ФИЛЬМ ЗАДЕЛ ЗА ЖИВОЕ
Я не люблю исторические фильмы. Человек, который профессионально занимается изучением прошлого, четко видит все ошибки и оплошности, которые режиссеры бессознательно «лепят» в своих картинах. Тем более я не люблю фильмы, в которых прошлое искажается сознательно, особенно прошлое моего народа. Все намекало на то, что в новом фильме «Орда», всероссийская премьера которого состоялась вчера, развесистой клюквы будет понавешано немало. Да и жизненный опыт, выраженный в просмотре десятков российских и зарубежных фильмов, говорил о том же – опять будут насмехаться над нашим братом-татарином, как обычно представляя его не только узкоглазым, но и еще и узколобым дикарем.
Интеллектуальные ристалища, развернувшиеся на просторах российского интернета еще до выхода фильма на большой экран, предполагали, что премьера вызовет ажиотаж. Может быть булгаристы, туранисты, шовинисты, патриоты и державники еще спали, но на первый утренний сеанс вместе со мной пришли лишь две дамы бальзаковского возраста (без собачки) и два юноши возраста пубертатного.
Мягкие, удобные кресла, приглушенный свет – все это не располагало к агрессивности. Я решил отбросить все свои предубеждения и посмотреть картину глазами простого обывателя. И сразу хочу сказать, что фильм меня зацепил, задел за живое. Еще с полчаса, наверное, я находился под впечатлением, с трудом возвращаясь из мира виртуального в мир реальный.
ЦЕПЛЯЕТ ДУХОВНЫЕ СТРУНЫ ЛЮБОГО МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Историк, специалист по Золотой Орде Вадим Рудаков, поначалу активно консультировавший съемочную группу, а позже разорвав с ними все отношения, был прав: исторической правды здесь мало, если она и есть, то перемиксована таким образом, что концов и не найдешь. А надо ли их искать? Режиссер Андрей Прошкин так и заявил, что в «Орде» больше мифа, чем документалистики. Лично меня тронула духовная составляющая фильма, ярко раскрытая на примере митрополита Алексия (Максим Суханов). И в этом нет никакого секрета, поскольку фильм снимала кинокомпания «Православная энциклопедия» (существует еще церковно-научный центр, выпускающий одноименную энциклопедию).
Сергей Кравец - руководитель «Православной энциклопедии», в недавнем интервью четко определил, какую Орду он хочет показать. «Это та Орда, которую мы создаем в фильме. И главное в ее мире – жизнь без Бога. Все, что происходит в Орде – не результат особой жесткости, особого национального или эмоционального состояния народа. Это – своего рода иллюстрация к словам «Если Бога нет, то все позволено», - говорит он.
Отсутствие православного антуража, излишней елейности и сусальности делает фильм пригодным для просмотра и мусульманами, и буддистами, поскольку говорит о вечных ценностях, цепляет духовные струны любого мыслящего и верующего человека. Невероятно всепрощающ митрополит Алексий, лишь пожуривший своего слугу Федьку, принявшего ислам в ханской ставке. Всепрощающ и хан Джанибек, несмотря на свою жестокость и дикость, сумевший показать в конце фильма свои лучшие человеческие качества.
ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ТАЙДУЛЕ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ОБЛАДАЛА НЕМЫСЛИМЫМИ ДЛЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ ПРИВИЛЕГИЯМИ
Несомненно, что режиссера вдохновлял «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, дух которого так или иначе присутствует в «Орде». Оттуда же «поганые» татары в качестве грубых варваров, отрубающие пленным русским головы одним взмахом кривой сабли. Возмутило ли меня все это? Скорее нет, чем да. Да, все это подается грубо, но не режет по живому, не унижает национальное достоинство. Показана средневековая жестокость, вот и все. Да, все положительные герои: князья, военнопленные, монахи исключительно христиане, а отрицательные – татары-мусульмане. Но татары на протяжении всего фильма говорят в основном на тюркском наречии, сопровождаемым русским переводом. На тюркском с татарами общаются митрополит Алексий, князь Иван и другие персонажи. Большинство диалогов проходят на этом языке, и создается впечатление, что смотришь картину условной киностудии «Татарфильм». Говорят, что создатели фильма использовали кабардино-балкарский язык, наиболее близкий к средневековому тюрки. Язык понятен любому татарину, тем более что блистательная Роза Хайруллина, играющая ханшу Тайдулу, постоянно срывается на казанское наречие. Все это, плюс голливудский хэппи-энд, уравновешивает плюсы и минусы, не оставляет в душе неприятного осадка.
А что касается историчности, то с этим в фильме туго. Поэтому и не стоило его, наверное, называть историческим. Хотя бывают случаи и похлеще. К примеру, американский боевик «Тринадцатый воин», якобы основанный на известном описании путешествия Ибн Фадлана к волжским булгарам, вообще не имеет к ним никакого отношения. Киношный Джанибек и исторический Джанибек - две разные фигуры. Если первый проводил свое время в пьянках и гулянках, то реальный - распространял ислам в Золотой Орде, строил мечети, покровительствовал медресе и ученым. Это он заставил ордынскую знать носить чалмы и халаты, хотя это и противоречило монгольским обычаям. При его дворе находились многие известные богословы (например, Мухаммед ар-Рази Кутб ад-Дин ат-Тахтани), содействовавшие превращению столицы Сарая в сосредоточение науки.
Реальный митрополит Алексей лечил не ханшу Тайдулу, а самого Джанибека. И сидел он не в золотордынских казематах, а киевских. И именно благодаря Тайдуле русская церковь и лично Алексий обладали немыслимыми для средневековой Руси привилегиями. «Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами... В нем 13 мечетей для соборной службы, из них одна - шафиитская. Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей», — писал о столице Золотой Оpды Ибн-Батута. А что мы видим здесь? Песчано-глиняную Аграбу из диснеевского мультика «Алладин». Стереотип на стереотипе, миф на мифе. Но как все подано! Как сделаны декорации, как снято! Пожалуй, это один из первых русских фильмов, который ничем не уступает по своей технологичности голливудским. Бюджет фильма 12 миллионов долларов.
Фильм «Орда» удался. Меня, достаточно искушенного зрителя, он впечатлил. Но как говорится, на вкус и цвет.
Азат Ахунов
Справка Азат Ахунов окончил Казанский университет. По образованию - востоковед-арабист. Кандидат филологических наук. Работает в области духовного и письменного наследия татарского народа. Автор 6 книг и более 500 научных и научно-популярных статей. В настоящее время - доцент Института востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.