«Когда «Норильский никель» произошел, точно такая же ситуация [сложилась]. Любой губернатор не хочет, чтобы это была федеральная ЧС. Все пытаются решить своими силами. Вот это была ошибка. Ну упустили, а там дальше уже понятно», — рассуждали сегодня в Госдуме о причинах экологической катастрофы в Черном море. Впрочем, обстоятельного разговора о ситуации, который планировался, не получилось. Профильный комитет отложил его, придя к выводу, что… пока обсуждать нечего. Однако депутаты признали, что придется править законодательство, потому что некоторые принятые законы «не работают». О том, что говорят волонтеры на месте и как в Госдуме искали виноватых в катастрофе, — в материале «БИЗНЕС Online».
Лебедь, пострадавший от разлива мазута в Черном море
«Все, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно»
Популярные телеграм-каналы сегодня утром друг за другом публикуют видео, на котором спасенный лебедь «обнимает» волонтера из Анапы, участвующего в очистке Черного моря и побережья от мазута. Девушка плачет, ролик действительно трогательный. Правда, отчасти он выглядит как некий «кризис-менеджмент» и попытка отвлечь внимание массовой аудитории от главного. Устранение последствий разлива нефти, который президент России Владимир Путин ранее назвал одним из самых серьезных вызовов в области экологии за последние годы, пока, вероятно, далеко от завершения, а последствия для окружающей среды и предстоящего курортного сезона еще предстоит установить.
О серьезности вопроса говорит хотя бы то, что за последнюю неделю Путин дважды касался его на совещаниях с членами правительства. В первый раз — 6 января. «Была создана соответствующая рабочая группа сначала на региональном уровне, потом на федеральном, а затем все-таки правительство пришло к необходимости объявить ЧС», — отметил тогда российский лидер. Причем оговорка «все-таки» звучала показательно. Вероятно, мысль была в том, что можно было действовать и побыстрее.
Фактически этот тезис сегодня подтвердили в Госдуме на заседании профильного комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Члены комитета в среду планировали отдельно обсудить вопрос загрязнения Черного моря, но в последний момент передумали. Дескать, обсуждать пока нечего, нужно еще собрать фактуру. Аргумент прозвучал несколько сомнительно и, стоит отметить, забегая вперед, вызвал вопросы в зале. Тем не менее широкого обсуждения не получилось. Но в ходе краткого разговора председатель комитета Дмитрий Кобылкин признал, что среагировать на аварию можно было быстрее. И даже сказал, почему это сделать не получилось.
Экологическая катастрофа произошла месяц назад, 15 декабря. Тогда из-за шторма в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые перевозили около 9,2 тыс. т мазута, из них в море вытекло порядка 40%. Первое судно разломилось пополам и пошло ко дну, второе получило аналогичные повреждения и легло в дрейф — позже кормовую часть корабля выбросило на грунт в 80 м от берега. В результате аварии погиб член экипажа «Волгонефти-212».
В этот же день премьер-министр РФ Михаил Мишустин по поручению президента создал рабочую группу для координации работы по ликвидации последствий ЧП. Ее возглавил вице-премьер Виталий Савельев. «Как только позволит погода, начнется водолазное обследование судов силами Морспасслужбы Росморречфлота минтранса России. В результате крушения танкеров в море вылился мазут, который дрейфует к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла», — докладывал глава комиссии Мишустину на следующий день. Топливо вынесло на побережье Севастополя, Крыма, Краснодарского края.
По информации МЧС РФ, в трех субъектах участки сбора мазута определены на 794 км, специалисты обследуют 896 км береговой линии.
К 19 декабря в ликвидации попавших на берег нефтепродуктов было задействовано более 5 тыс. человек и 184 единицы техники. Кроме этого, к сбору мазута с береговой линии активно подключились волонтеры со всей страны. «Куски мазута собирают лопатами в мешки размером примерно с мешки для картошки. Две-три лопаты — и мешок полный, потому что мазут очень тяжелый», — рассказывала «БИЗНЕС Online» доброволец из Набережных Челнов Альбина Насырова.
20 декабря водолазы, обследовавшие затонувший танкер «Волгонефть-212», обнаружили новую течь мазута. Для предотвращения распространения топлива в этом районе для сбора нефтепродуктов были установлены боновые заграждения. В течение дня на данном участке собрали 10 т нефтяной смеси.
Одним из главных последствий происшествия стала массовая гибель птиц и морских обитателей. К 24 декабря мэрия Анапы сообщала о спасении 1 057 и гибели 210 птиц. Также поступала информация о гибели дельфинов. «Всего после 15 декабря, когда произошел разлив мазута, было обнаружено 58 павших дельфинов, состояние тел которых показывает, что они погибли не более трех недель назад», — сообщал научно-экологический центр «Дельфа» после новогодних праздников.
24 декабря 2024 года в ходе анализа морской воды Росприроднадзор не выявил превышений нормы загрязнений в ней. Тем не менее, как сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев 25 декабря, в связи с ситуацией было принято решение ввести режим ЧС регионального масштаба. На следующий день его повысили до федерального уровня.
По результатам трагедии следственными органами СК по Республике Крым и городу Севастополю было предъявлено обвинение двум капитанам нефтетанкеров «Волгонефть» по статье Уголовного кодекса РФ о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем смерть человека.
«Из того, что я вижу, и из той информации, которую получаю, делаю вывод о том, что все, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно», — негодовал Путин. Он снова подчеркнул, что проблему сразу не стали решать на федеральном уровне, оставляли на региональном. «Нужно образовать соответствующую комиссию, соответствующий штаб, который работал бы прямо на месте, причем не на местном уровне...» — поручил президент. И уже после этого была создана правительственная комиссия.
Устранение последствий разлива нефти, который президент России Владимир Путин ранее назвал одним из самых серьезных вызовов в области экологии за последние годы, пока, вероятно, далеко от завершения, а последствия для окружающей среды и предстоящего курортного сезона еще предстоит установить
Проблем много («и технических, и финансовых, и технологических»), и к весне, когда температура воды начнет повышаться, нужно начать работы по минимизации потерь для экономики и экологии, обозначил сроки глава государства. Накануне вечером Путин снова коснулся вопроса и подчеркнул, что ждет «активных действий» от созданной комиссии при правительстве РФ. 13 января прошло ее заседание, а к сегодняшнему дню руководитель комиссии и вице-премьер РФ Дмитрий Савельев поручил подготовить план по ликвидации последствий разлива мазута в Керченском проливе, в том числе по откачке нефтепродуктов из танкеров и подъему затонувших судов. Сегодня Савельев приехал на место происшествия.
Еще создан оперштаб, который возглавил руководитель МЧС России Александр Куренков. Проблемные вопросы остаются «на многих направлениях деятельности», описывал министр ситуацию 13 января. Работы по расчистке побережья Азовского моря от мазута завершили в Запорожской области, рассказал накануне губернатор Евгений Балицкий. Впрочем, это заявление не должно вводить в заблуждение. Пляжи продолжают чистить от нефтепродуктов, сообщили сегодня утром местные волонтеры в Краснодарском крае.
Пляжи продолжают чистить от нефтепродуктов, сообщили сегодня утром местные волонтеры в Краснодарском крае
«Еще раз говорю: можно обсуждать, когда есть что обсуждать. А что мы будем обсуждать?»
Вопрос об экологических последствиях катастрофы в Черном море и о первоочередных мерах по восстановлению экологической системы стоял сегодня в повестке комитета Госдумы по экологии, но его решили пока не рассматривать. Как объяснил Кобылкин, сегодня на место летят Савельев и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. Должен быть подготовлен план ликвидации, по итогам которого депутаты и начнут работу. Напомним, крайним сроком подготовки плана было заявлено 15 января.
«Конечно, эта чрезвычайная ситуация непростая. У нас [разливов] такого масштаба не было, очень сложная ликвидация и проходит, и будет в дальнейшем проходить. Но я думаю, [что] силы и средства есть для того, чтобы с этим справиться», — отметил он. Кроме того, на уровне правительства создан «инцидент», который начнет заседать на следующей неделе. Вероятно, речь о таком формате совещаний в координационном центре правительства РФ. Ранее сообщалось, что созданная комиссия будет собираться еженедельно в формате «инцидента».
В комиссию включат двух депутатов ГД — Георгия Арапова («Новые люди») и Евгения Маркова (ЛДПР), а потом на место отправят зампреда комитета Жанну Рябцеву для парламентского контроля за тем, какая работа проводится. Она посмотрит, что «нужно докрутить в плане законодательства», потому что «некоторые законы не работают в части перевозки этих грузов, плановой ликвидации и так далее», объявил Кобылкин.
Дмитрий Кобылкин: «Те законы, которые мы с вами принимали, они в принципе некоторые не работают в части перевозки этих грузов, ликвидации, <…> страхования и так далее. Это стоит посмотреть»
Интересно было посмотреть на реакцию Рябцевой, которая известна Татарстану историей с претензиями к работе очистных сооружений. На ее лице сначала появилась улыбка, а после депутат с удивлением подняла брови, вздохнула и что-то записала в блокнот.
«То, что уже невооруженным глазом видно. Те законы, которые мы с вами принимали... некоторые из них в принципе не работают в части перевозки этих грузов, ликвидации, <…> страхования и так далее. Это стоит посмотреть», — указал Кобылкин. Депутат собирался было завершать тему, но не получилось.
Возражения возникли у депутата Анатолия Грешневикова («Справедливая Россия – За правду»). Президент РФ, напомнил он, накануне снова поднимал вопрос о происшествии. «Министр выезжает на место катастрофы… Непонятно. Он и раньше выезжал. <…> Такое ощущение, что, кроме президента, никто так серьезно не отнесся к последствиям этой аварии», — считает депутат.
— Катастрофы, — поправил кто-то в зале.
— Катастрофы, преступления, — отреагировал Грешневиков.
Депутат заметил, что Путину сначала докладывали, что это городская проблема, потом — что региональная, уже затем сказали, что масштаб федеральный. «Вывод какой? Что наши министры врали президенту! Это, конечно, ситуация очень плохая», — заявил депутат.
Да, мазут уберут, но последствия на годы… Поэтому, считает Грешневиков, надо срочно создавать реабилитационные центры, т. к. такие аварии могут повториться — и не дай бог на Северном морском пути. Надо думать и о технологиях, волонтерах. «Сейчас Северный морской путь... не дай бог там будут разливы. Технологий нет. Значит, надо думать о них. Тем более если в Арктику залезем. Значит, необходимо думать о реабилитационных центрах, волонтерах, а также об ответственности. Поэтому ничего бы плохого не было, если бы мы собрались сегодня и обсудили данный вопрос», — заметил депутат.
«Да, мазут уберут, но последствия на годы…»
«Еще раз говорю: можно обсуждать, когда есть что обсуждать, — вступил Кобылкин. — А что мы будем обсуждать? Просто делать заявления по поводу того, что надо создавать реабилитационные центры?» Грешневиков парировал: мол, произошедшее в Черном море обсуждают президент, Совет Федерации, а головной комитет не выносит вопрос в Думу. Хотя он, например, ранее обещал журналистам, что сегодня будет обстоятельный разговор. Упомянул эсер и о том, что никак не могут состояться парламентские слушания по Волге. «И Черное море — мы тоже уходим в сторону!» — сказал спикер.
«Еще раз говорю: будет фактура, станем обсуждать, — упорно стоял на своем глава комитета. — И будем понимать, кто где и какое решение неправильно принял. Давайте в „инцидент“ зайдем сначала! Мы больше никуда зайти не сможем!» При этом, признал Кобылкин, ошибка очевидна — недооцененная ситуация в самом начале. Похожий случай был в Норильске, когда в 2020 году там произошел разлив дизельного топлива.
«Я могу вам рассказать, что, когда „Норильский никель“ произошел, точно такая же ситуация [сложилась]. Любой губернатор не хочет, чтобы это была федеральная ЧС. Все пытаются решить своими силами. Вот это была ошибка. Ну упустили, а там дальше уже понятно», — указал Кобылкин, который в 2018–2020 годах работал министром природных ресурсов и экологии РФ.
— Все от вранья идет! — переживал Грешневиков.
— Ну можно так это назвать… Но любой губернатор хочет своими силами решить вопрос и не выносить его наверх. Это нормальная защитная реакция любого руководителя, — улыбнулся Кобылкин.
Вступивший в спор Марков предложил комитету быть «более профессиональным». Надо собрать больше соображений, идей и инициатив, чтобы выработать свою принципиальную позицию по донастройке законодательства. «Там не две баржи было, а 8. И если бы они все перевернулись… Вы представляете?! Там Турция, Болгария… Мы бы в судах бы засидели», — пытался еще вразумить коллег Грешневиков. Работа филигранная, нужно в нее войти и начать детально разбирать, завершил Кобылкин.
По мнению Ягафарова, речь действительно идет о «чрезвычайной ситуации»
«Слишком запустили решение вопроса. Надо было сразу создавать штаб, объявлять чрезвычайную ситуацию»
«Вопрос о разливе мазута был на повестке дня комитета, но мы его отложили. Наши представители едут туда, чтобы разобраться, в правительственную комиссию войдут два человека от нашего комитета. В ближайшее время материалы получим и обсудим вопрос более детально», — пообещал сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Азат Ягафаров.
По его мнению, речь действительно идет о «чрезвычайной ситуации». Одна из главных ошибок, как отметил парламентарий, заключается в том, что «местные власти взяли это на себя, сказали, что это масштаб района, региона». «Потому слишком запустили решение вопроса. Нужно было сразу создавать штаб, объявлять чрезвычайную ситуацию», — считает собеседник.
«Наверное, надо что-то подправить в законодательстве, чтобы в подобных ситуациях быстро реагировать. Необходимо устранить законодательные пробелы. Мы этот вопрос тоже будем анализировать, поскольку такие происшествия могут случаться, в стране все-таки много водных пространств. Поэтому на примере случившегося надо отработать вопрос, провести ревизию всех законодательных актов», — добавил Ягафаров.
Екатерина, сотрудница волонтерского штаба в селе Витязево Краснодарского края, по телефону рассказала нам, что на сегодняшний день волонтеров хватает, на месте работает механизированная техника. На вопрос, нужна ли какая-то помощь от Татарстана, девушка ответила: «Благодарю вас за неравнодушие. На сегодняшний день вся материально-техническая база имеется, волонтеров также хватает».
Сколько еще по времени может занять очистка побережья? На этот вопрос Екатерина ответила: «Я некомпетентна давать вам такую информацию, поскольку мы не знаем, как поведет себя море и будут ли новые выбросы». На вопрос, пошел ли процесс очистки быстрее и что поменялось после создания правительственной комиссии, собеседница отметила: «Я не даю никаких комментариев, во-первых, по телефону, а во-вторых, мы волонтерский штаб, работаем только с волонтерами. За всей официальной информацией вам необходимо позвонить в администрацию города».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.