Сегодня «Рубин» сыграет в чемпионате России против «Акрона» в 16-м туре. Тольяттинцы не только новички РПЛ, но и второй частный клуб в РПЛ после «Краснодара», принадлежащего экс-владельцу сети «Магнит» Сергею Галицкому. «Акрон» тоже молод и принадлежит местному бизнесмену Павлу Морозову, который имеет большие активы в области сбора черного и цветного металла. Сейчас разросся не только его бизнес, но и клуб. О том, как Морозов построил «Акрон», что дало подписание Артема Дзюбы и чем помогают в развитии клуба бывшие тренеры академии «Рубина», — в материале «БИЗНЕС Online».
Павел Морозов (слева) и Артем Дзюба (справа)
Павел Морозов: разбогател на утилизации автомобилей и любит «Челси» Абрамовича
Любой частный клуб тесно связан с фигурой владельца, так что сперва остановимся на ней. В 2000 году Павел Морозов вместе с партнерами создал компанию «Акрон плюс», которая занималась сбором черного и цветного металла. Потом она стала основой холдинга «Акрон», который сейчас и спонсирует клуб. Бизнес развивался и расширялся, Морозов приобретал старые заводы по переработке металла, модернизировал их и перезапускал производство.
В середине 2000-х компания бизнесмена готовилась к выходу на федеральный рынок, но в планы вмешался экономический кризис 2008 года. Как писало информационное агентство «БНК», предприниматель вынужден был искать новые пути развития, и он принял предложение об участии в федеральной программе утилизации вышедшего из эксплуатации автотранспорта и вагонов. Все это переросло в то, что новые LADA отправляли дилерам с АвтоВАЗа в Тольятти, а старые «Жигули» привозили туда же — «Акрону». Тогда же обороты компании Морозова подскочили до 1 млрд в год.
Позже Морозов объединил активы и превратил их в 31 производственное предприятие, 13 лесоперерабатывающих заводов и филиалы в 51 регионе страны, в том числе и Казани. Например, в 2020 году доходы «Акрон Холдинга» оценивались в 60 млрд рублей.
Основатель «Акрона» — бизнесмен Павел Морозов
Финансовые показатели холдинга позволяют вести себя агрессивно на рынке и скупать крупные предприятия не только в Самарской области, но и за ее пределами. Начнем с покупок на родине Морозова. Так, например, в 2022 году Владимир Путин одобрил приобретение 22,5 млн штук обыкновенных акций непубличного акционерного общества «СЭЩ Холдинг», принадлежавшего французской компании «Шнайдер Электрик Индустри АО». Акции отошли к АО «Акрон Индустрия», где гендиректором значился Морозов, а сама компания входит в «Акрон Холдинг». Как писало «Самарское обозрение» тогда, французы хотели выручить за свои активы 1 млрд рублей.
Уже в этом году руководитель компании заявил о планах купить у саудовского холдинга трансформаторный завод в Объединенных Арабских Эмиратах. Как сообщал «Интерфакс», сделка может быть закрыта в III квартале текущего года. Предприятие должно будет выпускать 10 тыс. трансформаторов в год, а запустят его в 2025-м. Интересно, что, несмотря на столь внушительные приобретения, сам Морозов даже не входит в сотню богатейших людей России. Так, его нет, например, в списке Forbes по итогам 2023 года.
Бизнес бизнесом, но откуда любовь к футболу и зачем Морозову вообще клуб? Ответ на этот вопрос дал сам предприниматель в интервью клубной пресс-службе. Так, он сказал, что футбол увлекал его с детства, занимался им с 7 до 14 лет. Время прошло, а любовь осталась. Взрослым он стал посещать матчи ведущих европейских команд.
«Мой любимый клуб — „Челси“ Романа Абрамовича. Поэтому вряд ли удивительно, что в 2011 году я построил небольшой футбольный стадион в поселке Новосемейкино, откуда я родом. В детстве у мальчишек из моего родного поселка не было возможности заниматься в хороших условиях. Именно поэтому я решил создать для детей возможность тренироваться на качественном поле под руководством квалифицированных тренеров — дать шанс заявить о себе, быть физически развитыми и здоровыми. Так при этом стадионе появился и спортивный клуб», — говорил Морозов в интервью.
«Мой любимый клуб — «Челси» Абрамовича»
«Акрона» могло и не быть: как Морозов присматривался к клубам из Прибалтики
В свое время такого клуба, как «Акрон», вообще могло и не быть. В одном из интервью владелец признавался, что раздумывал над покупкой обанкротившегося рижского «Сконто», но приобретать команду не стал из-за большого количества долгов. Потом предприниматель вел переговоры с итальянским футбольным агентом Марко Трабукки о покупке юрмальского «Спартака» примерно за 1,5 млн евро, но «не сошлись буквально в 100 тысячах долларов».
После этого он снова обратил взор на родной край и в 2018-м создал клуб в любительской футбольной лиге под названием «Акрон». В первый же год существования команда стала бронзовым призером в зоне «Приволжье» третьей лиги. Это стало толчком для заявки клуба во второй дивизион. За место там пришлось пободаться с футбольной тольяттинской «Ладой». Все дело в том, что в Тольятти был один стадион «Торпедо», который уже тогда пришел в негодность и не подходил по условиям даже для второй лиги. Местным властям пришлось найти консенсус — команды отправили в разные города. «Акрон» стал выступать в Жигулевске, а «Лада» вообще в Сызрани. В итоге клуб-новодел в первом же сезоне выиграл зону «Урал-Приволжье» и поднялся в ФНЛ. Там команда заняла третье место, в стыковых матчах обыграла «Урал» и вышла в РПЛ.
Так в лиге появилась еще одна частная команда, но обычно бывает, что судьба новичков, тем более молодых, в элитном дивизионе бывает незавидной. Нередко команды сразу вылетают или вовсе не доживают до конца чемпионата из-за финансовых проблем. Можно вспомнить «Тосно», «Москву» и вечно страдающую «Томь». Но «Акрон» и тут ломает стереотипы: сейчас команда идет на 9-м месте в таблице, а в сезон заходила с бюджетом более миллиарда рублей. Несмотря на большую сумму, это не так много для РПЛ.
«Мы в топ-3 снизу по бюджету»
«Источники финансирования — акционеры плюс начисления от лиги. Они идут ежемесячно. „Акрон“ в топ-3 снизу по бюджету. Задача клуба — привлекать внешний капитал: билеты и мерч, а не вливания области. Деньги от лиги пойдут на разные вещи. Конечно, львиная доля — содержание команды. Но любые деньги также пойдут и на улучшение быта команды. Если появятся новые источники дохода, то найдем куда направить», — цитировал Sport24 гендиректора клуба Алексея Власова перед стартом чемпионата.
Если говорить о финансовой составляющей, то футбольный клуб «Акрон» зарегистрирован как автономная некоммерческая организация (АНО). По данным «Контур.Фокуса», создана она была в 2015 году, за 2023-й ее баланс составил 87 млн рублей, выручка — 55 млн рублей, а чистая прибыль — 17 млн рублей. К слову, соседа тольяттинцев «Крылья Советов» оценили в 1,5 млрд рублей. Под брендом «Акрона» существует и футбольная школа, которая зарегистрирована как ООО, ее финансовые показатели таковы: баланс — 22 млн рублей, выручка — 889 тыс. рублей, а чистая прибыль — 10 млн рублей.
«Это хорошо, когда деньги идут не из бюджета»
Работу «Акрона» прокомментировал для «БИЗНЕС Online» экс-президент «Москвы», бывший вице-президент «Локомотива» Юрий Белоус.
«Появление частного профессионального футбольного клуба надо всегда приветствовать. Это хорошо, когда деньги идут не из бюджета, а клуб их зарабатывает сам от продажи как футболистов, так и телеправ. Да, нет своего стадиона для РПЛ, мало болельщиков. Но развитие идет, и его видно. Мне нравится, как работает главный тренер Заур Тедеев и как команда играет. Она не устраивает столпотворение у своей штрафной площади. Хоть и случаются крупные поражения от лидеров чемпионата, зато „Акрон“ обыгрывает своих конкурентов», — отметил собеседник издания.
По мнению Белоуса, команда сможет остаться в РПЛ по итогам этого сезона. Более того, после зимней паузы она сможет показать результаты, которые позволят ей избежать переходных матчей. Он также подчеркнул, что клуб выстроил правильную финансовую стратегию и не вбухивает сотни миллионов рублей на покупку игроков.
«Помните же, чем закончилась история „Анжи“, когда Сулейман Керимов, вложивший чуть не миллиард долларов, просто потерял интерес? — напоминает эксперт. — Он накупил футболистов, платил огромные зарплаты, а максимум, что они завоевали, — это серебряные медали. Но это же не цель, она в планомерном развитии команды, подготовке кадров. Посмотрите, какая империя выстроилась у того же „Краснодара“! Они ведь не сразу покупали футболистов за бешеные деньги, а росли постепенно, шаг за шагом, набили шишек, была масса ошибок, но к сегодняшнему дню они приобрели опыт. Поэтому руководство „Акрона“ все делает правильно и строит команду постепенно».
Стиль владельца «Акрона»: не заходит в раздевалку, хочет видеть атакующую команду
Если с финансовыми вложениями в клуб все понятно, то что насчет вовлеченности Морозова? Здесь можно проводить прямые параллели с Сергеем Галицким: оба сильно вовлечены во все процессы клуба. Но различия все же присутствуют. Морозов, как утверждают источники «БИЗНЕС Online», хоть и всей душой переживает за клуб, но в раздевалки все же не заходит, в работу тренерского состава не встревает. Весь процесс идет через гендиректора клуба Власова и спортивного директора Арама Задояна.
Но о стиле игры команды руководство клуба тоже не забывает — там хотят видеть атакующий футбол. Эта цель распространяется на все команды, которые входят в структуру клуба. Под эти цели позвали и главного тренера основной команды Заура Тедеева, а в «Акроне-2» и Академии футбола им. Коноплева такие задачи решают бывшие тренеры академии «Рубина» Ренат Мифтахов и Игорь Родькин. Первый занимает пост главного тренера во второй команде, а второй находится в аналогичной должности в тольяттинской академии.
От Заура Тедеева и других тренеров «Акрона» просят атакующий футбол
«Основа нашего взаимодействия — это общение, — пояснил Мифтахов в интервью „БИЗНЕС Online“. – Мы встречаемся, разговариваем, проводим собрания. Я специально живу рядом с академией, чтобы была возможность приходить на тренировки и игры. Игроки академии спокойно перемещаются между командами, такое же движение происходит и с основной командой. В этом проблем нет, потому что Игорь Родькин, как главный тренер академии, задает направление, методологию. Со всеми тренерами у нас хороший контакт, и еще весь тренерский состав заточен под то, чтобы игроки росли».
Стоит сказать пару слов и об академии, которая появилась в распоряжении «Акрона» не сразу. Своей собственной в распоряжении у клуба нет, велась речь об оформлении сотрудничества с академией им. Коноплева. Как говорил Морозов в том же интервью клубной пресс-службе, самарские власти долго не соглашались на различные варианты ее передачи бизнесмену. По его словам, все предложения регулярно отвергались, хотя при этом она продолжала загибаться и приносить кадры российскому футболу. А ведь в свое время оттуда, например, вышел Алан Дзагоев. В итоге стороны договорились, в прошлом году предприниматель заявил «Спорт-Экспрессу», что клуб взял академию в концессию на 20 лет. За это время «Акрон» должен улучшить там инфраструктуру.
Если говорить о результатах второй команды, то в этом сезоне она выступала во втором дивизионе группы Б, где также выступали «Рубин» и «Сокол». Тольяттинцы же закончили свое выступление на предпоследнем месте. Однако, как говорит Мифтахов, залезть на самый верх таблицы — это не самоцель. В его задачи входит развитие игроков и подготовка их для главной команды.
«Когда я приходил, то команда была на последнем месте. Но мне никто не ставил задачу, чтобы я залез в пятерку или тройку. Основная задача и цель — развивать футболистов и при этом чтобы стилистика игры была схожа с главной командой. Нужно играть первым номером, прививать инициативу, агрессию, доминирование, прессинг. Все эти цели переносятся и на следующий сезон. Мы понимаем, что хотим выиграть каждый матч, а если всегда побеждать, то и место будет выше. За счет побед растет ментальность», — подчеркнул главный тренер.
Летом состав «Акрона» пополнил экс-игрок «Рубина» Солтмурад Бакаев
Самая имиджевая покупка клуба — Артем Дзюба
После выхода в РПЛ «Акрон» очень сильно изменился — перед стартом сезона команду покинули сразу 13 футболистов. Комплектование команды началось заново. В трансферное окно были взяты защитники из Португалии Паулу Витор и Родригу Эшковал, также бывший полузащитник «Рубина» Солтмурад Бакаев, но главным приобретением стал Артем Дзюба.
Его подписали буквально на флажке трансферного окна. К слову, как признался сам нападающий в резонансном интервью «Матч ТВ», его супруга и дети были против переезда в Тольятти, но он все же решился.
По ходу сезона «Акрон» подписал Артема Дзюбу
«Все остальные были за. Родители, друзья, Слуцкий, Черчесов сказали: прям надо. Валера Климов сказал, что надо. Это тренеры, которых я уважаю и по-дружески, и как профессионалов. Все друзья, все окружение высказалось: „Надо. Если есть цели, надо идти“. Я пришел вроде бы с целью побить рекорды, но так уже сдружился с командой, так понравился мне этот коллектив, и к Зауру Эдуардовичу [Тедееву] такое отношение теплое, что теперь уже появилась определенная ответственность. Хочется команде помочь максимально высоко забраться, чтобы как минимум прописку в РПЛ сохранить», — высказался игрок. Сейчас у него два гола в 7 матчах.
Сейчас Дзюба помогает команде имиджево, приковывая внимание, но и оказывает влияние даже на футболистов второй команды «Акрона». «Артем помогает в воспитании тех игроков, которые попадают из второй команды в главную. Он дает им советы, подсказывает, рекомендует или объясняет, что можно исключить из своей манеры поведения. Помогает им в плане роста и ментальности. Дзюба не может смотреть, чтобы какой-то молодой футболист выходил позже него на тренировку», — говорит Мифтахов.
«Хочется «Акрону» помочь»
У команды все еще нет своего стадиона
Одна из главных проблемных точек «Акрона» — это отсутствие своего стадиона для участия в РПЛ. Тольяттинцы делят поле с самарскими «Крыльями Советов», выступающими на арене «Солидарность». Кроме этого, отсутствие должной инфраструктуры вынуждает команду в перерыве между турами квартироваться в Москве, на базе в Новогорске. Что касается второй команды, то она выступает и готовится в Жигулевске, близ Тольятти.
Когда ждать новую свою арену? Вопрос точно не ближайших дней и месяцев. Сам Морозов в интервью «Матч ТВ» говорил, что клуб планирует снести стадион «Торпедо» в Тольятти и построить новый, который будет рассчитан на 14 тыс. зрителей. Но на реализацию проекта нужны средства, не спешат помогать и власти региона.
«Акрон» делит «Солидарность Арену» с «Крыльями Советов»
«Пока нечего обсуждать. Когда будем готовы анонсировать, мы это сделаем. Мы хотим строить стадион, но есть нюансы. Есть проморолик в интернете, который кто‑то опубликовал. Наша идея была в том, чтобы полностью снести старый стадион „Торпедо“ и на его месте построить новый. Но есть загвоздки», — акцентировал внимание владелец клуба.
Не стоит забывать и о противостоянии с «Крыльями Советов», медленно, но верно это становится хорошим региональным дерби, наверняка самарцы ревностно относятся к такому быстро растущему соседу, тем более частному. Все это происходит на фоне того, что самарцам собираются урезать финансирование из-за больших трат. Но как подчеркнул Белоус, «Акрону» все же надо еще подтянуться, например, в плане наработки фан-базы, все-таки «Крылья» — клуб с почти 100-летней историей.
«В перспективе может случиться, что „Акрон“ вытеснит „Крылья“, как „Краснодар“ потеснил „Кубань“. Ведь бюджетные команды должны вытесняться частными. А бюджетные деньги нужно тратить на детско-юношеский спорт, материально-техническую базу, академии, рост и интерес к футболу. Сам по себе он носит социальный характер, но не за счет профессионального футбола, который сам по себе представляет индустрию развлечения. Должны ходить болельщики, которых „Акрону“ не хватает. А они завоевываются несколькими путями: первое — привлекательная модель игры, второе — работа с болельщиками, которых надо привлекать на стадион. В этом плане нужно активно работать, а не так, чтобы, как на игру „Химок“, приходили 300 человек. И третье — это победы, потому что болельщики их любят», — резюмировал собеседник издания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.