460.jpg
В условиях членства России в ВТО особую актуальность приобретает защита интеллектуальной собственности производителей, таможенные органы при этом играют главную роль

КОМПЕНСАЦИЯ КОНТРАФАКТОМ

В течение трех дней в Казани представители Совета Федерации РФ, генпрокуратуры, Роспатента, представители таможенных служб и компаний-правообладателей на семинаре будут обсуждать проблемы по борьбе с контрафактом. Мероприятия началось с заявления начальника управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Петра Баклакова, который сообщил, что в октябре в Москве пройдет первый международный форум по контрафакту. Выступавший следом за ним замминистра экономики РТ Артем Здунов призвал развивать основные рыночные институты. «Мы сталкиваемся с тем, что без уделения внимания этому вопросу не можем двигаться дальше. Предприятия участвуют в инновационном процессе, но как действовать в международном пространстве? На это направлена наша работа. Будет осуществляться не только защита, но и продвижение нашей интеллектуальной собственности», - сообщил он.

Заместитель председателя оргкомитета первого международного форума «Антиконтрафакт-2012», член Совета Федерации РФ Асламбек Аслаханов заметил, что контрафакт «стал для нас уже как воздух, как будто он всегда нас сопровождал». «Это угроза национальной безопасности страны. Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению контрафакта на фоне увеличения потребительского спроса, люди тянутся за дешевым товаром. Процветает нелегальное предпринимательство», - констатировал он. По словам Аслаханова, с развитием интернета активизировалось распространение контрафактных аудио и видеофайлов. Кроме этого, идут продажи копий известных брендов - от часов до элитного алкоголя. Тут спикер отметил, что без заявления правообладателя правоохранительные органы ничего не могут сделать. «Люди сами ничего не предпринимают, но жалуются на бездействие», - посетовал Аслаханов. Он рассказал, что иногда изъятую контрафактную продукцию правообладатели не уничтожают, а забирают себе в качестве компенсации.

Коснулся спикер и зарубежного опыта. В условиях членства России в ВТО особую актуальность приобретают вопросы защиты интеллектуальной собственности, при этом особая роль принадлежит таможенным органам. На счету российских таможенников миллионы единиц изъятых контрафактных товаров народного потребления: одежда, обувь, косметика, детские игрушки, лекарственные средства, продукты питания. Аслаханов отметил, что за рубежом есть организации по борьбе с контрафактом, кроме этого, по его мнению, наше законодательство в отношении наказания неадекватно тому, что происходит в других странах. «Там просто дикие штрафы, бывает даже потеря бизнеса», - подчеркнул он.

460-4.jpg
 По словам начальника управления ФТС РФ Петра Баклакова, только за первое полугодие этого года таможенные органы выявили более 9,9 млн. единиц контрафактной продукции

КАМАЗ ВКЛЮЧИЛСЯ В РЕЕСТР

Петр Баклаков предоставил аудитории свежие данные по распространению контрафактной продукции в России и Татарстане. По его словам, только за первое полугодие этого года таможенные органы по стране выявили более 9,9 млн. единиц контрафактной продукции. При этом за весь прошлый год было выявлено «всего» 9,3 млн. единиц. С 2007 года общая цифра составила 60 млн. (!) единиц. «В первом полугодии 2012 года возбуждено 485 дел об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу России товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и признаки контрафактных. Всего с 2007 года заведено более 5,5 тыс. дел. Открытие российско-казахстанской границы усложнило работу – с июля прошлого года снят таможенный контроль при обороте продукции в России, Белоруссии и Казахстане», - сообщил он. Спикер уточнил, что идет работа над российским законодательством. «Есть предложения по внесению поправок в уголовно-процессуальный кодекс по дознанию, поправки расширят используемые меры», - рассказал Баклаков.

Ведется работа Федеральной таможенной службы с Роспатентом. В 2011 году было задержано 211 партий товаров, было заведено более 70 дел, из 180 партий в 2012 году дела заведены по 68 случаям. Сейчас в таможенный реестр включили свои товарные знаки почти все производители автопрома Приволжского региона. Среди них – ОАО «ВАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «ЗМЗ».

В Приволжском регионе с начала этого года таможнями было выявлено более 600 тыс. единиц контрафактной продукции. Из продовольственных товаров это виноводочные и кондитерские изделия, непродовольственных – игрушки для детей, одежда, обувь, автозапчасти. Что касается Татарстана, то таможней в первом полугодии 2012 года было признано контрафактными 67,5 тыс. единиц продукции, осуществлено 24 приостановления выпуска товаров, возбуждено два дела об административном правонарушении по статье КоАП РФ. На днях, например, в Лаишевском районе был уничтожен контрафакт, состоящий из 2,3 тыс. мужских брюк с товарным знаком HUGO, 480 детских игрушек, 85 портмоне с олимпийской символикой. Кстати, что касается символики, то, как рассказал директор по защите олимпийской и параолимпийской символики Игр оргкомитета «Сочи-2014» Олег Данилюк, подделок такой продукции достаточно. «Чтобы защитить символику и продукцию будущей Олимпиады в Сочи, была создана система защиты от Гознака в виде марки и голограммы. Эта защита даже превосходит степень защиты денег некоторых стран», - сообщил он.

ПО ПОСТАВКАМ КОНТРАФАКТА ЛИДИРУЮТ СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Баклаков рассказал газете «БИЗНЕС Online», что работа с правообладателями идет по двум направлениям. «Первый – это когда правообладатель сам регистрирует свой товарный знак. После этого таможенные органы имеют право приостанавливать перемещение контрафактного товара, извещать правообладателей, заводить административные дела. Есть второй механизм – право, которое называется экс-оффицио. Например, таможенные органы видят перемещение конфет, похожих на «Мишка косолапый», но с другим названием. Таможня имеет право приостановить товар и известить правообладателя, но есть ряд условий. Бывает, что правообладатель не заинтересован, мотивируя это несущественными убытками. В этом случае второй раз меры в отношении этого правообладателя – извещение – не предпринимаются», - объяснил он. По его словам, по поставкам контрафакта лидируют страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Логистика перемещения товаров очень универсальна в международном плане. В целом, сегодня наибольшее количество дел по контрафакту заводится в Московском и Санкт-Петербургском регионах. Далее идет Дальневосточное направление. Приволжье, Сибирь, Урал – это все-таки регионы больше экспортной направленности.

Заместитель начальника Приволжского таможенного управления Николай Харюшин подтвердил, что Приволжский регион – не исключение по контрафакту. «Нас интересуют нарушения при пересечении границ, это основной участок работы. Регион интересный, у нас работают около 85% всех отечественных производителей, в том числе КАМАЗ. Компании включили свои товарные знаки в реестр. По Татарстану и России «проблемные» контрафактные товары сильно не отличаются - это автозапчасти, виноводочная продукция, товары для детей», - уточнил он.

Представитель компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России, пожелавший остаться неназванным, один из немногих на семинаре выразил корреспонденту «БИЗНЕС Online» оптимистичные взгляды на проблемы контрафакта. «Мы занимаемся производством табачной продукции, и к счастью, конкретно наша компания не сталкивается с проблемой контрафакта. Отрасль, конечно, такая, в которой такой продукции очень много. Нам удается избегать этого только при тесном взаимодействии с правоохранительными органами и по соответствующему российскому законодательству», - сообщил он.

460-2.jpg
Замначальника Приволжского таможенного управления Харюшин: «По Татарстану и России «проблемные» контрафактные товары сильно не отличаются - это автозапчасти, виноводочная продукция, товары для детей»

«КАЖДЫЙ СОТЫЙ ТОВАР – ПОДДЕЛКА»

Газета «БИЗНЕС Online» опросила участников семинара – правообладателей и экспертов, насколько часто они сталкиваются в своей работе с контрафактной продукцией и какие меры для борьбы используют, а также необходимы ли такие семинары для практической работы.

Григорий Бусарев - генеральный директор агентства «Артпатент», патентный поверенный РФ:

- Большинство предприятий часто даже и не знают о том, что они нарушили чьи-то права. И в этом случае важно знать о способах определения патентной чистоты своей продукции, касается это товарного знака или изобретений. На подобных семинарах, как правило, и раскрываются такие темы.

В Татарстане конфликты с зарубежными компаниями, в основном, возникают по достаточно крупным брендам. На рынке по-прежнему присутствует достаточно много контрафактной аудио, видеопродукции, одежды, парфюмерии. В отношении малых компаний есть несколько очевидных тенденций. Например, в последнее время очень заметно оживились крупные игроки на российском кондитерском рынке, в пищевой отрасли, - там, где наибольшая конкуренция. Владельцы брендовых портфелей, например, «Рот-Фронт», сильно активизировались по борьбе с контрафактной продукцией. В этом случае ответчиками становятся уже малые производственные компании республики. Иными словами крупные правообладатели пошли в регионы. И это не только касается продуктов питания. В Татарстане конфликты возникают по таким отраслям, как кондитерские изделия, продукты питания,  учебных  пособий, строительных материалов и оборудования и т.д. Много случаев нарушений патентов на приборы, устройства и иную научно-техническую продукцию.

Несмотря на развитие систем защиты интеллектуальной собственности, число судебных споров очевидно растет. Причина, на наш взгляд, не в том, что производится больше  контрафакта или имитаций. Со стороны предпринимателей и патентообладателей стало гораздо больше доверия и внимания к защите своих интеллектуальных прав, что и отражается на судебной практике.

Андрей Камышников - специалист по защите интеллектуальной собственности StarLine (Санкт-Петербург):

- Наша компания выпускает сигнализации, системы охраны и безопасности автомобилей. Мы сами изучаем, испытываем и производим продукцию. По автомобильной охранной системе безопасности мы занимаем половину российского рынка, а по защищенным кодам, которые не вскрываются, занимаем 70 процентов. Мы даже выплачиваем 5 миллионов рублей тому, кто может взломать нашу сигнализацию, - настолько мы уверены в себе.

В данном сегменте рынка наш бренд раскручен, и даже в такой отрасли наши китайские соседи вовсю подделывают нашу продукцию. Однако подделки некачественны, не соответствуют никакому ГОСТу, бывали даже такие случаи, когда при установке таких китайских систем происходили возгорания автомобилей. Дело даже не в том, что мы экономически теряем деньги, а больше переживаем за то, чтобы потребители приобретали качественный продукт.

Если говорить об убытках, скажу о товаре: каждая сотая единица – это подделка. Боремся с контрафактом благодаря большой дилерской сети: при обнаружении контрафакта, изымаем его и доводим дело до суда.

Александр Михайлов - руководитель по развитию бизнеса ООО «Фольксваген Груп Рус» (Москва):

- Мы достаточно часто сталкиваемся с контрафактом. Чаще всего речь идет об аксессуарах с символикой компании (это Audi, Volkswagen), игрушках-автомобилях и так далее. Контрафакт поступает из южных стран: Китай выпускает игрушки в виде машинок, мягкие игрушки. Есть очень большой спектр поставок, ущерб которого начинается от 100 тысяч рублей и может идти по возрастающей. Все зависит от того, какими партиями покупается контрафактная продукция. Кто-то везет 20 машинок, а кто-то – целый контейнер.

Мы получаем информацию об этом от таможни. Нам говорят, что задержан товар, на который нанесены наши торговые марки. Мы делаем запрос в нашу штаб-квартиру, есть ли у какой-либо компании право производить продукцию, потому что иногда бывает так, что лицензия дается вполне законно какой-либо компании, которая находится в Китае или Тайване. При наличии разрешения продукция не является контрафактной и пропускается дальше. При отсутствии разрешения (что происходит чаще всего) груз конфискуется и уничтожается. Я затрудняюсь сказать, сколько процентов произведенной продукции является контрафактом, потому что мы видим лишь верхушку айсберга. Сколько контрафакта ходит внутри страны, мы не можем точно определить.