ШТАБ НЕФТЕТРЕЙДЕРА

Здание на ул. Пушкина в начале 90-х было одним из первых офисных центров Казани. По сути, эта была штаб-квартира одного из первых холдингов республики – АО «Сувар». Сама компания была создана в 1991 году, а учреждали ее республиканское правительство, КАМАЗ, «Татнефть», АО «Нижнекамскнефтехим» и ряд других предприятий. Тогда же «Сувар» стал главным татарстанским трейдером на рынке нефти и нефтепродуктов. Но, как и у всех компаний 90-х, деятельность АО была разнообразной: помимо «черного золота» «Сувар» занимался поставками запчастей и комплектующих к автомобилям "КАМАЗ" и "Ока", металлопроката, минеральных удобрений, продуктов питания, оборудования для комплектации машин скорой медицинской помощи и товаров народного потребления. Впоследствии из этой компании выйдет девелоперская группа «Сувар-Казань», известная своими амбициозными проектами в сфере жилой и коммерческой недвижимости.

В нулевые компания «Сувар-Казань» обзавелась собственным офисным центром из стекла и бетона на улице Щапова. А в здании на Пушкина теперь одним из основных арендаторов является сеть АЗС "Татнефти".

Этой весной собственники решили сменить внешний облик здания. Заказчиком стало ООО «СК «Новоград» (это, как известно, застройщик «номеров Булгар» и «внучка» «Татнефти»), и сейчас работы уже подходят к концу. «Разработчик проектной документации – «Татинвестгражданпроект». Планируется, что здание будет полностью сдано в сентябре. Все работы на фасаде уже завершены. В наши обязательства входил только капитальный ремонт фасада, а не внутренних пристроек, перепланировок здания», - рассказал газете «БИЗНЕС «Online» Михаил Чернов - главный инженер компании СК «Новоград».

РАССУЖДЕНИЯ О ПРЕВРАЩЕНИИ СЕРОСТИ В ПОЛУСЕРОСТЬ

По просьбе газеты «БИЗНЕС Online» известные архитекторы Казани оценили преобразования одного из первых офисных центров Казани.

Виталий Логинов - председатель правления союза архитекторов РТ:

- Стиль обновленного здания – это и не классицизм, и не модный сегодня модерн. Конечно, теперь оно лучше, чем было во времена «Сувара». Здание было «сундуком» и по стилю не принадлежало нашей архитектуре. Однако я бы все же сделал немного по-другому. Сказать, что это шедевр, конечно, нельзя.

Автором предыдущего проекта был Иван Галанин из института «Казгражданпроекта».

В последнее время появляются здания на грани современности и исторического духа. На этой же улице, выше - здание жилого дома «Симурга», гораздо лучше построенное. А тут получается построенное позднее здание, а стоим на том же уровне. Я не вижу, чтобы что-то было сделано стилистически правильно. Новое здание выглядит как обычный рядовой дом, на котором нет лишних деталей.

Гульсинэ Токарева - заслуженный архитектор России, кандидат архитектуры, профессор:

- Насколько хорош или плох был фасад здания - это не вопрос субъективной оценки «нравится» - «не нравится». Не могу сказать, что была поклонницей этого здания, но оно являлось памятником определенной эпохи - 90-х годов. Сейчас новый фасад представляет собой образец псевдоисторизма – просто «фантик», имитирующий историческую архитектуру непонятно какого периода. Принципиального качественного скачка я здесь не вижу.

Считаю, что оценка того, насколько архитектура была хороша, – это вопрос профессионального анализа. Бывает так, что сегодняшняя публика не принимает какую-то архитектуру, оценивает негативно, а завтра это может быть понято и по достоинству оценено. Так происходило с так называемыми памятниками сталинской эпохи: во время правления Хрущева был период, когда «сталинский ампир» очень негативно оценивался. А сейчас отношение кардинально изменилось…

Нельзя переделывать архитектуру города в угоду чьему-то сиюминутному вкусу. В Германии, в городе Штутгарте, был прецедент: группа архитекторов, которых сейчас считаем великими, построила экспериментальный квартал, где все было сделано в архитектуре, отражающей дух времени начала XX века. Жители и власть оценили постройки резко негативно и потребовали снести. Почти весь квартал в итоге снесли, осталось несколько зданий. Жители этого же города через 30 лет назвали оставшиеся здания шедеврами, и теперь их охраняет государство. Восприятие обывателя может сильно отставать, поэтому в оценке надо доверять профессионалам.

Любое здание – элемент подлинной истории, а история всегда нейтральна. Безответственно переделав здание, впоследствии ни мы, ни наши потомки не поймем, как развивалась архитектура, какова подлинная энергия того или иного периода. Что мы оставим потомкам для оценки? Например, на слуху – «всем памятникам памятник» – дом Фукса. Я, как архитектор, очень средне оцениваю архитектурные достоинства этого здания, но здание много упоминалось, обсуждалось, и дом оброс некоей аурой неприкосновенности. Может оказаться, что здание не стоит того, сколько о нем шумят. Таким образом, для того чтобы гармонично развиваться, необходимо подлинное знание истории архитектуры города, нужна историческая правда.

Еще один важный момент. Автор этого здания – Иван Галанин – жив и, надеюсь, здоров. Спросили ли его о предстоящих изменениях фасада дома на улице Пушкина? Ведь есть авторское право (Гражданский кодекс РФ), которое призвано обеспечить неприкосновенность авторских произведений. Причем авторское право вступает в силу по факту создания независимо от качества произведения. Нельзя теперь судить, сделал Галанин фасады здания хорошо или плохо, это просто свидетельство того времени – 90-х годов. В одно и то же время создаются совершенно разные по достоинству здания, но все они имеют ценность в смысле понимания эпохи.

Сегодня заметна очень опасная тенденция – группа людей, как правило, далеких от архитектуры, оперативно без серьезного профессионального анализа решает судьбу зданий. Люди, как известно, приходят и уходят, а здания остаются. Именно через архитектуру зданий - свидетелей эпохи - мы познаем реальную историю культуры общества, страны.

Александр Дембич - завкафедрой градостроительства КГАСУ:

- И архитектура фасада предыдущего здания, и архитектура обновленного фасада по своему художественному решению довольно посредственны. Хотя обновленный вариант лучше входит в градостроительный контекст места.

Сергей Саначин - градостроитель, архитектор:

- Обновленный облик, конечно, - шажок вперед. Оцениваю (по шкале от 1 до 10): новый облик - 8, старый - 6. Было бы интересно оценить трансформацию какого-то ценного здания или памятника (концепцию, образ, детали). Но зачем рассуждать о превращении серости в полусерость?