Киевский режим призывает население покидать Херсон, утверждая, что Россия готовится к операции по наступлению через Днепр. Насколько это реально, с какими трудностями столкнется Российская армия и с какими до этого столкнулась украинская при форсировании реки? А также при каких условиях это будет действительно возможно? Попытки найти ответы на данные вопросы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Десантники сил специального назначения Росгвардии
Над Херсоном тучи ходят хмуро
На этой неделе Александр Прокудин, назначенный киевским режимом главой Херсонской областной военной администрации, призвал население, проживающее на подконтрольных Украине территориях, а именно города Херсона и его пригородов, эвакуироваться из-за напряженной ситуации в регионе. Прокудин отметил, что город и пригород подвергаются массированным обстрелам.
По его словам, напряженная ситуация будет сохраняться в течение всех праздников. «Впереди тяжелые дни. Еще раз призываю — эвакуируйтесь!» — написал он в телеграм-канале.
Ранее глава Херсонской области Владимир Сальдо в разговоре с РИА «Новости» заявил, что вооруженные формирования киевского режима проводят работы по укреплению на подконтрольной им территории, чтобы противодействовать наступлению Российской армии.
Что же происходит там на самом деле и ожидать ли наступления российских войск на этом участке? Попробуем разобраться.
Боевая работа расчета гаубицы Д-30 полка «Башкортостан»
Волн Днепра холодных ветер
Как говорилось в одном замечательном детском мультфильме, «перед тем как захватывать мир, нужно посмотреть прогноз погоды» — эта фраза более чем характеризует ситуацию, которая складывается в районе устья Днепра.
Сейчас в этих широтах поздняя осень или ранняя зима. Температура может опускаться ниже нуля ночью, а днем все еще тепло. На практике это значит, что всюду, где нет асфальтированной дороги, пройти или проехать практически невозможно. С этой проблемой, например, столкнулись украинские десантники в Крынках, когда попросту не могли пройти дальше избитой снарядами деревеньки.
«Это, пожалуй, крайне бестолковое для противника и, как следствие, очень выгодное для нас решение. Если бы наше собственное командование не проводило контратаки, было бы вообще прекрасно, потому что в оперативном плане этот „плацдарм“ просто тупик. Так они сами себе создали очередную мясорубку», — описал эту «прекрасную» инициативу в разговоре с «БИЗНЕС Online» военный журналист Влад Шлепченко.
Напомним, операция в Крынках была бы осмысленной, если бы противник летом 2023 года сумел взломать «линию Суровикина», и тогда в рамках отвлекающего маневра, пока тепло и попадание в речную воду не означает смерть, можно было бы создавать давление на этом участке, вынуждая части войск РФ действовать на нем.
Более того, если бы противнику удалось занять плацдарм хоть размером 10 на 15 км, то там можно было бы просто маневрировать, а не сидеть в одной точке, куда бьют артиллерия, дроны и прочие средства поражения. Вместо этого операция началась осенью 2023 года, когда все уже было понятно предельно точно — контрнаступ не удался.
В итоге над Крынками стоял мертвый трупный запах, который ощущался на многие километры вокруг. Раскуроченные снарядами тела валялись по всей территории, их вдавливала в грязь бронетехника, размешивая с сырой землей.
Отдельно стоит отметить общие логистические трудности. Чтобы бойцам как-то эффективно действовать, им нужна поддержка, поставки продовольствия, поставки боеприпасов, ротации. Необходима бронетехника. В Крынках противник этот вопрос решил примерно никак: вменяемой ротации организовать не смог, боеприпасы доставлялись из рук вон плохо, провиант и питьевая вода (оказывается, нельзя пить воду из лужи) — аналогично. Тяжелой, да хоть какой, бронетехники не было переброшено вовсе.
«Форсирование такой реки — огромный логистический головняк. Нужно думать, как снабжать группировку. Непосредственно перевезти ее через реку не так сложно, а что дальше, как ее питать? Или вы решили отправить группировку в одну сторону? Люди сами помогли нам утилизировать некоторое количество своей пехоты», — говорит Шлепченко.
С какими же трудностями предстоит столкнуться Российской армии в случае аналогичного решения?
Боевая работа артиллерийского расчета
Сумерки ледяных воронов
Первое и оно же главное — подходы. Для того чтобы эффективно форсировать реку сносным количеством войск, нужно организовать две-три, а лучше четыре и, если получится, больше переправ, по которым сможет продвигаться бронетехника, а также машины обеспечения. Танку, еще раз напомним, требуются снаряды, топливо, запчасти и провиант для экипажа. Экипажу танка, кстати, надо еще иметь возможность спать и просто отдыхать.
А это значит, мало того что группа войск «Днепр» должна как минимум обезопасить реку от встречных контрударов, заняв острова в русле реки, так еще и инженерные части должны будут расчистить проходы для большого количества техники. Всего на этом участке через Днепр было две переправы — Антоновский мост и Каховская ГЭС. ГЭС была разрушена, не вынеся ударов украинской артиллерии, а Антоновский мост был взорван российскими войсками, после того как они покинули правый берег Днепра. Значит, необходимо будет наладить понтонные переправы. Теоретически такой опыт у российских войск есть, так, на учениях «Запад-2021» было отработано наведение понтонного моста через Оку длиной 500 метров.
Проблема заключается в том, что в данном районе берег Днепра представляет собой болотистую местность. И для того чтобы по ней прошла техника, необходимо будет провести большие инженерные работы. Все это не пройдет мимо украинской разведки. А значит, уже в процессе подготовки украинские FPV-дроны, системы HIMARS и прочая высокоточная артиллерия начнут активно мешать этой работе.
Кроме того, в случае если сначала правый берег реки попробует занять пехота, то ей наперерез будут брошены киевские части. Для этого у Владимира Зеленского резерв найдется. Сложности добавляет и то, что правый берег высокий. Нашим бойцам придется идти в гору, в то время как на них с господствующей высоты будут валиться поделки западного ВПК.
Кроме того, теоретически эта операция может отнять столько сил у Российской армии, что говорить о продвижении на иных участках фронта, кажется, не будет смысла. Вместо выгодных охватов и ловких продвижений российские части в худших традициях украинского контрнаступа 2023 года станут долбиться лбом в организованную оборону, которую, кроме укреплений и сил личного состава, будет оборонять самая большая река региона. И все это когда температура в ней чуть выше, чем ноль градусов.
Разрушенная плотина Каховской ГЭС
Пепел походных костров
Российская армия наглядно демонстрирует не только очевидную адекватность, а также бережливость в вопросе сохранения жизней личного состава. Вместе с тем некие диверсионно-разведывательные группы действительно могут просачиваться через реку. Зачем — вопрос не совсем уместный, задачи могут быть самые разные, в том числе для сбора информации, ликвидации отдельных представителей украинского неонацистского режима, а также в целом в рамках планов командования группировки, о которых в публичном поле ничего не известно.
Основные боевые действия, судя по тому, что пишут в российском и украинском сегментах «Телеграма» военкоры, военные эксперты и бойцы на местах, плотно идут прежде всего в Донбассе. Именно туда прикладываются основные усилия российской группировки, там противник теряет наиболее значимые позиции и наибольшее количество личного состава.
В этих условиях предполагать, что Генеральный штаб все бросит и начнет повторять ошибки противной стороны, сомнительно. Отдавать захваченное без боя Киев не собирается, а сил, чтобы форсировать Днепр, в настоящее время на данном участке, судя по открытой информации, нет.
Можно предположить, что к концу летней военной кампании будущего года у российских частей получится выйти к Днепру со стороны Днепропетровска и Запорожья, закрепиться на реке. Если это произойдет, то киевские части к этому времени будут существенно ослаблены и окажутся неспособны воспроизводить самих себя нынешнего образца. И вот только после этого, скорее всего, речь пойдет о форсировании Днепра, притом не с одного, не с двух, а сразу с нескольких направлений. Кроме того, вероятно, будет продуман еще и отвлекающий удар, в результате которого украинские генералы не смогут перебросить достаточное количество личного состава для обороны правого берега реки.
Пока же планы на освобождение Херсона остаются в том же состоянии, в каком находится Каховская ГЭС. Теоретически она есть, фактически время для ее восстановления еще не пришло.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.