На этой неделе в онлайн-кинотеатре Okko открыли сезон охоты на мошенников. Акулам киберпреступности там противостоят «Мамонты». Дебютный сериал Михаила Чистова рассказывает о приключениях пенсионера в глобальной сети, презентуя комедийный дар некогда одного из основателей «Городка» Юрия Стоянова. Вместе с первыми зрителями старт проекта оценил «БИЗНЕС Online».
1. О чем фильм
Наши дни. Почтенный Николай Николаевич по настоянию дочери переезжает в Москву. Он продает хрущевку в Долгоруково и временно селится у Юли. Дочь рада приезду отца, а вот 15-летняя внучка Полина — не очень. Ей не нравится, что дед ходит с кнопочным телефоном, спрашивает, как дела в школе, и моет одноразовую посуду. К тому же мать заставляет ее отдать герою запасной айфон. С этого и закручивается интрига фильма.
В первый день новой жизни Николаю звонит «сотрудник службы безопасности банка» Вячеслав и снимает с его счета 3,5 млн рублей — те, что дед отложил на новую квартиру. На помощь полиции рассчитывать бесполезно, тогда герой решает сам поймать кибермошенника. Для этого «мамонт», ни разу в жизни не включавший компьютер, должен освоить даркнет, научиться скачивать базы данных и подделывать документы. А попутно — вернуть гармонию в развалившуюся семью Юли и не потерять себя.
2. Оригинальность и актуальность истории
Актуальность новинки не вызывает сомнений. Когда россиянам ежедневно звонят с нежелательных номеров, а в лапы мошенников попадают десятки людей, «Мамонты» служат и отдушиной, и призывом остерегаться скамеров. Полуреалистичную, полуфантастическую историю режиссеры Михаил Чистов и Иван Соснин (пилот) облекают в легкую комедию, более добрую и наивную, чем ее американская «сестра» «Тельма» на похожий сюжет. К тому же это шанс еще раз насладиться игрой народного артиста РФ Юрия Стоянова, чей талант с годами «настаивается» как вино.
Когда россиянам ежедневно звонят с нежелательных номеров, а в лапы мошенников попадают десятки людей, «Мамонты» служат и отдушиной, и призывом остерегаться скамеров
3. Драматургия и диалоги
Николай Николаевич делает и цельную драматургию фильма, и его интригу, и общую сердечную атмосферу. Из «мамонта» в хакера поневоле герой превращается неспешно, не забывая об отцовских и дедушкиных обязанностях. Он решает школьные проблемы Полины, учит Юлю воспитывать детей и общаться с экс-мужем – опером, цитируя советские фильмы. И параллельно помогает другим людям — «подруге» по несчастью, менеджеру банка, завучу. Все это побуждает верить в добро и сопереживать герою.
Но есть у пенсионера и антагонист — реальность с ее равнодушием и техническим прогрессом. Она пробирается в дом к Николаю Николаевичу в лице дочки и внучки. В кутерьме проектов, острых словечек и онлайн-покупок они забыли, что значит понимать и прощать, а дедушка непринужденно и с юмором напоминает им об этом.
4. Авторы сериала
Первую серию картины снял Соснин, которого критики уже окрестили «послом добра» в российском кино. Добро Николая Николаевича созвучно и другим работам режиссера — драмеди «Далекие близкие» (2022) и роуд-муви «Юг» (2024). Чистов в своем режиссерском дебюте сохранил душевность фильма, разбавив ее уже упомянутым молодежным сленгом и любовными перипетиями (в Полину влюбляется хакер в завязке Виталий, Николаю симпатизирует школьный завуч внучки). Этот прием он освоил еще в сериалах «Физрук» (2014–2017) и «Корни» (2020), для которых создал сценарий.
5. Звезды каста
«Мамонты» — сериал для одного актера. С этой миссией Стоянов, объединивший в своем герое нелепость, наивность и трогательность, справляется достойно. Без жеманности и переодеваний, как в «Городке». Без пошлости и старческого кряхтения (хотя «мамонту» в сериале уже 66). Зато с теплотой, которая топит лед в сердцах глухих, вечно занятых родственниц. Дамы в фильме менее обаятельны, хоть и колоритны. Марьяна Спивак играет грубоватую карьеристку, Елизавета Ищенко — трудного подростка. Обеим только предстоит осознать на экране ценность семьи, как актрисы покажут эту трансформацию — увидим в следующих сериях.
6. Картинка
На концепцию фильма работает его картинка. Команда художников (Семен Ступин, Алина Андрейчишина, Ксения Демидова) и операторов (Степан Бешкуров, Всеволод Ледовский, Дмитрий Цхай), как и режиссеры, играют на контрасте. Николай Николаевич в советской дубленке и смешной ушанке не вписывается в технологичный мир с ноутбуками, айфонами, QR-кодами и доставкой еды. И одновременно делают его уютным, таким же как цветастые свитера и жакеты, которые герой носит и на улице, и дома.
7. Что говорит критика
Первая серия «Мамонтов» в прошлом году получила главный приз фестиваля «Пилот», да и последующие положительно оценили критики. Сергей Ефимов из «Комсомольской правды» пишет, что «на первом плане в „Мамонтах“ <…> сталкиваются два мира — циничная, заточенная под молодых столица, где надо крутиться как белка в колесе, чтобы просто выжить, и степенная провинция, где старость все еще означает мудрость. Пожилой отец и дед открывает дочке и внучке глаза на простые, но забытые в ходе бесконечной гонки за выживанием истины. Например, на то, что любовь и уважение — главное в воспитании детей. Но и Юле с Полиной, конечно, есть чему научить Николая Николаевича. Нельзя же быть настолько наивным. И труднообучаемым азам digital-знаний».
Щедро высказываются эксперты о герое Стоянова. «Главный бумер „Мамонтов“ Николай Николаевич по-детски наивный и открытый, при этом мудрый, эмпатичный, мотивирующий и никогда не унывающий, — отмечает Анна Петрова („Кинопоиск“). — По сути, очередной дед Слава из „Вампиров средней полосы“, но вместо присказок в старорусском стиле — цитаты из гайдаевских комедий. Юрий Стоянов не рискует и вновь делает ставку на беспроигрышное амплуа, на котором строится его карьерный ренессанс».
По мнению критиков, сериал обстоятельно учит тому, что все будет хорошо. «Последнее особенно важно и ценно в то время, когда кажется, что впереди нас ждет только самое плохое, — считает Елена Зархина из „Правил жизни“. — Получается, что „Мамонты“ еще и удачно угадывают с таймингом своего релиза — на излете года, когда накануне зимних праздников сильнее всего хочется поверить в чудо, сериал Чистова эту надежду щедро раздает каждому страждущему. А если совсем откровенно, „Мамонты“ из числа тех проектов, которые, как подорожник, можно приложить к сердцу, чтобы хоть немного его залечить».
А вот телеграм-канал «Шоураннер» считает, что авторы выезжают на обаянии главного героя. «А кто может быть добрее и светлее на нашем голубом экране, чем Юрий Стоянов? Да никто. Чистое читерство», — уверены авторы канала. О самом же фильме они не столь высокого мнения: «Абсолютно проходное клишированное полотно, которое прекрасный Юрий Николаевич превращает в нечто смотрибельное и даже местами приятное».
8. Какому зрителю адресовано
Несмотря на пенсионный возраст главного героя, «Мамонты» адресованы молодежи. Именно она оценит героические попытки Николая Николаевича заказать товары с AliExpress, загуглить о телефонных мошенниках и понять, что такое IP-адрес. Для просвещения сериал можно было бы показать детям (они бы поняли, какими крутыми могут быть их дедушки и бабушки), но нецензурная брань из уст Полины и ее мамы не дает этого сделать. Возрастной ценз картины — 16+. Потому же с большой долей вероятности проект не оценит старшее поколение. Технический прогресс — это хорошо, но воспитание важнее.
9. Где смотреть сериал и его продолжительность
Со вторника «Мамонты» обосновались в онлайн-кинотеатре Okko, это родная платформа сериала. Подписчикам уже доступны первые четыре серии фильма, остальные 8 будут выходить на сервисе по 26 декабря. Средняя продолжительность эпизода — 35 минут. Учитывая динамичную смену событий и ситуаций и мастерство Стоянова, всю картину можно «проглотить» за пару дней.
10. Оценка «БИЗНЕС Online»
7 баллов из 10 возможных. «Мамонты — развлекательный сериал с актуальной интригой, легкими шутками и любимым актером в главной роли. Он не претендует на высокое кино, но беззаботный вечер в компании определенно украсит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.