«Все-таки от Бугульмы [до Высокогорского суда] 300 километров. Работать надо, сегодня рабочий день», — объяснял юрист Линара Закирова, почему тот не приехал на судебный процесс. Сегодня суд начал рассматривать иск прокурора Татарстана к главе Бугульминского района: Альберт Суяргулов требует обратить в доход государства недвижимость чиновника, которая записана на родственников Закирова — его маму и двоюродного брата. Прокуратура считает, что они номинальные владельцы, а фактически квартиры принадлежат Закирову, который официально заработал в 3 раза меньше, чем стоит недвижимость. О том, что это за квартиры и как защитник Закирова объяснил высказывание прокурора РТ о люксовых бутиках, — в материале «БИЗНЕС Online».
Линар Закиров
В суд не явился
К громкому процессу — прокурор Татарстана Альберт Суяргулов против мэра Бугульмы Линара Закирова — в Высокогорском районе хорошо подготовились. Несмотря на снегопад, дорога от Казани до Высокогорского райсуда выглядела идеально. А в здании для рассмотрения выделили огромный (и, конечно, самый большой) зал. Все-таки не каждый день в район приезжает такое количество СМИ.
Правда, заполнили зал в основном сами журналисты. Только на первом ряду с самого краю скромно присела завотделом антикоррупционных проверок управления главы РТ по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша. Администрация раиса РТ указана в иске в качестве «третьего лица». Обычно «третьими» лицами привлекают тех, у кого нет каких-то собственных требований к ответчику, но его интересы могут быть затронуты решением суда. Как пояснила Шрша корреспонденту «БИЗНЕС Online», именно управление Марса Бадрутдинова проверяло, соответствуют ли доходы главы Бугульминского района Закирова его расходам. Уже затем материалы поступили в прокуратуру РТ.
Надзорное ведомство в суде представляла прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства по противодействию коррупции Лилия Фаттахова, которая недавно добилась в суде «раскулачивания» Тимура Алибаева и его супруги Лиры Алибаевой. Напротив нее, в другом конце зала, расположился юрист Закирова Роман Скляр. Линара Рустамовича не было.
«Это право стороны — участвовать лично или через представителя, — объяснил Скляр корреспонденту „БИЗНЕС Online“ отсутствие Закирова. — Ну и все-таки от Бугульмы [до Высокогорского района] 300 километров. Работать надо, сегодня рабочий день».
На первом ряду с самого краю скромно присела завотделом антикоррупционных проверок управления главы РТ по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша
Претензии Суяргулова глава Бугульминского района «конечно, не признает», заявил защитник Закирова, но в детали вдаваться не стал: все раскроется в процессе.
Впрочем, тот попросил его закрыть. По словам Скляра, во время рассмотрения дела будут озвучиваться данные по доходам и расходам родственников Закирова, а это налоговая и банковская тайны, поскольку их доходы не публикуются открыто. Плюс, отметил юрист, Закиров раньше работал в МВД, в том числе в угрозыске, в материалах дела есть данные о месте жительства, о семье, а значит, оглашенные здесь сведения могут нести «риски для жизни и здоровья Закирова и его близких». А сейчас Закиров и вовсе как глава района имеет доступ к гостайне, и процесс, по мнению юриста, надо закрыть, чтобы ее не разгласить. Фаттахова ему парировала: вообще-то Закиров как глава района — публичное лицо, на выборной должности и общественность очень интересуется этим иском — значит, надо проводить заседание в открытом режиме. И председательствующий по делу — председатель суда Раис Гаязов — с ней согласился.
Юрист Закирова Роман Скляр попросил закрыть заседание. По словам Скляра, во время рассмотрения дела будут озвучиваться данные по доходам и расходам родственников Закирова, а это налоговая и банковская тайны, потому что их доходы не публикуются открыто
Тогда юрист попросил отложить заседание на другой день, подчеркнув, что не хочет, конечно, затягивать процесс, но все же: ни мать Закирова Фатыма Закирова, ни двоюродный брат Альберт Газизов, которые тоже отвечают по иску прокурора, не пришли. А между тем в иске как раз указано их имущество. Судья и это ходатайство отклонил — они были извещены.
Фаттахова ему парировала: вообще-то Закиров как глава района — публичное лицо, на выборной должности и общественность очень интересуется этим иском — значит, надо проводить заседание в открытом режиме
В чем претензии прокурора
Официально претензии не озвучивались, однако суть иска раскрыли источники «БИЗНЕС Online». Оказывается, управление Бадрутдинова досконально проверило доходы и расходы Закирова за период работы мэром в Бугульме. За 7 лет, с 2014 по 2021 год, судя по декларациям, он заработал 22,2 млн рублей. Его супруга, с которой он в браке с 2016-го, за пять лет заработала 771 тыс. рублей. Да, жена в 2019 году открыла кафе (ИП), но все заработанные деньги тратились на само заведение, т. е. в семью не шли. Займов и кредитов у супругов не было. При этом доходы явно не соответствовали расходам, посчитали проверяющие.
По их версии, Закиров в это время приобрел 6 объектов недвижимости, а за год до назначения в Бугульму обзавелся люксовой иномаркой Infiniti. На все это он потратил не меньше 65,8 млн рублей, посчитали проверяющие. При этом недвижимость номинально записал на маму и брата, чтобы не указывать в своих декларациях, считает в своем иске прокуратура РТ.
Так, в июле 2016 года мать Закирова купила квартиру в 66 «квадратов» и парковочное место в доме на улице Герцена в центре Бугульмы за 2,3 млн рублей, а в августе того же года — квартиру в доме на углу Кремлевской, на улице Кави Наджми, 22, за 16 млн рублей. Через полгода там же, в центре Казани, мать приобрела нежилое помещение за полмиллиона рублей. Причем в двух последних сделках от ее имени участвовал помощник главы Бугульмы по фамилии Кириллов.
Самую крупную покупку Фатыма Нурлагатовна совершила в апреле 2022 года, когда приобрела квартиру в 74 «квадрата» в 36-этажном доме на Шелепихинской набережной в Москве, на берегу Москвы-реки в ЖК «Сердце столицы». Причем, как посчитали в прокуратуре, стоимость квартиры в документах была явно занижена. Так, в договоре купли-продажи указано, что квартиру купили за 17,5 млн рублей. Прокуратура же со ссылкой на экспертное учреждение уверяет: квартира на тот момент стоила не меньше 38 миллионов.
Могла ли мама Закирова сама себе купить все эти квартиры? Прокуратура считает, что нет: единственный доход, который был у Фатымы Нурлагатовны, — это пенсия по старости. За 11 лет, с 2011 по 2021 год, она получила от государства 1,7 млн рублей. По мнению надзорного ведомства, все объекты были номинально записаны на мать, а их фактический владелец — сам Закиров.
Обобщая, Суяргулов в своем иске просит обратить в доход государства 7 объектов
Что нашли у брата
Кроме того, уверена прокуратура, часть своего имущества он записал на двоюродного брата Альберта Газизова — предпринимателя, который ранее возглавлял один из отделов УБЭП МВД по РТ. Так, по версии надзорного ведомства, в 2018 году Газизов за 2,9 млн рублей купил коттедж в 213 «квадратов» с участком в 4 тыс. кв. м в деревне Берлек под Бугульмой. При этом фактически этим домом пользуется сам Закиров, «коммуналку» почему-то оплачивает его помощник по фамилии Журавлев. При этом Газизов в 2015–2017 годах (т. е. за три года до покупки) заработал 1,2 млн рублей (это пенсия) и не мог позволить себе купить такой роскошный дом.
Да и сам Закиров себе такую роскошь на официальную зарплату позволить не мог, считает прокуратура. Как минимум у него в это время были и другие расходы. Например, за год до переезда в Бугульму он купил себе Infiniti FX37 за 2,6 млн рублей. В 2015 году он приобрел недвижимость: купил у местного жителя Дмитрия Беспалова квартиру в 224 кв. м на ул. Мусы Джалиля в Бугульме, правда, всего за 2,9 млн рублей — прокуратура считает, что сумма покупки в договоре занижена почти в 2 раза и реально квартира стоила не меньше 5 млн рублей.
Кроме того, в эти годы Закиров много ездил за рубеж, тратил деньги на отдых, путешествия и бытовые нужды. Со своих карт он оплачивал отели в ОАЭ, США, Сингапуре, Франции, Италии, Китае, Чехии, Финляндии, Германии, Доминикане, Венгрии, Мексике, ЮАР, Вьетнаме, Таиланде, Турции, Армении, Казахстане, Грузии. Но не отелями едиными: тратился Закиров и в люксовых бутиках — Hermes, Burberry, Louis Vuitton, Saint Laurent, Christian Dior, Ralph Lauren, Mercury, магазине люксовых часов Ahmed Seddiqi & Sons. С 2014 по 2022 год, подсчитали проверяющие, он потратил только на дорогие бутики не меньше 35 млн рублей. При этом все задекларированные доходы за это время, повторим, составили 22,2 миллиона.
Обобщая, Суяргулов в своем иске просит обратить в доход государства 7 объектов: квартиру и нежилое помещение на ул. Герцена в Бугульме, квартиру и нежилое помещение в доме на ул. Кави Наджми в центре Казани, квартиру в Москве, коттедж с земельным участком в деревне Берлек под Бугульмой. Все это имущество, по оценкам прокурора, тянет на 60 млн рублей. Но иск может пополниться еще 5 млн рублей: прокуратура просит вызвать в суд Беспалова, который в 2015-м продавал Закирову огромную квартиру всего за 2,9 млн рублей. Если выяснится, что стоимость была занижена, тогда у надзорного ведомства появятся дополнительные вопросы.
Как это все объяснял Закиров
В иске, который поступил в Высокогорский суд, есть и объяснения Закирова. Например, тот рассказал, что квартиру на ул. Герцена действительно покупала его мать. У нее были свои накопления, а часть денег осталась после смерти отца, который при жизни занимался продажей цветмета.
Квартиру в центре Казани действительно помогал маме покупать его помощник Кириллов — Закиров лично его попросил помочь матери, рассказал глава Бугульмы проверяющим. Деньги на нее мать копила, а Закиров добавил 8 млн рублей. Он выручил их за Infiniti FX37, которую в 2015 году продал за 2 млн рублей, а еще — за квартиру на Абсалямова, которую в том же году продал за 6 млн рублей. Эти деньги, по его словам, он хранил в банковской ячейке. Однако, как выяснила прокуратура, свою долю в квартире на Абсалямова, которую Закиров купил еще в браке с первой женой, в 2009 году он переписал на нее. В 2014-м они развелись. В 2015-м эту квартиру купил Кириллов по доверенности от Закирова, и спустя полгода она была продана. Прокуратура считает, что эта сделка была нужна для того, чтобы хоть как-то обосновать «источники происхождения средств».
Коренной бугульминец, откуда родом вся его семья. Юрист, выпускник Казанского юридического института МВД России по РТ. Бывший сотрудник полиции, что, впрочем, довольно громко сказано. Сразу после института устроился экспертом отделения бухгалтерских ревизий межрегионального отделения милиции по линии экспертной криминалистики при МВД по РТ. Проработал не слишком долго — перешел в культурный центр МВД, в группу морально-психологического обеспечения и развития личности служебно-боевой физической подготовки и спорта МВД по РТ. В 2003 году стал начальником культурного центра МВД по РТ. Сыграла свою роль творческая натура Закирова.
Он один из активнейших участников легендарной команды КВН «Четыре татарина», ставшей кузницей кадров для целой плеяды представителей татарстанского истеблишмента. Оттуда же вышел, например, действующий министр спорта РТ Владимир Леонов и бывший министр по делам молодежи и теперь уже бывший замглавы Росмолодежи Дамир Фаттахов. Причем карьеры всех прошли примерно через одни двери. Дамир Ильдусович — также выпускник КЮИ, работал в том же культурном центре МВД, что и Закиров.
После КВН Фаттахов занялся молодежной политикой: сначала на общественных началах в Молпалате при Госсовете РТ, а позже ушел в казанский исполком, где в 2006 году возглавил комитет по делам детей и молодежи. Проработал на этой стезе Фаттахов до 2009 года и ушел на повышение, возглавив Кировский район, а свое место уступил Закирову, чья карьера с «молодежки» также очень быстро пошла в гору.
Уже в 2011 году Линара Рустамовича назначили главой префектуры «Иске шәхәр – Старый город», а уже оттуда в 2014 году, сразу после успешно проведенной «Универсиады», получил предложение, от которого не смог отказаться, — стал главой Бугульминского района и мэром Бугульмы.
Что же касается квартиры в Москве, то, по словам Закирова, ее покупала мама для своего внука — сына Закирова, который поступил учиться в столицу. Откуда у мамы были такие деньги? «Личные сбережения», — отвечал Закиров.
Что касается коттеджа близ Бугульмы, записанного на брата, Закиров уверял, что в покупке он никакого участия не принимал.
«БИЗНЕС Online» предложил Линару Рустамовичу подробно прокомментировать претензии прокурора к нему. «Нет, пока не готов. А зачем? Есть суд, мы свои доводы представим», — сказал Закиров.
Юрист Закирова ответил на слова Суяргулова об «амбассадоре VIP-бутиков», под которым прокурор имел в виду Закирова: «На самом деле эта ситуация несколько надуманная…»
Защита о заграничных поездках Закирова: «Часть являлись служебными»
Впрочем, на сегодняшнем процессе эти данные не озвучили. Процесс был формальным, точнее, предварительным: судья разъяснил, что заседание проводится, чтобы определить, какие обстоятельства имеют значение для дела и какая сторона должна предоставлять доказательства. В антикоррупционных исках, напомнил председательствующий, бремя доказывания ложится на сторону ответчика, т. е. на Закирова, а также его маму и брата. Суд должен будет получить ответ на вопросы: на какие доходы приобретено спорное имущество, отражены ли источники этих доходов и если не отражены, то почему?
Судья попросил юриста Закирова предоставить на следующий процесс сведения о движениях по банковским счетам Закирова, его супруги и детей с разбивкой по годам, а еще договор об открытии банковской ячейки, где якобы хранились деньги с продажи квартиры на Абсалямова. Кроме того, судья согласился с тем, что в процесс надо вызвать продавца квартиры на ул. Мусы Джалиля в Бугульме (ее не просят изъять, но к прокуратуре вопросы по реальной стоимости недвижимости).
Юрист Закирова позицию главы Бугульмы в процессе не объяснял — на этой стадии не требовалось. Лишь, когда просил закрыть заседание, он заявил: «Часть из этих поездок [о которых идет речь в иске прокурора] являются служебными. Да, возможно, там были какие-то иные расходы. Но часть из этих поездок являлись служебными!» На вопрос нашего корреспондента о том, какой же характер носила другая часть поездок, юрист оказался не готов ответить, зато ответил на слова Суяргулова об «амбассадоре VIP-бутиков», под которым прокурор имел в виду Закирова: «На самом деле эта ситуация несколько надуманная…»
При этом юрист Закирова заявил, что прокурор «в нарушение закона» пытается отобрать у матери Закирова «единственное имущество» (речь о квартире на Герцена, где она прописана). «Закон говорит, что если у человека 10 объектов недвижимости, то теоретически можно обратить взыскание на несколько из них. Теоретически — я подчеркиваю. Но на тот объект недвижимости, где он проживает, нельзя обращать взыскание», — заявил юрист в беседе с журналистами.
Рассмотрение иска по существу состоится 10 января.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.