ИТ-компаниям необходимо сосредоточиться на заказчике и репутации, а пользователям важно удобство продукта и привычный интерфейс, поделился исполнительный директор ICL Services Ильдар Хуснутдинов в интервью с руководителем отдела маркетинга «Базальт СПО» Дарьей Беседой.
Исполнительный директор ICL Services Ильдар Хуснутдинов и руководитель отдела маркетинга «Базальт СПО» Дарья Беседа
ИТ-сфера в Татарстане развита: много игроков, высокая конкуренция
Дарья Беседа: Какие ИТ-тенденции вы наблюдаете последние два года?
Ильдар Хуснутдинов: Как правило, к нам приходят за классической ИТ-инфраструктурой, IT-for-IT, ИТ под ключ или миграцией в облака. Но в последнее время все чаще обращаются за решениями для повышения конкурентоспособности бизнеса. Например, за автоматизацией бизнес-процессов. Она позволяет упростить рутинные операции, используя BPM-платформы или RPA (Robotic Process Automation). Вот это серьезный тренд. Все то, что помогает нашим заказчикам оставаться конкурентоспособными и эффективно выстраивать внутреннюю инфраструктуру. Кроме того, наблюдается рост запросов на внедрение элементов искусственного интеллекта.
Например, мы разработали умную систему видеоаналитики AISee для ретейлеров. С ее помощью нейросеть, анализируя данные с камер, предупреждает клиента, ассистента в зоне касс самообслуживания и службу безопасности об аномальном поведении покупателя.
— А как за поведением покупателей следят на кассах самообслуживания?
— По-разному. Прежде всего необходимо создать безопасный периметр для защиты клиентских данных. После этого начинается обучение искусственного интеллекта. Сначала он учится распознавать простые вещи, например, была ли произведена оплата за покупку. Затем система начинает ориентироваться в типах продуктов, анализируя их внешний вид и цвет и сопоставляя эти параметры с ценниками.
В ходе тестирования в нескольких магазинах мы обнаружили, что такая система оказывается гораздо более эффективной, чем использование человеческого ресурса, например охраны. Это обеспечивает снижение потерь на кассах самообслуживания, что, безусловно, является важным преимуществом.
— Какова специфика импортозамещения в Татарстане?
— ИТ-сфера в Татарстане развита: много игроков, высокая конкуренция. Это поддерживает всех в тонусе. Заказчики стараются выбирать местных поставщиков ИТ-услуг для того, чтобы налоги оставались в республике. Большую роль играет локализация ИТ-решений, например. Так, например, в начале года велись переговоры с «Яндексом» на предмет обучения «Алисы» татарскому языку. Кроме того, в Татарстане существует большой дата-центр. Все государственные системы и новые государственные инфраструктуры размещаются именно там. ЦОД ИТ-парка используется для разворачивания временной инфраструктуры при проведении масштабных мероприятий.
— В «Базальт СПО» тоже локализуем операционные системы «Альт» на татарский язык, и это откликается у пользователей. На Kazan Digital Week мы представили главе республики «Альт Образование» на татарском языке. Я думаю, что это одна из главных тенденций.
— Да, поддержка языка осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне пользователей. Люди, с которыми я общался, с удовольствием работали бы на операционной системе, которая поддерживает татарский язык. Так что действительно такая тенденция в народе есть.
«ЦОД ИТ-парка парка используется для разворачивания временной инфраструктуры при проведении масштабных мероприятий»
Критерий успешности, когда пользователь может и хочет работать в новой для него ОС
— На какие отрасли приходится наибольшая доля продаж ИТ-услуг?
— На первом месте госсектор, это связано с политикой импортозамещения и с тем, что Татарстан — первый регион, который все министерства и государственные ведомства переводит на российские операционные системы. Также в топ входит ретейл (из-за быстрой отдачи от ИТ-решений для бизнеса) и финансовый сектор. Он в России всегда был в лидерах цифровизации, и Татарстан здесь тоже не отстает.
— Что касается B2B-сегмента, здесь импортозамещение идет довольно тяжело, потому что западные вендоры еще дают о себе знать. Как объяснить B2B-сегменту, что важно переходить на отечественные решения?
— Компании сопоставляют уровень риска и затрат, которые потребуются для того, чтобы перейти на новую операционную систему. Это все еще достаточно трудная задача, так как нужно обследовать инфраструктуру, совместимость приложений. Сложно и самим пользователям: они привыкли 20 лет работать на Windows, а теперь их учат пользоваться Linux. Поэтому очень важно, чтобы пользовательский интерфейс был максимально похож на привычный. Когда будет наработан весь пласт пользовательских приложений, максимально прозрачная и легкая миграция, тогда B2B-клиенты потянутся.
«Критерий успешности миграции очень простой — пользователь может и хочет работать в новой для него ОС»
— Какие критерии к выбору вендора предъявляют заказчики? И что является успешной миграцией?
— Критерий успешности миграции очень простой — пользователь может и хочет работать в новой для него ОС. И не так, что каждый день пишет гневные сообщения в техподдержку, а привычно делает работу и ему удобно. Если заказчик переход не заметил — это идеальный случай. Когда мы осуществляем миграцию, у нас есть критерии скорости перехода пользователя, количество ворк-раундов, которые нужно сделать для того, чтобы все приложения заработали и в конце пользователь мигрировал с удовольствием.
«Сложно и самим пользователям: они привыкли 20 лет работать на Windows, а теперь их учат пользоваться Linux»
Комбинация, которая позволяет подобрать для заказчика лучшие решения
— Вы регулярно общаетесь со своими клиентами и знаете их специфику. Поделитесь опытом: какие нюансы стоит учитывать новым игрокам, которые хотят зайти в регионы?
— Новым игрокам важно уделять внимание созданию репутации и формированию партнерских экосистем с другими вендорами, поскольку совместимость — это важно. Для любой ИТ-компании важен фокус на заказчика и на репутацию. Ключевая задача системного интегратора — восприниматься заказчиками как советчик, независимый и неангажированный, который может действительно помочь выбрать правильное решение. Если ты ориентируешься на потребности клиента, а не на то, что тебе нужно продать и убежать, тогда у тебя будут перспективы на рынке.
— Заказчику надо реализовать импортозамещение в определенном узком сегменте. Как вы ориентируете заказчика относительно его выбора?
— Мы, как системные интеграторы, реализовывали множество разных решений, поэтому в первую очередь опираемся на собственный опыт и показываем заказчику кейсы, как были реализованы аналогичные задачи. Также очень важный инструмент, который помогает сделать выбор, — это классические баттл-карты, которые позволяют визуализировать критерии, важные для заказчика. И конечно же, экспертное сообщество. Мы стараемся держать руку на пульсе и используем опыт других. Эта комбинация позволяет подобрать для заказчика лучшие решения.
«Базальт СПО», разработчик российских операционных систем «Альт», и ICL Techno (ГК ICL), разработчик, производитель и поставщик компьютерной техники, активно сотрудничают с 2020 года и обеспечивают заказчиков полностью импортонезависимой ИТ-инфраструктурой, среди них внедрение решений для государственного сектора, а также для промышленных и торговых предприятий. Совместными усилиями компании реализовали множество крупных проектов, в том числе в рамках национальных программ «Образование» и «Здравоохранение».
Осенью 2023 года компании заключили договор об ОЕМ-партнерстве. В его рамках «Базальт СПО» предоставляет ICL Techno право включать операционные системы «Альт» в состав программно-аппаратных комплексов (ПАК), а также поставлять конечным заказчикам компьютеры с предустановленной ОС «Альт». Статус «ОЕМ-партнер» предполагает сотрудничество вендоров в создании комплексных решений, включающих и софт, и «железо».
17 октября на форуме FINOPOLIS 2024 «Базальт СПО» и ICL Техно представили программно-аппаратный комплекс Bank Digital, предназначенный для комфортной работы сотрудников банков, а также быстрого и надежного обслуживания их клиентов.
robotic process automation — роботизированная автоматизация процессов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.