Антон Фомин: «Мы наблюдали увеличение притока средств в банковскую систему, что позволило нам предложить клиентам привлекательные ставки по вкладам»

Ожидания и реальность

— Антон, как для вашей компании прошел 2024-й? К чему вы готовились в начале года и оправдались ли эти надежды?

— 2024-й стал для нас годом вызовов и возможностей. Не могу сказать, что это было непривычно, потому в начале года мы были готовы и к более сложным временам, но, к счастью, наши ожидания оправдались лишь частично. Мы понимали, что в сложившихся условиях жесткая денежно-кредитная политика была необходима. В связи с ростом ключевой ставки банкам приходится переориентироваться на высокие ставки по кредитованию, но в то же время появился большой выбор депозитов. Вкладчики проявили интерес к размещению средств в банках. Мы наблюдали увеличение притока средств в банковскую систему, что позволило нам предложить клиентам привлекательные ставки по вкладам. В корпоративном сегменте мы также столкнулись с вызовами, но благодаря устойчивости наших клиентов в ключевых отраслях экономики нам удалось сохранить стабильность и показать высокие результаты в прошедшем году.

— Как это выглядит в цифрах?

— Прирост доходов по корпоративному бизнесу составил 132 процента к 2023 году, а по розничному — 164 процента. Прирост портфеля и доходов средств физических лиц составил 172 процента и 210 процентов соответственно.

«Прирост доходов по корпоративному бизнесу составил 132 процента к 2023 году, а по розничному — 164 процента. Прирост портфеля и доходов средств физических лиц составил 172 процента и 210 процентов соответственно» «Прирост доходов по корпоративному бизнесу составил 132 процента к 2023 году, а по розничному — 164 процента. Прирост портфеля и доходов средств физических лиц составил 172 процента и 210 процентов соответственно»

Банки все повышают ставки по вкладам. Как думаете, надолго ли с нами этот тренд?

— Безусловно, с учетом роста ставок сегодня время активного развития сберегательных продуктов. Банки пытаются на опережение спрогнозировать поведение регулятора, заранее, до решения о ключевой ставке, поднимают процентные ставки для новых клиентов. Мы видим, как меняется и поведение вкладчиков: есть категория клиентов, которые целенаправленно ищут максимальную доходность, однако реальная эффективная ставка у банков практически одинаковая. У нас, например, волатильность портфеля накопительных счетов сегодня минимальна. Поэтому в приоритете не только стоимость продукта, но и высокое качество обслуживания, цифровой клиентский сервис и другие факторы, которые мы учитываем.

Оплата одним касанием и кешбэк

Какие главные тренды ушедшего года вы бы обозначили в банковской сфере?

— Раньше у всех банков был максимальный фокус на разработку приложений, затем мы сделали фокус на интернет-банк, сейчас — на гибридную модель. Это удобно и безопасно, поскольку не надо ничего скачивать, доступно из любого браузера и, главное, нет зависимости от иностранных решений. Мы проделали грандиозную работу по улучшению пользовательского опыта и развитию нового функционала в интернет-банке и не останавливаемся на этом, многое еще предстоит реализовать. Сейчас набирает обороты развитие банковских pay-сервисов. Например, мы запустили Gazprom Pay — платежный сервис, который позволяет совершать онлайн-оплаты картой любого банка без ввода реквизитов, а также платить Android-смартфоном в одно касание по карте Газпромбанка. Что важно, в обоих случаях пользователь не теряет бонусы и кешбэк, а получает их по обычным правилам, таким же, как и при оплате пластиковой картой. Видим высокий спрос на сервис, им пользуются уже более 2,5 миллиона человек.

«Я убежден, что у банка всегда должно быть „человеческое лицо“ и живое общение с клиентами является ключевым элементом успешного взаимодействия с ними» «Я убежден, что у банка всегда должно быть человеческое лицо и живое общение с клиентами является ключевым элементом успешного взаимодействия с ними»

Сегодня развитие экосистемных сервисов широко обсуждается в банковском сообществе. Это актуальная тема…

— Не только обсуждается, но и реализуется. Так, в нашу экосистему, кроме платежного сервиса Gazprom Pay, о котором мы уже говорили, входит сервис подписки «Газпром Бонус» и мультифункциональное приложение GorodPay.

Газпромбанк готов поддержать проекты научно-технологического развития в Республике Татарстан

В прошлом году Газпромбанк принимал участие в деловых мероприятиях в регионе. Помогает ли это привлечь новых клиентов?

— Я убежден, что у банка всегда должно быть человеческое лицо и живое общение с клиентами является ключевым элементом успешного взаимодействия с ними. Поэтому в ушедшем году мы сами организовали немало корпоративных мероприятий как для крупных корпоративных клиентов, так и для сегмента МСБ, розничного направления. Отвечали на актуальные вопросы, получали обратную связь.

В части внешних мероприятий хочу отметить участие Газпромбанка в Татарстанском нефтегазохимическом форуме и международной нефтегазохимической выставке «Татойлэкспо-2024». Газпромбанк во второй раз выступил генеральным партнером выставки. Наряду с пленарным заседанием важным мероприятием форума стал деловой завтрак Газпромбанка на тему «Нефтегазохимический комплекс России: от науки к инвестициям». Практика проведения деловых мероприятий, несомненно, открывает новые перспективы для успешного развития бизнеса и способствует расширению контактов с действующими и потенциальными клиентами, открывает новые горизонты для реализации совместных проектов.

«Практика проведения деловых мероприятий, несомненно, открывает новые перспективы для успешного развития бизнеса и способствует расширению контактов с действующими и потенциальными клиентами, открывает новые горизонты для реализации совместных проектов»

Скажите несколько слов о вашей команде в регионе. Что привлекает в Газпромбанке как в работодателе новых сотрудников?

— Сегодня сотрудник ищет не просто место работы, а команду единомышленников, здоровую атмосферу, возможность проявить себя и свою индивидуальность.

Мы часто вынуждены иметь дело со стереотипами о работе в финансовой сфере: высокая конкуренция, строгий начальник, деловой дресс-код, негибкий график, бюрократия. В реальности же коллеги в банке всегда готовы прийти на помощь и нацелены на результат, у нас действует целая экосистема программ заботы о сотрудниках и их семьях, а новые сотрудники оперативно получают все необходимые доступы и приветственный набор классной сувенирной продукции. Газпромбанк стабильно входит в топ-10 лучших работодателей России и топ-3 среди банков по версии HeadHunter.

«Думаю, нас ждет дальнейшая трансформация платежного бизнеса. Это очень важно, поскольку позволит существенно снизить транзакционные барьеры для клиентов, еще сильнее повысит конкуренцию и скорость реакции банков и, как следствие, изменит поведение клиентов с точки зрения выбора продуктов в том или ином банке» «Думаю, нас ждет дальнейшая трансформация платежного бизнеса. Это очень важно, поскольку позволит существенно снизить транзакционные барьеры для клиентов, еще сильнее повысит конкуренцию и скорость реакции банков и, как следствие, изменит поведение клиентов с точки зрения выбора продуктов в том или ином банке»

Новые офисы и 15-летие Газпромбанка в Татарстане

— Давайте поговорим о будущем. Какое ваше главное ожидание от наступившего года в целом?

— В 2025-м мы нацелены на укрепление позиций нашего банка в Татарстане. Газпромбанк продолжит активно внедрять передовые технологии и цифровые решения в нашу деятельность. Это касается не только банковских услуг, но и активного развития цифровых каналов.

Сейчас доля обращений клиентов за основными операциями в наши цифровые каналы по России составляет 83 процента, а с учетом проведения переводов доля операций в дистанционном банковском обслуживании доходит до 99,7 процента.

При этом мы не ограничиваемся развитием только цифровых услуг. Несмотря на то что дистанционное оформление вкладов и кредитов имеет свои преимущества, мы уверены: оно не может полностью заменить общение с сотрудником в офисе, поэтому банком активно внедряется формат отделений микроформата.

— Чем меньше офис, тем больше зона охвата?

— Микроформат — это так называемые легкие офисы, которые требуют меньше затрат на переформатирование, позволяют запускать их быстрее. Ключевая функциональность в таких «легких» офисах сохранена, всем клиентам – физическим лицам доступна возможность совершать широкий спектр операций, в то же время стоимость запуска в 3–5 раз ниже открытия полноформатного офиса. Мы планируем открытие нескольких таких офисов в Татарстане в текущем году.

«Гибкость в принятии решений и быстрая адаптация к новым условиям помогут оставаться конкурентоспособными»

— Что еще готовит этот год в контексте вашего бизнеса?

— У банков еще больше усилится фокус на сберегательные и транзакционные продукты — это активное продвижение дебетовых карт, вкладов, накопительных счетов, денежных переводов. Думаю, нас ждет дальнейшая трансформация платежного бизнеса. Это очень важно, поскольку позволит существенно снизить транзакционные барьеры для клиентов, еще сильнее повысит конкуренцию и скорость реакции банков и, как следствие, изменит поведение клиентов с точки зрения выбора продуктов в том или ином банке. Это касается не только физических, но и юридических лиц.

А еще для Газпромбанка в Казани 2025 год особенный. Мы будем праздновать 15-летие и готовим для своих любимых клиентов несколько приятных сюрпризов.

— Какой совет на 2025 год вы дадите бизнесу?

Рынок постоянно меняется  и важно быть готовыми к изменениям. Гибкость в принятии решений и быстрая адаптация к новым условиям помогут оставаться конкурентоспособными. Времена бывают разными, главное не терять оптимизма!