В союзе композиторов Татарстана сменился лидер. Накануне на XV съезде бессменный председатель организации Рашид Калимуллин объявил о своем уходе, новым руководителем избрали 32-летнего дирижера оркестра театра им. Тинчурина Ильяса Камала. Первое интервью после своей отставки композитор дал газете «БИЗНЕС Onlinе», в котором объяснил причину такого решения, вспомнил о своих достижениях и сожалениях, а также поделился мнением, почему Казани нужен свой музыкальный театр.
Рашид Калимуллин: «Я председатель правления союза композиторов России, должен много ездить по стране, воплощать новые проекты, а это требует времени»
«В республике выросли композиторы, которые могут возглавить союз»
— Рашид Фагимович, вы 35 лет руководили союзом композиторов РТ. Почему сейчас приняли решение уйти?
— Я решил уйти сам не потому, что проштрафился или что-то еще. У нас все хорошо — в союзе композиторов РТ кипит активная концертная и творческая жизнь, композиторы пишут музыку, здание отремонтировано, оргтехника новая. Решение покинуть должность я принял по двум причинам. Во-первых, в республике выросли композиторы, которые могут возглавить союз. На самом деле в Казани еще лет пять назад были талантливые авторы, которых можно было рекомендовать на этот пост, но они были молодыми, у них не было авторитета. Я присматривался к потенциальным претендентам, давал видимые и невидимые поручения, смотрел, готовы ли они служить союзу. Это очень важно.
Во-вторых, сейчас у меня очень много работы. Я председатель правления союза композиторов России, должен много ездить по стране, воплощать новые проекты, а это требует времени. Я уже почти 10 лет живу в Москве, но уйти из союза композиторов РТ не мог. Есть примеры, когда руководители региональных союзов уходили и союз разваливался, потому что не было преемника — опытного человека, который бы сохранил сделанное и приумножил его.
«Я всегда пытался логически мыслить, оценивать ситуацию и понимать, что надо сделать в первую очередь»
— Есть мнение, что подобные союзы — пережиток прошлого. Что вы ответите людям, которые так считают, и в чем сегодня состоит миссия союза композиторов?
— Союз композиторов — важнейшее звено в культуре республики и всей страны. Есть отдельно взятые культурные учреждения — театры, консерватории, филармонии, оркестры, но все они в большей степени занимаются собой, реализуют свои планы. Союз композиторов же заинтересован, чтобы все эти институции были успешными. Союз композиторов РТ — живой организм. Мы проводим много детских, хоровых, юбилейных концертов. Резеда Ахиярова пишет оперы и балеты для ТАГТОиБ имени Джалиля. Эльмир Низамов работает с ГАСО РТ, госансамблем песни и танца РТ, преподает в консерватории. Мы хотим, чтобы всем было хорошо, поэтому наши композиторы служат в этих учреждениях или сотрудничают с ними. Я следил за этим и присматривался к молодым коллегам, чтобы остановиться на одном из них и воспитать его.
Рашид Фагимович Калимуллин — российский композитор, народный артист России и Татарстана, председатель правления союза композиторов РФ, член общественного совета при министерстве культуры РФ, лауреат премии союза композиторов России им. Шостаковича (1998), лауреат премии правительства РФ в области культуры (2005), лауреат Госпремии им. Тукая (2007).
Родился в Зеленодольске в 1957 году. Обучался в Нижнекамском музыкальном училище, затем в Казанской госконсерватории и аспирантуре. С 1987 по 1993 год возглавлял кафедру композиции и инструментовки КГК им. Жиганова.
В 1993-м основал международный фестиваль современной музыки «Европа – Азия». В 1995 году создал центр и оркестр при центре современной музыки Софии Губайдулиной. Основал международные фестивали Muz-Transit, «Жемчужины русской и татарской музыки». Автор оперы «Крик кукушки», балетов «Дети Белого солнца» и «Белый лебедь», симфонических и камерных сочинений, хоровых опусов и песен.
С 1989 по 2024 год возглавлял союз композиторов РТ; с 2015 по 2017 год был председателем союза композиторов России; с 2017-го — председатель правления союза композиторов России.
— К вашему преемнику мы еще вернемся, а пока расскажите о ваших главных целях и принципах работы на посту главы союза композиторов РТ.
— Я всегда старался помогать коллегам не только профессионально, но и по-человечески. В 1990-е годы композиторам нужно было выживать. Я договаривался с совхозами, и они привозили в союз картофель, зимнюю одежду и обувь. Все наши авторы приходили с авоськами набирать картошку и носили зеленые пуховики. Также писал несколько писем с просьбой выделить нам рояль. Тот, что остался от советского времени, уже не подходил для записей на компакт-диски: у него потрескивала педаль, еще что-то было не в порядке. На первые два письма министерство культуры не ответило. В третьем я объяснил, что, приобретая один инструмент, мы решаем проблему сразу в нескольких организациях: в союзе будет новый рояль, а предыдущий можно отдать в другое учреждение культуры. В итоге мы его отвезли в музей имени Тукая, и там появилась возможность проводить концерты.
Я всегда пытался логически мыслить, оценивать ситуацию и понимать, что надо сделать в первую очередь. В какой-то период наши композиторы писали в основном для фортепиано. Другие инструменты были не востребованы, в тех же в музыкальных школах для них не было современного репертуара. Я старался работать индивидуально с каждым композитором, спрашивал, какой инструмент ему близок по духу. Чтобы подать пример, я написал партитуру для духовых. Потом Лилия Тагирова создала сочинения для домры, Рустам Зарипов написал сборник для хора, Виталий Харисов — для гитары, Ренат Хакимов — для скрипки, Ильфат Давлетшин — для баяна.
«Союз композиторов — важнейшее звено в культуре республики и всей страны»
Также я объясняю нашим авторам, что не всегда нужно писать за деньги или признание. Помню, однажды пришло письмо сверху с просьбой посвятить молодежной Универсиаде музыкальные произведения. Я сказал это на собрании союза, но никто не вдохновился, потому что не было сказано, что эта работа будет исполнена и оплачена. Да, композиторы тоже должны зарабатывать, многие преподают в школах, колледжах и консерваториях, работают в филармониях и театрах. Например, Ильяс Камал руководит оркестром в театре имени Тинчурина, Радик Салимов работает в госансамбле песни и танца РТ. Но иногда можно просто откликнуться на просьбу, взять и написать музыку. Я для Универсиады создал детский сборник «Казань спортивная». Получились интересные разнохарактерные пьесы, посвященные футболу, хоккею, теннису, лыжам и другим видам спорта, развитым в республике. Ребятам они понравились. Это натолкнуло меня на идею более плотно работать с детьми. В нашей профессии важно не только брать, но и отдавать.
— Именно поэтому вы создали фестиваль «Жемчужины русской и татарской музыки», позволяющий татарстанским композиторам исполняться за рубежом?
— Этот фестиваль появился благодаря поддержке минкультуры РТ и Рустама Минниханова. Я договаривался с зарубежными коллективами о том, чтобы исполнять музыку наших композиторов в лучших залах Европы, Америки, Австралии, Новой Зеландии. Это было впервые в практике союзов композиторов — ни московские, ни петербургские коллеги такими вещами не занимались. В частности, шедевры наших легенд — симфоническая музыка Назиба Жиганова, песни Рустема Яхина, фрагменты балета «Шурале» Фарида Яруллина — звучали в английском зале Royal Festival Hall в исполнении выдающегося оркестра Royal Festival Hall. Подобные вечера были в Германии, Испании, Италии и других странах. Звучало много музыки как ушедших классиков, так и действующих композиторов.
— А что из ваших сочинений прозвучало на этом фестивале?
— Например, в Иерусалиме прозвучала премьера моего виолончельного концерта в исполнении швейцарского виолончелиста Александра Кагановского. Концерт для фортепиано исполняли в берлинском «Концертхаусе». Мне посчастливилось слышать свою музыку в знаменитых залах мира — «Гевандхаузе» (Лейпциг), в залах Барселоны, Рима, Флоренции, Гонконга и многих других. К сожалению, из-за нынешней ситуации «Жемчужины русской и татарской музыки» пока приостановлены.
«Я преподавал и в музыкальной школе, и в колледже, и в консерватории. Около 15 лет заведовал кафедрой композиции. Поэтому мне все это близко, знакомо и я понимаю то, что делаю»
«Вообще, я предпочитаю не сожалеть о несделанном»
— Другой фестиваль союза — «Европа – Азия» — тоже приостановлен или будет проводиться после вашего ухода?
— Надеюсь, что будет. Это один из моих любимых проектов — первый постсоветский фестиваль, где приняли участие более 50 стран. Сейчас мы корректируем географию и будем работать преимущественно с дружественными странами. У нас есть замечательный партнер — Вьетнам. В свое время его президент сам предложил мне проводить этот фестиваль в Ханое и других городах Вьетнама. Я ездил туда, организовал множество концертов. В частности, два года назад в Ханое выступал оркестр войск национальной гвардии РФ. Сейчас новый состав правления вместе с минкультуры РТ продумает новые планы и продолжит работу.
— В одном из интервью в начале года вы рассказывали о разработке нового проекта союза композиторов — «Алифба» по изучению татарского языка. Получилось ли его реализовать?
— Да. Это пособие, помощь в изучении языка через мир музыки. Мы уже подготовили первый сборник. Его составили молодые композиторы союза — Лилия Тагирова, Гульнара Тимербулатова, Алсу Абдуллина, Айгуль Софийская. Сейчас идет процесс шлифовки, и надеемся, что в этом году сборник выйдет, как и много других, которые будут изданы в этом году. Пособие состоит из трех разделов. В первых двух помещены игры, упражнения и считалки на татарском языке, в третьем — несложные песенки. Есть идея второго сборника. Если дело пойдет, мы сможем через минкульт рекомендовать это пособие в детские сады и музыкальные школы по всей стране. Можно сделать подобные сборники и на других языках. Россия богата на национальные культуры. Наш композитор Алсу Абдуллина ездила с мастер-классами на Кавказ, в Адыгею. Там могут заинтересоваться идеей таких музыкальных пособий. Их можно выпустить в Башкортостане, Якутии, Туве и других регионах.
— Вы не преподаете в колледже и консерватории, но много времени уделяете работе с детьми. Считаете это своей миссией?
— Я преподавал и в музыкальной школе, и в колледже, и в консерватории. Около 15 лет заведовал кафедрой композиции. Поэтому мне все это близко, знакомо и я понимаю то, что делаю. Воспитание будущего поколения — важнейшая задача. Поэтому я регулярно провожу встречи, где мы с детьми говорим о музыке. Недавно с оркестром казанского колледжа мы ездили в мое родное Нижнекамское музыкальное училище. Концерт прошел при полном аншлаге. Было много детей, которым я предложил общаться, обмениваться вибрациями. Они уже понимают, что музыка — это не просто то, что красиво звучит, это определенная энергия, которую нужно получить и отдать взамен.
Через музыку я показываю ребятам, что нужно беречь природу. По звучанию мы отгадываем название пьес, посвященных животным и насекомым. Дети с радостью гадают, кто зашифрован в музыке — муравей, волк или зайчик. Параллельно я объясняю, что в лесу нельзя мусорить, обижать наших меньших братьев — они не смогут пойти в больницу и перевязать рану. Важно быть чуткими и аккуратными. Это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Я рассказываю детям, что такое родник, мельница, кузница — многие из них не знают этих слов. И всегда получаю много радостных отзывов. Если наши ребята с детства будут понимать ценность природы и своих близких, заниматься музыкой, живописью, спортом, то мир будет гораздо лучше, а криминала — намного меньше. Я выиграл грант в минкультуры РФ на детские мероприятия и провожу их по всей стране. Для них мною разработано методическое пособие, надеюсь, оно будет полезным для педагогов и детей нашей страны.
«Сейчас я собираю новую коллекцию и понимаю, что действительно моя миссия — быть не только композитором, но и собирателем инструментов»
— Еще одна ваша миссия — собирать редкие музыкальные инструменты.
— Да, я занимаюсь этим давно и профессионально. Одна из моих коллекций сейчас находится в Альметьевске. Я рад, что она не ушла из республики и сейчас является одной из фишек города. Сейчас я собираю новую коллекцию и понимаю, что действительно моя миссия — быть не только композитором, но и собирателем инструментов. Недавно у меня появились шикарные огромные барабаны, с которыми можно проводить праздничные шоу. В Сан-Марино такие проекты успешны и привлекают много туристов. В Казани их можно было бы устраивать в Кремле на выходных и праздниках.
В плане коллекционерства я настоящий охотник: за какими-то инструментами охочусь годами, а какие-то сами меня находят. У меня есть идея открыть музей музыкальных инструментов. В Москве, Петербурге и других регионах России они есть, а в Казани нет. Я собираю инструменты не для того, чтобы прятать их у себя в кабинете. Многие использую при написании музыки, на многих играю и буду рад, если их увидят люди. Коллекционирование инструментов не просто мое хобби, это моя жизнь. И если в Казани появится такой музей, он будет одним из лучших музеев музыкальных инструментов в стране.
— Также в свое время вы открыли в Казани центр современной музыки. Как это произошло?
— В эту затею многие не верили. Тогда было негласное распоряжение не открывать учреждения культуры. Здание, где родилась София Губайдулина, собирались сносить. Об этом вышла статья в «Вечерке». Мэр Казани Камиль Исхаков (1989–2005) вызвал меня и спросил: «Твоя идея?» Я ответил, что, конечно же, нет, но он не поверил и сказал: «Думайте, что можно открыть в этом доме». Я предложил создать центр современной музыки. Сам выбивал поддержку в министерстве труда и основал в центре оркестр, сейчас им руководит Дмитрий Железнов. В последние годы центр стал больше исполнять музыку действующих композиторов, проводить фестивали, композиторскую лабораторию «Синестезия Лаб», которую курирует Роман Пархоменко. Это новый виток развития в истории центра, и я очень ему рад. Нужно давать самовыражаться самым разным композиторам, каждый из них индивидуален и имеет право демонстрировать свой талант.
«Вообще, я предпочитаю не сожалеть о несделанном»
— На посту главы союза композиторов вы осуществили много проектов. А что, на ваш взгляд, не удалось сделать?
— Сложно сказать. При союзе композиторов РТ есть свой коллектив играющих композиторов «Маятник». Мне бы хотелось, чтобы он был более свободен. Если бы «Маятник» поддерживался материально, его музыканты могли бы вести более активную концертную жизнь. Пока они играют в свободное время, которого, увы, очень мало. Ведь многие наши композиторы преподают.
Вообще, я предпочитаю не сожалеть о несделанном. Сейчас у союза композиторов РТ все в порядке. У нас есть свой Дом творчества на Волге, где авторы могут поработать и параллельно поправить здоровье. Наши композиторы получают стипендию на создание произведений, материальную помощь в сложных ситуациях. Хотелось бы также проводить композиторские конкурсы. У нас один раз прошел конкурс имени Жиганова, и потом о нем забыли. Это не очень хорошо: такие вещи подстегивают композиторов, позволяют им слышать музыку авторов из других регионов, оценивать, на каком уровне находятся они сами, понимать, куда двигаться и чем заниматься. Это большой стимул для развития. Музыковеды Маргарита Файзулаева и Рамзия Усеинова пишут книги о композиторах – легендах татарской музыки и действующих авторах.
— А написали ли уже книгу о вас?
— Да, конечно. А еще недавно вышла книга о творчестве Резеды Ахияровой.
«Я считаю, что профессиональный композитор должен уметь все, а что он выберет — дело каждого художника»
Что происходит с татарской оперой и нужен ли музыкальный театр Казани?
— Насколько обширна и многослойна сегодня композиторская школа в РТ? Чем занимаются наши композиторы, в каких жанрах и стилях пишут?
— Выпускники консерватории должны уметь писать все — оперу, балет, музыку для драматического театра, цирка, симфонического оркестра, ансамблей песни и пляски, хора. У нас есть такие авторы — Виталий Харисов, Эльмир Низамов, Елена Шипова, Елена Анисимова, Эльмира Галимова, Ильяс Камал, Ильдар Камалов, Миляуша Хайруллина и другие талантливые ребята. Я тоже попробовал все, и мне близок этот стиль работы. Но многие композиторы выбирают более узкую специализацию — пишут больше хоровых или инструментальных партитур, музыки для детей. Авторы-любители в основном пишут песни, иногда только мелодии, а аранжируют их другие люди. Я считаю, что профессиональный композитор должен уметь все, а что он выберет — дело каждого художника.
— Кто, на ваш взгляд, сегодня топовые композиторы республики?
— Не хотелось бы кого-то выделять. Сегодня в РТ сложилась хорошая, качественная композиторская школа. На конкурсе «Партитура» ярко себя проявила Лилия Исхакова, на том же конкурсе победила Миляуша Хайруллина, а в этом году первую премию завоевал Ильяс Камал. Роман Пархоменко пишет музыку к спектаклям московских театров, получает премии, курирует в Казани композиторскую лабораторию. Ильдар Камалов уехал учиться в знаменитую киномастерскую в Чикаго. Так что Казанская композиторская школа находится в числе лидеров после Москвы и Петербурга. Во многом это заслуга нового ректора консерватории Вадима Дулат-Алеева. Он член нашего союза, способствует активной композиторской практике студентов консерватории. Вадим Робертович создал оркестр, который, в частности, исполняет сочинения молодых авторов и сам дирижирует им. Моя ученица Эльмира Галимова раньше работала в институте культуры, а недавно возглавила институт энциклопедии и параллельно сочиняет музыку. Радик Салимов писал партитуры для московских и казахских театров, спектакль «Снежная королева» с его музыкой больше 30 раз идет перед Новым годом в московском театре «Гжель» и на гастролях.
В союзе композиторов РТ есть люди разных поколений, они работают с разными музыкальными культурами. Я много работал с ингушским фольклором — на его основе написал Первую симфонию и «Симфонические танцы». Миляуша Хайруллина активно использует в своих партитурах татарские темы. Туркменский фольклор претворяет композитор Мердан Бяшимов. Всю эту школу заложил первый ректор консерватории Назиб Жиганов. Он приглашал в Казань Альберта Лемана и других известных педагогов из Москвы и Петербурга.
Но при этом я считаю, что мы не должны зацикливаться только на Казанской консерватории. Миляуша Хайруллина сейчас учится в МГК имени Чайковского, Екатерина Шатрова и Рузия Калимуллина — в Петербургской консерватории. Педагог Шатровой Антон Танонов считает ее одной из лучших студенток. Когда композиторы учатся в разных вузах, это хорошо — идет смешение крови. После обучения они приедут преподавать в Казань и привнесут сюда завоевания Московской, Петербургской консерваторий и других вузов.
«Я считаю, что мы не должны зацикливаться только на Казанской консерватории»
— Хотелось бы обсудить проблемы жанра татарской оперы. Почему из сочинений молодых композиторов мы слышим только «Кави – Сарвар» Хайруллиной и «Кара пулат» Низамова? Есть ли другие образцы или татарская опера переживает кризис?
— Конечно, есть и другие партитуры. Эльмира Галимова, например, недавно написала оперу «Кул Шариф». Я бы не сказал, что опера в РТ переживает кризис, просто все развивается волнообразно. Помню, как меня в 30 лет пригласили написать к юбилею театра имени Джалиля оперу «Крик кукушки». Я тогда только начал преподавать в консерватории и сказал Рауфалю Мухаметзянову: «Мне надо кормить семью». Он дал мне работу, но поставил условие, чтобы я начал сочинять в течение года. Режиссером спектакля назначили Валерия Раку, солистом — Альберта Асадуллина, который прекрасно пел, не боялся крикнуть или похрипеть там, где было нужно. Мы были молоды, полны энтузиазма и решили сделать рок-оперу. За год партитура и постановка были готовы. Наш «Крик кукушки» долгое время шел с аншлагами, давали по пять спектаклей в месяц.
Может быть, скоро опять случится нечто подобное, для этого есть предпосылки. Возможно, старое здание театра имени Камала отдадут под музыкальный театр и появится площадка, где молодые композиторы смогут презентовать свои оперы. Помню, как я в молодости ездил на семинары в Екатеринбург в музыкальный театр, там с нами работал режиссер Кирилл Стрежнев. Пока татарстанские авторы пробуют работать в больших театральных жанрах, наполняют свой багаж. Дай бог, потом все это выплеснется.
«Композитор может обращаться к любому сюжету — русскому, европейскому, американскому»
— А есть ли сегодня вообще татарская опера? Есть мнение, что этого жанра в принципе не существует.
— Татарская опера существует, как и якутская, и башкирская. Ее родоначальник — Жиганов, создавший ряд выдающихся образцов — «Алтынчеч», «Джалиль». В этом же ряду стоит балет Яруллина «Шурале». Действующие композиторы тоже пишут оперы. «Кави – Сарвар» Хайруллиной и «Кара пулат» Низамова просто были исполнены, поэтому они известны.
Но я не считаю, что наши авторы должны писать сочинения только на национальные сюжеты. Например, у меня есть балет «Белый лебедь». Он о современном человеке, о том, что для него важно и ценно в жизни. Или якутский балет «Дети Белого солнца». Композитор может обращаться к любому сюжету — русскому, европейскому, американскому. Часто конкретный спектакль заказывает театр. Мне постоянно поступают заказы, но я не всегда соглашаюсь. Если проект мне не близок или нет времени, я отказываюсь.
— Вы упомянули о новом музыкальном театре, который хотят открыть в Казани. Нужен ли он и действительно ли может стать актуальной площадкой для молодых композиторов?
— В таком городе, как Казань, должно быть несколько музыкальных театров. Это должны быть большие многофункциональные площадки, где может идти и опера, и балет, и мюзикл, звучать симфоническая и хоровая музыка. Что-то по типу нового здания театра имени Камала, где есть несколько сцен. Такие учреждения уже есть в Москве (Большой театр и консерватория), Петербурге (Мариинский театр), Екатеринбурге («Урал Опера Балет»). В Казани должны подхватить эту модель и создать такие институции, знаковые для республики и всей страны. Наша инфраструктура позволяет проводить в городе любые международные, всероссийские и республиканские проекты. У нас есть сильные кадры, а тех, кого еще нет, можем воспитать или направить.
В городе есть проблема с хорошими звукорежиссерами и звукозаписывающей аппаратурой. В БКЗ имени Сайдашева она, например, устарела. Нужно обновлять, чтобы композиторы и коллективы могли делать качественные записи. Например, когда записывается наш оркестр, оборудование и специалистов по звуку приглашают из Москвы. В Казани самая лучшая аппаратура в центре развития детского творчества, который поддержала республика. Таких мест должно быть больше.
То, чего нет, мы должны создавать. Может быть, понадобится еще один концертный зал, это дело времени. Думаю, власти РТ хорошо видят ситуацию и могут предложить оптимальный план культурного развития города. Мне нравится современная площадка «Казань Экспо», там проходят и академические вечера, и концерты поп-музыки, и симпозиумы, и экономические форумы. Проект очень удачный: удобные подъезды, паркинги, рядом аэропорт. В целом в Казани жизнь стала более комфортной для проживания большого числа людей, пригодной для проведения крупных международных форумов. Искренне начинаешь гордиться тем, что родился в Татарстане. Я много езжу по миру, и когда люди узнают, что я из Казани, говорят, что это круто.
«В новом музыкальном театре можно создать экспериментальную композиторскую лабораторию»
— А как оцениваете фестиваль «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»), который в этом году впервые не провели с его основания? Удалось ли ему переформатировать татарскую музыку?
— Я ни разу не был на концертах «Ветра перемен», потому не компетентен в этом вопросе. Насколько я знаю, у организаторов была цель поднять татарскую эстраду на более высокий уровень. Получилось ли — не скажу, но волей-неволей слышишь разные мнения. Надо ли использовать те направления в музыке, которые сейчас почти не используются? Не знаю. Должен быть спрос. Он рождает предложение. Инициатива «Ветра перемен» была спущена сверху. Методика организации этого фестиваля родила спрос, уверен, что на концертах были интересные эксперименты. Но, возможно, если фестиваль продолжится, стоит внести в него какие-то новые краски.
В новом музыкальном театре можно создать экспериментальную композиторскую лабораторию. Считаю, что любой фестиваль должен быть востребован, как казанские музыкальные фестивали Concordia, «Мирас», «Белая сирень», «Рахлинские сезоны». Если спрос падает, нужно создавать что-то новое. Необязательно упразднять — можно переформатировать, добавить что-то новое. Но концепцию важно хорошо продумать.
«Ильяс Камал похож на меня»
— Почему своим преемником вы выбрали именно Ильяса Камала?
— Есть много достойных ребят, но наша профессия очень индивидуальная. Часто композиторы так увлечены своим творчеством, что не видят ничего вокруг, даже будучи членом правления. Я не могу их в этом обвинять, но союзу композиторов РТ нужен другой глава — тот, кто будет двигать его вперед и помогать другим. Ильяс Камал в этом плане похож на меня. Он открыт для общения, всегда готов поддержать коллег. На просьбы Ильяс никогда не говорит нет. Он отвечает: «Давайте я подумаю». И даже если у него нет времени, все равно делает.
Когда возникают технические проблемы с компьютером — сбой музыкальной программы или что-то такое, Ильяс умеет их устранить. Также он много участвовал в моих обучающих проектах для детей. Не все молодые авторы откликались на приглашения, а он находил возможность. Также Ильяс — прекрасный композитор, аранжировщик и виолончелист. Он виртуозно оркеструет музыку ушедших композиторов. Недавно я возил группу молодых авторов на фестиваль в Адыгею. Там Камал красиво аранжировал «Ариетту» Рената Еникеева для виолончели с оркестром и сам ее исполнил. Я всегда говорю своим коллегам: «Ребята, вы должны не только брать, но и отдавать». Ильяс — один из тех, кто делает это очень успешно.
«Каждый новый руководитель должен привносить что-то свое, мы говорили об этом с Ильясом. В частности, ему нравится идея с обменными концертами между творческими союзами»
— Какие задачи сейчас стоят перед новым председателем?
— Во-первых, не разрушить то, что было создано. Во-вторых, каждый новый руководитель должен привносить что-то свое, мы говорили об этом с Ильясом. В частности, ему нравится идея с обменными концертами между творческими союзами. Мы уже начали их проводить. Я как председатель правления союза композиторов РФ договаривался о концертах наших музыкантов в Сибири. Сейчас туда поехали Ильяс Камал, Гульнара Тимербулатова, Алсу Абдуллина. В ответ многие иногородние коллеги хотят приехать с программами в Казань. Такие проекты побуждают композиторов развиваться, писать больше музыки.
Поэтому главная задача нового председателя — помочь коллегам максимально использовать свои творческие возможности. Важно проводить концерты не только в регионах, но и на топовых столичных площадках — в «Зарядье», залах Московской консерватории, зале Капеллы на Дворцовой площади в Петербурге, сотрудничать с ведущими театрами и оркестрами. Композитор не должен писать в стол, его музыка должна звучать. Я всегда старался этого добиться, новый глава союза, надеюсь, продолжит мое дело.
— Вы будете помогать родному союзу?
— Конечно. Я не бросаю союз композиторов РТ. В частности, хочу помочь организовать обменные концерты с Бурятией. Сейчас договариваюсь о проведении музыкального фестиваля на Байкале. Мы уже встречались с главой республики Алексеем Цыденовым, планируется исполнить там сочинения татарских композиторов. Наши авторы сами поедут в Бурятию и сыграют их.
«Председатель правления тоже очень важная должность, и я достойно выполняю свои обязанности»
— Сейчас вы председатель правления союза композиторов России. Не планируете переизбираться на пост главы этого союза?
— А вы считаете, у меня маленькая должность? (Смеется.) Если мне скажут возглавить союз, я его возглавлю. Но у меня самого такой цели нет. Я уже был главой союза композиторов РФ. Когда умер предыдущий председатель Владислав Казенин, мы долго не могли выбрать лидера. Я не горел желанием занять это место, так как ездил по всему миру и у меня все было хорошо. Но в какой-то момент к власти попытались прийти люди, которые могли развалить организацию. Тогда руководители регионов обратились ко мне с просьбой возглавить его. Я знал, что ситуация в союзе была не из лучших, и фактически пришел как кризисный управляющий. В учреждении было очень много долгов и других проблем, но общими усилиями мы все решили. Сейчас союз композиторов РФ входит в состав большого холдинга, у нас есть свои медиа, включая газеты «Культура», «Музыкальная жизнь», «Музыка и время». Мы восстановили доверие и минкультуры, и администрации президента. Председатель правления тоже очень важная должность, и я достойно выполняю свои обязанности.
— Вы третий председатель союза композиторов РТ после Жиганова и Яруллина. Что бы хотели сегодня пожелать родному союзу?
— Я с большим пиететом отношусь к Назибу Жиганову и Мирсаиду Яруллину, тем более я у них учился. У Жиганова — по оркестровке, у Яруллина — по полифонии. Они очень много сделали для союза и культуры нашей республики. Хотелось бы, чтобы союз композиторов продолжал традиции, которые мы сохранили и приумножили. Чтобы здесь кипела творческая и концертная жизнь. Чтобы было понимание, что союз в первую очередь нужен обществу. Что музыка, которую пишут наши композиторы, — это живая энергия, радость жизни, положительные эмоции, без которых не может существовать человек.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.