О круглом столе

Еще при реализации генплана Казани 60-х годов выяснилось, что центр столицы Татарстана — это «дырка от бублика». В борьбе с ветхим фондом, когда людей удалось переселить, появились и проблемы. Новых ЖК долгое время не появлялось, пустыри стояли за высокими заборами. «Хорошо водить гостей в музей, но центр города — это ведь не музей», — говорили градостроители. В 2020 году в Казани появилась концепция развития исторического центра — своего рода универсальный инструмент для властей и застройщиков, и его главная цель — сохранить исторический облик. Пришло время подвести некие итоги и понять, куда дальше двигаться.

За круглым столом на тему «Исторический центр Казани – 2035: для жителей или для туристов?» «БИЗНЕС Online» решил собрать тех, кто имеет непосредственное отношение к облику столицы РТ — проектировщиков, архитекторов, девелоперов, представителей власти, градостроителей, экспертов по коммерческой недвижимости.

В дискуссии приняли участие:

  1. Олеся Балтусова — помощник Раиса РТ,
  2. Алексей Горбунов — директор Института развития города,
  3. Дарья Санникова — директор комитета по развитию туризма Казани,
  4. Елена Стрюкова — полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ (РГУД в РТ),
  5. Степан Новиков — заведующий кафедрой архитектуры и медиаискусства в Институте дизайна и пространственных искусств КФУ,
  6. Анна Маршева — генеральный директор СЗ «Заря»,
  7. Елена Фаттахова — коммерческий директор девелоперской компании «Авторы»,
  8. Руслан Ковалев — генеральный директор СЗ «ТЭКОРЕСУРС».

Promenade — ЖК премиум-класса на озере Кабан: видовые квартиры на новый театр им. Камала

Реклама. ООО «СЗ „ТЭКОРЕСУРС“». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

Модераторами круглого стола выступили руководитель отдела строительства и недвижимости «БИЗНЕС Online» Дмитрий Катаргин и специальный корреспондент газеты Анна Городнова. Традиционно результаты обсуждения мы представляем в формате полной стенограммы.

Олеся Балтусова: «Для меня самым главным моментом все эти годы было то, что на градсовете при главном архитекторе города очень подробно, долго и мучительно каждый проект обсуждается» Олеся Балтусова: «Для меня самым главным моментом все эти годы было то, что на градсовете при главном архитекторе города очень подробно, долго и мучительно каждый проект обсуждается» Фото: Андрей Титов

«Сам застройщик ведь не может мыслить категориями соседних территорий. Это должен делать город»

Модератор: Олеся Александровна, вам слово. Вы со стороны исторической комиссии при Раисе РТ наблюдаете, как Казань менялась на протяжении 10 лет. Как, по-вашему, вернуть жителей в центр и при этом соблюсти баланс между исторической средой и жилой застройкой?

Балтусова: За эти годы произошло действительно многое. В 2026 году будет 10 лет, как создана историческая комиссии при Раисе РТ, но и без нее мы работаем с 2011 года. Тогда у нас были и моменты остановки строительства в центре, пересмотр правил застройки, создание специального регламента и рассмотрение проекта застройки через градостроительный совет при мэре Казани Ильсуре Метшине и президенте Рустаме Минниханове. В целом же после завершения программы расселения из аварийного жилья можно уже говорить практически о 15 годах развития города. Если мы с вами возьмем все построенные ЖК, офисы и гостиницы за это время, мы увидим эволюцию градостроительных решений — от объемно-планировочного решения до архитектурных деталей. Качество архитектуры и строительства у нас сильно изменилось.

Клубные дома «Авторы на Большой»: квартиры с видами на Кремль и воду

Реклама. ООО «Авторы Брокеридж», ООО «СЗ „Девелопер № 2“». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

Я часто езжу по многим крупным городам в России и вижу на контрасте результаты и плоды этой кропотливой работы. В Екатеринбурге, например, нет таких строгих правил застройки как у нас, там она достаточно хаотичная. Где исторический центр успешно развивается так же, как в Казани, — это, скорее всего, Нижний Новгород, других городов больше я не назову.

Для меня самым главным моментом все эти годы было то, что на градсовете при главном архитекторе города очень подробно, долго и мучительно каждый проект обсуждается. Там сидят и застройщик, и заказчик, и архитектор. Иногда сложные проекты и по два, и по четыре раза, некоторые по десять раз показывают, и только потом мы выносим их на комиссию. Кроме того, беспрецедентно, нигде в России такого нет, чтобы в комиссии у главы региона сидели 10 человек архитекторов! Это кроме курирующих чиновников. Архитекторы, градостроители, эксперты по наследию с правом голоса — они также выступают и задают вопросы и могут повлиять на решения. Это очень важно.

— А есть прецеденты, когда архитекторы не соглашаются…

— Да, мы всякое пережили. У нас было очень много сложных строительных решений. Это, по сути, то, что называют ручным управлением. А 4 года назад у нас появился Институт развития города Казани, после того как мы создали Концепцию устойчивого развития исторического поселения Казани и потребовалось грамотно внедрять ее в градостроительные документы.

«Посмотрите на улицу Столбова — как кардинально может поменяться депрессивная территория благодаря в принципе одному объекту, у нас целый микрорайон зажил совершенно другой жизнью!» «Посмотрите на улицу Столбова — как кардинально может поменяться депрессивная территория благодаря в принципе одному объекту, у нас целый микрорайон зажил совершенно другой жизнью!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Модератор: Алексей Павлович, а что город со своей стороны требует по застройке центра? И есть ли у Института свой взгляд на формирование его будущего?

Горбунов: Начну с того, что, когда я увидел тему вашего круглого стола, как истинный патриот нашего города, где я родился и вырос и хочу, чтобы мои дети здесь жили, я так немножко возмутился! Потому что на самом деле за последние несколько лет как раз произошел качественный сдвиг в этом направлении, паровоз тронулся. К примеру, число проектов, рассмотренных управлением архитектуры с 2021 по 2022 год именно в историческом центре, увеличилось на треть. Это значит, что, во-первых, территория уже приобрела свою привлекательность для девелоперов, появился баланс экономики, продаж и стоимости строительства с учетом предъявляемых требований к таким объектам.

Произошел переворот сознания у застройщиков — не девятиэтажку строить с максимально возможными площадями, а искать решения с учетом контекста исторической застройки, благоустройства прилегающей территории, создавая объект, который найдет свое место под солнцем и экономическую модель.
Алексей Горбунов директор Института развития города Казани
Алексей Горбунов директор Института развития города Казани

Посмотрите даже на улицу Столбова — как кардинально может поменяться депрессивная территория благодаря в принципе одному объекту, у нас целый микрорайон зажил совершенно другой жизнью! Появился и экономический эффект в виде налогообложения, и комфорт отдыхающих там горожан.

Сейчас Институт совместно с Управлением архитектуры создает более удобные механизмы для проектирования новых объектов, понятные для проектировщиков и девелоперов. Мы разрабатываем рекомендации на основании жестких регламентов генплана города, проектов зон охраны Кремля и города Казани и правил землепользования и застройки. Также Институтом разрабатываются комплексные градостроительные концепции на отдельные территории, где закладываются основные требования по новому строительству, и готовятся предложения по внесению изменений в нормативные документы. Все это позволяет упорядочить процесс планирования и проектирования в центре города с учетом приоритета сохранения исторической среды.

Посмотрим на центр города. С одной стороны, он у нас очень компактный, с другой — очень неоднородный. Поэтому мы подходим к работе над центром, разбивая его на некие кластеры. Приведу один из ярких примеров — Забулачье — территория от Булака до Железнодорожного вокзала. Сегодня здесь 20% незастроенных территорий. Депрессивная ранее застройка только-только начинает оживать. В перспективе, по предварительным подсчетам, площадь жилья с учетом обеспечения всей необходимой инфраструктурой, социальными объектами, благоустройством и озеленением можно увеличить с 310 до 400 тысяч квадратных метров, а общественно-деловой застройки — с 270 до 350. Это показатели, на которые возможно выйти.

Что касается пустующих территорий, например у озера Кабан, правильное планирование уже сейчас способствует преобразованию бывших промышленных участков в историческом центре, где ранее размещение жилья даже не рассматривалось. Сейчас видно, как из депрессивной локации при должном подходе место превращается в центр притяжения.

Благодаря отлаженной работе команды города при значительной поддержке Раиса РТ Казань отошла от модели, когда инициатива исходила только от девелопера: «Вот мой участок, что хочу, то и строю». Очень важно, что появились прозрачные правила для застройщиков и рекомендации для проектировщиков. А мы, Институт, будем продолжать начатую работу и связывать интересы жителей с требованиями города с учетом инвестиционной привлекательности.

Наша задача — заглянуть в будущее и определить направление развития застройки, которое позволит избежать возникновения потенциальных проблем, создать некий план действий, по которому можно двигаться. Застройщик, как правило, не имеет информации о соседних участках и не владеет полной картиной развития территорий с точки зрения города, поэтому главная задача нашего института — разработка сбалансированных параметров застройки с учетом интересов всех собственников и требований города, чтобы территория жила с прогнозом планирования лет на 50.

Наша работа направлена на разработку документации, которая позволяет наиболее эффективно использовать территорию центра и вдохнуть в него новую жизнь.

— Можно ли говорить, что ваша работа даст свой эффект уже через 10 лет?

— Это будет раньше! Уже сегодня, учитывая количество рассматриваемых проектов, можно утверждать, что девелопер готов инвестировать в определенную территорию. В свою очередь, появление нового объекта невозможно без формирования вокруг него определенной экосистемы, что в свою очередь создает необходимость в решении дополнительных вопросов, таких как строительство школ, благоустройство и так далее.

Степан Новиков: «Мне кажется, пора и в спальных районах развивать архитектуру» Степан Новиков: «Мне кажется, пора и в спальных районах развивать архитектуру» Фото: Андрей Титов

Модератор: Давайте перейдем к архитектуре объектов. Степан Викторович, какое сейчас лицо архитектуры исторического центра, как оно меняется?

Новиков: В Казани, на мой взгляд, сформировался новый уровень современной архитектуры в центре города. Это тот минимум, который должен застройщик и архитектор удовлетворить. Он вырос так же, как свое время благоустройство в Казани. Если говорить об уровне дизайна в России, он достаточно невысокий.

Вспомните, как раньше на потолках везде были «Армстронги», какой-то сайдинг и так далее. Сейчас же задан абсолютно новый уровень, архитектура стала такая фоновая в том смысле, что если в центре Казани мы видим современные объекты из качественных материалов, не сказать, что они какие-то вычурные. У нас глаз на них иногда может даже не остановиться. На мой взгляд, это хорошо, потому что на фоне качественной современной архитектуры более выигрышно смотрятся памятники, которые более богато декорированы и сразу можно отличить исторический объект и современный, но при этом современные объекты не подражают историческим.

— Какой классный жилой комплекс вы бы отметили в центре?

— Мне сложно ответить, они все неплохие. И мне кажется, пора и в спальных районах развивать архитектуру. В соцсетях мне недавно попался снимок со стороны Арского кладбища на Ново-Савиновский район. Я даже не сразу понял, что это Казань! Это просто нагромождение какой-то современной архитектуры, хотя это важная въездная точка в спальный район.

— На снимке было все так плохо?

— Там не было того, о чем мы говорим, — идентичности. В спальных районах эта идентичность тоже должна проявляться, чтобы мы могли видеть современную Казань не только в центре исторического города, но и в современных районах.

Дарья Санникова: «Мы понимаем, что у Казани много конкурентов и мы в тройке лидеров по числу туристов рядом с Москвой и Санкт-Петербургом» Дарья Санникова: «Мы понимаем, что у Казани много конкурентов и мы в тройке лидеров по числу туристов рядом с Москвой и Санкт-Петербургом» Фото: Андрей Титов

Модератор: Хотелось бы еще посмотреть на центр города с точки зрения туриста. Турпоток в прошлом году вырос до 4 миллионов человек. Дарья Александровна, какие отзывы вы получаете?

Санникова: Приведу небольшую статистику. В 2013 году у нас было 112 средств размещения, сейчас — 223. Это очень большой рост по количеству отелей. Казань уже второй раз признана лучшим городом-миллионником России для ведения гостиничного бизнеса. Индустрия развивается и является перспективным направлением с точки зрения инвестиций. Идет также рост по числу туристов. Если в 2013 году у нас было 1,5 миллиона человек, то по итогам года будет более 4 миллионов.

Еще во время Универсиады у нас не было понимания, что такое сервис, гостиницы только-только начали появляться. А если говорить про рестораны, это были в основном московские франшизы. Да и туроператоры работали в основном на выезд, у компаний даже не было отдельного департамента по приему туристов, они не понимали, что это такое и не видели в этом перспективу. Приезжали туристы, покупали чак-чак, магнит, заходили в Казанский кремль на экскурсию, и все на этом. Сейчас же турист стал требовательным, избирательным. Мы понимаем, что у Казани много конкурентов и мы в тройке лидеров по числу туристов рядом с Москвой и Санкт-Петербургом.

Туризм становится одной из важнейших отраслей экономики для многих городов. На туризм тратятся бюджетные средства, создаются креативные идеи, как привлекать туристов из разных уголков России. И начиная с 2005 года мы поставили сверхамбициозную задачу: туризм мы не должны воспринимать не всерьез, и мы этого добились. По итогам прошлого года туристы потратили в Казани 24 миллиарда рублей, это 2% экономики города!

Но туристы для нас — это не только те люди, которые приносят деньги. Гости для нас — это и источник развития самой Казани. Мы строим новые объекты, но они остаются для наших жителей. Туристы влюбляются в наш город и хотят остаться у нас. Турист в будущем становится увлеченным казанцем. Он приобретает то жилье, которое строят наши девелоперы, он входит в те же торговые центры, заходит в уличные магазины, он пользуется стрит-ретейлом и как турист, и как житель. Происходит некая синергия. И, что очень важно, у туризма Казани появилось свое лицо. Мы гастрономическая столица России. Стали появляться рестораны, которые готовят именно татарскую национальную кухню, даже неотатарскую, то есть в новом прочтении. Сейчас мы уже не смотрим на другие города — мы создаем свои бренды, и у Казани появилось свое казанское гостеприимство, которое, я думаю, знают во всем мире.

«Еще одна знаковые улица — Петербургская. 15 назад там стояли брошенные особняки вдоль улицы, и как сейчас там развивается бизнес и идет застройка» «Еще одна знаковая улица — Петербургская. 15 назад там стояли брошенные особняки вдоль улицы — и как сейчас там развивается бизнес и идет застройка» Фото: «БИЗНЕС Online»

Коммерция для жителей и история места

Модератор: Турпоток, так или иначе, затрагивает первые этажи жилых домов и зданий. Любой турист хочет иметь в пешей доступности магазины, ТЦ, рестораны. Вы помните, что предлагала Казань туристу в плане стрит-ретейла, был ли он 10 лет назад?

Стрюкова: Недвижимость — это сервисная тема для бизнеса, по сути, обслуживающая инфраструктура, которая позволяет внутри этой недвижимости быть и развиваться какому-то бизнесу. Архитектура сама по себе существовать не может в отрыве от того, чьи интересы она обслуживает. Поэтому говорить о стрит-ретейле только в контексте туристов или жителей, наверное, смысла особого нет.

Я за то, чтобы центр города Казани был максимально мультиформатным. Сама, как житель исторического центра, я очень остро ощущаю, как тихо становится вечерами. Это достаточно опасная история, хочется, чтобы в центре появлялось и больше жилья, и все сервисы для жителей. Я помню, как лет 15 назад не было даже продуктовых магазинов в центре! А если мы говорим про бизнес здесь, он может существовать и активно развиваться, только если в центре города достаточно плотности населения.

Одна из опций, чтобы вечерняя жизнь в центре Казани была активной, — это появление апарт-отелей. Это альтернатива гостиницам и жилыми комплексами.

Если в центре Казани будут жить люди, тогда будет развиваться и бизнес, который вечерами тоже должен иметь некий приток крови в виде людей. Тогда и жителям будет комфортно — в шаговой доступности будут все необходимые функции.
Елена Стрюкова полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов по РТ
Елена Стрюкова полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов по РТ

— Торговля требует качественных площадей, безусловно.

— Да, но торговля в первую очередь требует высокой плотности людей, а значит, требуется жилье. Мне очень нравится сейчас гулять по центру Казани и замечать, как эти «гнилые зубы», пустые неосвоенные участки исчезают и, несмотря на непростые этапы согласования, появляются новые жилые комплексы, вписанные в достаточно сложные условия. На улице Хади Атласи я недавно любовалась, как чудесно вписался новый жилой комплекс. Мы также ждем «Зарю» на Щербаковском переулке, еще одна знаковая улица — Петербургская. 15 назад там стояли брошенные особняки вдоль улицы — и как сейчас там развивается бизнес и идет застройка.

Анна Маршева: «Если рассматривать пустыри, где кругом нет ничего примечательного, то в таких местах должна появляться особая архитектура»Фото: Андрей Титов

Модератор: Исторический центр у нас все-таки ассоциируется с жильем высокого качества, с премиум-классом. Анна Юрьевна, какие требования к ЖК сейчас предъявляются жителями и что на это предлагают девелоперы?

Маршева: Я соглашусь с предыдущим экспертом, что здоровая городская среда в центре города — это когда там сосуществует коммерческая составляющая, жилье и туристические объекты. Днем центр живет за счет офисных работников, а вечером — за счет жильцов. Тогда это работает максимально эффективно.

Степан Викторович в своем выступлении спросил: а нужны ли знаковые ЖК в центре города? Хороший вопрос. Я согласна, что в некоторых исторических районах, где сохранены памятники архитектуры, нужны только фоновые ЖК. Но если рассматривать пустыри, где кругом нет ничего примечательного, то в таких местах должна появляться особая архитектура. К примеру, территория нашего комплекса «Заря» на пустыре Щербаковского переулка, где начинается проспект Универсиады, — это, по сути, въездные ворота в центр города. А здесь ничего достойного уровню столицы Татарстана нет. Что мы видим по дороге из аэропорта? Хрущевки, частные дома, дачи, заборы — глаз ни за что не цепляется. И в том месте, где мы сейчас реализуем проект, на наш взгляд, как раз должна появиться жемчужина, чтобы в том числе немножко сдвинуть доминанту внимания с «Кловер Хауса». Есть ограничения по высотности, и мы с ними полностью согласны, это прекрасно. Что должно появиться, чтобы место преобразилось? Знаковая архитектура.

— А жителям вообще интересна какая-то историческая изюминка жилого комплекса?

— Да, мы это заметили и создали бренд, который основан на истории этого места и сохраняет привычный для многих казанцев топоним. Территория вокруг ЖК «Заря» представляет большую историческую ценность. Мы тщательно изучили ее, продолжаем погружаться в факты прошлого и сегодня. Сохранить «гений места» — одна из наших задач. До начала прошлого века территория именовалась Первой горой, которую можно найти еще на первом генплане Казани от 1768 года. Неподалеку здесь был также первый общественный парк — сад купца Чемезова, в котором побывал император Павел I c детьми. Уже в современное время на территории нашего будущего ЖК работала кондитерская фабрика «Заря». Ее снесли в 2008 году, и 16 лет место пустовало. Мы даже проводили социологические опросы среди жителей и туристов, некоторые ассоциировали эту территорию с небезопасностью. И мы считаем своей миссией эту важную локацию для города преобразовать, реновируя промышленную зону в центре Казани.

Жителям «Зари», кроме исключительного комфорта, приватности и всех составляющих настоящего премиума, мы предлагаем стать причастными к этой богатой истории. Для популяризации прошлого этого района делаем многое. С октября совместно с сетью клубов по месту жительства «Подросток» реализуем просветительский проект «Историческая подзарядка». Это бесплатные пешеходные экскурсии для школьников с гидом по Первой горе и посещение здешних музеев. Полученные знания дети закрепляют в конце месяца на исторических квизах, получают от нас подарки.

«Мы начинаем реновацию промзоны в центре Казани»: вместо руин здесь появятся общественные пространства, бульвар и ЖК «Заря»

Архитектура — это один из стандартов, на который сейчас смотрят жители. Она должна быть как минимум интересной и точно качественной, в центре города по-другому уже не может быть. Важна также инфраструктура.

Кроме резидентов жилого комплекса, нужно думать и о жителях города, и о туристах в том числе, потому что объект в таком важном месте для города становится знаковым с точки зрения архитектуры, который они захотят посетить.
Анна Маршева генеральный директор СЗ «Заря»
Анна Маршева генеральный директор СЗ «Заря»

Прекрасный пример, который привел Алексей Павлович, — улица Столбова, она стала еще одним местом притяжения и для жителей, и для туристов, и в «Заре» мы хотели бы тоже это реализовать. Только у застройщика там не было в планах сделать именно гастроулицу, это само собой как-то получилось.

Мы же хотим поддержать звание гастростолицы России и сделать в «Заре» общедоступный гастродворик. В том числе там откроем кондитерскую с легендарными десертами фабрики «Заря». Но попробовать те самые торт «Татарстан» и «Птичье молоко», вкус которых знаком с детства, можно уже сегодня. Они представлены в меню ресторана «Вишня золотая», с которой мы запустили коллаборацию.

Также благоустраиваем за счет своей территории бульвар вдоль Щербаковского переулка, создавая новые пешеходные связи, где люди раньше боялись ходить.

Модератор: Руслан Николаевич, хотелось бы поинтересоваться и вашим мнением по поводу сохранения исторической памяти в проектах. Что вы учитываете и с чем не согласны с точки зрения требований к жилью премиум-класса?

Ковалев: Если мы возьмем мировой опыт, все самые престижные и дорогие города — они жестко зарегламентированы. И застройщик в Казани это тоже давно понял, и, что радует, у нас есть состязательность и диалог с властью. Это очень важно, потому что, несмотря на то что с каждым годом регламентов все больше и больше, очень много внимания к центру и к знаковым объектам, все равно у застройщиков и девелоперов есть возможность высказаться, у архитектора — возможность защитить свой проект, а у собственника — так скажем, оставить свои коммерческие интересы. Идет диалог.

Нет такого, что в центре все запрещено. Паровоз идет, и все-таки машинистом в вопросе жилья должен быть бизнес, частная инициатива.
Руслан Ковалев генеральный директор СЗ «ТЭКОРЕСУРС»
Руслан Ковалев генеральный директор СЗ «ТЭКОРЕСУРС»

Один из наших последних ЖК — Promenade на озере Кабан. Изначально концепция архитекторов была совершенно другой, это был архитектурно идентичный, лаконичный проект. А наше желание было сделать его современным и выделяющимся. Состязательность привела к тому, что на комиссии президента был поддержан современный проект, и на тот момент это выглядело достаточно смелым решением.

Что касается стандартов — премиум или бизнес… Вы знаете, это уже такая маркетинговая история, теперь многие идут дальше. Если лет 5 назад многие удивлялись тому, что в ЖК есть камеры видеонаблюдения, то сейчас эти камеры уже у тебя в телефоне и ты можешь наблюдать за домом из любой точки.

Поменялись и сами жители. Благодаря доступной ипотеке пару лет доступность жилья премиум-сегмента повысилась, сюда зашли люди, которые не могли себе раньше позволить дорогое жилье. Меняются с годами и их предпочтения и видение жилья такого класса. Сейчас идет борьба за сервис, уже никого не удивишь красивыми рендерами, лифтами, дизайнерскими лобби. Философия дома, сервис, однородность среды, добрососедство — вот что сейчас премиальность.

«Сейчас доля строящегося жилья бизнес-класса — около 40 процентов. При этом границы класса комфорт, бизнеса и элитного жилья сегодня пока смешаны» «Сейчас доля строящегося жилья бизнес-класса — около 40 процентов. При этом границы класса комфорт-, бизнес- и элитного жилья сегодня пока смешаны» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Что вы вкладываете в понятие «сервис»?

— Например, это услуга валет-паркинг, когда ты можешь отдать свое авто профессиональному парковщику. Или услуги консьержа, регулярная мойка паркинга раз в неделю, прачечная, доставка еды, услуги по сопровождению ребенка в школу и обратно, удобные приложения — это уже должна быть база для девелоперов.

Модератор: А что застройщики должны уже сейчас закладывать в проекты, чтобы оставаться актуальными на 10–20 лет вперед? Какие тренды сейчас есть на рынке?

Фаттахова: Сейчас доля строящегося жилья бизнес-класса — около 40 процентов. При этом границы класса комфорт-, бизнес- и элитного жилья сегодня пока смешаны. Я думаю, в ближайшие 10 лет мы будем наблюдать рост уже не доли, а качества элитного жилья.

Жители центра Казани стали требовательнее. Если раньше появлялся новый дом и клиенты делали свой выбор благодаря местоположению, то сейчас появляется все больше продуктов наполнения этого дома, архитектурные изыски, и каждый застройщик старается наполнить свой проект хорошей базой. Это места общего пользования, дворовая территория, сервисы.
Елена Фаттахова коммерческий директор «Авторы Брокеридж»
Елена Фаттахова коммерческий директор девелоперской компании «Авторы»

Покупатель сейчас вникает в смыслы. Например, в архитектуре нашего проекта «Авторы на Петербургской» нашли свое отражение большие арочные окна на кровле, как в архитектуре соседней Старообрядческой церкви. Такая стилистика поддержит исторический контекст улицы. А в концептуальном плане мы заложили ДНК эстетики, включив различные виды искусства: эксклюзивно созданные музыкальное произведение и парфюмерия, картинная галерея прямо во дворе дома.

Что касается портрета покупателя жилья в центре — таким людям важен комфорт и удобства деловой и культурной жизни. Если посмотреть на туристическую улицу Баумана — там нет составляющей жизни, поэтому она останется лишь туристической локацией. Наш же проект на Петербургской призван найти баланс между драйвом центра города и ощущением спокойствия на территории клубного дома. Петербургская сейчас генерирует большой трафик, в среднем порядка 50 тысяч человек в день. Это и туристы, и деловая публика, которая идет от метро. И наш проект притянет данную аудиторию и будет создавать совершенно другой поток, который разбавит пешеходную улицу. В будущем мы видим здесь популярную городскую локацию, которая продолжит тренд улицы Столбова. На первых этажах появятся бутики, сервисы высокого класса и рестораны.

Модератор: Есть ли какая-то философия наполнения таких коммерческих помещений в премиум-класс?

Стрюкова: При формировании состава арендаторов на первых этажах жилых комплексов застройщики, как правило, исходят из следующих категорий. Первое — это плотность жителей, второе — ценовой сегмент исходя из локации и проекта, третье — это наличие конкурентов. Если дом строится в месте, где вокруг ничего нет, то нужно под коммерцию заложить больше помещений. А если этот проект находится уже в какой-то плотной застройке, с существующей конкуренцией, то делать коммерческих помещений больше 7–10 процентов в традиционном подходе опасно. Сроки реализации будут низкими, ставки будут невысокие.

По самому наполнению и структуре арендаторов можно посмотреть на примере уже формирующихся кластеров на Сибгата Хакима, например. Понятно, что в первую очередь будет потребность в продуктовом магазине, затем — в общепите и в том, что связано с образованием детей и взрослых: языковые и вокальные школы, творческие студии. В стандартном наборе это также могут быть медицинские услуги — стоматология, лаборатория, клиника.

Ковалев: В центре у нас два идентичных проекта и везде разные истории по коммерческим площадям, нет универсального рецепта наполнения. Возьмем наш первый флагманский проект на Щапова, 43. Раз в полгода жильцы устраивают скандалы по поводу работы кафе, им не нравится это соседство. И есть камерный проект «Аристократ» на Хади Атласи, где всего 13 квартир. Люди покупают там квартиры только потому, что там нет ни одного коммерческого помещения. Также и у покупателей в одной семье бывают разногласия. Муж хочет тишины и приходит к нам за квартирой в «Аристократ», а жене, наоборот, хочется движухи, и она рассматривает Promenade на озере Кабан. Поэтому у каждого должен быть выбор.

Маршева: Многое ведь еще зависит от проектирования. Премиальное жилье в первую очередь отличает высокий уровень приватности, и это не зависит от того, где оно строится. Например, в «Заре» у нас общедоступная часть с гастродвориком разместится на первой линии вдоль Щербаковского переулка, а приватная жилая часть — в дальней части жилого комплекса. За счет разделения потоков людей эту проблему как раз можно решить, и это позволит создать новое городское общественное пространство. Нередко жильцы еще недовольны профилизацией бизнеса в коммерческих площадях. Согласитесь, в премиальном ЖК мало приятного соседствовать с алкомаркетами и фастфудом, которые будут генерировать соответствующего уровня трафик. В «Заре» мы учли все эти моменты, поэтому коммерцию не продаем. Все останется в собственности застройщика — как раз для управления этими такими процессами. Только так и никак иначе можно гарантировать жильцам именно тот уровень сервиса и комфорта, который мы заявляем на уровне продаж.

Продолжение следует.