Дамир Мухетдинов указал на то, что Хазарский каганат и Золотая Орда являются частью истории России, за что удостоился жесткой критики со стороны части православной патриотической общественности Дамир Мухетдинов указал на то, что Хазарский каганат и Золотая Орда являются частью истории России, за что удостоился жесткой критики со стороны части православной патриотической общественности Фото: «БИЗНЕС Online»

«С точки зрения исламской эсхатологии Россия в окончательной битве добра и зла будет на стороне мусульман»

Роль Золотой Орды в становлении российской государственности — тема самой интересной дискуссии последних недель на просторах отечественного политического «Телеграма». Началось все с известной истории вокруг выступления первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова. Напомним, что правая рука Равиля Гайнутдина на научной конференции в Екатеринбурге в ноябре указал на то, что Хазарский каганат и Золотая Орда являются частью истории России, за что удостоился жесткой критики со стороны части православной патриотической общественности во главе с известным публицистом Егором Холмогоровым, по словам которого, Дамир хазрат «объявил историческую войну славянам и русским».

После чего в разговор вступили и другие авторитетные представители экспертного сообщества. В частности, известный политолог, профессор Сергей Караганов, который в интервью Al Mayadeen English (его перевод опубликовал сайт журнала «Россия в глобальной политике») отметил, что «мы не разделяем нынешние постевропейские и постгуманистические ценности, а политически и социально мы больше азиаты», и подчеркнул, что россияне — это гордые наследники двух великих цивилизаций — монгольской и византийской.

«Монголы грабили нашу страну, но в то же время принесли культуру „вертикали власти“. А еще это невероятное чувство, я бы сказал, „глобального мышления“. Так что русские хоть и пострадали, но унаследовали некоторые лучшие черты империи Чингисхана», — размышляет Караганов. При этом, отмечает эксперт, Россия поворачивается туда, куда вернулась после большого путешествия в Европу, начатого Петром I. «Это было очень полезно, потому что мы культурно обогатились — настолько, что создали одну из лучших или, наверное, лучшую литературу в мире и великое искусство. Сейчас мы говорим: нет, спасибо, больше не надо», — уверен Караганов. «С точки зрения нашего внутреннего, культурного, духовного, экономического и политического движения это движение в сторону Сибири. Но с точки зрения нашей внешней ориентации это улучшение наших отношений со странами глобального Юга и Востока», — делает вывод политолог.

Слова уважаемого профессора нашли немало откликов. В частности, знать меру в «повороте на Восток» призвал автор телеграм-канала «Толкователь» Павел Пряников. Он сомневается: какие управленческие практики Орды есть в России? «У кочевых монголов не было собственной развитой культуры, наоборот, они перенимали достижения цивилизации покоренных народов — в первую очередь Китая (китайские системы учета и контроля, таможни и так далее)», — уверен Пряников. По его мнению, нельзя говорить и о генетическом влиянии монголов: «Сколько ищут, находят (если находят) лишь микроскопические следы у русских. Что неудивительно, до русских княжеств дошло не более 10 тысяч монголов, а основную массу составляли тюрки, аланы (осетины), финно-угры».

А еще один герой политической «Телеги», политконсультант Игорь Димитриев, замечает, что три года назад евразийство, на которое ссылается тот же Мухетдинов, считалось у нас маргинальным учением, а сравнение России с Ордой посчитали бы оскорбительным, но теперь все изменилось. «Дискуссию об ордынских истоках российской государственности ведут вполне патриотичные публицисты. Просто за эти годы произошло столько событий символических, что место России в дружной семье евразийских народов стало очевидным», — пишет Димитриев. «С точки зрения исламской эсхатологии Россия в окончательной битве добра и зла будет на стороне мусульман», — также указывает он.

«Монголы грабили нашу страну, но в то же время принесли культуру «вертикали власти“» «Монголы грабили нашу страну, но в то же время принесли культуру «вертикали власти» Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

«Чадаев, как и Прилепин, тонко чувствует ордынский дух России, который пытаются игнорировать «русские националисты»

Интересно, что заметное внимание анонимных каналов и авторских проектов в «Телеграме» вызвали в данном контексте и материалы «БИЗНЕС Online», а именно интервью известного политолога Алексея Чадаева и одного из главных современных российских писателей Захара Прилепина.

В частности, вспоминали еще майский разговор с Чадаевым, который, напомним, является также гендиректором выпускающего дроны НПЦ «Ушкуйник». «Я считаю, что Орда — это круто. И в том, что говорят некоторые особо радикальные граждане (а именно: настоящим создателем российской государственности являлся скорее Батый Джучиевич, чем Владимир Святославович), много правды», — заявлял тогда эксперт и задавался вопросом, почему Иван III, освободившись от ордынского ига, объявил себя наследником Византии, а не Орды. Потому что оснований претендовать на наследство Орды у нас было побольше. По мнению собеседника газеты, ордынское наследие пало жертвой информационных войн — его всячески оболгали, извратили и в процессе интенсивной европеизации объявили азиатской дикостью, хотя для своего времени это были самые передовые технологии, в том числе военные и госуправления. «Именно благодаря Орде мы долгие века опережали Запад по целому набору позиций», — говорил Чадаев.

Алексей Чадаев: «600 лет мы у Запада торчим занозой в одном месте. Как сил накопит – крестовый поход»

«Теперь, оказывается, выяснилось, что мы правопреемники Золотой Орды, а кто не согласен — тот нацист», — типичный критический выпад в адрес Чадаева демонстрирует канал «Под лед» и вменяет политологу зачисление Дмитрия Донского и Ивана III в ряды скинхедов. При этом авторы канала категорично заявляют, что «татаро-монгольское иго» для Руси было абсолютным злом, ведь при нем сжигались дотла города, разграблялись церкви, а русских людей убивали или превращали в рабов.

«Инь-новация, Ян-традиция и Хрень-деструкция. Смотрю, как правоверные нацики возбудились на мой тезис про преемственность Руси от Орды — мол, льешь воду на мельницу укропропаганды, что настоящие славяне — это они, а мы так, смесь монголов с финно-уграми. Да, конечно, да, мы оно и есть!» — не без иронии отреагировал Чадаев.

Прилепин же в недавней беседе с нашей газетой заявил о неизбежном столкновении лбами двух концепций будущего России. Согласно первой, «послевоенная Россия должна быть, так сказать, моноэтничным русским государством с минимальными национальными автономиями, чтобы страна больше никогда не могла распасться на суверенные национальные государства». Вторая же, которую поддерживает и сам писатель, гласит, что «мир просит, чтобы мы создали и возглавили новые правила мирового взаимодействия, чтобы мы вновь встали во главе большой антиколониальной революции».

Захар Прилепин: «Сталинисты и черносотенцы собираются в две стаи. Столкновение кажется неизбежным»

По мнению Прилепина, «правый поворот» в сегодняшних реалиях неуместен. «О чем мы будем снимать кино, писать картины, ставить спектакли? Мы же должны что-то такое миру представить. Правый спектр нашей политики говорит: „Мы будем транслировать православные ценности, Николай II, Колчак, император, наша тысячелетняя история“. Это все хорошо, но это не в полной мере конвертируемые и передаваемые из рук в руки продукты», — говорит он. По мнению литератора, в целом миру нет дела до нашей религии, нашей тысячелетней истории и наших императоров, потому что ему нужны близкие и понятные идеи. В качестве примера он приводит Советский Союз, магистральная идея об освобождении труда и полноправии наций которого находила положительный мировой отзыв. «Нужны весомые международно значимые идеи. Они в правом спектре, как правило, не находятся, просто потому, что правые — это про то, что мы гордимся тем, какие мы есть. Ну и гордитесь. А к нам вы с чем пришли, что вы нам предложите?» — считает Прилепин.

«Чадаев, как и Прилепин, тонко чувствует ордынский дух России, который пытаются игнорировать „русские националисты“», — пишет телеграм-канал «Тени Руси» и добавляет, что «русскому лоялисту положено быть ордынцем — с 1237 года». Именно тогда Монгольская империя вторглась на русские земли.

Чадаев, комментируя развернувшуюся дискуссию «БИЗНЕС Online», возвращается к тезису о вертикали власти и отмечает, что спор сводится к теме, какой принцип все-таки первичен: родоплеменной или государственной службы Чадаев, комментируя развернувшуюся дискуссию «БИЗНЕС Online», возвращается к тезису о вертикали власти и отмечает, что спор сводится к теме, какой принцип все-таки первичен: родоплеменной или государственной службы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что до Орды, то была трагедия. Но мы ее совместно преодолели, тем и сильны»

Сами основные участники дискуссий в разговоре с «БИЗНЕС Online» порассуждали о том, почему «золотоордынские» споры вспыхнули с новой силой в информационном поле именно сегодня.

«Темы Орды, Салавата Юлаева, Шамиля, Апти Алаудинова, Кадырова и все прочие схожие темы вбрасывают наши враги. Те, кто обсуждает их с целью насаждения „однокомнатной русской национальной квартиры“, работают либо по глупости на врага, либо конкретно на врага», — сказал нашему корреспонденту Прилепин. Их оппоненты, которые пытаются объяснить, что Россия как раз и сильна своей цветущей многонациональной сложностью, по его мнению, противостоят хаосу. «Что крайне сложно, так как радикальный этнический национализм — идеология „низших организмов“ и, как мы видим на примере Украины, крайне приставучая и в той же степени вредная. На молодых это, увы, действует. Что до Орды, то была трагедия. Но мы ее совместно преодолели, тем и сильны», — говорит писатель.

Чадаев, комментируя развернувшуюся дискуссию «БИЗНЕС Online», возвращается к тезису о вертикали власти и отмечает, что спор сводится к теме, какой принцип все-таки первичен: родоплеменной или государственной службы. «Главное, что привнесла Орда, — это то, что статус человека на государевой службе не зависит от его родоплеменных привилегий. Это то, что было очень ножом по сердцу. Ну как же так, вот я, у меня такие предки, а тут приходит какой-то не пойми кто, причем неважно, инородец или, так сказать, собственный худородный, и становится выше меня», — подчеркивает Чадаев. По его мнению, люди из правого русского движения просто зацепились за Орду и используют это как способ обосновать засилье инородцев в РФ в ущерб русской нации.

«Вся эта борьба — попытка обосновать некоторую привилегию по праву рождения для представителей государствообразующего народа. Попытка понятная, интуитивная, но она заведомо обреченная просто потому, что в этом случае кого-нибудь, а не их назначат правильными русскими. Тарелку все равно пронесут мимо носа», — сказал нашему корреспонденту политолог. При этом он пообещал, что в следующий раз «обязательно потроллит» ту сторону и напишет большой текст о том, что, в частности, Сталин никакой не великий вождь и никакой не эффективный менеджер. «А просто, значит, кавказский директор рабочей базы, случайно ставший главным начальником», — иронизирует Чадаев.

«Только вообразите! А что, если предки якута Григорьева стояли на поле Куликовом — на другой стороне, под иными стягами? А что, если предки погибшего украинца стояли на стороне князя Дмитрия?» «Только вообразите! А что, если предки якута Григорьева стояли на поле Куликовом — на другой стороне, под иными стягами? А что, если предки погибшего украинца стояли на стороне князя Дмитрия?» Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

«Ну, татарская морда, ответишь за взятие Козельска»

Мухетдинов в разговоре с нашим корреспондентом подчеркнул, что эта дискуссия на самом деле не прекращалась как минимум последние несколько столетий, а современные ведущие интеллектуалы отечественной политической мысли вроде Александра Дугина давно преклонялись перед Чингисханом и отводили ему важное место в русской историографии.

«Среди русских всегда были и есть те, кто разделяет мысль о том, что Московское удельное княжество выросло из штанов Орды (системно развивалась и складывалась как вилайет [провинция] ордынской культуры и посткультур золотоордынской культуры). Ничего в этом страшного нет», — рассуждает Дамир хазрат. Он надеется, что в России удастся прийти к «срединному пониманию» тех исторических событий.

Мухетдинов также напоминает, что для татар, башкир и народов Северного Кавказа вопрос Золотой Орды — тема их государственности. «Нужны здравые интерпретации без шапкозакидательства. Да, были черные стороны, но были и положительные. Читая о татарах, в советское время добрая половина класса поворачивалась в мою сторону и говорила: „Ну, татарская морда, ответишь за взятие Козельска“. Теперь примерно то же самое повторяется только уже в новом поколении наших детей по отношению к другим национальностям. Мир меняется стремительно, и надо осмыслять, учиться договариваться, слышать друг друга, издавать новые учебные пособия и книги», — говорит наш собеседник.

А известный татарстанский историк, экс-директор Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов напоминает, что для татар тема важна с точки зрения национальной истории, национального самосознания, а для русских — с точки зрения сопротивления влиянию Золотой Орды. Наследием же Золотой Орды ученый называет не только этническое происхождение, но и вопросы политической культуры и политических взаимоотношений. «И Караганов, который утверждает, что все мы наследники Золотой Орды, в какой-то степени прав. Кто-то этнически связан с Золотой Ордой, кто-то политически. Тема Орды — это вопрос даже политической корректности и политической культуры», — констатирует историк.

А один из «зачинщиков» дискуссии Холмогоров, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», настаивает, что «научить» русских чему-то существенному в плане организации вертикали власти Орда не могла, и отмечает, что фактически единственное значимое «ордынское наследие» в истории русской государственности — это ямская служба, система лошадиных «подстав», позволявшая курьерам передвигаться с высокой скоростью непрерывно. И то делает это с оговорками: «Это было заимствование по факту не у Орды, а у Китая, где эта система была изобретена».

«Главным фактом соседства Руси и Орды были не мифический „союз“, не заимствования, даже не вассалитет и „иго“. Главным фактом была ордынская набеговая экономика, выражавшаяся в угоне в рабство миллионов русских людей», — считает Холмогоров. Так, по его словам, с XIII века ордынцы развернули индустрию угона русских (и не только русских, также и татар, и черкесов, и многих других) для продажи работорговцами на Восток и в Западную Европу. У них появились надежные контрагенты и заказчики в лице генуэзцев, контролировавших Кафу (Феодосию) и Солдаю (Судак) в Крыму. «Именно ставленником этих работорговцев был, в частности, пресловутый Мамай», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

Отвечая на вопрос о том, почему тема Золотой Орды всколыхнула общество, Холмогоров указывает на то, что, скорее всего, это связано с противодействием СВО. «Не секрет, что СВО ведется по национальным мотивам, мотивам русского единства, отчетливо обозначенным в статье президента о единстве русского и украинского народов. И заявить, что этот „спор славян“ к подлинным интересам русской государственности отношения не имеет, так как мы не Русь, а „Орда“, — это сознательная дискредитация целей СВО, попытка обессмыслить усилия наших воинов, подтолкнуть Россию к капитуляции на „неважном“ направлении. Кому и зачем это в российской элите надо — я не политический расследователь, чтобы доискиваться. Мой долг как общественного деятеля и историка — противостоять тем идеологическим угрозам, которые из этого вытекают», — подытожил публицист.

Впрочем, оппонирует с этой точкой зрения пост в телеграм-канале все того же Прилепина. Здесь он также обращает особое внимание на путь России в контексте СВО и приводит в пример рукопашный бой участника спецоперации из Якутии с солдатом ВСУ, из которого российский боец вышел победителем.

«Дело в том, что перед нами немыслимый изгиб истории. Только вообразите! А что, если предки якута Григорьева (Андрей Григорьев во время штурма поселка Трудовое в ДНР в рукопашной схватке победил бойца ВСУ, получил звание Героя России прим. ред.) стояли на поле Куликовом — на другой стороне, под иными стягами? А что, если предки погибшего украинца стояли на стороне князя Дмитрия? — отмечает автор поста. — Великое счастье — жить посреди Евразии и верить в ее общий, единый русский путь. Вижу в этом бою великий знак. Торжество того, что у нас иной раз не слишком разумными людьми именуется „многонационалочкой“».