самых инвестиционнно-привлекательных регионов России, в котором наша республика также заняла первое место.

Ян Келлер - вице-президент группы компаний Air Liquide, занимающейся производством технических газов, заявил, что его компания, вложившая в производство в ОЭЗ около 30 млн. евро, 2 млн. сэкономила за счет бесплатного подключения к сетям. Халимов подтвердил, что в стране такие преференции резидентам предоставляют только пять или шесть площадок. «Если в Москве техприсоединение производства, потребляющего 1 мВт электроэнергии, обходится в сумму от 1 до 2 миллионов долларов, в Татарстане эта цифра колеблется от 200 до 400 тысяч долларов, то в «Алабуге» - это ноль», - не без гордости заявил один из руководителей особой зоны.

IMG_0571.jpg
Тимур Шагивалеев: «К 2017 году планируем увеличить площадь особой экономической зоны в два раза. Расширение планируется на северо-запад. В связи с этим потребуются новые вложения в инфраструктуру на 15 миллиардов рублей»

Следующий герой ролика Алан Ирвин – руководитель проекта по производству потолочных систем американской корпорации Armstrong, отметил весьма удачное географическое месторасположение зоны. Халимов же само появление американской компании в числе резидентов «Алабуги» назвал большой победой команды ОЭЗ. Переговоры, по его словам, длились больше года, и американцы рассматривали помимо «Алабуги» альтернативные площадки в Ульяновске и Калуге. «Они наняли самых лучших консультантов в области GR, строительства и юриспруденции, которых только смогли найти, не пожалели денег, провели очень скрупулезный анализ, и в итоге для строительства своего завода, в который будет вложено порядка ста миллионов долларов, выбрали Алабугу», - раскрыл детали успеха Халимов. Для многих резидентов, по его словам, одним из решающих фактором становится именно удачное месторасположение ОЭЗ. В радиусе тысячи километров от Елабуги проживает 52% населения России и находятся 8 городов-миллионников, что, конечно же, не может не радовать отделы сбыта компаний-резидентов и является большим плюсом с точки зрения логистических операций.

Олег Максимов - гендиректор ЗАО «Полиматиз» – фактически второй резидент зоны после Sollers, заявил, что «у его компании нет проблем с набором рабочей силы». Халимов дополнил: есть понимание того, что такая проблема в дальнейшем все-таки может возникнуть (планируется, что в 2020 году в «Алабуге» будут работать около 20 тыс. работников), поэтому этой проблеме сейчас уделяется особое внимание. «На входе у резидента запрашивается вся информация по необходимому количеству и квалификации персонала с прогнозом на пять лет, которая передается затем профильным сузам и вузам республики. В каждом учебном заведении есть проректор по взаимодействию с резидентами ОЭЗ, с которым ведется плотная работа».

Халимов в своем докладе привел также несколько довольно любопытных цифр и фактов – так, из 25 особых экономических зон, расположенных на территории России, «Алабуга» - самая большая по площади (20 кв. км), самая большая по объему госвложений и самая большая по объему частных инвестиций. 52% всех частных инвестиций в российские ОЭЗ приходятся на «Алабугу». За время с момента создания ОЭЗ в ее развитие государство вложило 17,3 млрд. рублей, а инвесторы заявили о вложениях в 85 млрд. рублей, из которых 33 уже освоены. Проект, по мнению Халимова, уже можно назвать состоявшимся. «Сегодня резидентами ОЭЗ является 31 компания, пять компаний уже выпускают продукцию, шесть компаний ведут активное строительство, в конце года одна из них запустит свое производство, на следующий год откроются пять заводов, через год - еще пять, через два - сразу семь», - вселял оптимизм в присутствующих Халимов. Остальные резиденты находятся в стадии проектирования строительства, а еще с 50 ведутся переговоры. Кроме этого, планируется до конца года подписать договора еще с пятью или шестью инвесторами. При этом ни Халимов, ни Шагивалеев не стали раскрывать названия компаний, сославшись на соглашение о конфиденциальности. Напомним, чтобы получить статус резидента ОЭЗ необходимо в создание производства вложить не менее 3 млн. евро. «Таким образом, вполне реально, что к 2015 году резидентами зоны станут еще порядка 60 компаний, и «Алабуга» станет самой крупной организованной промышленной площадкой в России», - поделился весьма амбициозными планами Халимов.

IMG_0612.jpg
Проектная мощность Air Liquid - 210 тонн жидкого азота и кислорода ежесуточно, инвестиции в проект составили более 1,2 млрд. рублей. В планах компании - строительство трубопроводов на территории ОЭЗ, по которым будет осуществляться передача технических газов резидентам зоны

Своего зама дополнил Шагивалеев, заявив, что «совокупность серьезных компаний, уже ставших резидентами, служит четким и понятным сигналом для остальных, что условия, которые обещает инвесторам ОЭЗ, выполняются и что они, перед тем как принимать решения о строительстве своих мощностей, тоже думали и тоже считали. Правда, к этому времени, предположил Шагивалеев, свободной земли для размещения производств уже не останется, поэтому планируется увеличение площадей. «К 2017 году мы планируем увеличить площадь особой зоны в два раза. Расширение планируется на северо-запад. Сейчас эти земли принадлежат министерству земельных и имущественных отношений РТ. Предполагается, что в связи с этим потребуются новые вложения в инфраструктуру на 15 миллиардов рублей».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, каковы суммарная выручка резидентов в 2011 году и планируемая выручка в этом, Шагивалеев ответил, что в прошлом году она составляла порядка 10 млрд. рублей, а прогноз, по итогам этого года, - 15 млрд., с момента основания ОЭЗ в 2006 году она составила 40 млрд. рублей, при этом налоговые отчисления резидентов за этот же период составили порядка 4 млрд. рублей. "Но это только начало, - продолжал Шагивалеев, - мы планируем, что к 2020 году выручка резидентов составит 200 миллиардов рублей, а к 2017 году инвестиции государства в создание зоны будут полностью окуплены за счет налоговых отчислений".

Затем журналистам предоставили возможность осмотреть производства резидентов и пообщаться с руководством компаний.

«AIR LIQUIDE АЛАБУГА»

Алексей Шувалов - гендиректор «Air Liquide Алабуга», являющейся подразделением одного из мировых лидеров на рынке производства технических газов (на площадке в «Алабуге» производит главным образом азот и кислород), рассказал, что в 2008 году компания стала резидентом зоны, а уже в 2010-м начала выпуск продукции – газообразного кислорода для своего партнера – компании «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», которая, собственно говоря, и привела компанию в «Алабугу». В мае этого года была запущена вторая очередь завода – воздухоразделительная установка, которая является на сегодня основным активом компании на этой площадке. Проектная мощность производства составляет 210 т жидкого азота и кислорода ежесуточно, общие инвестиции в проект составили более 1,2 млрд. рублей. В планах компании - строительство трубопроводов на территории ОЭЗ, по которым будет осуществляться передача необходимых резидентам зоны технических газов.

IMG_0752.jpg
В завод по переработке салатной и овощной продукции «Белая Дача» было вложено более полумиллиарда рублей инвестиций. Компания рассматривает площадку «Алабуги» как плацдарм для экспансии в регионы Поволжья, Урала и Западной Сибири

БЕЛАЯ ДАЧА АЛАБУГА

Затем экскурсию по открывшемуся меньше месяца назад заводу по переработке салатной и овощной продукции «Белая Дача Алабуга» провел гендиректор предприятия Гурий Шилов. Газета «БИЗНЕС Online» писала об открытии предприятия. Завод рассчитан на выпуск 9,6 тыс. т салатной продукции в год. Основным потребителем продукции завода является сеть McDonald's, которая работает с «Белой Дачей» уже на протяжении 20 лет, а самой компании в следующем году исполнится уже 95 лет. В проект было вложено более полумиллиарда рублей инвестиций и создано 250 рабочих мест. Компания рассматривает площадку «Алабуги» как плацдарм для экспансии в регионы Поволжья, Урала и Западной Сибири. Особое внимание журналисты обратили на условия, в которых изготавливаются салаты. В цеха, где температура держится на уровне 2 - 4 градусов тепла, полагается заходить без ювелирных украшений, часов и телефонов и обязательно в спецодежде.

FORD-SOLLERS ЕЛАБУГА

Перед воротами сборочного производства Ford-Sollers журналистов ждала небольшая выставка автомобилей, которые производятся заводом сегодня. Это микроавтобус Transit, кроссовер Kuga, минивэны Galaxy и S-max и внедорожник Explorer. Все они пока производятся методом крупноузловой сборки, но полномасштабное производство (со сваркой и окраской кузовов) уже не за горами. В октябре начнется производство «путешественника». До конца текущего года, по словам Алексея Спирина - директора по производству СП, планируется выпустить порядка 150 таких автомобилей. В январе следующего года на конвейер встанет кроссовер Kuga, а на конец следующего года запланирована постановка на конвейер семейства микроавтобусов и фургонов Transit нового поколения. В настоящее время месячная программа выпуска предусматривает производство 2,5 тыс. автомобилей. Полномасштабное производство, которое рассчитанно на годовую программу в 65 тыс. автомобилей, потребует существенного увеличения численности персонала. К середине следующего года СП планирует увеличить свой коллектив в 2,5 раза. Как рассказал журналистам директор по персоналу «Ford-Sollers Алабуга» Евгений Скрипников, сегодня на заводе трудятся 1400 сотрудников. «Мы планируем, что к середине следующего года на нашем предприятии будут трудиться порядка 3,5 тысяч человек. А когда здесь же в 2015 году будет введено в строй производство двигателей к автомобилям, понадобится еще порядка 700 человек. С завершением модернизации производственной площадки в Набережных Челнах потребуется еще около 4 тысяч рабочих рук. Всего, таким образом, на заводах Ford-Sollers в Татарстане будут работать более 8 тысяч человек».

IMG_0809.jpg
Ford-Sollers устроил для журналистов небольшую выставку автомобилей, которые производятся заводом сегодня, - микроавтобус Transit, кроссовер Kuga, минивэны Galaxy и S-max и внедорожник Explorer

Сегодня, по словам Скрипникова, Ford-Sollers ведет активный прием на работу – в месяц принимается на работу порядка 170 человек при плане 350. «Пока недостатка в рабочей силе, который может сказаться на запланированных объемах производства, нет, но мы прогнозируем, что он в ближайшее время может возникнуть, и компания серьезно рассматривает варианты релокации – привоза сотрудников из других районов и регионов. В настоящий момент завод набирает персонал практически всех категорий, испытываем дефицит в рабочих специальностях – не хватает высококвалифицированных электриков, сварщиков, электронщиков, наладчиков оборудования и инженеров-технологов. В зависимости от квалификации, образования и стажа работы электрик или сварщик может получать на нашем предприятии от 12 до 30 тысяч рублей», - сказал Скрипников.

«П-Д ТАТНЕФТЬ-АЛАБУГА СТЕКЛОВОЛОКНО»

Совместный проект «Татнефти» и немецкой компании Preiss-Daimler, который был реализован на паритетных началах в 2010 году, пожалуй, является на сегодняшний день наиболее высокотехнологичным из тех, что были реализованы в «Алабуге». «На уникальном, не имеющем аналогов в мире (даже в Германии, по словам главного инженера предприятия, подобных заводов нет) оборудовании «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» уже полтора года производит конкурентосопособную на мировом рынке продукцию – стекловолоконную нить, которая используется в производстве материалов для автомобилестроения, судостроения и авиастроения и других отраслей. Завод состоит из двух корпусов – собственно корпуса плавки стекловолокна и участков его переработки. По словам главного инженера предприятия Валентина Алешкина, материал очень востребован и на мировом, и на российском рынке из-за легкости и прочности. «Ведущие мировые и российские автопроизводители, такие как Porsche, Audi, Vokswagen, BMW, Mercedes, КАМАЗ, используют стекловолокно для производства различных деталей автомобилей. В бамперах, панелях, матах большинства из них наша нить». На участках переработки СП производятся ровинговые ткани, которые активно используются в судо- и авиастроении, здесь же производится стеклосетка, которую используют в строительной отрасли.

По словам Саттарова выручка предприятия в 2011 году составила 1,2 млрд. рублей, численность персонала - 426 человек, а инвестиции в проект составили почти 4,7 млрд. рублей. Проектная мощность завода планировалась на уровне 20 тыс. т стекловолокна в год, однако эти показатели сегодня уже существенно увеличены.