НЕСОВЕРШЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ
– Наталья Николаевна, что подтолкнуло компанию «Татэнергосбыт» взяться за разработку этого, скажем прямо, революционного документа?
– Несовершенство существующего законодательства. Исполнитель коммунальных услуг сегодня фактически ни перед кем не несет ответственности. И сегодня все наши действия натыкаются на то, что наше законодательство не позволяет нам реально работать. Например, начинаем работать с дебиторской задолженностью одной из управляющих компаний. В ходе работы получаем судебное решение, и выясняется, что эта УК не в состоянии заплатить долги. Потому что эта управляющая компания недоначисляет жителям внутри дома за потребленные услуги.
– Как это получается, что УК фактически выставляет меньшие счета, чем полагается? Почему так происходит?
– УК ссылаются на некие административные ограничения и, дабы не вызывать недовольство у населения, начисляют ОДН по нормативу – 7 кВт/час на человека, не учитывая при этом реального потребления дома. Сейчас жилищники отговариваются тем, что доначислить уже не могут, прокуратура не позволит. Но это неправильно, жители же видят свое потребление! Мы же со своей стороны не можем повлиять на управляющую компанию, чтобы она доначислила эту сумму.
Поэтому и возникла необходимость в правовом механизме правильности начислений, четкая ответственность официальных лиц и социальная ответственность граждан. И именно поэтому мы предлагаем включить в Административный кодекс специальную главу «Административные правонарушения в сфере энергоснабжения».
– То есть вся проблема в неправильности начислений?
– Пожалуй, самыми проблемными в этой сфере являются вопросы неплатежей за потребленные коммунальные ресурсы, а также многочисленные нарушения в деятельности управляющих компаний.
– А в чем, по-вашему, причина возникновения таких долгов?
– Причин несколько. Некоторые управляющие компании просто используют часть средств, поступающих от населения, в предпринимательских целях, а не на оплату за потребленные ресурсы. То есть, делают свой бизнес. Иногда не перечисляют вовремя средства, таким образом, фактически кредитуясь за счет поставщиков ресурсов. Другая причина – неудовлетворительная работа по взысканию денежных средств с населения. Управляющие компании в таких ситуациях просто разводят руками – «ну не оплатили, а что мы должны делать»? Еще один момент – это частая смена управляющих компаний и их ликвидация. Порой в качестве УК выступают так называемые фирмы однодневки, которые, собрав деньги с собственников, фактически пропадают, и по их долгам никто не отвечает: ни собственники жилья, ни учредители УК, ни администрация УК, так как формально это наёмные служащие.
Или получается как: УК обанкротилась, денег на ее счетах нет. Куда они делись? Неизвестно. А население, даже те, кто являлся добросовестным плательщиком, просто в таких ситуациях перестает платить. А зачем? Вдруг «прокатит»? Ведь пока идут суды, пока компания в процедуре банкротства, можно и не оплачивать счета, ведь неизвестно, чем все завершиться – так рассуждают некоторые потребители. И закон практически никак не регулирует все эти моменты. То есть на сегодняшний день исполнитель коммунальных услуг фактически не несет ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед ресурсоснабжающей организацией.
КАК СДЕЛАТЬ УК ПРОЗРАЧНЫМИ
- Но как быть в такой ситуации, когда исправно оплачивающий счета житель вдруг узнает, что его управляющая компания, оказывается, недоплатила, скажем, за электроэнергию, за которую он-то оплатил полностью?
– И это еще один важный момент. Здесь речь идет о закрытости управляющих компаний. Существующие стандарты раскрытия информации должны быть пересмотрены, сейчас они не дают полной картины. Вот вам, как жителю, интересно знать: какой объем электроэнергии поступил в дом, как он распределился, и как он оплачен вами и управляющей компанией? А этой цепочки в стандартах нет! Стандарт раскрытия информации такой минимальный, что в принципе никого не пугает. И получается, что информацией мы в полной мере не обладаем: мы не знаем, сколько средств, допустим, за июль получила наша управляющая компания, как она эти средства раскидала, по каким статьям. В нашей концепции мы предлагаем расширить стандарты раскрытия информации. Вплоть до того, чтобы люди могли в режиме реального времени смотреть: такого-то числа УК наняла такую-то подрядную организацию на такие-то работы, и заплатила за них столько-то. Пока же законодатель не требует такого уровня прозрачности жилищных организаций.
– А каким образом эти неплатежи могут сказаться на поставках электроэнергии?
– Все это негативно сказывается на состоянии энергетического комплекса и, в конечном счете, отражается и на самих потребителях. Татэнергосбыт должен платить всем, мы та организация, которая собирает деньги и распределяет их по инстанциям. Мы должны оплатить Сетевой компании за доставку электроэнергии, в конце концов, мы ее покупаем на оптовом рынке. А если не предпринять необходимые меры сейчас, то может случиться так, что просто не окажется достаточных средств на покупку электроэнергии на оптовом рынке!
ИСПОЛНИТЕЛИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СВОЮ СРО
– В концепции одним из способов контроля за деятельностью управляющих компаний предлагается создание СРО и увеличения уставного капитала УК. Полагаете, что это сможет повысить ответственность исполнителя коммунальных услуг?
– Законопроектом предусмотрено, что все УК должны быть членами СРО, в одно СРО должно входить не менее 100 управляющих компаний, которые для вступления в организацию должны внести взнос не менее 100 тысяч рублей. А также предоставить договор страхования на сумму не менее 500 тысяч рублей на один многоквартирный дом. В чем здесь смысл: когда мы обсуждали идею СРО, то возник вопрос – а за чей счет они будут создаваться? Опять за счет средств жителей? Нет! Если ты хочешь создать управляющую компанию, войти в этот рынок, ты должен сначала вложиться, иметь стартовый капитал. Ведь если вы, к примеру, планируете открыть свой банк, то входите в этот бизнес со стартовым капиталом. Почему в системе ЖКХ этого не должно быть? Это та самая мера ответственности. Так же, как и солидарная ответственность в СРО. Концепция предполагает такой механизм: если управляющая компания не выполняет своих обязательств, копит долги, то следствием этого должно стать исключение из СРО, и, как результат, отстранение от деятельности самой компании. Поэтому мы полагаем, что необходимо принятие специального закона о создании системы СРО в сфере управления многоквартирными домами. Сейчас же картина такова: единой системы мер, направленных на обеспечение надлежащего исполнения обязательств в системе ЖКХ и имеющих обязательное для УК значение, не существует.
– Как вы планируете дальше продвигать концепцию? На каком уровне она должна быть реализована?
– Мы полагаем, что она ляжет в основу разработки проектов изменения в законодательстве. В сентябре планируем провести общественное обсуждение концепции, собрать всех заинтересованных лиц под эгидой КФУ. Предполагаем пригласить представителей управляющих компаний, общественных организаций, законотворческих деятелей. И далее предложим ее на рассмотрение в Госсовет РТ и Госдуму РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.