460-25.jpg
В этом году на участие в фестивале мусульманского кино было подано более 300 заявок из 55 стран мира. В конкурсную программу было отобрано 40 картин из 28 стран

ПУБЛИКУ УГОЩАЛИ ЧАК-ЧАКОМ

На этот раз торжественный проход по красной дорожке был коротким – гости и участники уложились минут за тридцать. Обычно это зрелище очень любят поклонники кино, не доставшие билетов на церемонию открытия и хотя бы так удовлетворяющие свое любопытство.

Зал «Пирамиды» был не просто полон – можно сказать, что он был заполнен до предела. Даже стоять было негде. Торжественная церемония по какой-то причине задержалась, и публика начала от нетерпения хлопать в ладоши. Наконец-то свет погас, и на сцену вышел народный артист РФ, лауреат Госпремии РФ Сергей Шакуров с барышней в национальном татарском костюме. И если публика Шакурова сразу же узнала, кто был соведущей осталось в тайне – девушку так и не представили.

Начало церемонии было глубокомысленным – некий молодой танцор «познавал истину». Как его старания сочетались с открытием кинофестиваля, осталось за кадром. Правда, потом его сменил вполне приличный номер, в котором замечательные артисты из государственного ансамбля песни и танца РТ танцевали со знаменитыми казанскими полотенцами. Делали они это так задорно и мастерски, что зарядили зал веселой энергетикой. И – это уже стало традицией – в какой-то момент со сцены в зал побежали симпатичные девчушки с подносами с чак-чаком, обнося публику этим угощеньем.

460-20.jpg
Сергей Шакуров с таинственной барышней в национальном татарском костюме

Еще до момента открытия фестиваля, до того, как были произнесены слова, которых поклонники кино ждут год, было решено поздравить Шакурова с юбилеем. Земляки (хотя, строго говоря, род Шакуровых идет не из Казани, а из Тетюшского района Татарстана) подарили ему чапан и тюбетейку. Надо сказать, актеру национальный наряд оказался и впору, и к лицу. Правда, в чапане было жарковато, так что Шакуров через какое-то время сменил его на привычный смокинг.

Но, надев чапан, все-таки пошутил: «В этой одежде я чувствую себя истинным татарином».

«И ДЕСЯТЫЙ, И ПЯТНАДЦАТЫЙ ФЕСТИВАЛИ ПРОЙДУТ В КАЗАНИ»

Право открыть фестиваль, как всегда, было предоставлено его президенту, председателю совета муфтиев РФ Равилю Гайнутдину. Официальные структуры на этот раз представляла заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова.

Равиль хазрат начал свою речь с традиционной мусульманской молитвы и просьбы к Аллаху даровать успехов фестивалю.

- Мы остались верны нашей любимой столице, хотя нас приглашали и в другие города. Но мы договорились с первым президентом РТ Минтимером Шариповичем Шаймиевым, что фестиваль ежегодно будет принимать только Казань. Потому что в Казани любят доброе кино. Мир сложен, и об исламе складывается ошибочное негативное мнение, но языком кино мы можем рассказать о том, что ислам открыт миру и диалогу с другими религиями, что он уважает чужую культуру, он ищет сотрудничества во имя мира, - сказал президент казанского фестиваля и объявил, что восьмой кинофорум открыт.

Кстати, в день открытия шейх Равиль Гайнутдин с группой кинематографистов встречался с президентом РТ Рустамом Миннихановым. И как рассказал на церемонии открытия фестиваля , было решено, что фестиваль никуда из Татарстана не уедет, и десятый, и пятнадцатый кинофестивали будут проходить в Казани.

460-24.jpg
Фестиваль открыли президент КМФМК - муфтий шейх Равиль Гайнутдин и зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова

Поздравившая киношников и публику с открытием фестиваля зампред Госсовета РТ Ратникова напомнила, что фестиваль помогает встать на ноги и татарстанскому и кино, все чаще и чаще наши кинематографисты выставляют свои работы на разного рода международных фестивалях и привозят домой награды.

А выступавший немного позже заместитель министра культуры Турции Фарук Шахин отметил своеобразность фестиваля в Казани.

- Казанский фестиваль работает без упора на религию и этническую принадлежность, - заметил он.

Большую часть церемонии открытия заняла презентация фильмов. Их в этом году на конкурс попало 40, они представлены 29 странами. Когда на экране мелькали кадры из кинофильмов, сделанных в Татарстане, зал взрывался аплодисментами.

«МЫ ПО ДОСТОИНСТВУ ОЦЕНИМ ФИЛЬМЫ»

И все-таки церемония открытия фестиваля, бюджет которого, как уже говорилось, около 15 млн. рублей, была на этот раз намного скромнее обычного. Не было традиционной мега-«звезды» - объявленная заранее Джулия Ормонд не приехала «по семейным обстоятельствам». Будем надеяться, что кто-то из «звезд» почтит своим присутствием закрытие кинофорума. Почетные гости тоже не вызвали особого восторга. Конечно, приезд Егора Кончаловского, который привез в Казань два своих премьерных фильма, украсил фестиваль. Но неплохая театральная актриса Марина Зудина не очень-то известна киноманам выдающимися работами в кино.

Сам сценарий был тоже весьма лаконичным – несколько реплик ведущих предваряли незамысловатый номер. Художественная часть не поражала изысками и оригинальностью. Не было показа традиционных призов, которые вручат победителям фестиваля. Удалось узнать, что их будет 11, выполнены они в форме башни Сююмбике, обернутой кинолентой. В этом году удостоившийся Гран-при за лучший художественный фильм получит так же 150 тыс. рублей от генерального партнера фестиваля фирмы «Антика». Это происходит впервые в истории нашего фестиваля. До сих пор победителям доставалась статуэтка вкупе с почетом и уважением.

Последними на сцену вышли члены жюри, которые традиционно были одарены тюбетейками и калфаками. От лица жюри выступил его председатель Давлатназар Худоназаров.

- Отборочная комиссия очень хорошо поработала. Теперь будем работать мы. Обещаем, что мы по достоинству оценим фильмы, которые представлены, - обнадежил он.

И попросил зал встать, чтобы поприветствовать великого российского актера Шакурова. По сути так получилось, что Шакуров стал главным героем вечера.

- Если бы он жил в Америке, его бы встречали стоя, - заметил Худоназаров, видимо, забывший, что Америка – это немного странный ориентир для мусульманского кино, ради которого все и собрались… Но переполненный зал «Пирамиды» уважил шефа жюри и почтительно встал. На этой пафосной ноте председатель жюри завершил свое выступление.

А потом был гимн фестиваля, над залом начали кружиться конфетти, и публика, выходя, спускалась на улицу по красной дорожке, которую еще не успели убрать.

Сегодня у жюри и публики началась «страда» – ежедневные конкурсные просмотры и мастер-классы.